Урок гражданственности в 1 классе по теме Что такое хорошо, что такое плохо


УРОК ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ В 1 КЛАССЕ
ТЕМА: Что такое хорошо и что такое плохо?
Цели: Раскрыть перед учащимися понятия "плохо" и "хорошо". Развивать словарный запас у учащихся, формировать умение налаживать контакт с окружающими. Воспитывать положительные черты характера: доброту, терпение, вежливость.
Оборудование: кружочки красного и черного цвета, телевизор, нетбук.
Ход урока
I. Оргмомент.
Хнычет без усталости
Из-за каждой малости.
Может, девочка больна?
Нет, вполне здорова.
Отгадайте, кто она?
Ну, конечно, рева.
 
       Утром возле скверика
Встретил я ВалерикаГрязного, сердитого
Лохматого, немытого!
Чуть не умер я от страха!
Вот попался мне неряха.
 
        - Я у Нади попросила:
- Дай мне куклу поиграть?
Но она  не разрешила:
- Кукла очень хочет спать!
Всем понятна вам, ребята,
Отговорка Надина
Кукла тут не виновата
Просто Надя жадина.
- Ребята изобразите Надю – жадину, реву.
А сейчас потренируем эмоции.
 Игра- разминка «Потренируем эмоции»:
         Дети изображают разные эмоции: грусть, обиду, радость, злость,  удивление, испуг…
ІІ. Сообщение темы и целей урока.
- Покажите мне свои лучистые, добрые глаза. Какие они у вас красивые! Посмотрев на вас, легко и радостно забилось мое сердце.
-Ответьте, пожалуйста, когда человеку бывает хорошо?
-А всегда ли у нас бывает хорошее настроение? А плохое?
- Вот и сегодня мы с вами поведём наш разговор на тему: "Что такое хорошо?" и "Что такое плохо?"
- А мы вместе с вами попробуем разобраться, какие плохие поступки встречаются нам в жизни, а какие хорошие.
ІІІ. Работа по теме урока.
1. Беседа- Что значит “хорошо”? Как вы понимаете значение слова “хорошо”? - Как понимаете значение “плохо”? Растолкуйте.- А какое еще мы знаем слово очень близкое к слову “хорошо”,?  (“добро”).- А со словом “плохо”? (“зло”)- Закройте глаза и представьте, как выглядит добро и как зло?- Каким представилось “добро”, какой вы увидели цвет?
У добра У зла
Чистые, красивые, яркие, теплые цвета. Темные, черные, грязные, холодные.
- Давайте поиграем в ассоциации с этими словами.
“ДОБРО” “ЗЛО”
Нежность;Забота;Внимание;Ласка;Верность;Радость;Дружба;Свет;Любовь;Сочувствие, чуткость, отзывчивость и т.д.Предательство;Зависть;Злоречие;Жадность;Ложь;Месть;Эгоизм.
- Как ведут себя добрые люди?- А как ведут себя злые люди?- Как вы думаете, каким лучше быть: добрым или злым?- В жизни каждого человека бывают случаи, когда в него вселяются “драконы”: гнев, обида, агрессивность, зависть. Эти чувства набрасываются на нас и держат в цепких лапах. Человек становится злым, сердитым, недовольным, он даже может причинить боль и неприятность другим.
- А вам приходилось когда-нибудь злиться?- А из-за чего вам приходилось злиться?- Когда вы чем-нибудь рассержены, что вам хочется сделать? (Ударить, толкнуть, накричать)- Что вы делаете для того, чтобы не злиться, не сердиться.- Что вы делаете, для того, чтобы “выпустить из себя дракона”. Как вы справляетесь с отрицательными эмоциями?- Давайте посмотрим, что советуют психологи? Как можно избавиться от злости, ни причинив боли, вреда окружающим.
1. Чтобы избавиться от злости, ни причинив боли, вреда окружающим, необходимы физические упражнения. Это дает выход энергии и тем плохим чувствам и мыслям, которые охватили нас. 
2. Так же всю обиду и гнев можно поместить в воздушный шарик, т.е. надуть воздушный шарик злостью, завязать его и представить, как этот шарик исчезает в голубом небе.
- Как еще можно избавиться от злости?
Можно:
Станцевать буйный танец;
Потопать ногами;
Просто рассказать о своих переживаниях.
2.Чтение стихотворений. (Читают дети).
- Иногда люди совершают плохие поступки.
1ученик:
Если с другом разделилТы свои конфеты-Хорошо ты поступил,Каждый скажет это.
2ученик:
Ты узнал чужой секретИ разнёс сейчас же,Это плохо, хуже нет,Это подло даже!
3ученик:
Если подал ты при всехДевочке пальтишко,Ты – культурный человек,Мировой мальчишка!
4ученик:
Если ты, как дикий зверь,Сразу лезешь драться,Недостоин ты, поверь,Человеком зваться!
5ученик:
Если ты пригрел кота,Кормишь птичек в стужу,Это - просто красота,Только так и нужно!
6ученик:
Ты подбил собаке глаз,Бросил кошку в лужу.Будь уверен, в сорок разТы собаки хуже.
7ученик:
Уважай людей вокруг,Старших, младших тоже,И тогда тебя, мой друг,Назовут хорошим.
- Скажите, ребята, а вы какие хорошие поступки совершаете?
- Какие чувства вы испытывали, когда совершали хороший поступок?
- А бывало ли так, что вы поступали плохо?
- Как вы думаете мы с вами должны стараться больше хороших поступков совершать или плохих?
- А почему?
- Конечно, мы должны стараться совершать больше хороших поступков. Потому что добрые, хорошие поступки облагораживают людей. Мир становится богаче, добрее и лучше.
Физминутка.
- Мы - веселые мартышкиМы играем громко слишком.Все ногами топаем,Все руками хлопаем,Надуваем щечки,Скачем на носочках.Дружно прыгнем к потолку,Пальчик поднесем к вискуИ друг другу дажеЯзычки покажем!Шире рот откроем ,Гримасы все состроим.Как скажу я слово три,Все с гримасами замри.Раз, два, три!
3. Просмотр мультфильма «Что такое хорошо и что такое плохо».
Ребята. не только мы с вами размышляем на эту тему, но и все люди на Земле: учителя, ученики, врачи, строители, хлеборобы, писатели. Вот сейчас вашему вниманию я хотела бы предложить посмотреть мультфильм который нам покажет, а как же можно объяснить что такое хорошо и что такое плохо.
4. Составление цветков .А сейчас предлагаю поиграть в игру “Сделай выбор.» Ваша задача оценить поступки и действия с двух позиций – хорошо это или плохо. Хороший поступок – это лепесток от цветка с белой серединкой, а плохой поступок – это лепесток от цветка с чёрной серединкой.
ПЛОХИЕ ХОРОШИЕ
Обидел друга. Защитил слабого.
Порвал книгу. Проведал больного друга.
Поссорился с мамой. Помог другу, маме.
Ударил котенка. Помог перейти дорогу старушке.
Разрушил птичье гнездо. Смастерил кормушку.
Бегал по школе. Помог решить задачу.
Нарисовал на парте.  Почитал книжку младшей сестрёнке.
Не выполнил домашнее задание.  Помог родителям убирать в квартире.
Дал списать.  Полил цветы на клумбе.
Опоздал.  Подклеил порванную книгу.
- Молодцы! И я думаю, что вы будете совершать только добрые, хорошие дела и поступки, чтобы за них никогда не приходилось краснеть ни нам, ни вашим друзьям. Будем стараться быть вежливыми ни на словах, а на деле, стараться быть воспитанными.
- Каких больше поступков мы должны стараться делать? Давайте как мальчик Кроха из стихотворения скажем хором : «Будем делать хорошо, а не будем плохо!»
5. Работа в группах.
- Обсудите в группах ситуации.
1 группа – Ты идёшь гулять на улицу и мама тебе дала твои любимые конфеты. По дороге ты встретил
друга. Как ты поступишь?
2 группа – Твоя подруга Оля поделилась с тобой своим секретом. А тебе очень хочется его рассказать
своей сестре. Что ты будешь делать?
3 группа – Катя и Вова всегда вместе ходят домой. Катя подвернула ногу и ей больно ходить. Что бы вы
сделали на месте Вовы?
4 группа – В класс пришёл новый мальчик. Он очень любит бегать по коридору и дразнить
одноклассников. Что вы будете делать в такой ситуации?
6.Чтение стихотворений.
1ученик:
Если с другом разделилТы свои конфеты-Хорошо ты поступил,Каждый скажет это.
2ученик:
Ты узнал чужой секретИ разнёс сейчас же,Это плохо, хуже нет,Это подло даже!
3ученик:
Если подал ты при всехДевочке пальтишко,Ты – культурный человек,Мировой мальчишка!
4ученик:
Если ты, как дикий зверь,Сразу лезешь драться,Недостоин ты, поверь,Человеком зваться!
5ученик:
Если ты пригрел кота,Кормишь птичек в стужу,Это - просто красота,Только так и нужно!
6ученик:
Ты подбил собаке глаз,Бросил кошку в лужу.Будь уверен, в сорок разТы собаки хуже.
7ученик:
Уважай людей вокруг,Старших, младших тоже,И тогда тебя, мой друг,Назовут хорошим.
IV. Итог урока.
- Не надо скупиться на добрые дела, добрые слова, надо стараться не огорчать людей своим невниманием, а делать так, чтобы людям, которые вас окружают, было приятно, удобно, уютно, комфортно. Никогда не стесняйтесь доброты, как герой стихотворения
А. Барто “Как Вовка стал взрослым”.
Жил в стихах моих когда-тоВовка – добрая душа.А теперь он взрослый малый,Лет двенадцати на вид.И читателей, пожалуй,Взрослый Вовка удивит.С добротой покончил Вовка,Он решил – ему неловко.В зрелом возрасте таком,Быть каким-то добряком.Он краснел при этом слове,Стал стесняться доброты.Он, чтоб выглядеть суровей,Дергал кошек за хвосты.Знайте все, что он недобрый:Злее волка, злее кобры.“Берегись, не то убью!” –Пригрозил он воробью.Целый час ходил с рогаткой,Но расстроился потом:Закопал ее украдкой,В огороде под кустом.Он теперь сидит на крыше,Затаившись, чуть дыша,Лишь бы только не услышать:“Вовка – добрая душа!”Если добрым вырос ты,Злыднем быть не пробуй.Не стесняйся доброты,А стесняйся злобы.
- Никогда не стесняйтесь доброты и добрых, вежливых слов, ведь вежливые, добрые слова сказать нетрудно.
На добрые слова не надо скупиться. Сказать это слово – что дать напиться –Со словом обидным, нельзя торопиться,Чтоб завтра себя самого не стыдиться!