ПРОГРАММА АВТОРСКОГО ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ СЛОВА


СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Методист ВИПКРО _________ШТУЛЬ Е.В. Методист РМК_________Донченко М.И.


ПРОГРАММА
АВТОРСКОГО ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
«КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ СЛОВА,
ИЛИ
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ
5-9 КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»


АВТОР:
ЧАСОВСКИХ И.П., учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №3 г. Петушки Владимирской области
2014 г.
Пояснительная записка
Воспитание чувствительности к слову и его оттенкам – одна из предпосылок гармоничного развития личности. От культуры слова к эмоциональной культуре, от эмоциональной культуры к культуре моральных отношений – таков путь к гармонии знаний и нравственности.
В.А. Сухомлинский
Актуальность проблемы
Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: «Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он думает, говорит, пишет». На протяжении столетий родной язык - фундамент российской культуры, опора российской государственности. От степени прочности этой опоры зависит будущее России.
Язык – важнейшая составляющая понятия «культура». Если мы не умеем пользоваться языком, мы не чувствуем и родной культуры, не являемся русскими, поэтому нам так необходимо сейчас научиться не только любить русский язык и бережно относиться к нему, но и гордиться им.
Общение, то есть языковая коммуникация, начинается с первых минут жизни человека и составляет неотъемлемую характеристику его существования в мире. Именно в общении и посредством общения человек получает знания, учится чувствовать и мыслить. Общение открывает ему культуру и делает возможным его приобщение к ней.
Кризис духовной культуры современного общества отражается в речи говорящих и пишущих на русском языке, в снижении уровня формирования коммуникативной компетенции носителей языка. Массовое косноязычие, сквернословие, нарушение норм речевого поведения, отсутствие четких границ употребления книжной и разговорной лексики, расширение сферы использования жаргонных слов и выражений, изобилие англицизмов и других иноязычных заимствований – картина нашего времени. Наблюдается отсутствие элементарных навыков свободного устного речевого общения, умения строить монологическую речь, организовывать диалог и управлять им.
Многие из нас не обладают хорошо поставленным голосом, не умеют ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, не соблюдают речевую культуру и не развивают умение общаться.
В результате мощной компьютеризации появился современный «интернетовский» жаргон, основанный на сознательном искажении орфографии и пунктуации. В нем упражняются тысячи пользователей. Вряд ли подобное можно считать безобидной языковой игрой, ведь происходит, пусть и в ограниченном информационном пространстве, разрушение языковых устоев.

Конечно, русский грамотный человек совсем не обязательно должен знать назубок все правила русской орфографии и пунктуации, - нужно чувствовать язык, то есть его синтаксический строй, связи между однокоренными словами, владеть достаточно развитым словарным запасом. Можно хорошо знать правила – и делать элементарные ошибки. «Чутье» языка может быть врожденным, но может развиваться и в процессе речевой практики.
Боевики, детективы, кровь и насилие с экранов телевизоров, «прикольные хиты» и «крутые клипы» порождают языковую распущенность, речевой хаос и бессмыслицу. Банальные истины «изрекаем», но это так. Лечить нашу речевую культуру очень трудно. Готовых рецептов нет. Надо бороться, но не установлением табу, а поиском эффективных путей по формированию языковой личности, действенных средств и методов серьезной и грамотной учебно-методической работы по развитию речи, речевой культуры, речевого творчества в школе, в том числе и средствами разработки нетрадиционных авторских факультативных курсов.
Друзья! Наш родной язык – это
Дерево, шелестящее тысячами ветвей,
Корни, уходящие в саму глубь полей,
Лист, звенящий и танцующий в глубине веков,
Цветок, благоухающий сотнями лепестков,
ЧУДО ВЕЛИКОЕ – РУССКИЙ ЯЗЫК!
В. Краско Формирование коммуникативной компетенции учащихся 5-9 классов требует на уроках и на внеклассных занятиях специальной заботы и особых видов учебной деятельности, соответствующих задачам развития общих способностей речи.
Данную актуальную на сегодняшний день проблему можно решить через введение факультативных, элективных курсов специальной направленности. Эти дополнительные курсы имеют большое значение в системе предпрофильной и профильной подготовки учащихся. Содержание такого курса должно, с одной стороны, соответствовать познавательным возможностям учащихся, а с другой – предоставляя ученику возможность опыта работы на уровне повышенных требований, развивать его учебную мотивацию, помогать оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
Цель данного авторского факультативного курса: создать
организационно-педагогические и научно-методические условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся 5-9 классов в процессе урочной и внеурочной работы средствами проектно-исследовательской деятельности.
Задачи программы:
Содействовать интеллектуальному, нравственно-эстетическому и эмоциональному развитию обучающихся через совершенствование их языкового мышления, речевой культуры, детского речевого творчества.
Привить интерес к русскому языку как учебному предмету через проектно-исследовательскую деятельность.
Разбудить в детях речевую чуткость, языковую интуицию, формировать чувство слова через филологический анализ текста.
Овладеть технологическими процессами перевода слова в предложения, предложений – в авторский текст.
Пробудить у детей потребность к самостоятельной творческой работе над познанием родного слова и над своей речью, формировать способность к авторской письменной речи, сочинительству, публичным выступлениям.
Специфика программы
Программа данного факультативного курса построена на дополнении и углублении базового образования и предназначена для обучения учащихся с 5 класса на основе использования авторской проектно-исследовательской технологии «Многоаспектный анализ слова».
Программа выстроена таким образом, что данный факультатив может быть рассчитан как с 5-ого, так и с 6, 7, 8 или 9 класса.
В перспективе учащиеся должны сформировать основы коммуникативной компетенции, научиться соблюдать в практике речевого общения основные нормы современного русского литературного языка, уместно использовать внеязыковые средства общения; уметь осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их; создавать тексты различных стилей и жанров; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Авторский спецкурс призван помочь обучающимся на 2 ступени в достижении общекультурного уровня, научить свободно владеть современными информационно-коммуникационными технологиями.
Содержание авторской программы факультативного спецкурса «КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ СЛОВА, ИЛИ ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» предоставляет широкие возможности для ученика:
расширить знания о языковой системе русского языка;
развивать гибкость и самостоятельность мышления;
участвовать активно в речевой творческой деятельности и получать конкретный результат;
реализовать личностную успешность в учебной деятельности;
приобрести опыт речевого взаимодействия и партнерства;
анализировать чужие и контролировать собственные речевые ошибки;
формировать орфографическую зоркость;
совершенствовать умения и навыки комплексного анализа слова и художественного текста;
учиться чувствовать вкус слова;
получать удовольствие от процесса речевого самовыражения;
приобщиться к научно-исследовательской и проектной деятельности;
подготовиться целенаправленно к сдаче экзамена по русскому языку в форме ГИА и ЕГЭ на третьей ступени обучения.
В ходе реализации программы факультативного курса учитель осуществляет следующие функции:
организует процесс обучения в режиме интенсивного речевого развития;
знакомит и апробирует на практике эффективность разнообразных авторских методик по формированию коммуникативной компетенции обучающихся;
обучает нетрадиционным методическим техникам работы над словом, предложением, текстом;
применяет материал для коллективной и индивидуальной работы в классе и дома, на уроке и вне урока, для устной и письменной работы, как обычное тренировочное упражнение и как форму промежуточного или итогового контроля;
плавно и последовательно готовит учащихся к выполнению научно-исследовательской и проектной деятельности.
отбирает материалы с учетом количества учебных часов и уровня подготовленности учащихся;
повышает интерес к учебным предметам: «Русский язык», «Литература», «МХК».
решает задачи интеллектуального, нравственного, эстетического, эмоционального воспитания и развития учащихся.
Воспитательные задачи курса:
- воспитание учащихся посредством изучения семантики слов (для анализа берутся слова высокого нравственного смысла: «доброта», «мудрость», «честь», «совесть», «счастье», «солнце», «правда», «любовь», «дружба», «верность», «долг», «помощь», «подвиг» и др.;- обучение умению самостоятельно пополнять знания;
- воспитать привычку пользоваться словарями, справочниками, книгой,
справочной литературой.
Лингвистические задачи курса:
- совершенствование лингвистической компетентности (комплексный анализ предусматривает различные виды анализа: орфоэпический, орфографический, фонетический, словообразовательный, морфемный, морфологический этимологический, лексический, синтаксический, слово в тексте);- совершенствовать знания о синтаксисе и пунктуации (при выполнении задания «Грамматическая лесенка»), где необходимо придумать различные виды простых и сложных предложений и построить их схемы;
- совершенствовать умение излагать свои мысли в письменном виде
(при составлении предложений и текстов разных типов);
- пробудить у учащихся потребность к самостоятельной работе над познанием
родного слова (этимология слова, лексическое значение слова, данное слово в произведениях писателей и т.п.);
- раскрыть возможности родного слова, дать представление о слове с
нравственно-этической точки зрения (слово – живое существо);
- увлечь учащихся творчеством, взволновать, растревожить, побудить
их к речевому высказыванию в стихах и прозе.
Слово нами рассматривается комплексно, многоаспектно, в стройной научно-занимательной системе, которую схематично можно представить так:
Грамматическая лесенка
(Лингвистический анализ слова)
Слово в ПРЕДЛОЖЕНИИ и ТЕКСТЕ

Слово в
МОРФЕМИКЕ и
СЛОВООБРАЗОВАНИИ
Слово в МОРФОЛОГИИ

Слово во ФРАЗЕОЛОГИИ

Слово в ЛЕКСИКЕ

Слово в ЭТИМОЛОГИИ

Слово в ОРФОГРАФИИ

Слово в ФОНЕТИКЕ

Слово в ОРФОЭПИИ

Многоаспектный подход к анализу слова подразумевает не только лингвистический, но и художественно-эстетический, литературоведческий и другие виды анализа:
1.Орфоэпический анализ слова.
2.Орфографический анализ слова.
3.Фонетический анализ слова.
4.Лексический анализ.
5.Этимологический анализ слова.
6.Морфемный анализ слова.
7.Морфологический анализ слова.
8.Словообразовательный анализ слова.
9.Слово в словосочетаниях (главное, зависимое слово; вид словосочетаний).
10.Слово в роли разных членов предложения.
11.Цветовое и смысловое оформление звуков в слове.
12.Характер слова и его душа.
13.Слово и образ (ассоциации, символы).
14.Слово во фразеологизмах.
15.Слово в мудрых мыслях, высказываниях философов, деятелей науки и искусства.
16.Слово в устном народном творчестве: пословицах, поговорках, приметах, загадках, прибаутках, небылицах, частушках, песнях и т.д.17.Слово- магнит. «Лексическое поле» слов.
18.Слово и рифма.
19. Слово в «Синтаксической лесенке».
20.Слово в поэзии.
21.Слово прозе.
22.Слово в названии литературных произведений.
23.Слово в названии произведений искусства: музыка, живопись, театральные постановки.
24. Межпредметный подход к слову.
25.Краеведческий подход к слову.
26. Слово в роли художественно-изобразительных средств.
27.Слово в собственном сочинении.28.Анализ, саморецензия на данное сочинение.
29.Слово в стихах собственного сочинения.
30. Комплексный анализ текста с данным словом.
31.Слово в публицистике.
32.Составление синквейнов к данному слову.
Синтаксическая лесенка (19 видов анализа)
18
17
16
15
14
13
12
11
19

4
6
5
9
8
7
10

3

2

1


« Синтаксическая лесенка»
Выполнение заданий по «Синтаксической лесенке» позволяет подготовить учащихся к написанию сочинений разных жанров с технологической точки зрения. Если выбранное для анализа слово произносится с особой интонацией, то оно становится простым предложением, повествовательным, односоставным, назывным, невосклицательным, нераспространенным. Это первая ступенька синтаксической лесенки. Ступеньки «Синтаксической лесенки» выглядят следующим образом (придумываются предложения, в которых есть выбранное для анализа слово):
1.а) Простое, повествовательное, невосклицательное, односоставное, назывное, нераспространенное.
б) простое, повествовательное, восклицательное, односоставное, назывное, нераспространенное.
в) простое, вопросительное, невосклицательное, односоставное, назывное, распространенное
2.а) Простое, повествовательное, невосклицательное, односоставное, назывное, распространенное
б) простое, повествовательное, восклицательное, односоставное, назывное, распространенное
в) простое, вопросительное, невосклицательное, односоставное, назывное, распространенное.
3. Простое, повествовательное, невосклицательное, двусоставное, нераспространенное.
4. Простое, повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространенное.
5.Основные виды односоставных предложений (с примерами): Назывное, определенно-личное, неопределенно-личное, обобщенно-личное, безличное.
6.Предложение с однородными членами (однородные подлежащие, однородные сказуемые, однородные дополнения, однородные определения, однородные обстоятельства).
7.Предложение с обобщающим словом при однородных членах предложения (три вида).
8 Предложение с вводным словом (три случая).
9.Предожение с вводными предложениями
10.Предложение с причастным оборотом (три случая).
11.Предложение с деепричастным оборотом (три случая).
12.Предложение с приложением.
13.Предложение со сравнительным оборотом.
14.Предложениеи с уточняющим членом предложения.
15.Предложения с обособленными определениями (все случаи).
16 Слово в сложносочиненном предложении.
17.Слово в сложноподчиненном предложении.
18.Слово в бессоюзном сложном предложении.
19.Слово в предложении - сложная конструкция.
Основное содержание программы
Орфоэпия как раздел языкознания. Орфоэпические нормы. Трудные случаи произношения. Орфоэпические словари. Роль орфоэпии в формировании лингвистической компетенции.
Фонетика как раздел языкознания. Образование звуков речи и их общая характеристика. Образование гласных звуков речи. Ударные и безударные звуки. Образование согласных звуков речи. Звуки твердые и мягкие. Звуки глухие и звонкие. Сонорные звуки. Фонетическая транскрипция. Фонетический анализ слова.
Орфография как раздел языкознания. Роль грамматических правил в формировании орфографической культуры пишущего. Общее понятие об орфограмме. Основные правила в написании самостоятельных и служебных частей речи. Типы орфографических ошибок. Формирование орфографической зоркости.
Этимология как раздел языкознания. Основные приметы исконно русских, старославянских и заимствованных слов. Типы этимологических словарей. Роль этимологии в формировании орфографической зоркости пишущего. Этимологический анализ слова.
Лексикология как раздел языкознания. Лексическое значение слов. Прямое и переносное значение слова. Однозначные и многозначные слова (полисемия). Лексика с точки зрения употребления. Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектные слова. Неологизмы. Устаревшая лексика: архаизмы и историзмы. Лексика с точки зрения происхождения. Исконно русские слова. Старославянизмы. Заимствованная лексика. Смысловые связи между словами (синонимы, омонимы, антонимы). Словари синонимов, антонимов, омонимов, иностранных слов. Лексика разных стилей и жанров. Лексический анализ слова.
Фразеология как раздел языкознания. Типы фразеологизмов. Фразеологический словарь.
Морфология как раздел языкознания. Части речи как грамматические классы слов. Самостоятельные части речи и их общая характеристика. Имя существительное и его морфологические признаки. Глагол и его морфологические признаки. Имя прилагательное и его морфологические признаки. Наречие как неизменяемая часть речи. Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Имя числительное как часть речи. Разряды числительных. Причастия и деепричастия как особые формы глагола. Служебные части речи и их общая характеристика. Предлоги, союзы, частицы. Морфологический разбор разных частей речи.
Морфемика как раздел языкознания. Корневые морфемы (корни) и служебные морфемы (приставка, суффикс, окончание). Служебные морфемы: словообразующие и формообразующие морфемы. Морфемный разбор слова.
Словообразование как раздел языкознания. Способы образования слов. Словообразовательный разбор. Словообразовательный словарь.
Общее понятие о синтаксисе. Словосочетание. Строение словосочетания (главное и зависимое). Отличие словосочетания от предложения. Виды связи в словосочетании (согласование, управление, примыкание).
Понятие о предложении. Основные виды предложений: по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные), по эмоциональной окраске (восклицательные, невосклицательные), по характеру выражаемого отношения к действительности (утвердительные и отрицательные). Виды предложений по количеству грамматических основ (простые и сложные), по характеру грамматической основы (односоставные и двусоставные). Предложения по наличию второстепенных членов (распространенные и нераспространенные). Предложения по условиям контекста и речевой ситуации (полные и неполные). Виды простых предложений, осложненных различными конструкциями: с однородными членами, с вводными и вставными конструкциями, обращениями, сравнительными оборотами, уточняющими членами предложения, обособленными (определениями, приложениями, обстоятельствами). Виды сложных предложений. Понятие о сложносочиненном предложении. Союзы между частями сложносочиненного предложения. Понятие о сложноподчиненном предложении. Средства связи частей сложноподчиненного предложения: подчинительные союзы (простые и составные), союзные слова (относительные местоимения и местоименные наречия). Основные модели сложноподчиненных предложений: с придаточным определительным, в придаточным изъяснительным, с придаточным обстоятельственным. Модели сложноподчиненных предложений с придаточным обстоятельственным (придаточные места, времени, сравнения, образа действия и степени, цели, условия, причины, следствия и уступки). Сложноподчиненные предложения с соподчинением, последовательным подчинением, сочетание соподчинения и последовательного подчинения в одном предложении.
Понятие бессоюзного сложного предложения. Основные виды смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения. Знаки препинания (запятая, точка с запятой, двоеточие, тире) в БСП.
Сложные синтаксические конструкции с разными видами связи: сочинительной и подчинительной; подчинительной и бессоюзной; сочинительной и бессоюзной; сочинительной, подчинительной и бессоюзной.
Предложения с прямой речью (слова автора перед прямой речью, после неё и внутри прямой речи). ПР внутри авторских слов.
Использование выразительных языковых средств в произведениях художественной литературы (метафора, эпитеты, сравнения и др.).
Риторические фигуры (риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, сравнение, инверсия) как выразительное средство языка.
Понятие текста. Основные признаки текста. Повествование, описание, рассуждение как типы текста. Тема и идея текста.
Стили речи (разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный) и их особенности. Признаки каждого стиля по целям высказывания, по отбору языковых средств, по точности выражения мысли, по сфере употребления, по формам, по жанру. Анализ текстов разговорного, научного, официально-делового, публицистического стилей.
Особенности анализа текста художественного стиля: цель (воздействовать на слушателей), форма (драма, проза, поэзия), жанр (драматические, прозаические, поэтические), применение (в словесно-художественном творчестве), внеязыковые средства (мимика, жесты при выступлении).Примерное планирование

п/п Темы Количество часов
1. Введение. Цель и задачи факультативного курса. Путешествие в слово.
Слово как средство жизнедеятельности человека. Русское слово как способ существования русского национального мышления и русской культуры. 1
2. Слово и образ (ассоциации: музыкальные, зрительные, слуховые, символы абстрактные). Слово и рифма. Работа со словарем символов, словарем рифм. 2
3. Разделы языкознания (лингвистики) и их особенности. 1
4. Орфоэпические нормы. Роль орфоэпии в устной речи. Слово в орфоэпии. 1
5. Слово в фонетике. Фонетический анализ слова. Цветовое и смысловое восприятие звуков речи. 1
6. Орфографические нормы. Слово в орфографии. Работа со словарем «Трудности русского языка». 1
7. Этимология слова. Слово в этимологии Типы этимологических словарей. Практическая работа с этимологическим словарем П.Я. Черных. 1
8. Лексические нормы. Слово в лексикологии. Слово как выразительное средство языка (эпитеты, сравнения, метафоры и др.). Лексическое поле. Практическая работа по нахождению выразительных средств языка в художественном тексте. Работа со словарем эпитетов. 1
9. Слово во фразеологии. Работа с фразеологическим словарем. 1
10. Характеристика лексики русского языка с точки зрения происхождения. Приметы исконно русских, старославянских и иноязычных слов. Работа со словарями. 1
11. Характеристика лексики русского языка с точки зрения употребления. Приметы общеупотребительной, устаревшей и новой лексики. Работа со словарями. 1
12. Синонимы, омонимы, антонимы. Их роль в художественной речи. Работа со словарями синонимов, омонимов, антонимов, паронимов, иноязычных слов. 1
13. Слово в морфологии (слово как грамматический класс). 1
14. Слово под микроскопом, или слово в морфемике. Работа со словарями. 1
15. Слово в словообразовании. Способы образования слов. Работа со словообразовательным словарем. 1
16. Предложения «маленькие» и «большие» (простые и сложные). Слово в структуре предложения простого и сложного. Слово в роли разных членов предложения. 1
17. Текст и его признаки. Цели и виды переработки текста.
Типы речи и их функциональные особенности.
Порождение и понимание текстов разных жанров. Практическая работа по комплексному анализу текста с ключевым словом. Обучение рецензированию. 5
18. Научный стиль. Основные характеристики: жанры, языковые особенности. Практическая работа с текстом.
Официально-деловой стиль. Основные характеристики: жанры, языковые особенности. Практическая работа с текстом. 1
19. Разговорный стиль. Основные характеристики: жанры, языковые особенности. Практическая работа с текстом. 1
20. Публицистический стиль. Основные характеристики: жанры, языковые особенности. Свойства хорошей речи. Этапы подготовки и осуществления публичного выступления. Составление проекта «Моя публичная речь». 1
21. Художественный стиль. Основные характеристики: жанры, языковые особенности. Практическая работа с текстом. Слово и рифма. Практическая работа со словарем рифм. Творческое сочинительство. Проба пера в прозаических и поэтических текстах. 2
22. Практическая работа с текстом. Работа с пособиями («Словарь афоризмов», «В мире мудрых мыслей» и др.) 1
23. Цель и задачи проектно-исследовательской деятельности. Особенность разработки и защиты проекта по технологии «Многоаспектный анализ слова». 6
ИТОГО 34
Список использованной и рекомендуемой литературы
Словари и справочники для учителя и учащихся
1. Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. - М.: Русские словари, 1999.   
Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М., 1987.
3. Аношкина Ж.Г. Словарь омонимичных словоформ русского языка. Москва, 2001.
4. Большой фразеологический словарь русского языка. Значение. Употребление. Культурологический комментарий / Телия В.Н. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2008.
5. Вишнякова О.В. Словарь паронимов русского языка. М., 1984.
6. Горбачевич К.С. Словарь эпитетов русского литературного языка. Л., 1979.
7. Грамматический словарь русского языка: Словоизменение / Зализняк А.А. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2008.
8. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. М., 1980.
9. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. М., 1980.
10. Ожегов С.И. Толковый словарь. М., 1961.
11. Орфографический словарь русского языка / Букчина Б.З., Сазонова И.К., Чельцова Л.К. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2008.
12. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы. Под ред. Р.И. Аванесова. 5-е издание – 1989.
13. Петровский Н.А. Словарь русских личных имен. М., 1980.
14. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и стилистике. М., 1997.
15. Саяхова Л. Г., Хасанова Д. М. Учебный тематический словарь русского языка. «Общество». Уфа, 1977.
16. Саяхова Л. Г., Хасанова Д. М., Морковкин В. В. Тематический словарь русского языка: Ок. 25 000 слов / Под ред. В. В. Морковкина. М., 2000. (Слова сгруппированы по темам: «Человек», «Общество», «Природа» и сопровождаются грамматической характеристикой. Значение и употребление
слов иллюстрируется словосочетаниями).
17. Саяхова Л. Г., Хасанова Д. М. Иллюстрированный тематический словарь русского языка. М., 1989.
18. Семенов А.В. Этимологический словарь русского языка. Серия "Русский язык от А до Я". Издательство «ЮНВЕС». Москва, 2003.
19. Словарь ассоциативных норм русского языка / Под ред. А. А. Леонтьева. М., 1977.
20.Словарь ударений русского языка / Резниченко И.Л. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2008.
21.Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. М.: Просвещение, 1991.
22.Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой, М., Азъ, 1992 г.
23.Толковый словарь В.И.Даля. II изд. 1862-1866, адаптировано, OCR 1998 г.
24. Черных П.Я. . Историко-этимологический словарь современного русского языка. В 2-х томах. Издательство: Русский язык, 1994.
25. Шанский Н.М., Бобровая Т.А. Этимологический словарь русского языка. 1994.
26. Энциклопедический словарь юного филолога. М., 1984.
27. Этимологический словарь Фасмера. Макс Фасмер. Этимологический словарь русского языка. Перевод с немецкого О.Н.Трубачева, с дополнениями. Первое русскоязычное издание 1964–1973; второе – 1986–1987.
Научно-популярная литература для учителя и учащихся
Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. М.: Просвещение, 1988.
Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. М.: Просвещение, 1991.
Гвоздарев Ю.А. Язык есть исповедь народа…М.: Просвещение, 1993.
Виноградов В.В. История слов. Издательство: Институт русского языка РАН, 1999.
Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа: Сборник в 2-х т. Т.2. – М.: Худож. лит., 1984.
Журавлев А.П. Звуки и смысл. М., 1991.
Иванов С.Ф. Введение во храм Слова: Книга для чтения с детьми в школе и дома. М., 1994.
Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. Л., 1990.
Б. В. Казанский. Приключения слов. Издательства: Азбука-классика, Авалонъ, 2007 г.
Милославский И.Г. Как разобрать и собрать слово. М., 1993.
Миронова Т. Необычное путешествие в Древнюю Русь: Грамматика древнерусского языка для детей. М., 1994.
Приложение к наиболее трудным разделам факультативного курса
ТЕОРИЯ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА В ОПОРНЫХ СХЕМАХ-ТАБЛИЦАХ
К занятиям №17-№20
1.ТЕКСТ КАК ЦЕЛОСТНОЕ ЗАКОНЧЕННОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ
наличие темы и основной мысли;
наличие или возможность заголовка;
один или несколько абзацев;
Признаки смысловая связь между предложениями;
текста: определенная последовательность
предложений;
использование языковых средств связи
между предложениями.
Порядок слов впредложенияхОсновные языковые средства
связи между предложениями
в тексте
Повторяющиеся
слова
СОЮЗЫ


Местоимения, наречия
ТАМ; ТОГДА

Близкие по смыслу
слова

Виды связи между предложениями в тексте
Последовательная связь параллельная связь

Описательно –
статический тип речи
Повествовательно –
динамический тип речи

Одинаковый
порядок
слов.
Повтор ключевогослова замена его местоимением

К занятиям №17-№20
2. СИСТЕМАТИЗИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА
ТЕКСТ КАК ОБЪЕКТ ОБУЧЕНИЯ
ТЕКСТ
КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ
ТИПОВОЕ ОПИСАНИЕ, РАССУЖДЕНИЕ, ПОВЕСТВОВАНИЕ
СТИЛИСТИЧЕСКИЙ, РАЗГОВОРНЫЙ, НАУЧНЫЙ,
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ,ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ


КОМПЛЕКСНЫЙ
АНАЛИЗ

ЧАСТИЧНЫЙ
АНАЛИЗ



ПОЛНЫЙ АНАЛИЗ
РАЗБОРЫ:
ФОНЕТИЧЕСКИЙ
СИНТАКСИЧЕСКИЙ
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ
ЛЕКСИЧЕСКИЙ
ПУНКТУАЦИОННЫЙ
ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
АНАЛИЗ СТРОЕНИЯТИПОВОГОФРАГМЕНТА ИТЕКСТА В ЦЕЛОМ:СРЕДСТВА СВЯЗИМЕЖДУПРЕДЛОЖЕНИЯМИ,АБЗАЦАМИ
КОМПОЗИЦИОННО СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ:
ТЕМА, ИДЕЯ,КОМПОЗИЦИЯ

ПОЛНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

К занятиям №17-№20
3.СХЕМА ПО СТИЛИСТИЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ ТЕКСТА
ОСНОВНЫЕ СТИЛИ РЕЧИ (ТЕКСТА)
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ
СТИЛЬ
ПУБЛИЦИСТИ
- ЧЕСКИЙ СТИЛЬ
НАУЧНЫЙ
СТИЛЬ
ОФИЦИАЛЬНО
- ДЕЛОВОЙ
СТИЛЬ
РАЗГОВОРНЫЙ
СТИЛЬ



ПРИЗНАКИ КАЖДОГО СТИЛЯ:

ПО ЦЕЛЯМ ВЫСКАЗЫВАНИЯ,
ПО ОТБОРУ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ,
ПО ТОЧНОСТИ ВЫРАЖЕНИЯ МЫСЛИ,
ПО СФЕРЕ ПРИМЕНЕНИЯ,
ПО ФОРМАМ,
ПО ЖАНРУ

К занятию №21
4. АНАЛИЗ ТЕКСТА ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ
ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ДАННОГО СТИЛЯ

точность
различной
степени
форма-
драма, проза,
поэзия
цель -
воздействие наслушателей припомощи художественных образов
предваритель-
ный отбор
языковых
средств
Это – художественный стиль
(стиль художественной литературы)
признаки
все языковые средства,
характерные для всех
других стилей


внеязыковые
средства
(мимика, жесты, при устном
выступлении)

применение в словесно-
художественном
творчестве жанр –
драматургические,
прозаические,
поэтические,
произведения

К занятию №20
5. АНАЛИЗ ТЕКСТА ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ
ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ДАННОГО СТИЛЯ
предварител-
ный отбор
языковых
средств
цель -
воздействие
на слушателей
и читателей
точность
различной
степени
- нейтральные слова
- высокие и торжественные слова и фразеологизмы
- эмоционально-окрашенные слова
- Морально этические слова и
фразеологизмы
- общественно-политические слова
- несложные синтаксические конструкции
- восклицания и повторы
- частицы и междометия
- риторические вопросы
Это – публицистический стиль
признаки
применение в пропаганде и
агитации

жанр –
выступление,
статья, очерк,
фельетон
внеязыковые
средства
(мимика, жесты -при устном
выступлении)

форма-
монолог
(письменный или устный)

К занятию №18
6. АНАЛИЗ ТЕКСТА НАУЧНОГО СТИЛЯ
ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ДАННОГО СТИЛЯ


предварител-
ный отбор
языковых
средств
цель -
научное
общение
точность
различной
степени
форма-
монолог
- специальные слова (термины)
- специальная фразеология
- слова в прямом значении
- сложные синтаксические
конструкции
- конструкции с обобщающими родовыми наименованиями
- ссылки на источники, цитаты
Это – научный стиль
признаки

внеязыковые
средства
(мимика, жесты, обстановка)
жанр – доклад,
лекция, статья,
монография,
учебник и т.д.

применение внаучных трудахи выступлениях
К занятию №18
7. АНАЛИЗ ТЕКСТА ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОГО СТИЛЯ
ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ДАННОГО СТИЛЯ

предельная
точность
внеязыковых
средств нет
форма -
монолог
цель-
информация
-нейтральные слова
- стандартные выражения
- слова в прямом значении
-развернутые предложения
- составные предложения и союзы
- отглагольные существительные
- специальные слова
(дипломатические, юридические,
общественно-политические)Это официально-деловой стиль
признаки


предварительный
отбор языковых
средств

применение-
переписка
граждан и
учреждений

жанр – устав
кодекс, закон,
акт, протокол,
заявление и т.д.

К занятию №19
8. АНАЛИЗ ТЕКСТА РАЗГОВОРНОГО СТИЛЯ
ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ДАННОГО СТИЛЯ

- нейтральные слова
- слова и фразеологизмы
- просторечные слова
- эмоционально-окрашенные слова
- частицы, междометия
- обобщения, вводные слова
- слова-предложения, неполные предложения; повторы слов
- ослабление синтаксических связей между словами

цель – обычное общение
это разговорный стиль
признаки
форма - диалог
жанр –
выраженного
нет

точность
различной
степени

внеязыковые
средства
(мимика, жесты обстановка)
применение
в обыденной
речи
отсутствует предварительный
отбор языковых средств