конспект урока по русскому языку для 6 класса на тему Имя существительное как часть речи


Конспект урока по русскому языку для 1 класса по теме: «Знакомство с алфавитом» учителя начальных классов ГБОУ «Школа» № 547 г.Москвы Дудановой Г.Ю,
Тема урока: « Знакомство с алфавитом».
Тип урока: «Открытие новых знаний».
Цель урока: познакомить с алфавитом (азбукой) и его ролью в жизни людей; формировать у учащихся умение пользоваться алфавитом.
Задачи урока:
Предметные:
формировать у учащихся понятие – алфавит, правила расположения букв в русском языке;
умения использовать алфавит на практике;
расширить кругозор учащихся;
развивать мышление, речь
Личностные:
создать условия для развития коммуникативных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
формировать способности учащихся к саморазвитию.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
формировать умение формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную задачу, осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;
формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Коммуникативные УУД:
развивать умения работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;
учить высказывать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
учить соблюдению правил работы в парах, учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Познавательные УУД:
создавать условия для овладения начальными сведениями об алфавите и его использование на практике;
учить использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
развивать логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения.
Методы обучения:
Словесный (беседа, диалог)
Практический (опыт)
Наглядный (наблюдение)
Репродуктивный
Исследовательский
Оборудование:
Алфавит на печатной основе
Выставка книг у доски С.Маршака, В.Бианки, М.Пришвин, А.БартоУ каждого ученика карточки с напечатанными фамилиями этих писателей
Орфографические словари (у каждого ученика)
Формы работы:
Фронтальная
Индивидуальная
Самостоятельная
Парная
ХОД УРОКА
Этап урока и его задачи
Деятельность учителя Деятельность учащихся
I этап. Самоопределение к деятельности
- включить учащихся в деятельность,- вызвать положительную эмоциональную направленность;- повышать уровень учебной мотивации. Тяжела для всех наука, Если в школе сон, да скука. Если будет увлеченье, Станет радостным ученье. Я желаю всем добра! Чтоб совместная работа Нам открытие принесла!
Начинаем со словарной работы! Откройте в учебнике страницу орфографического словаря и запишите слова на букву «а», показав перенос.
Ребята, а почему наш словарь начинается со слов на букву «а», а завтра мы будем учить слова на букву «б»?
Я вам хочу загадать загадку: На странице букваря 33 богатыря! Мудрецов – богатырей знает каждый грамотей.
В нашем учебнике мало словарных слов. Мы часто на уроках будем использовать орфографические словари с большим объёмом слов. Эти словари лежат у вас на партах. Давайте найдём в этих словарях словарное слово «язык» Я уже нашла. Откройте последнюю страницу. А как вы думаете, почему я так быстро это сделала? Этот секрет в использование мною алфавита! Слушают учителя.
Учащиеся проверяют написание и перенос в парах
Учащиеся выдвигают различные версии.
Алфавит
Дети ищут в орфографическом словаре слово «язык».
Вы знали какой-то секрет!
II этап. Актуализация знаний
-актуализировать субъектный опыт детей, необходимый для «открытия нового знания»;
-осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков.
А кто знает, что такое «алфавит»? Для чего он нужен? Давайте проверим ваши предположения в ходе урока. Алфавит – это буквы, которые стоят в определённом порядке. Нужен для того, чтобы находить быстро слова в словарях.
III этап. Постановка учебной задачи
- создать условия для определения детьми цели урока и постановки учебных задач
Предлагает детям сформулировать задачи урока. Узнать, что такое алфавит, сколько букв в алфавите, для чего нужен алфавит, где и как применяют алфавит?
IVэтап. «Открытие нового знания» - раскрыть сущность обсуждаемых явлений, используя эвристические вопросы,
- выстроить логические умозаключения.
Мы поставили перед собой задачи. Время приступить их решать! Откройте учебник на стр.52-53. Прочитайте, что же такое алфавит и откуда произошло это название. Наши предположения были верны. Перед вами «Алфавит». Каждая из 33 букв имеет своё название. Давайте их повторим. На доску вывешивается плакат с алфавитом. Дети читают определение «Алфавита» и его происхождение.
Vэтап. Физкультминутка Учитель в определённом рифмующем стиле произносит весь алфавит: А,Б,В,Г,Д,Е,Ё, Ж,З,И,К,Л,М,Н, О,П,Р,С,Т,У,Ф, Х,Ц,Ч, Ш,Щ,Ъ,Ы,Ь, Э,Ю,Я. Дети маршируют и произносят алфавит.
VI этап. Постановка проблемного вопроса
- создать условия для решения проблемной задачи, используя работу в парах
А где же применяется алфавит? Перед вами 4 книжки: В.Бианки, С.Маршака, А.Барто, М.Пришвина. Поставьте их в нужном порядке!
- Кто допустил ошибки при выполнении задания? - В чем испытали затруднение?- Кто объяснит порядок выполнения задания? А где ещё мы не обходимся без алфавита? Выйдите дети из первых парт. Встаньте в алфавитном порядке. А где же мне необходимы ваши фамилии в алфавитном порядке? Правильно, в журнале. А ещё в поликлинике, в архиве, в паспортном столе… Ребята, а как нам быть, если все слова начинаются на одну и ту же букву? На доске магнитами прикреплены карточки со словами: брелок, баран, берёза.
Давайте проверим по нашему орфографическому словарю. В библиотеке. Дети на парте выкладывают карточки с фамилиями писателей. Проверка в парах.
Дети высказывают версии, пока не сообразят, что надо смотреть на вторую букву.
Дети расставляют на доске эти слова в нужном порядке.
VII этап. Первичное закрепление
создать условия для закрепления первичных знаний и умений
- применения их на практике;
- обогатить субъективный опыт детей;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Давайте закрепим наши полученные знания. Выполним упр.10 на стр.56
Игра «Кто быстрее?»
 Нашедший первым слово выбегает к доске и записывает его.
Дети находят нужные слова в алфавитном порядке, ориентируются на первую букву слова, а если надо, то на вторую и записывают их в тетрадь.
VIII этап. Обратная связь и коррекция после тренировки и применения знаний
- проверить знания, полученные на уроке по теме;
- формировать умение вносить необходимые коррективы в работу её оценки и учёта характера сделанных ошибок;
- создать ситуацию на успех каждого ребёнка.
- Кто смог быстро найти нужное слово, как вам это удалось? Какой секрет вы разгадали?
Предлагает выполнить проверочную работу в форме теста (приложение № 1).
Делают вывод: при одинаковой первой букве слова надо смотреть на вторую и т. д., определяя теперь уже их место в алфавите.
Работает каждый индивидуально с тестом.
Взаимопроверка в парах с использованием эталона, предложенного учителем
IX этап. Рефлексия.
- организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности - Каких успехов добился на уроке каждый из вас? Довольны ли своей работой?
Оценивают свою работу, используя смайлики на протяжении всего урока. Определяют затруднения, над которыми предстоит поработать на следующем уроке
X этап. Итог урока
- соотносятся цель и результаты,
- фиксируется степень их соответствия
- намечаются дальнейшие цели деятельности - Чему мы сегодня учились?
- Что такое алфавит?
- Где его используют?
- Достигнута ли цель урока Подводят итоги урока, определяя, что нового узнали и чему научились.
Выясняют, достигнута ли цель урока.
Приложение №1:
Тест для проверки знаний:
1.Вкаком ряду буквы расположены по алфавиту?
2 В каком ряду слова расположены не по алфавиту? а) О,П,Р,С,Т
б) А,Б,Г,В,Д
а) апельсин,,ананас, акула
б) дежурный, жираф,заяц-.
-
.