Развития скоростно-силовых качеств на начальном этапе обучения волейболу
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Управление образования Администрации МО «Балезинский район»
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Балезинская детско-юношеская спортивная школа»
Алексеева Ольга Анатольевна
Тренер-преподаватель по волейболу
реферат на тему:
Развития скоростно-силовых качеств на начальном этапе обучения волейболу
Балезино
Оглавление
Введение
1. Теоретические аспекты развития скоростно-силовых качеств
1.1. Общие понятия физических качеств
1.2. Возрастная динамика развития скоростно-силовых качеств
1.3. Скоростно-силовая подготовленности и методы ее оценки
1.4. Средства и методы воспитания скоростно-силовых качеств
2. Организация, методы и результаты исследования
2.1. Организация исследования
2.2. Методы исследования
2.3.Результаты исследования и их обсуждение
Выводы
Практические рекомендации
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Волейбол – один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших всенародное признание. Он очень популярен. Достоинства волейбола заключаются в сравнительной простоте оборудования, мест для игры, правил ее ведения, большой зрелищности.
Волейбол – олимпийский вид спорта, уровень его развития постоянно повышается. В современном волейболе весьма заметны тенденции к острокомбинационному нападению по всей длине сетки с прострельных и укороченных передач, из глубины площадки, в каждой команде обязательно есть игроки, выполняющие подачу в прыжке.
Эффективное выполнение прыжковых действий, технических приемов и большинства тактических комбинаций на протяжении одной игры, или нескольких игровых дней основано на высоком уровне развития физических качеств. Физические качества принято называть врожденные морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразности двигательной деятельности. К основным физическим качествам относятся сила, быстрота, выносливость, гибкость и ловкость.
Физические качества в волейболе условно делятся на общие и специальные. Общие - сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость. Специальные физические качества - взрывная сила, быстрота перемещения, прыгучесть, скоростная прыжковая и игровая выносливость, акробатическая и прыжковая ловкость [8].
Одной из отличительных черт современного отечественного и мирового волейбола является скоростно-силовая подготовка. Спортсмен должен обладать теперь быстротой реакции, мысли, передвижения, выполнения технических приемов, быстро решать тактические задачи, а также не уступить в силовой борьбе в самых разнообразных игровых ситуациях и т.д.
В теоретическом плане в специальной литературе по волейболу нет обоснованной системы взглядов, регламентирующей скоростно-силовую подготовку с учетом возраста, пола, спортивной квалификации, периодов годичного цикла тренировки. Во многих учебниках и учебных пособиях авторы вообще не рассматривают скоростно-силовую подготовку как самостоятельный раздел подготовки волейболистов. Они выделяют различные ее составляющие: специальную быстроту; силу; выносливость; координационные способности - и предлагают средства и методы их реализации.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс учащихся группы начальной подготовки отделения волейбола на базе Кестымской средней школы
Предмет исследования: Развитие скоростно-силовых качеств учащихся в группе начальной подготовки по волейболу на базе Кестымской средней школы.
Цель исследования: Развитие скоростно-силовых качеств в физической подготовленности обучающихся в группах начальной подготовки волейбола.
Учебно-тренировочный процесс будет более эффективным, если методика подготовки будет строиться на основе целенаправленного развития скоростно-силовых качеств на этапе начальной подготовки.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научно-методической литературы по данной проблематике.
2. Определить уровень скоростно-силовой подготовленности учащихся Кестымской средней школы на 1 и 2 этапе исследования и сравнить данные результаты с контрольно-переводными нормативами по программе ДЮСШ отделения волейбола.
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы;
2. Методы педагогического наблюдения;
З. Метод педагогического эксперимента;
4. Метод контрольных испытаний;
5. Метод математической статистики.
Практическая значимость данной работы определяется тем, что полученные результаты могут быть использованы для более эффективной подготовки учащихся занимающихся в группах начальной подготовки на отделении волейбола.
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты развития скоростно-силовых качеств
1.1. Общие понятия о физических качествах
Одной из главных задач в процессе физического воспитания, является обеспечение оптимального развития физических качеств. Физические качества принято называть врожденные морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразности двигательной деятельности. К основным физическим качествам относятся сила, быстрота, выносливость, гибкость и ловкость.
Под физическими качествами понимают определенную социально обусловленную совокупность биологических и психологических свойств человека, выражающих его готовность осуществлять активную двигательную деятельность.
Воспитание физических качеств, являясь составной частью физической культуры, содействует решению социально обусловленных задач: всестороннему и гармоническому развитию личности, достижению высокой устойчивости организма к социальным и экономическим условиям, повышению его адаптивных свойств. Включаясь в комплекс педагогических воздействий, направленных на совершенствование физической природы подрастающего поколения, воспитание физических качеств, способствуют развитию физической и умственной работоспособности, более полной реализации творческих сил человека в интересах общества. Направленность и содержание воспитания физических качеств регламентируется социальными принципами физического воспитания, выработанными в ходе исторического развития общества. Эти принципы раскрывают основы практической деятельности по всестороннему и гармоничному физическому развитию детей. В современной литературе используют термины «физические качества» и физические (двигательные) способности. В своем виде двигательные способности можно понимать как индивидуальные особенности, двигательных возможностей человека [8]
Основу двигательных способностей человека составляют физические качества, а форму проявления - двигательные умения и навыки. К двигательным способностям относятся силовые, скоростно-силовые, скоростные, двигательно-координационные способности, общую и специфическую выносливость.
Проблемы физической подготовки посвящено ряд исследований российских и зарубежных специалистов. Большинство из них направлено на выявление закономерностей воспитания физических качеств (быстроты, мышечной силы, выносливости и др.)
Школьный возраст является самым благоприятным периодом для развития всех без исключения двигательных качеств. Однако в определенные периоды развития, темпы естественного прогресса в изменении двигательных способностей не одинаковы. Прежде всего, они зависят от биологических закономерностей возрастных изменений организма на различных этапах его становления. Вместе с тем величина и характер изменений во многом, определены индивидуальными, генетическими, социальными и экономическими факторами [7]
Многочисленные опыты и исследованиями установлено, что этапы с ускоренным развитием двигательных качеств сменяются фазами замедленного развития двигательной функции детей школьного возраста.
Младший школьный возраст является благоприятным для развития многих физических качеств. Как мальчики, так и девочки к 10 - 11 годам достигают относительно высоких возможностей аэробного энергообеспечения мышечной работы. Среди ведущих физических способностей, наиболее интенсивно развивается в младшем школьном возрасте скоростные и координационные, а также способности к длительному выполнению циклических упражнений умеренной и большой мощности.
Средний школьный возраст характеризуется как сложный и противоречивый возраст для развития физических способностей.
Его особенностью является бурное (половое) созревание школьников, определяющее не только биологическое, но и социальное становление.
У подростков может наблюдаться снижение анаэробного энергообеспечения и максимального потребления кислорода, падение показателей физической работоспособности. У мальчиков в этом возрасте наиболее эффективно развиваются скоростно-силовые, выносливость в статическом и динамическом режимах, умение выполнять движения в сложной координации. У девочек наиболее углубленно следует воздействовать на скоростно-силовые способности, на скорость движений и двигательной реакции. Кроме того, в данном возрасте у девочек - подростков эффективно развиваются координационные способности и гибкость.
Старший школьный возраст характеризуется неадекватным окончанием биологического (полового) созревания девушек и юношей, К 17-ти годам юноши по большинству превышают уровень физической подготовленности девушек и в отличие от них могут выполнять большие объемы работы с высокой интенсивностью. У юношей педагогические воздействия должны быть нацелены на развитие собственно силовых способностей, выносливости, а также совершенствования вестибулярной устойчивости. У девушек - целесообразно развивать собственно силовые способности и гибкость.
Ряд авторов [9,10] подчеркивают, что в занятиях с детьми и подростками имеет место разрыв двух сторон физического воспитания: формирование двигательных навыков и воспитания физических качеств.
По данным некоторых специалистов значительное место в процессе физического воспитания подрастающего поколения должно быть отведено воспитанию скоростно-силовых качеств, так как высокий уровень развития этого качества во многом способствует успешной трудовой деятельности человека и достижения высоких спортивных результатов[1, 3, 9].
1.2. Возрастная динамика развития скоростно-силовых качеств
Развитие организма человека имеет свою последовательность и цикличность на различных этапах онтогенеза. Многочисленными исследованиями доказано, что этапы с ускоренным развитием двигательных качеств, в том числе скоростно-силовых, сменяются фазами замедленного развития различных сторон двигательной функции [7]. В определенные периоды физическая нагрузка дает большой и длительно сохраняющийся эффект. Эти периоды принято называть критическими или чувствительными (сенситивными). Так, например, развитие быстроты движений в зрелые годы - сложный и малоэффективный процесс, тогда как школьный возраст является благоприятным для развития этого качества.
Наибольшие темпы прироста в развитии скоростно-силовых качеств отмечают, по данным разных авторов, в широком возрастном диапазоне, от 9 до 15 лет. Эти результаты исследований касаются школьников, не занимающихся спортом. Исследование же динамики развития скоростно-силовых качеств у спортсменов изучены значительно меньше.
Достоверно установлено, что юные спортсмены лучше физически развиты во всех возрастах и по всем показателям, и имеют значительное преимущество в уровне развития физических качеств перед школьниками, не занимающимися спортом [12].
Естественно, что знание сенситивных периодов в развитии скоростно-силовых качеств помогает оптимизировать тренировочный процесс и усилить тренировочное воздействие.
Под руководством В.П. Филина были проведены исследования возрастной динамики развития скоростно-силовых качеств спортсменов, представителей различных видов спорта. Игровые виды спорта исследовались на моделях баскетбола и футбола. По его результатам, уровень развития скоростно-силовых качеств у баскетболистов повышается в период 12-17 лет на 48,11 %.
Самый значительный прирост наблюдается от 12 до 13 лет. После 15 лет темп прироста результатов снижаются. Обращает на себя внимание тот факт, что периоды наибольшего прироста результатов, как у баскетболистов, так и у сверстников, не занимающихся систематически спортом, во многом совпадают. Правда, у не спортсменов наблюдается стабилизация после 15 лет, в то время как у баскетболистов они продолжают расти. Ясно, что изменения показателей скоростно-силовой подготовленности у баскетболистов происходят на более высоком уровне, однако ход естественного развития скоростно-силовых качеств при этом не изменяется.
Е.В. Фомин [15] провел аналогичное исследование динамики развития прыгучести у волейболисток 10-18 лет. Средний годовой прирост результат за этот период составляет 6,07 см. Самый значительный прирост пришелся возраст от 10 до 12 лет. За этот период результат в прыжке в высоту с места увеличился на 12,5 см. С 13 до 15 лет темпы прироста результата снизились. 15 лет вновь повысились.
Из вышеизложенного следует, что динамика развития скоростно-силовых качеств у спортсменов и школьников, не занимающихся спортом, не все совпадают. Они могут не совпадать даже у спортсменов, занимающихся разными игровыми видами спорта. Различия могут проявляться у спортсменов, а также у спортсменов одного вида спорта, но проживающих разных регионах.
Так, школьники, проживающие в областных и районных городах, имеют более низкий уровень физической подготовленности по сравнению школьниками центральных городов нашей страны [14], такое же различие будет у них в динамике развития физических качеств.
Таким образом, анализ доступных нам литературных источников позволяет утверждать, что до настоящего времени проблема скоростно-силовой подготовленности остается недостаточно изученной, выводы которым приходят исследователи, часто противоречивы.
1.3. Скоростно-силовая подготовленность и методы оценки ее уровня
Под термином подготовленность понимается комплексное динамическое состояние спортсмена, которое является общим следствием его подготовки и характеризуется совокупностью таких показателей, как достигнутый уровень развития физических и психических качеств, необходимых для успеха в спорте (соответственно, физическая и психическая подготовленность), степень освоения спортивно-технического и тактического мастерства (спортивно-техническая и тактическая подготовленность) [9]. Термин подготовленность обозначает целостный эффект спортивной подготовки, которая носит общий и специальный характер. Общая физическая подготовка направлена на развитие основных физических качеств силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости, а также на обогащение волейболисток разнообразными двигательными навыками. Специальная физическая подготовка направлена на развитие физических качеств и способностей, специфичных для игры в волейбол [5,10].
Между общей физической подготовкой и специальной физической подготовкой существует тесная связь [9]. Общая разносторонняя подготовка, развивая физические качества спортсменов, положительно влияет на прирост их спортивного результата. Однако, с повышением роста спортивного мастерства, ее удельный вес в достижении спортивных показателей постепенно уменьшается. Исследования, связанные с физической подготовкой, показали, что в различных видах спорта нет необходимости разностороннего развития всех физических качеств, а только тех из них, которые играют важную роль в решении специфических задач спортивной техники [3,9]. В волейболе, хотя его и относят к видам спорта с комплексным проявлением физических качеств [4], большинство авторов ведущую роль в процессе специальной физической подготовки отдают развитию скоростно-силовых способностей [9,10]
Скоростно-силовые качества, как показывает уже само их название, являются своего рода соединением таких физических качеств как сила быстрота [1].
Под быстротой понимается способность человека совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Это качество в игре проявляется в трех формах: быстрота реакции, предельна быстрота отдельных движений и быстрота перемещений [6]. Определяя мышечную силу человека как физическое качество, можно говорить о способности преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных напряжений. Для скоростно-силовых качеств человек важная особенность проявлять большую величину силы в наименьший отрезок времени («взрывная сила») [15].
Для уяснения специфики скоростно-силовых качеств необходимо иметь виду, что сила и скорость, за некоторым исключением, связаны обратно пропорционально. Максимальные параметры напряжения мышц достижимы, как правило, лишь при относительно медленном их сокращении, максимальная скорость движения - в условиях их минимального отягощения.
Однако степень проявления скоростно-силовых качеств зависит не только от величины мышечной силы и от скорости сокращения мышечных волокон, но и от способности спортсмена к высокой концентрации нервно-мышечных усилий, мобилизации функциональных возможностей организма. Поэтому скоростно-силовые качества нельзя считать лишь производными от силы быстроты. Подчеркивая это, Ю.В. Верхошанский [3,4] выделяет способность скоростно-силовым проявлениям как самостоятельное качество, которое должно быть, поставлено в один ряд с силой, быстротой, выносливостью
Некоторые авторы [10] также отходят от сведения скоростно-силовых качеств к сумме быстроты и силы и понимают их как способность человека к проявлению усилий максимальной мощности в кратчайший промежуток времени при сохранении оптимальной амплитуды движения.
Четкие показатели скоростно-силовой подготовленности различного возраста волейболистов и уровня мастерства, имеют большое значение для программирования и действенного контроля процесса многолетней подготовки [9].
Уровень скоростно-силовой подготовленности характеризуют результаты контрольных испытаний и их сравнение с нормативами [6]. Среди многочисленных форм проявления скоростно-силовых качеств наиболее распространенными считаются прыжковые упражнения. Для оценки способности развивать во время выполнения прыжков максимальное усилие в возможно короткий промежуток времени (прыгучести) в спортивной практике существуют специальные тесты [2,6]: прыжок вверх с места (по методу В. М. Абалакова), прыжок вверх после трех шагов и так далее. Большинство авторов считает, что наиболее адекватным отражением развития скоростно-силовых качеств (прыгучести) является результат в прыжке в высоту с места, отталкиваясь двумя ногами. Кроме тестов на прыгучесть для определения уровня развития скоростно-силовых качеств волейболистов используют ряд других тестов: пробегание девятиметрового отрезка; бросок набивного мяча на дальность, стоя, в прыжке и сидя; бросок набивного мяча на дальность сильнейшей рукой; измерение максимальной силы мышц сгибателей кисти, разгибателей предплечья, разгибателей плеча, разгибателей бедра, разгибателей голени, подошвенных сгибателей стопы, разгибателей туловища, разгибателей бедра и голени, сгибателей стопы.
Самыми распространенными тестами для определения скоростно-силовой подготовленности во многих видах спорта являются: прыжок вверх с места, прыжок в длину с места, метание набивного мяча из положения сидя, стоя и в прыжке [2,5,9], так как они носят достаточно информативный характер и доступны по своему применению.
В волейболе именно эти тесты используются для определения скоростно-силовой подготовленности на различных этапах подготовки.
1.4. Средства и методы воспитания скоростно-силовых качеств.
Большинство исследований посвящено разработке наиболее эффективных средств и методов развития скоростно-силовых качеств.
Для развития специальных скоростно-силовых качеств используются различные упражнения с сопротивлениями, позволяющие воздействовать на мышцы, несущие необходимую нагрузку в основном упражнении при сохранении его динамической структуры. К группе упражнений «взрывного» характера относятся упражнения не только с ациклической структурой движения (прыжки, метания и др.), но и с циклической структурой (бег и плавание на короткие отрезки, спринтерские велосипедные гонки на треке и др.). Представляется целесообразным разделить все упражнения для развития скоростно-силовых качеств на три группы.
Первая группа: упражнения с преодолением сопротивлений, величина которых выше соревновательной, в силу чего скорость движений уменьшается, а уровень проявления силы повышается.
Вторая группа: упражнения с преодолением сопротивления, величина которого меньше соревновательной, скорость движений большая.
Третья группа: упражнения с преодолением сопротивления, величина которого равна соревновательной, скорость движений околомаксимальная и выше.
Важно отметить, что методы развития скоростно-силовых качеств являются общими для различных спортсменов - выбор их не зависит от специализации квалификации и индивидуальных особенностей спортсмена.
В циклических видах спорта применяется комплекс методов сопряженной и вариативного воздействия, кратковременных усилий и повторный; в циклических видах спорта - эти же методы, и, кроме того, интервальный метод.
Опыт спортивной практики и специальные исследования (В. М. Дьячков 1982) показывают, что эффективным средством повышения способности использовать скоростно-силовой потенциал является выполнение основного упражнения с субпредельной и предельной интенсивностью (метод сопряженного воздействия). Но объем таких упражнений, хотя и имеет тенденцию к ежегодному росту, все же, крайне ограничен. Например, в год квалифицированные прыгуны в высоту выполняют всего около 360 прыжков метатели копья - 270 - 300 бросков.
Необходим поиск методических путей, которые позволили бы значительнее увеличить объем средств, стимулирующих повышение степени использования скоростно-силового потенциала в процессе спортивной деятельности.
В спортивной практике уже давно известны специальные упражнения утяжеленными и облегченными (по отношению к соревновательным сопротивлениями). Однако их применение носит бессистемный характер и, как, показали, комплексны, тензометрические, циклографические электромиографические исследования (В.В. Кузнецов,1980; Л.П. Матвеев,1991 и др.), величина используемых сопротивлений в большинстве случаев нарушала необходимую взаимосвязь в работе специфических мышечных групп. Было выявлено, что величина утяжеления или облегчения преодолеваемого сопротивления (по отношению к соревновательной величине) в каждом конкретном случае должна быть предельно позволяющей сохранить специфическую структуру движения.
Применение утяжеленных и облегченных сопротивлений дает возможность избирательно воздействовать на повышение уровня использования отдельных компонентов специальных скоростно-силовых качеств (силового или скоростного) и позволяет резко увеличить объем специальных упражнений. Объясняется это тем, что, преодолевая утяжеленные или облегченные сопротивления, спортсмен даже при выполнении упражнения с около предельной (80%) интенсивностью превышает соревновательные показатели проявления рассматриваемых компонентов специальных скоростно-силовых качеств.
Однако резкое увеличение объема специальных упражнений таит определенную опасность. Излишний акцент на выполнение упражнений с облегченными или утяжеленными сопротивлениями как в одном тренировочном занятии, так и на отдельном этапе годичной тренировки будет вести к одностороннему совершенствованию использования отдельных параметров специальных скоростно-силовых качеств, при выполнении основного, упражнения (уровень использования одного из них будет повышаться, другого понижаться). Будет тормозиться и совершенствование технического мастерства.
Как показали экспериментальные исследования (В. В. Кузнецов, 1980), избежать перечисленные выше недостатки помогает применение метода вариативного воздействия. Суть его состоит в оптимальном количественном чередовании облегченных, соревновательных и утяжеленных сопротивлений как в ходе одного тренировочного занятия, так и на отдельных этапах годичной тренировки.
Исследования показали также, что метод вариативного воздействия эффективен и при решении задачи повышения уровня использования силового и скоростного компонентов скоростно-силового потенциала. Было установлено, что в процессе совершенствования скоростно-силовых качеств с помощью метода вариативного воздействия необходимо часто изменять величину облегченного и утяжеленного сопротивления, чтобы не образовался стойкий стереотип на каждое сопротивление в отдельности.
При выполнении основного упражнения применяются комплексы методов: сопряженного воздействия и повторный или вариативного воздействия и повторный; для специальных упражнений используются в комплексе метод вариативного воздействия и повторный; для специально-вспомогательных - метод кратковременных усилий и повторный.
С целью развития скоростно-силовых качеств, применяются следующие режимы мышечной работы и их разновидности: при выполнении основного упражнения динамический режим (с акцентом на преодолевающий характер работы мышц) при выполнении специальных упражнений - динамический (с акцентом на преодолевающий характер работы мышц или на сочетание уступающего и преодолевающего характера работы мышц); при выполнении специально-вспомогательных упражнений - статический режим, характеризующийся «пассивным» напряжением, а также сочетание динамического (преодолевающий характер работы мышц) со статическим режимом, характеризующимся «активным» напряжением; для развития скоростно-силового потенциала очень эффективен режим работы мышц, при котором делается акцент на сочетание уступающего с преодолевающим характером работы мышц (в особенности в видах спорта, где преодолевающему характеру работы предшествуют значительные напряжения с уступающим характером работы мышц - легкоатлетические прыжки, метания, фигурное катание на коньках и др.).
Используемая для развития специальных скоростно-силовых качеств величина преодолеваемого сопротивления равна соревновательной при выполнении основного упражнения и меньше или больше ее при выполнении специальных упражнений.
Уменьшение или увеличение сопротивления (по отношению к соревновательной величине) должно быть в каждом индивидуальном случае предельно возможным, позволяющим сохранять внешнюю структуру движения.
В видах спорта, в которых на соревнованиях спортсмену приходится преодолевать вес собственного тела, увеличение этого веса может достигаться за счет:
а) дополнительного отягощения, закрепленного на теле спортсмена;
б) преодоления дополнительного сопротивления на вело станке или утяжеления велосипеда (в тренировке велосипедиста-спринтера); преодоления сопротивления электромотора, соединенного леской с телом спортсмена, или бега на подъем 10-15° (в тренировке бегуна-спринтера) и др.
Для уменьшения преодолеваемого сопротивления могут использоваться:
а) в прыжковых упражнениях (прыжки в длину, тройным) - выполнение разбега под уклон 3-4° ;
б) в упражнениях, характеризующихся циклической структурой движений дополнительная тяга электромотора, соединенного леской с телом спортсмен или бег под уклон 3-4° (в тренировке бегуна-спринтера), езда за лидером ил облегчение сопротивления на вело станке (в тренировке велосипедиста спринтера) и др.
При выполнении специально-вспомогательных (локальных) упражнений, когда происходит развитие отдельных мышц или мышечных групп, в отягощения может быть значительно больше, чем при выполнении специальных упражнений, и доходить до 100% максимума, позволяющих сохранять «взрывной» характер усилия.
Опыт спортивной практики и многочисленные исследований свидетельствуют о том, что наиболее эффективными величина сопротивления для повышения скоростно-силового потенциала являются которые спортсмен может преодолеть в одном подходе один-три раза.
В тех случаях, когда делается акцент на сочетание уступающего характера работы мышц с преодолевающим, наиболее эффективны следующие приводимые ниже величины сопротивления (В.В.Кузнепов. 1980).
Первый вариант. Величина сопротивления при уступающем характере работы мышц выше соревновательной, но такая, чтобы при преодолевающем характере (когда величина сопротивления равна соревновательной) сохранялась бы мощность движения, которую спортсмен способен проявить при акценте только на преодолевающий характер работы мышц.
Второй вариант. Величина сопротивления при уступающем характере работы мышц выше соревновательной, но такая, чтобы при преодолевающем характере (когда величина сопротивления равна соревновательной) мощность движения была бы выше, чем при движении с акцентом только на преодолевающий характер работы мышц.
Третий вариант. Величина сопротивления при уступающем и преодолевающем характере работы мышц та же, при этом основное внимание обращается на быстроту перехода от уступающего характера к преодолевающему.
Четвертый вариант. Величина сопротивления выше соревновательной при обоих характерах работы мышц, но такая, чтобы при преодолевающем характере сохранялся бы «взрывной» характер усилия.
При развитии скоростно-силовых качеств интенсивность выполнения основного упражнения должна быть около предельной (80-90%), субпредельной (90-95%) и предельной (100%) (на данный период времени). В динамических упражнениях она может задаваться скоростью выполнения упражнения.
При выполнении статических упражнений интенсивность напряжения может быть предельной (100%) и субпредельной (90-95%).
Чем ближе величина сопротивления к максимальной, тем меньше количество повторений в одном подходе, и, наоборот, по мере уменьшения величины сопротивления и интенсивности количество повторений может несколько возрастать. При выполнении упражнения с ациклической структурой движений с предельной интенсивностью в одном подходе количество повторений однократное, при выполнении с субпредельной интенсивностью - 2-3 раза, с околопредельной -3 -5 раз. Данное методическое положение является общим для спортсменов любой квалификации и специализации.
Если преодолеваемым сопротивлением служит вес собственного тела, то количество повторений упражнения с циклической структурой движений (например, бег на 100м) может быть многократным и продолжаться до нескольких секунд.
Количество подходов, длительность пауз отдыха на одном тренировочном занятии, сугубо индивидуальны. Общим для всех упражнений показателем, ограничивающим количество подходов или серий, является падение интенсивности, с которой выполнялись в начале тренировочного занятия лучшие попытки.
Взаимосвязь интенсивности выполнения упражнений и объема средств, специальных скоростно-силовых качеств. В начале процесса развития силовых качеств упражнения выполняются преимущественно с околопредельной интенсивностью (80-90%), от максимума на данный период времени) и применяется наибольший объем средств за счет широкого специально-вспомогательных упражнений. В дальнейшем, по повышения уровня скоростно-силовой подготовленности, необходимо в дозах использовать субпредельную (90-95%) и предельную (100%) интенсивность. При систематическом выполнении упражнений с субпредельной интенсивностью объем их несколько уменьшается. Относительно наименьшим он становится при систематическом использовании интенсивности. Важно подчеркнуть, что выполнение упражнений в объеме, равном 90-95% от возможного объема, способствует наиболее плавной динамике развития скоростно-силовых качеств. Применение средств в объеме, равном 100%, с использованием субпредельной и предельной интенсивности обеспечивает более «форсированное» достижение наивысших показателей развития скоростно-силовых качеств.
Определению наиболее эффективных средств и методов воспитания скоростно-силовых качеств у школьников посвящено ряд работ [1,4]. В них показано, что применение эффективных упражнений для развития скоростно-силовых качеств на школьном уроке по физической культуре можно значительно повысить уровень этого качества у занимающихся.
Так, А. А. Гужаловский (1998), на основе изучения развития двигательных качеств у школьников рекомендует в качестве средств для развития скоростно-силовых качеств использовать упражнения с внешним отягощением (гантели, набивные мячи и т. д.) и упражнения с преодолением массы собственного веса (бег в максимальном темпе, бег у опоры, различные прыжковые упражнения), а также ударные упражнения (бег прыжками, прыжок вверх после прыжка в глубину, подбрасывание (метание) падающего (летящего) набивного мяча и.т.д. К методам он относит: фронтальный метод, метод игровых упражнений, метод направленных мышечных нагрузок, соревновательный метод.
А.П. Горский, изучившим развитие скоростно-силовых качеств у детей 8 -11 .л на уроках физической культуры, показал, что применение специальных упражнений направленных на воспитание этого качества, способствует значительному улучшению во всех возрастных группах - прирост был у школьников, имеющих уровень физического развития ниже среднего.
Ч.Т. Иванков [11] предлагает использовать на уроках физической культуры следующие методы: метод кратковременных усилии, который характеризуется выполнением упражнения, при котором обучаемый проявляет силу, большую для него; метод непредельных усилий - 30-50 % от максимальных, проявляемых при предоставленной скорости выполнения упражнения; метод сопряженного воздействия; круговая тренировка, которая состоит из 6 - 12 станций- упражнения подбираются так, чтобы в работу последовательно ) вовлекались основные группы мышц.
В качестве средств, для развития скоростно-силовых качеств, предлагаются контрольные тесты, упражнения различного характера (бег, прыжки на обеих ногах, с места в длину, тройные прыжки, приседания на одной ноге, многоскоки, выпрыгивание вперед-вверх на каждый третий или пятый шаг по ходу бега.
Из сказанного можно сделать заключение, что специалисты в области го воспитания предлагают использовать следующие методы: повторный, метод выполнения скоростно-силовых упражнений с отягощением и без отягощения, фронтальный и соревновательный методы. А в качестве средств предлагают применять упражнения с отягощением, различные прыжковые упражнения, бег в максимальном темпе, метание набивного мяча.
Не только средства и методы могут влиять на развитие скоростно-силовых качеств, но и возраст занимающихся.
2. Организация методы и результаты исследования
2.1. Организация исследования
Целью исследования было выявления уровня двигательной активности на показатели скоростно-силовой подготовки обучающихся волейболу и сравнительный анализ развития этого качества с нормативными требованиями по программе волейбола ДЮСШ.
Исследование проводилось с сентября 2010 по сентябрь 2011 года
В эксперименте приняло участие 14 человек – 8 мальчиков и 6 девочек, занимающихся группе начальной подготовке первого года обучения.
Занятия проходили три раза в неделю по 120мин. Тестирование проводилось в основной части тренировки, после разминки, в привычное время для занимающихся (по расписанию тренировки).
Первое тестирование в октябре 2010, второе в апреле 2011, третье в сентябре 2011.
Проведена математическая обработка полученных данных и сравнение их с контрольными нормативами по волейболу для ДЮСШ.
Контрольно-переводные нормативы по физической подготовке
по годам обучения (юноши)
№
п/п
Показатели
Группы
начальной подготовки
(на конец учебного года)
1-й
год
2-й
год
1
бег 30м (сек)
5,5
5,3
2
бег 30 м (5х6м) (сек)
12,0
11,5
3
прыжок в длину с места (см)
175
190
4
метание набивного мяча 1кг из-за головы двумя руками сидя (м)
5,8
6,6
5
метание набивного мяча 1кг из-за головы двумя руками стоя (м)
11,0
11,5
Контрольно-переводные нормативы по физической подготовке
по годам обучения (девушки)
№
п/п
Показатели
Группы
начальной подготовки
(на конец учебного года)
1-й
год
2-й
год
1
бег 30м (сек)
5,9
5,8
2
бег 30 м (5х6м) (сек)
12,2
11,9
3
прыжок в длину с места (см)
155
165
4
метание набивного мяча 1кг из-за головы двумя руками сидя (м)
4,0
5,0
5
метание набивного мяча 1кг из-за головы двумя руками стоя (м)
8,0
9,0
2.2 Методы исследования
Успешное решение задач физического воспитания во многом зависит от возможностей осуществления своевременного и правильного контроля за подготовленностью занимающихся. В связи с этим в последние годы особенно широкое распространение получила методика контрольных испытаний, проводимых с помощью различных нормативных проб, упражнений и тестов. Их применение позволяет определить состояние тренированности занимающихся, уровень развития физических качеств и других показателей, позволяет в конечном итоге судить об эффективности учебно – тренировочного процесса.
Для реализации эксперимента были использованы следующие методы:
Анализ научно-методической литературы – при изучении литературных источников предпочтение отдавалось доступной научно-методических литературе;
Метод педагогических наблюдений – были проведены в Кестымской средней школке, в процессе тренировочных занятий. Объектом наблюдение были учащиеся занимающиеся волейболом в группе начальной подготовки.
Метод педагогического эксперимента – это специально организуемое исследование, проводимое с целью выяснения эффективности применения тех или иных методов, средств, форм, приемов и содержания обучения и тренировки [35]
Метод контрольных испытаний – позволяет определить состояние тренированности и уровень развития скоростно-силовых качеств занимающихся волейболом, что в конечном итоге позволит судить об эффективности учебно-тренировочного процесса.
Для определения физической подготовленности были использованы следующие тесты [2,3,10]
Челночный бег (6х5м)
Описание теста
На расстоянии 6м чертятся две линии – стартовая и контрольная. По сигналу учащийся бежит, преодолевая расстояние 6м, пять раз. При изменении движения в обратном направлении обе ноги испытуемого должны пересечь линию.
Метание набивного мяча из-за головы двумя руками сидя
Исходное положение, сидя на полу, ноги врозь. Угол, образованный при разведении ног, находится на Стратовой линии. Дальность броска измеряется рулеткой. Выполняется три попытки. Учитывается лучший результат.
Метание набивного мяча из-за головы двумя руками стоя.
Испытуемый стоит у линии, одна нога впереди, держа мяч двумя руками вниз перед собой. Поднимая мяч вверх, производится замах назад за голову и тут же сразу бросок вперед. Выполняется три попытки. Учитывается лучший результат.
Прыжок в длину с места
Испытуемый встает на контрольную линию справа, от которой лежит измерительная лента, не заступая за нее. Затем толчком двух ног и со взмахом рук выполняет прыжок в длину, стараясь приземлится как можно дальше. Результат измеряется в сантиметрах, с точностью до одного сантиметра, по точке приземления пятками. Выполняется три попытки, засчитывается лучшая.
Метод математической обработки полученных данных.
2.3 Результаты исследования их обсуждения
В результате математической обработки полученных данных определены показатели физической подготовленности учащихся группы начальной подготовки(таблица 1,2)
Таблица 1
Показатели физической подготовленности у девочек
в сентябре 2011 года и контрольно переводными норматива ДЮСШ
Данные на сентябрь 2011
Контрольно-переводные нормативы ДЮСШ
Отклонения
(В.1 - В.2)
Бег 30м
5.73
5.9
-0.17
Челночный бег
12.6
12.2
0.4
Прыжок в длину с места
150
155
-5
Метание набивного мяча сидя
3.1
4.0
-0.9
Метание набивного мяча стоя
5
8.0
-3
Результаты волейболисток в сентябре 2010 года в испытании «бег 30м.» составили 6,1 с. (приложение 4). В сентябре 2011 результат был равен 5.73 с. Сравнивая результаты теста, с нормативами программы ДЮСШ по волейболу мы видим, что средний результат в начале 2011 года соответствует контрольным нормативам.
В контрольном испытании «челночный бег 5 х 6 м» в сентябре 2010 года составил 13,4 с.(приложение 4), а в сентябре 2011 - 12.6 с. По полученным результатам можно сказать, что показатели повысились на 0.8с., зато в сравнении с нормативами ДЮСШ не соответствуют на 0.4 с.
В сентябре 2010 года волейболистки в испытании «Прыжок в длину с места» показали средний результат 143см (приложение 4), а в сентябре 2011 года 150см. Очевидный рост результатов, ну данный показатель не соответствует нормативу ДЮСШ на 5см.
Результаты волейболистов в испытаниях «метание набивного мяча сидя» сентябрь 2010 года 2м (приложение 4) и сентябрь 2011 года 3,1м и «Метание набивного мяча стоя» – сентябрь 2010 года 3,5м (приложение 4) и сентябрь 2011 года 5м, являются низкими по отношению к нормативам программы ДЮСШ, но тенденция роста показателей очевидна.
Таблица 2
Показатели физической подготовленности у мальчиков
в сентябре 2011года и контрольно переводными норматива ДЮСШ
Данные на сентябрь 2011
Контрольно-переводные нормативы ДЮСШ
Отклонения
(В.1 - В.2)
Бег 30м
5.48
5.5
-0.02
Челночный бег
11.46
12.0
-0.54
Прыжок в длину с места
162
175
-13
Метание набивного мяча сидя
3.89
5.8
-1.91
Метание набивного мяча стоя
5.7
11.0
-5.3
Результаты волейболистов в сентябре 2010 года в испытании «бег 30м.» составили 5,8 с. (приложение 4). В сентябре 2011 результат был равен 5,48 с. Сравнивая результаты теста, с нормативами программы ДЮСШ по волейболу мы видим, что средний результат в начале 2011 года соответствует контрольным нормативам.
В контрольном испытании «челночный бег 5 х 6 м» в сентябре 2010 года составил 12.11 с.(приложение 4), а в сентябре 2011 – 11.46 с. По полученным результатам можно сказать, что показатели волейболистов улучшились и соответствуют программе ДЮСШ отделения волейбола.
В сентябре 2010 года волейболисты в испытании «Прыжок в длину с места» показали средний результат 156 см (приложение 4), а в сентябре 2011 года 162см. Очевидный рост результатов, ну данный показатель не соответствует нормативу ДЮСШ на 13 см.
Результаты волейболистов в испытаниях: «метание набивного мяча сидя» сентябрь 2010 года 2м (приложение 4) - сентябрь 2011 года 3,9 м и «Метание набивного мяча стоя» – сентябрь 2010 года 4,5м (приложение 4) и сентябрь 2011 года 5,7 м, показатели повысились, но являются низкими по отношению к нормативам программы ДЮСШ,
Таким образом, основе полученных данных в результате проведенного сравнительного анализа результатов можно сделать выводы о физической подготовленности учащихся - на уровне среднего. Необходимо обратить внимание на средние показатели, которые не соответствуют контрольным нормативам по программе ДЮСШ отделения волейбола.
Выводы
1.Проведен анализ научно-методической литературы по данной проблематике.
2. Определили уровень скоростно-силовой подготовленности учащихся Кестымской средней школы на сентябрь 2010 года и сентябрь 2011 года.
Результаты полученные в сентябре 2011 года выше показателей сентября 2010 года по всем контрольным испытаниям.
Сравнивая данные результаты сентября 2011года (таблицы 1,2) с контрольно-переводными нормативами по программе ДЮСШ отделения волейбола, показатели испытаний «бег 30м» у мальчиков и девочек соответствуют нормативам программы ДЮСШ, в испытании «челночный бег» результаты девочек немного ниже нормативов, в то время как у мальчиков они соответствуют программе. По остальным испытанием виден рост результатов по сравнению с предыдущим годам, но очевидное отставание по нормативам программы.
Практические рекомендации
Полученные в ходе исследования данные помогут в организации учебно-тренировочного процесса группы начальной подготовки ДЮСШ отделения волейбола.
Результаты исследования окажут неоспоримую помощь самим занимающимся волейболом. Они могут проследить свою физическую подготовленностью на примере тех тестов, которые были использованы в данной работе, в частности на развитие скоростно-силовых качеств. Это даст определенный толчок к дальнейшему совершенствованию своих личных качеств, и будет способствовать повышению результативности.
Список использованных источников
1.Ашмарин Г.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М.: Просвещение, 1995.287с.
2. Бубэ Х. Тесты в спортивной практике. Пер.с нем. Мирского Л.И. М.: Просвещение 2002.237с.
3. Верхошанский Ю.В. Основы специальной подготовке в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1988.331с.
4.Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. М.: Физкультура и спорт 1985.176с.
5. Волейбол / под общей редакцией Фидлер М./Пер.с нем. Микулина Л. М.: Физкультура и спорт, 2002.214с.
6. Волейбол: сб. статей / Сост. Клещевым Ю.Н. М.: Физическая культура и спорт, 2005.400с.
7. Гужаловский А.А. Критические и чувствительные периоды развития двигательных способностей и проблемы использования их в физическом воспитании школьников// Развитие двигательных способностей у детей. М.: Народная асвета, 1998.88с.
8. Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры. М.: ФиС, 1986. 352с.
9.Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. М.: ФиС, 2005. 139с.
10. Железняк Ю.Д. Юный волейболист: Учебное пособие для трениров. М.: Физкультура и спорт , 1988. 192с.
11. Иванков Ч.Т. Теоретические основы методики физического воспитания. М.: 2000. 352с.
12. Игнатьева В.Я. Скоростно-силовая подготовленность гандболистов// Теория и практика физкультуры. 1985. №8. С 24-26
13.Клещев Ю.Н. Волейбол. Подготовка команд к соревнованиям. Учебное пособие. М.: Спорт. Академия. Пресс, 2002.192с.
14. Осинцев В.В. Динамика показателей физической подготовленности детей 7-10лет // Совершенствование физической подготовки школьников и учащейся молодежи. Ижевск: изд.УдГУ, 1995. С 5-10.
15. Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания. М.: Физкультура и спорт , 2002. 137с.
13PAGE 15
13PAGE 14215
Заголовок 2Заголовок 415