Семинар по физической культуре в 8 классах «Особенности развития скоростно-силовых качеств учащихся на уроках баскетбола».
Семинар по физической культуре в 8 классах «Особенности развития скоростно-силовых качеств учащихся на уроках баскетбола».
Конец формы
Введение
У детей основным видом деятельности является умственный труд, требующий постоянной концентрации внимания, удержания тела в длительном сидячем положении за столом. Это требует достаточно высокого развития силы и выносливости соответствующих групп мышц. Высокий уровень развития физических качеств – важный компонент здоровья. Под физическими качествами принято понимать отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека и отдельных действий. Уровень их развития определяется не только физическими, но и психическими факторами, такими как, интеллектуальные и волевые качества. К физическим качествам относятся сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость. Их необходимо развивать своевременно и всесторонне. ( 2 слайд)
В школьной программе баскетбол, как и другие спортивные игры, широко используется как средство физического воспитания школьников. Занятия баскетболом способствует всестороннему развитию школьников, развитию таких физических качеств, как быстрота, ловкость, скоростная и силовая выносливость, а также содействует воспитанию морально-волевых качеств: смелости, дисциплинированности, настойчивости, способности к преодолению трудностей, нравственному воспитанию. (3 слайд)
Что касается спортивной жизни, то сегодня баскетболист – это подвижный, координированный, быстро мыслящий спортсмен, а игра стала более атлетичной, и чтобы достичь хорошего результата, необходим высокий уровень развития физических качеств, особенно развитие скоростно-силовых.
1. Баскетбол как спортивная игра. Баскетбол является одной из самых популярных игр в мире. В ней сочетаются такие двигательные действия, как ходьба, бег, повороты, остановки, броски и ведение мяча, прыжки. Такое разнообразие движений способствует укреплению нервной системы, двигательного аппарата, деятельности всех систем организма. Баскетбол является средством активного отдыха для многих людей, занятых на производстве, особенно для лиц, занимающихся умственной деятельностью. (4 слайд)
В баскетболе различают игроков по амплуа, для которых характерен свой набор двигательных действий. Так, центровой игрок должен обладать отличной выносливостью и прыгучестью, крайний нападающий – быстрота и прыгучесть, чувство времени и пространства, снайперские способности; защитник – быстрота, подвижность, выносливость, внимательность. Также в баскетболе игроков отличают друг от друга по амплуа не только игровые приемы и расположение на площадке, но и их психофизиологические способности (5 слайд).
При игре в баскетбол результативность игровых действий зависит от показателей сенсомоторного реагирования, где важное место занимает «чувство времени». Для игроков задней линии – это 5-10 секунд, что связано с организацией игры, для центровых – 3 секунды, что связано с игрой в штрафной площади, для игроков передней линии – 1 секунда, связанное с выполнением броска. В баскетболе важное значение имеет не только владение определенными техническими приемами, умение быстро передвигаться и изменять направление движения, но и тактическое умение вести игру, где на первый план выходит оперативное мышление игроков. Баскетбол - это командная игра, в которой правильное взаимодействие игроков, направленная на достижение общих интересов команды и подчиненная определенной цели, приносит желаемый результат, который зависит и от инициативы, и творческой активности каждого игрока в отдельности. Игровая деятельность в баскетболе базируется на устойчивости и вариативности двигательных навыков, уровне развития физических качеств, состояния здоровья и интеллекта игроков .
В настоящее время игра значительно интенсифицировалась, прежде всего, в повышении маневренности, подвижности игроков, стремлении бороться за мяч или место на каждом участке поля. Все это требует огромных затрат и сил. За время игры баскетболист преодолевает расстояние в 5-7 км, совершает до 130-140 прыжков, до 120-150 рывков, ускорений и остановок. Исследования показывают, что непосредственно игра с мячом у игрока занимает примерно 4-5 минут игрового времени, остальное время – игра без мяча. Во время игры спортсмен теряет от 3-5 кг в весе, использует от 80 до 90% максимального энергетического потенциала, частота сердечных сокращений ЧСС достигает 180-210 уд/мин. И все это на фоне большого нервного напряжения и морально-волевых усилий, необходимых для достижения желаемого результата.(6 слайд )
2. Особенности скоростно-силовых качеств при занятиях баскетболом. При занятиях баскетболом, как и при занятии другими спортивными играми, например, волейбол, гандбол, прыжок является основным элементом игры. Для его выполнения необходимо обладать хорошо развитой ловкостью, которая важна в опорной фазе прыжка, скоростными качествами и силовыми, как при выполнении прыжка в длину, так и при прыжке в высоту. Скорость и сила является основой прыжка .(7 слайд)
Показатель прыгучести очень важен для игры в баскетбол. Чем он выше, тем больше пользы он может принести команде. Прыжки применяют в игре как при отталкивании двумя ногами, так и одной ногой в различных игровых ситуациях . По характеру мышечной деятельности прыжок относится к группе скоростно-силовых упражнений с ациклической структурой движений, в которой в главном звене толчка развиваются усилия максимальной мощности, имеющее реактивно-взрывной характер. Скоростно-силовые способности проявляются при различных режимах мышечного сокращения и обеспечивают быстрое перемещение тела в пространстве. Наиболее распространенным выражением является так называемая «взрывная» сила, т.е. развитие максимальных напряжений в минимально короткое время – прыжок. (8 слайд)
В баскетболе применяют как общую прыгучесть – прыжок вверх, в длину, так и специальную – способность развить высокую скорость отталкивания, которая является основным звеном в воспитании прыгучести, т. е. сочетание разбега и прыжка . Следовательно, прыгучесть – одно из главных специфических двигательных качеств, определяющееся скоростью движения в фазе отталкивания. Чем быстрее отталкивание, тем выше начальная скорость взлета. При игре в баскетбол прыжок, как основное скоростно-силовое качество, и прыгучесть, как показатель этого качества, является очень важным элементом, поскольку его применение неограниченно во время игры, и он носит ситуативный характер. Так , например, при подборе мяча как на своем щите, так и на кольце противника, необходимо не только грамотно расположится под щитом, но и обладать высокой прыгучестью, чтобы выполнить подбор мяча. Также прыгучесть необходима при выполнении бросков по кольцу, поскольку все они в последующем выполняются в прыжке как с места – при вертикальном отталкивании ( с отклонением тела назад) толчком двух ног, так и в движении – отталкивание с двух ног, или с одной, в зависимости от ситуации. Чем выше при этом спортсмен отталкивается, тем сложнее применить против него защитные действия..
3. Физиологическая характеристика скоростно-силовых качеств Максимальная мощность является результатом оптимального сочетания силы и скорости. Чем выше мощность развивает спортсмен, тем большую скорость он может сообщить снаряду или собственному телу, так как финальная скорость снаряда или тела определяется силой и скоростью приложенного воздействия. Мощность может быть увеличена за счет увеличения силы или скорости сокращения мышц или обоих компонентов.
Силовой компонент мощности. (9 слайд)
Мышечная сила, измеряемая в условиях динамического режима работы мышц концентрического или эксцентрического сокращения, обозначается как динамическая сила. Она определяется по ускорению, сообщаемому массе, при концентрическом сокращении мышц или по замедлению ускорения с обратным знаком движения массы при эксцентрическом сокращении мышц. При этом проявляемая мышечная сила зависит от величины перемещаемой массы: в некоторых пределах с увеличением массы перемещаемого тела показатели силы растут, дальнейшее увеличение массы не сопровождается приростом динамической силы. К одной из мышечной силы относится «взрывная» сила, которая характеризует способность к быстрому проявлению мышечной силы. Она, например, в значительной мере определяет высоту прыжка вверх с прямыми ногами или прыжка в длину с места, скорость на коротких отрезках бега.
Скоростной компонент мощности. (9 слайд)
Сила сокращения мышц влияет на скорость движения, так как чем больше сила, тем быстрее движение. Скорость спринтерского бега зависит от величины ускорения (скорость разбега) и от максимальной скорости. Что касается баскетбола, то передвижение на короткие дистанции от 15 до 20 метров в беге требует максимально быстрого перемещения тела из одного положения в другое. Для более длинных дистанций важнее максимальная скорость бега, чем величина ускорения. Эти два фактора скорости бега не имеют тесной связи между собой, поэтому одни спортсмены имеют медленное ускорение при большой максимальной скорости, другие – быстрое ускорение при относительно небольшой максимальной скорости.
4. Современные методы развития скоростно-силовых качеств. Прежде чем рассматривать современные методы развития скоростно-силовых качеств, хотелось бы затронуть вопрос о благоприятных периодах прироста физических качеств, ведь в процессе индивидуального развития прирост физических качеств происходит неравномерно. В отдельные возрастные периоды некоторые физические качества не только не подвергаются качественным изменениям, но и уровень их развития может снижаться. Все это говорит о том, что все воздействия на воспитание физических качеств должно строго дифференцироваться. Возрастные границы, при которых организм наиболее чувствителен к педагогическим воздействиям преподавателя, тренера, называется «сензетивными» периодами, а периоды стабилизации или снижения уровня физических качеств называются «критическими». Основные физические качества должны подвергаться целенаправленному воспитанию в определенные возрастные периоды. Так, для развития координационных способностей наиболее благоприятен период с 5 до 10 лет, для развития быстроты – 7-16 лет, где наибольший прирост происходит в 16-17 лет. Для развития силы наиболее благоприятен период 12-18 лет, где наибольший прирост происходит в 16-17 лет, а для развития гибкости – это 9-10, 13-14, 15-16 лет у мальчиков и 7-8, 9-10, 11-12, 14-17 лет у девочек, выносливость же развивается с дошкольного возраста и до 30 лет, где наибольший прирост происходит в 14-20 лет. Развитие скоростно-силовых качеств происходит с 9 до 18 лет, где наибольшие темпы прироста наблюдаются в 14-16 лет.(10 слайд)
Как было отмечено ранее, основным показателем скоростно-силовых качеств при занятиях баскетболом является прыгучесть, для развития которой необходимо и работа над такими физическими качествами, как сила, быстрота, выносливость. Все методы воспитания прыгучести должны способствовать развитию комплекса физических качеств, которые бы содействовали возможности большему повышению мощности толчка, специального двигательного навыка. Для развития прыгучести наиболее эффективными средствами физического воспитания являются динамические упражнения (выпрыгивание из приседа, прыжки через предметы), выполняемые как с отягощением, так и без него. При этом нельзя забывать, что прыгучесть улучшается лишь тогда, когда на занятии одновременно совершенствуется сила и быстрота ]. Для этого необходимо развивать силу мышц разгибателей бедра, голени, стопы, которые принимают непосредственное участие в выполнении прыжка. Силовые упражнения должны предшествовать скоростно-силовым. Прыжковые упражнения очень хорошо развивают скоростной бег. Также для развития скоростно-силовых качеств используют упражнения с преодолением веса собственного тела, с внешним отягощением. При целенаправленном развитии скоростно-силовых качеств, все упражнения, в независимости от величины и характера отягощения, нужно выполнять в максимальном темпе. Сила и высота прыжка во многом зависит от силы и мощности икроножной мышцы, голеностопного и коленного суставов. Развивая прыгучесть, прежде всего, необходимо укрепить голеностопный сустав, сделать его сильным, эластичным, способным противостоять травмам.
На сегодняшний день существует много программ для воспитания скоростно-силовых качеств, таких как прыгучесть, при занятиях баскетболом детей среднего школьного возраста. В каждой из этих программ есть как положительные стороны, так и отрицательные. Так, например, Дворкин Л. С. предлагает использовать упражнения с отягощением, применяя для этого гири, штанги, гантели. На мой взгляд, это отрицательный компонент программы, поскольку в этом возрасте у детей еще полностью не сформировалась костная система, и большая нагрузка при таких упражнениях идет на позвоночник, что может привести к неблагоприятным последствиям. У Жбанкова [9] есть упражнение прыжок с ноги на ногу с вытянутой вперед ногой, согнутой в колене. После полета при приземлении на опорную ногу практически вся нагрузка идет на коленный сустав, а связочный аппарат детей среднего школьного возраста еще довольно слаб, что может приводить к микротравмам, а в последствии привести к серьезной травме.
Одним из эффективных упражнений можно считать запрыгивание на опору, что способствует развитию прыгучести, являясь соревновательным по своей сути, применяемым в игре. Пьязин А. И. [8] предлагает использовать для развития скоростно-силовых качеств, многократные прыжки в длину с места, которые позволяют развивать при этом прыжковую выносливость и мгновенную скорость отталкивания от пола, что немаловажно при занятиях баскетболом. (11 слайд)
5. Скоростно-силовые упражнения в структуре отдельного занятия. Центральная методическая проблема воспитания скоростно-силовых качеств – это проблема оптимального сочетания в упражнениях скоростных и силовых характеристик движений. Кратковременность скоростно-силовых упражнений и ограниченная величина применяемых в них отягощений позволяет выполнять их в каждом занятии серийно и по несколько серий. Вместе с тем предельная концентрация воли, полная мобилизация скоростно-силовых возможностей, необходимость каждый раз при повторениях не допускать ухудшения скоростных характеристик движений существенно лимитируют объем нагрузки. Отсюда вытекает эмпирическое правило использования скоростно-силовых упражнений: «лучше заниматься чаще (в смысле частоты занятий в недельных циклах), но понемногу» (в смысле ограничения объема нагрузки в рамках отдельного занятия). На практике, на большинстве этапов физического воспитания, когда число урочных занятий составляет 3 в неделю, различного рода скоростно-силовые упражнения целесообразно включать, как правило в каждое занятие (хотя бы по несколько повторений), нормируя связанный с ними объем нагрузки в зависимости от конкретных особенностей упражнений и уровня подготовленности занимающихся. В структуре отдельного комплексного занятия, включающего как скоростно-силовые, так и силовые упражнения, первые проводятся, как правило, в начале основной части занятия (после соответствующей разминки), а силовые, если они применяются в значительном объеме, - во второй половине этой части (не считая отдельных стимулирующих упражнений силового характера, выполняемых непосредственно перед скоростно-силовыми для получения тонизирующего эффекта). (12 слайд)
Некоторые упражнения, способствующие развитию скоростно-силовых качеств выполняемые при круговой тренировке .
1. Прыжки с разбега до мячика, подвешенного на баскетбольном щите, толчком одной или двумя ногами. 4-5 серий по 5-8 раз.
2. Прыжки через скамейку правым и левым боком, продвигаясь вдоль скамеек, толчком двух или одной ногами. 4 скамейки по 2-3 серии.
3. Прыжки на скакалке на двух, правой, левой ноге. 200-100-100 прыжков соответственно.
4. Запрыгивание на скамейку толчком двумя и одной ногой.20-25 раз и 15-20 раз соответственно.
5. Прыжок в длину с места без остановки по прямой. 3-4 раза по 20 м.
6. Бег с максимальным ускорением по прямой, от стены к стене. 3-4 серии.
7. Выпрыгивание из положения полуприседа, глубокого приседа с доставанием предмета толчком двух ног. 3-4 серии по 15-20 раз.
8. Выполнение бега на матах на месте с высоким подниманием бедра и выхода с мата по свистку. 25-30 секунд 3-4 раза.
9. Выполнение прыжка на матах толчком двух ног, коснуться коленями груди. 4-5 серий по 20-25 раз.
10. Выполнение челночного бега с переносом предметов. 3-4 раза.
11. полуприседания с партнером на плечах. 3-4 серии по 15-20 раз.
12. Подъем на носки с партнером на плечах. 3-4 серии по 15-20 раз. (13 слайд)
Выводы и практические рекомендации - применение более широкого и разнообразного спектра физических упражнений, направленных на развитие скоростно-силовых качеств, является более эффективным.
Практические рекомендации для повышения уровня развития скоростно-силовых качеств.
Наиболее благоприятным периодом развития скоростно-силовых качеств является возраст с 9 до 18 лет, где наибольшие темпы прироста наблюдаются в 14-16 лет. Воспитывая скоростно-силовые качества учащихся, необходимо учитывать ряд особенностей, связанных с их ростом и развитием организма, следовательно, при использовании упражнений с отягощением надо помнить, что костно-мышечный аппарат еще сформировался неокончательно, а поэтому нагрузку необходимо регулировать. При проведении занятий по физической культуре на повышении показателей скоростно-силовых качеств необходимо применять комплексный подход в воспитании физических качеств учащихся. При выполнении упражнений скоростно-силового характера необходимо соблюдение постепенности роста нагрузок, учета индивидуальных особенностей организма. При выполнении упражнений большую роль играют положительные эмоции учащихся, что позволяет повысить интерес к выполняемым упражнениям и способствует максимальному проявлению физических качеств детей.
15