Проект по профориентации Профессии, которые мы выбираем
Негосударственное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа-интернат №17
имени Д.М.Карбышева ОАО «РЖД»
Проект по профориентации учащихся
«Профессии, которые мы выбираем»
Подготовила проект воспитатель 9 класса
Е.В.Созинова
г. Курган 2014г.
Пояснительная записка.
Необходимость формирования у девятиклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности очевидна. Учащиеся выпускных классов испытывают огромные трудности в профессиональном самоопределении. У них практически отсутствуют представления о рынке труда, мире профессий, требованиях к личностным качествам и профессиональной подготовке специалистов, об условиях работы и работодателях, о том, что необходимо учесть при выборе профессии.
Выбор профессии — один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Количество профессий в наши дни измеряется четырехзначным числом, а их мир представляет собой подвижную картину. По данным разных исследователей, девятиклассники, например, могут назвать в среднем лишь 20—30 профессий. Изучение мотивов выбора профессии школьниками показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих. И только 40% подростков выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности. Но профессиональные намерения оказываются более устойчивыми, а овладение деятельностью проходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора является ориентация на содержание труда. К сожалению, многие подростки недостаточно знают о конкретных особенностях каждого вида деятельности, и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности. Поэтому, необходимо специальное обучение технологии профессионального выбора и планирования будущей карьеры.
Период выбора профессии совпадает с подростковым и юношеским возрастом. Характерные для этого периода жизни становление нового уровня развития самосознания, выработка собственного мировоззрения, определение позиции в жизни активизируют процессы личностного самоопределения, проектирования себя в профессии. Наряду с этим, для данного возраста свойственно практически полное отсутствие опыта профессиональной деятельности в какой бы то ни было области. Поэтому подросток должен делать выбор только на основании изучения своей личности, осознания своих интересов и получения исчерпывающей информации об особенностях и требованиях той или иной профессии.
В психологическом плане самоопределившаяся личность — это субъект, осознавший,
что он хочет (цели, жизненные планы, склонности),
что он есть (интеллект, личностные и физические свойства),
что он может (возможности и способности),
что от него хочет общество, и что он ждет от общества.
Учитывая возрастные особенности старших подростков, их потребность в личностном и профессиональном самоопределении, в самореализации, разработан проект «Профессии, которые мы выбираем» , который предлагается учащимся 9 класса в рамках предпрофильной подготовки.
Цели проекта:
формирование психологической готовности к совершению осознанного профессионального выбора.
Задачи:
осознание своих желаний и возможностей; исследование способностей, интересов, интеллектуальных и личностных особенностей;
ознакомление с основными принципами выбора профессии;
знакомство с особенностями современного рынком труда;
составление индивидуального образовательного плана;
саморазвития в соответствии с диагностическими данными.
Организация занятий «Профессии, которые мы выбираем» опирается на использование следующих важных принципов:
свободного выражения своего мнения;
взаимоуважения;
доверительности;
обратной связи;
Особенности организации:
Место проведения занятий: учебный кабинет, экскурсии на предприятия Ж/Д транспорта, диагностические центры.
Продолжительность проекта: учебный год
Методы:
лекционный метод передачи знаний;
психодиагностические методы исследования личности;
методы социально-психологического тренинга: дискуссионный метод обсуждения различных профориентационных проблем, метод анализа конкретных ситуаций, учебно-игровая деятельность.
Выездные экскурсии.
Для того чтобы выбрать профессию, человек должен обладать значительным объемом информации на двух уровнях:
информация о мире профессий в целом, основных принципах выбора;
информация об отдельных профессиях или группах профессий.
Учащиеся должны знать:
значение профессионального самоопределения, требования к составлению личностного, профессионального плана;
понятие о профессиях и профессиональной деятельности;
правила выбора профессии;
понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии.
Учащиеся должны уметь:
соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
составлять личный, профессиональный план и мобильно изменять его;
использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности, навыки самопрезентации и уверенного поведения;
анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах в условиях современного рынка;
классифицировать профессии, разделять понятия“профессия” и “специальность” ;
пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Результат: составление индивидуального (личного) профессионального плана каждым учащимся.
План реализации проекта
Тема занятия Срок проведения Ответственные
1 Родительское собрание: Возрастные особенности детей юношеского возраста . Октябрь
2014г Воспитатель.
2 Час общения: Понятие о профессии и специальности. Общий обзор классификации профессий. ноябрь
Воспитатель.
3 Классный час
«Слагаемые выбора профессии» ноябрь Воспитатель.
4 Работа над проектом «Мои цели. Личная индивидуальная траектория» Ноябрь-май 2014-2015г Воспитатель. Родители, ученик
5 Родительское собрание «Профессии, которые выбирают наши дети» декабрь Воспитатель. Психолог школы
6 Экскурсии на предприятия железнодорожного транспорта и учебные заведения. Участие в дне открытых дверей КИЖТ.
В течение года Воспитатеь, заместитель директора по УР Матвейчик И.В.
7 Час общения «Восьмиугольник основных факторов выбора профессии» (по Е. А. Климову) Февраль Психолог школы.
8 Классный час: Формула выбора профессии. Март Воспитатель.
9 Единый День профориентации. Профессиональные пробы, деловые игры для ознакомления с миром профессий, тренинги самопознания, развития коммуникативных навыков. март Специалист центра занятости населения г.Кургана.
10 Встречи учащихся 9 класса с выпускниками школы. Выпускница Криволапова Анна. март Воспитатель.
11 Конкурс профессиограмм « Моя будущая профессия» Апрель Воспитатель, учитель ТПК.
12 Итоговое мероприятие совместно с родителями май Воспитатель. Родители. Заместитель директора по УР Крамер А.А.
Заключение
Абсолютной профпригодности быть не может потому, что все люди разные, и вроде бы одни и те же качества имеют разные оттенки, будучи свойственны разным людям, и профессий тоже множество. Все в руках человека, так как при желании и усердии он может добиться всего. Задача же профориентации помочь ему хотя бы тем, что назвать качества, которые человеку потребуются для данной профессии, какие качества у него уже есть, а какие ему придется развить. Необходимо помочь школьнику выбрать именно ту профессию, чтобы требования, которые она предъявляет, совпадали с его личностными качествами и возможностями.
Список литературы.
Климов, Е.А. Как выбирать профессию / Е.А. Климов. – М. :Просвещение, 1990. - 653с.
Потемкина, О.Ф., Тесты для подростков / О.Ф. Потемкина, Е.В. Потемкина Е.В. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 320 с.: ил.
Тренинг для старшеклассников "Твой выбор": [Сборник] /Н. В. Афанасьева, Н. В. Малухина, М. Г. Пашнина ; [Афанасьева Н. В., Малузина Н. В., Пашнина М. Г.]; под ред. Н. В. Афанасьевой. – СПб : Речь, 2007. – 365 с.
Пряжников, Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы) / Н.С.Пряжников – М.: ВАКО, 2005.- 288 с