Лекция по методики ознакомления с природой и основами экологии: Наблюдение – основа формирования реалистических представлений и понятий о природе.


Сабақтың жоспары
Поурочный план
The plan of the lesson
Күні/ Дата/ Date:
Топ/ Группа/ Group: В -12
Пән/ Предмет/ Subject: Методика ознакомления с природой и основами экологии
Сабақтың тақырыбы/ Тема занятия/ Theme:
Сабақтың үлгісі / Тип занятия/ Type of the lesson: Лекция
Сабақтың түрі/Вид занятия/ Kind of the lesson: лекция - визуализация
Мақсаты/ Цели занятия/ Objectives:
-білімдік / образовательная /educational: Формировать знания о наблюдений как о ведущем методе ознакомления детей с природой; уметь различать наблюдения в зависимости от определенного основания
-дамытушылық / развивающая / developing: Развивать логическое мышление, произвольное запоминание, творческое воображение
-тәрбиелік / воспитательная / bringing-u: Воспитывать интерес к будущей профессии
Көрнекі құралдар/ Оборудование/ Resources: презентация, флипчарт, материал лекций
Сабақтың барысы/ План занятия/ Plan
Организационный момент.
Проверка домашнего задания. Писменая работа
Целевая установка
Практическая работа по видам наблюдений (Карточки)
Работа с таблицей «Организация и методика руководства наблюдениями в разных возрастных группах.»Проверка усвоений лекций.
Объяснения домашнего задания
Ход занятия
I.Организационный момент. Приветствие на трех языках: Здравствуйте, Сәлематсіз бе, Good morning Кто дежурный? Какое сегодня число?. Бүгiн нешесi? What date is it today? Кто сегодня отсутствует? Бүгін кім жоқ?
II. Проверка домашнего задания
1. Метод – это …
2. Перечислите основные методы ознакомления дошкольников с природой?
3.Перечислите виды иллюстрированных пособий используемых для ознакомления детей с природой? Привести пример.
4.Методика работы с фильмами.
5.Перечислите виды моделей используемых при ознакомлении с природой?
Целевая установка
"До семи лет дети особо восприимчивы – подчеркивает С. Рерих – первые яркие впечатления откладываются на всю жизнь, во многом определяя дальнейшее развитие". Рерих писал о необходимости с самого раннего возраста привлекать внимание детей к особым приметам красоты, которые нас окружают. Дети часто без помощи взрослого не могут видеть эти приметы красоты, красоту природы, в чем мы взрослые должны им помочь, и в частности через один из методов экологического воспитания детей - наблюдение.
Тема: Наблюдение – основа формирования реалистических представлений и понятий о природе.
Наблюдение - это умение всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины, делать выводы. Наблюдению ребенка следует учить с раннего возраста, развивая его наблюдательность, умение сосредоточиваться на наблюдаемом, замечать главное, размышлять над увиденным, выражать мысли словом (А. К. Матвеева, П. Г. Саморукова)
IV. Лекция
План:
Значение метода наблюдения, как сложной познавательной деятельности. Структура деятельности наблюдения.
Виды наблюдений. Разнообразие классификаций видов наблюдений.
Карточки
Кратко рассказать о наблюдении?
Определить какому виду наблюдения относится?
Определить этапы наблюдения? (начало, основная, окончание)
Определить какие вопросы задаются? (по видам)
Карточка №1
Наблюдение за листопадом.
ЦЕЛЬ: Показать детям, что природа прекрасна во все времена года.
ВОПРОСЫ:
Разноцветный парк,
Разноцветный сад.
Листопад начался!
Начался листопад!
Под ногами у ребят
Листья весело шуршат!
О каком природном явлении говорится в стихотворении? Что означает слово «листопад»? Почему осенью листья опадают? (Осенью листьям недостаточно солнечного света и тепла). Как деревья готовятся к зимним холодам? (Сбрасывая листву) Одинаков ли цвет листьев у разных пород деревьев? (Расцветка листьев у разных деревьев неодинакова) Нравятся ли вам цветные листочки? Нравится ли вам их собирать? Почему?
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО:
ЗАГАДКИ
Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья)
Падают с ветки золотые монетки.
(Листья осенью) Карточка № 4
«Что такое заморозок»
Цель:• Формирование умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях.• Активизация словаря детей: заморозок, термометр.Оборудование: термометр, заморозок, утренник.
Ход наблюдения.
Воспитатель показывает детям термометр – вместе измеряют температуру воздуха. Отмечают, что на земле температура воздуха ниже. Такое состояние погоды называют заморозок, а в народе – утренник.Заморозок – это понижение температуры в воздухе и на почве вечером или ночью. Заморозок бывает из-за охлаждения ночью почвы.
Дети анализируют состояние погоды.- А что такое заморозок? (дети объясняют, что утром было холодно, на траве был иней)
- Правильно, утром был сильный заморозок и, посмотрите, как замёрзла земля. (дети трогают её: холодная, твёрдая, комочки земли трудно разбиваются)
В полдень
- Дети, посмотрите солнце на небе высоко, немного потеплело. Давайте, посмотрим, какая сейчас стала земля. (дети отмечают, что земля отошла, стала мягче)Вывод: Осенью дни короче, а ночи длиннее. Ночью бывают сильные заморозки, отчего земля замерзает.
От этого трава желтеет, вянет, гибнет. Становится меньше корма для птиц и животных.
В сентябре лето кончается – осень начинается.
В сентябре держись крепче за кафтан. 
Считай осень с сентября по шапкам да по лаптям. (Обратить внимание детей на одежду).
Карточка №3
Пример занятия "Рассматривание веток с почками" Организация занятия. Поставить на каждый стол по одной вазе с набором веток. У воспитателя — набор таких же веток. 
Ход занятия. Спросить у детей: какие деревья растут на участке? Какие кустарники они видели на участке? Как можно узнать летом березу, тополь, яблоню, сирень? 
Далее объяснить цель занятия: "Сегодня я научу вас отличать березу, тополь, яблоню и сирень по веткам без листьев и цветов». Показать детям ветки, стоящие перед ними в вазах. Дать задание: поднять названную воспитателем ветку, объяснить, как ее узнали. Подтвердить правильные ответы. Дать возможность всем воспитанникам отыскать такую же ветку и показать ее. 
Затем предложить положить на стол две ветки рядом (береза и тополь) и ответить на вопросы: как узнали, что это ветки березы, тополя? Какая поверхность коры на ощупь? Предложить осторожно согнуть ветки: узнать, гибкие они или хрупкие. Сравнить их по толщине: какая тоньше? Определить, одинаковые ли у них почки. Если они разные, сказать, чем отличаются. С помощью обследовательских действий установить величину почек, их запах, цвет. 
Далее предложить детям положить перед собой ветки яблони и сирени, сравнить их между собой и ответить, чем они отличаются (задание аналогично предшествующему). Предложить детям поставить ветки в четыре вазы: в каждую — ветку одного вида. Дать задание: понаблюдать, какие ветки быстрее распустятся. 
заключение занятия прочитать детям рассказ Н.М.Павловой "Зимняя пирушка".  Карточка № 2
Наблюдение за ростом гороха (с детьми старшей группы)
 Первое наблюдение за семенами гороха следует объединить с формированием знаний о необходимости влаги для прорастания семян. Каждый из детей получает несколько семян гороха. Воспитатель проводит их рассматривание, обращая внимание на величину горошин, их форму, цвет, характер поверхности, твердость. Детям предлагается зарисовать семя гороха в дневнике наблюдений. Далее организуется опыт, объясняющий детям необходимость влаги для прорастания семян гороха. Семена гороха замачивают и ставят перед детьми задачу: наблюдать за их изменением. 
Следующее наблюдение проводится при появлении проростков на семенах. Воспитатель предлагает сравнить сухие и проросшие семена. Обращает внимание на цвет и увеличение семян в размере, появление проростков и т. д. Помогает установить связь между изменениями, которые произошли, и наличием влаги. Предлагает детям зарисовать все изменения. Организует посадку семян в почву и дает задание: проследить, какие изменения произойдут. Последующие наблюдения проводятся при появлении листьев, формировании взрослого растения, появлении бутонов и цветков, и, наконец, плодов-стручков. 
При каждом наблюдении воспитатель вначале обращает внимание на то, какие изменения произошли. Затем помогает детям связать изменения со способами ухода за растением. С этой целью задает вопросы: что делать, чтобы горох хорошо рос? Зачем нужно подвязывать горох? Зачем рыхлить почву (поливать, пропалывать)? После каждого наблюдения следует зарисовать процесс роста и развития. Можно изготовить гербарий. 
В заключительном наблюдении воспитатель помогает детям воспроизвести весь цикл развития гороха от семени до нового семени. Детям предлагают разложить картинки (рисунки) в том порядке, как рос горох, и рассказать о последовательности изменений, которые произошли. 
Карточка №5
«Наблюдение за морской свинкой»
Дети сидят вокруг сдвинутых столов. Обращаюсь к детям: «Сегодня мы будем рассматривать зверька, которого видели – это морская свинка».
Посмотрите внимательно не неё и скажите, нравится ли она вам. На занятии по лепке будем лепить этого зверька.
Посмотрите на голову свинки, какой формы – вопросы к детям. 1 – 2 ребёнка. Правильно, - овальной формы.
А теперь рассмотрим туловище, тоже овальной формы, но нет хвоста.
Вопросы к детям. Какая шёрстка мягкая, гладкая, какого цвета. Спросить 3 – 4 детей. Дать возможность детям легонько погладить свинку. Воспитывать смелость и желание приласкать маленького зверька. Обратить внимание, какие маленькие круглые ушки, при любом шуме, ушки вздрагивают. Надо жалеть свинку и сохранять спокойную обстановку (не кричать, не прыгать… в группе) и тогда ей будет не страшно.
А какие глазки? Чёрнее, похожи на бусинки, выпуклые, блестящие.Как зверёк ест – грызёт. Поэтому их называют грызунами. Каких ещё грызунов знаем? Помочь детям (хомячки, мышки, крысы, белки).
А теперь посадим свинку обратно в клетку, а мы будем наблюдать за её поведением и всегда будем помнить, что её нельзя обижать, надо ухаживать. Карточка № 10
Наблюдение за божьей коровкой
- Нина Ивановна, посмотрите на цветок. На нем кто-то сидит.
- Это божья коровка. Ребята подойдите сюда. Смотрите, Саша нашел божью коровку.
У божьей коровки выпуклое овальное тело, ярко-красная или оранжевая спинка, украшенная чёрными точками.  Божья коровка умеет ловко ползать, а может и летать, даже на большие расстояния: у неё есть маленькие крылышки, а под ними  жёсткие коричневые полупрозрачные подкрылья.
         Окраска божьей коровки – предостерегающая.
         Птицы знают, что насекомые с такой окраской – несъедобны.
         Божьи коровки поедают огромное количество тли, любят угоститься червеедами, паутинными клещиками, личинками жуков-листоедов.
        Божья коровка – хищник, она поедает других насекомых, очень вредных для сельского хозяйства, и поэтому приносит людям большую пользу.
        На зиму божьи коровки прячутся в щелках коры деревьев, в сухих корягах или зарываются в землю.
Карточка № 6
«Какое тело у рыбки?»
Задачи: Уточнить представления детей об особенностях внешнего облика рыб, строении их тела.
Ход наблюдения:
Организуя наблюдение, воспитатель задаёт вопросы: что есть у рыбки? Что у неё впереди, а что сзади? Где у рыбки спинка, а где брюшко? Что у рыбки на голове? Воспитатель движением рук показывает сам и просит детей изобразить вытянутую форму туловища рыбки, расположение основных частей её тела. Обращает их внимание на то, что у водной обитательницы нет рук, ног, но есть плавники, которые расположены в разных местах её тела - на спине, брюшке, на хвосте, вблизи головы. В завершение декламирует шуточную считалку:
Ини, имини, майни, май,
Рыбку за ногу поймай.
Если рыбка «ой –ой –ой»,
Отпусти её домой. Карточка №7
Наблюдения за рыбками
Задачи. Учить детей сравнивать разные виды - по особенностям строения и поведения, находить признаки различия и правильно отражать их в речи.
Ход занятий.
Во время наблюдения воспитатель задаёт вопросы: «Рыбки в аквариуме одинаковы или разные? Чем они различаётся? Какие гуппи? Какие рыбки большие, а какие маленькие? Одинакового ли ни цвета? Где плавают?» Вопросы могут быть другими в зависимости от видового состава рыб. Правильные ответы детей воспитатель поощряет.
Карточка №9
Наблюдение за погодой.
ЦЕЛЬ: Овладение знаниями, позволяющими определять состояние погоды приемом сравнения.
ВОПРОСЫ: «Вы помните, какая вчера была погода? Сегодня такая же погода или другая? Посмотрите на небо и скажите, какое оно было вчера и какое сегодня. Определите, есть ли ветер и сравните со вчерашней погодой. Тепло сегодня или прохладно и как вы одеты – так же, как вчера или иначе. В заключение дает общее определение погоды.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО:
ПРИМЕТЫ
Осенью на одном часу и снег и дождь.
Осенью не всё ненастье, бывает и ясный день. Карточка №8
Наблюдения за луком
В старшей группе можно поставить три банки с луковицами: одну - в темноту; другую - в прохладное, но светлое место; третью нормально - в теплом помещении на окне. Дети будут наблюдать влияние разных условий на рост луковиц - в холоде лук не прорастет совсем или будет прорастать очень медленно; в темноте появятся желтые, некрасивые листья. Только сочетание трех основных условий (тепла, влаги, света) обеспечит бурный рост хорошей зелени.
Организация и методика руководства наблюдениями в разных возрастных группах.
Работа с таблицей
ВозрастВозрастные особенности детейОсобенности организации наблюденияМладшие группы. активность ребенка, сложность и многообразие его действий,
стремление утвердиться: “Я сам!”, неустойчивость внимания, его привлекают яркие, подвижные объекты. Отвлекаемость, преобладание чувственного познания окружающего мира. Не умение держать поставленную перед ними цель, точно следовать предложенному им плану, подводить итог наблюдению. Объем формируемых представлений довольно ограничен. Первые наблюдения организовываются за животными, а не за растениями.
Основная задача начала наблюдения - привлечение внимания детей к объекту, используя сюрпризные игровые приемы (неожиданно принести животное в группу или сказать детям, что их приглашают в гости кролики, использование персонажей кукольного театра, забавных игрушек).
При рассматривании объекта использование воспитателем различных приемов, побуждающих детей к активному поведению (кормят кролика, играют с котенком бумажным бантиком), а затем обращение внимание на то, как ест животное, смотрит, какие издает звуки. Педагог задает детям вопросы, побуждая назвать то или иное действие.
Использование приемов: обследования, что помогает выделить сенсорные признаки (для того чтобы малыши знали, какая у котенка шерстка, им предлагают осторожно ее погладить и определить пушистая она или гладкая; подражания движениям, звукам (например, предложить детям сложить ладони и подвигать ими, как рыбка хвостиком, помяукать, как котенок, и т. д.); сравнения (во второй половине года в младшей группе) Можно сравнивать два животных или растения; живой объект с изображением на картинке. Основная задача сравнения - установление признаков отличия одного объекта от другого, по величине цвету, характеру движения и т. д.
Ставя вопрос, воспитатель направляет внимание детей на сравниваемые признаки, например: “Посмотрите на воробья и голубя: кто из них больше?” или “Какого цвета перышки у воробья и какого — у голубя?”
С трехлетнего возраста в наблюдение можно включать отдельные поисковые действия. Например, во время кормления щенка предложить ему разный корм: мясо, рыбу, овощи и после наблюдения спросить детей, что щенок больше всего любит есть.
Важно, чтобы во время наблюдения дети вели себя свободно естественно, чтобы они могли проявлять свое отношение к животным растениям, т.е. дать возможность всем детям активно действовать, свободно высказываться и проявлять свои чувства.
В конце наблюдения, для усиления эмоционального впечатления детей от общения с животными или растениями, целесообразно спеть им песенку, прочитать стихотворение, связанные с темой наблюдения, или поиграть в такую игру, где действует соответствующий персонаж.
Наблюдения проводятся неоднократно, как со всей группой, так и с небольшими подгруппами и даже индивидуально.
Хорошо связывать наблюдения с игрой, изобразительной деятельностью, например: “Посмотрим елочку, а потом нарисуем ее” или “Посмотрим, не надо ли обтереть листья у фикуса”.
Средняя группаХарактерны большая устойчивость внимания, интенсивное развитие процессов преднамеренного запоминания и припоминания, более совершенное зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Обладают некоторым запасом конкретных представлений о природе.
Рассматривая окружающие предметы, они способны воспринимать их в деталях.
Самостоятельное наблюдение еще несовершенно. Дети не могут выделить характерных признаков отличия, увидеть общие признаки у нескольких объектов.
Дети постепенно учатся принимать задачу наблюдения, поставленную педагогом. Содержание усложняется. Наблюдения организовываются за животными и растения, причем можно предложить как один, так и два объекта одновременно. Во время наблюдения каждый ребенок (или небольшая группа в 2—3 человека) получает объект (или несколько) для индивидуального рассматривания.
Рассматривание растений можно организовать во время труда: например, предложить детям рассмотреть семена перед посадкой. В середине года начинают организовывать наблюдения за растениями с познавательной целью (на занятиях).
Организуется длительное наблюдение за развитием и ростом животных, растений.
Расширяется объем представлений, которые формируются в ходе наблюдения.
Продолжение знакомства с особенностями внешнего вида растений и животных, выделяя составные части, характерные признаки каждого из них, как они передвигаются, чем питаются, где обитают.
Постепенно дошкольники начинают понимать некоторые связи и отношения между объектами природы. На этой основе становится возможным формирование знаний о некоторых приспособлениях животных и растений к окружающей среде.
Наблюдение начинается с постановки познавательной задачи, которая нередко совпадает с практической деятельностью, например: “Будем рассматривать кролика и научимся за ним ухаживать, “Рассмотрим рыбку и будем рисовать ее”.
Использование приемов, помогающих сосредоточить внимание детей на особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях животного, установить необходимые связи и отношения. Особое внимание уделяется использованию приемов, активизирующих речь детей, для формирования умения рассказывать о результатах наблюдения.
Детей учат сравнивать объекты по признакам различия и сходства.
Широкое применение вопросов направленных: на уточнение знаний об основных частях объектов, их особенностях (Кто это? Какого цвета шерстка? Какой формы туловище?); на установление детьми элементарных связей и отношений между объектами природы, так называемые поисковые вопросы (Почему рыбка телескоп плавает медленно, а гуппи — быстро? Почему хомячок так ловко лазает по лесенке?).
Использование личного опыта детей.
Дети начинают осваивать несложные способы ухода за растениями и животными; поэтому в ходе наблюдения педагог может предложить им выполнить несложные трудовые действия: покормить рыбку (птичку), помыть кормушку (поилку) и т. д.
Рекомендуется использовать загадки, песенки, потешки, стихи, связанные с содержанием занятия
Завершая наблюдение, следует с помощью вопросов выяснить, как дети усвоили знания.
Результатом наблюдения может стать практическая деятельность детей: отражение наблюдаемого объекта в рисунке, уход за ним в уголке природы.
Старшая группа. Характерны: любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному. Восприятие становится более расчлененным (дифференцированным). Возникновение новых форм мышления. Способность понять связь между окружающими предметами и явлениями, причины наблюдаемых явлений, их особенности. Способность самостоятельно ставить познавательную задачу. Дети могут сами наметить несложный план наблюдения и действовать в соответствии с ним. Знания, навыки и умения детей усложняются. Знакомство детей с новыми объектами, из ближайшего окружения, и с теми, которые обитают в других климатических зонах.
Продолжение знакомства с особенностями внешнего вида, образом жизни животных (движение, питание, сезонные приспособления, защита от врагов, рост и развитие). Вместе с тем важная задача, решаемая воспитателем – установление связей между внешним видом животного, его образом жизни исредой обитания, способами ухода за ним.
Организация наблюдения и с использованием раздаточного материала.
Усложнения методики организации и проведения наблюдения, для формирования у детей более сложных знаний.
Под руководством воспитателя дошкольники вычленяют в объектаххарактерные и существенные для целой их группы признаки. На этой основе возможно формирование обобщения.
Для наблюдения характерно то, что дети могут рассматривать объект неизолированно, а в системе его связей с окружающим миром: место и среда обитания, приспособление к окружающей среде.
Наблюдение становится более планомерным.
Наблюдение начинается с постановки перед детьми познавательной задачи, например: “Сегодня мы будем рассматривать попугайчиков, чтобы научиться за ними ухаживать”. Затем детям задаются разнообразные вопросы, как несложные, например, когда ребенок должен узнать и различить внешние признаки объекта: кто это? Какие части тела есть у птиц? и т. д.; так и более сложные, которые заставляют ребенка припомнить то, что он видел раньше: чем мы кормили снегирей? — или сопоставить объекты и найти в них признаки различия и сходства: чем отличается попугай от снегиря? Что общего у всех птиц? Широко используются поисковые вопросы, направленные на установление связей и отношений: почему у попугая клюв короткий, сильный, загнутый в виде крючка? Какой корм может есть попугай? Почему попугай легко лазает по стенкам клетки?
Предоставление детям большей самостоятельности в использовании известных им способов наблюдения, определении его плана и подведении итогов. Воспитатель помогает детям в случае затруднений вопросами, использует модели, обеспечивающие полноту и точность восприятия, установление связей и отношений, подводит их к самостоятельным выводам.
Результаты наблюдения дети отражают в речи, используют в различной деятельности (трудовой, изобразительной и т. д.).
Фиксация наблюдений.
Проверка усвоений лекций
Придлагаю студентам продолжить предложения:
я познакомился с ...было непросто ...я добился ...у меня получилось ...хотелось бы ...мне запомнилось ...я попробую ...
VI. Объяснения домашнего задания
Знать материал лекций
Составление развёрнутых конспектов наблюдений за объектами в разных возрастных группах (группа на выбор) с учётом образовательной программы.
Дидактические задачи;
Выбирает объект (желательно с ним познакомиться заранее на практике или из литературы);
Место наблюдения;
Организацию детей;
Структуру наблюдения
(мотивация – стих или загадка; рассматривание объекта, обращая внимание на характерные особенности его; игры и задания; подведение итогов).
Әдебиет/ Литература/ Literature:
Как знакомить дошкольников с природой./ Под ред. П.Г.Саморуковой.-М., 1983.
Бибикова В. И др. «Зеленые оазисы дома и на работе», Мн., Полымя, 1984 г.
Верзилин Н. «Путешествие с домашними растениями», Л., Детская литература, 1965 г.
Залетаева И. «Книга о кактусах», М., Колос, 1974 г.
Кутас Е. «Комнатные растения», Мн., Ураджай, 1993 г.
Махлин М., Солоницина Л. «Аквариум в школе», М., Просвещение, 1984 г.
Сааков С. «Оранжерейные и комнатные растения», Л., Наука, 1983 г.
Саурова В. и др. «Зимний сад», Мн., 1991 г.
Цирлинг М. «Аквариум и водные растения», С-П., Гидрометеоиздат, 1991 г.
Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. -М., 1999.
Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. -М.,1980.
Тема: Наблюдение – основа формирования реалистических представлений и понятий о природе.
План:
Значение метода наблюдения, как сложной познавательной деятельности. Структура деятельности наблюдения.
Виды наблюдений. Разнообразие классификаций видов наблюдений.
Организация и методика руководства наблюдениями в разных возрастных группах.
Фиксация наблюдений.
Наблюдение – целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира.
Целью наблюдения может быть усвоение детьми разных знаний – установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений.
В своем внешнем проявлении наблюдение – это деятельность, самостоятельно организуемая самим наблюдателем, что предполагает более или менее обширную систему знаний (С.Л. Рубинштейн).
ЗНАЧЕНИЕ наблюдения состоит в том, что оно:
1 - обеспечивает чувственное познание природы через разные формы восприятия (зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, обонятельное и др.), доступные ребенку дошкольного возраста; в этом состоит СУЩНОСТЬ наблюдения;
2 -дает возможность показать природу в естественных условиях, в ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях;
3 - позволяет выделять различные признаки объектов природы, ориентироваться в значимых признаках, обнаруживать через них взаимосвязь растений и животных с явлениями неживой природы, вследствие чего формируются конкретные, обобщенные представления;
4-в процессе наблюдения формируются элементы миропонимания природы;
5 –в процессе наблюдения развивается наблюдательность(составляющая умственного воспитания); эстетическая сторона и эмоциональная сфера личности; речь; формируется гуманное, бережное и заботливое отношение к природе.
СОДЕРЖАНИЕ наблюдений – это то, что дети могут познать в непосредственном контакте с природой; та сенсорная информация, которая исходит от самих природных объектов и которую дети могут получить самостоятельно при условии специальной организации наблюдений педагогом. Содержание наблюдений определяется: требованиями программы; природным окружением; сезонными изменениями в природе. Содержанием наблюдений могут выступать объекты и явления живой и неживой природы, их взаимосвязи. Тематика (объекты и явления природы) и содержание наблюдений (рассматривания )может быть следующей: снег, снежинки (снегопад); ветер; лёд; дождь, лужи; ручьи (таяние снега); небо (облака); зимние узоры на окнах; листопад, листья; деревья (отдельное/группа) (ветки/почки); насекомые; птицы; звери; рост и развитие живых существ и т.п.
Виды наблюдений.
1.По времени
Кратковременные (эпизодические) наблюдение за объектом, явлением природы в данный момент времени.
Длительные (складываются из эпизодических). наблюдение за объектом, явлением природы в течение какого-то периода времени.
Например: распускание почек. В соответствии с этапами роста и развития растений или животных наблюдения разбивается на систему эпизодических наблюдений. Воспитатель побуждает детей каждый раз рассматривать объект, сравнивать их состояние с тем, что было раньше, определение принципов, по которым изменение хорошо заметно.
По месту проведения
В естественных условиях наблюдение, организуемое в естественных условиях (на лугу, в лесу, у водоема и др.).
В специально созданных условиях (огород, живой уголок, цветниках, парках) наблюдение, организуемое в специально созданной обстановке
3. По плановости
По плану воспитателя (планирует ежедневно определенные наблюдения)
– наблюдение, ход которого определен заранее продуманным планом, задачами, с учетом требований программы; как правило, такие наблюдения – коллективные
По инициативе детей (нашел червяка, воспитатель должен раскрыть ребенку, все особенности этого животного).
4. По новизне решаемых задачПервичные (1 раз проводится наблюдение) – знакомство с хомяком
– наблюдение, организуемое с целью ознакомления и познания объекта природы, формирования общего представления о нем.
Повторные (даются новые сведения) – наблюдение за хомяком, обучение уходу за ним.
- наблюдение, организуемое с целью уточнения, расширения представлений об объекте природы.
Сравнительные – хомяк и морская свинка - наблюдения, направленные на сравнение объектов природы, выявление их сходства и отличия
Итоговые (обобщаются, систематизируются полученные сведения о хомяке).
- наблюдение, организуемое с целью обобщения и систематизации знаний и представлений об объекте природы
По форме организации
Индивидуальные - наблюдения, организуемые, как правило, по инициативе самих детей
Групповые
Подгрупповые - наблюдение, организуемое с подгруппой детей; как правило, носит повторный характер.
Фронтальные - наблюдение с участие всех детей группы
Распознающее наблюдение –наблюдение, направленное на выявление специфических особенностей объекта (явления) природы; как правило, единоразово более длительны, чем кратковременные.
Наблюдение с использованием раздаточного материала – наблюдение, в процессе которого используется раздаточный материал (набор объектов: овощи, фрукты, желуди, листья, цветы и др.); этот вид наблюдения организуется с детьми, начиная со средней группы д/с; но необходимо сочетать индивидуальную работу детей с коллективной (это сложно) и обращать особое внимание на бережное отношение к природе.Наблюдение с использованием опытов – это организация несложных опытов с объектами живой и неживой природы (С.Н. Николаева); этот вид наблюдения (деятельности) позволяет: формировать умение видеть (замечать) отдельные свойства объектов, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи (со средой); условия проведения опытов: проводится только с одним отклонением от нормальных условий, на основе имеющихся у детей представлений; должны быть безвредными для объектов природы и обеспечивать активность детей.
Циклическое наблюдение - цикл – это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретными объектами уголка природы или участка д/с (длительное, состоит из нескольких кратковременных); требования: компактное проведение циклов наблюдений (без больших перерывов во времени), должны принимать участие все дети (через повторные наблюдения, подгруппами); в неделю проводится 1-2 наблюдения из цикла; достоинства: порционность (небольшой объем) знаний обеспечивает надежность усвоения, устойчивый познавательный интерес детей на основе углубления знаний, вносит разнообразие в повседневную жизнь детей.
Для организации и проведения наблюдений природоведческого содержания важным является 3 аспекта:
1 – наличие природных объектов;
2 – определение содержания наблюдения;
3 – поиск соответствующей организации наблюдения, оптимальных форм, методов и приемов включения в него детей.
Педагог должен тщательно ПОДГОТОВИТЬСЯ к наблюдению:
1 –определяет место наблюдения в системе предстоящей эколого-педагогической работы с детьми и время (длительность)наблюдения;
 2 –определяет цель и задачи, которые наиболее полно будут раскрыты с помощью этого вида деятельности, вид и содержание наблюдения, оптимальное количество детей;
3 –определяет объект (-ты)/явление для наблюдения(растение, животное, объект или явление неживой природы); 
4 –продумывает, отбирает, готовит необходимый инвентарь и оборудование (корм, лупа и др.), освещение объекта; 
5 –продумывает организацию детей, возможность включения их в деятельность, методы и приемы руководства деятельностью; 
6– пополняет собственные знания по содержанию наблюдения (при необходимости).
Объект или явление, за которым организуется наблюдение, должен быть (ТРЕБОВАНИЯ):интересен и доступен для восприятия дошкольниками;
безопасным (здоровым, чистым);
активным, динамичным (учитывать биологические особенности живых существ, возможность их передвижения).
Требования к организации и проведению наблюдения:
1.Пространственная организация наблюдения. Оно должно быть организовано так, чтобы дети могли получить максимум сенсорной (чувственной) информации об объекте наблюдения.
2.Временной параметр. Наблюдения (в зависимости от вида) в повседневной жизни должны быть непродолжительны (3-10 мин.) и строиться с учетом основных дидактических принципов (доступности, последовательности, систематичности и др.).
3. Четкость структуры наблюдения, формулировки познавательных целей и задач. Как правило, наблюдение включает 3 части: 1 – вводная (начало) – концентрация внимания детей; 2 – основная – реализация задуманного содержания, самостоятельное получение детьми сенсорной информации; 3 - заключительная (окончание) – подведение итога – обращение к чувственной, эмоциональной сфере дошкольников при восприятии объектов природы.
4. Знание и учёт биологических особенностей живых существ. Организация наблюдения не должна наносить вред живым объектам.
5. Создание познавательного интереса к природе, развитие речевой и умственной активности детей. Следовательно, продумываются методы и приемы работы.
6. Закрепление представлений (знаний), полученных в процессе наблюдения в других формах и видах деятельности детей.
7.В результате наблюдения должно быть сформировано представление (понятие) об объекте природы.
8. Включение в процесс наблюдения двигательной активности детей.
Подготовка воспитателя к проведению наблюдения
1. Прежде всего воспитатель определяет место наблюдения в системе предстоящей работы по экологическому воспитания детей, 2. задачи (содержание знаний, умений и навыков в соответствии с программой), которые с наибольшей полнотой могут быть решены с помощью этого вида деятельности. Затем выбирает 3.объект для наблюдения (растение, животное, объект неживой природы), который должен быть для детей интересным и в то ж время доступным для восприятия.
Важно, чтобы растение или животное было в хорошем состоянии, чистым, здоровым. Животных перед наблюдением лучше не кормить. В этом случае они более активны, хорошо едят, двигаются. Это обеспечит лучшее сосредоточение детей на объекте, вызывает интерес к нему. Воспитателю следует 4. подготовить все необходимые в ходе наблюдения предметы: миски с кормом и водой, тряпочки, щеточки, которыми пользуются во время ухода за животными. Наблюдение может происходить с использованием специальных приборов (термометр, лупа и т.д.) 5. Необходимо продумать и организацию детей: как разместить их, чтобы объект хорошо был виден всем, чтобы можно было свободно подойти к нему и действовать с ним - покормить, поиграть. Следует предусмотреть и хорошее освещение объекта. Лучше, если свет падает слева или из-за спины (не слепит глаза). При наблюдении за такими животными, как кролик, черепаха, следует на паркетный пол или пол из линолеума постелить коврик (половичек), чтобы животное передвигалось без труда. Пространство, в котором будет животное, нужно огородить.
В СТРУКТУРЕ НАБЛЮДЕНИЯ выделяют 3 компонента (этапа):
1 часть – начало– задача педагога – собрать детей, сконцентрировать их внимание с помощью различных приемов (например, загадка-описание об объекте/явлении); направлена на принятие детьми познавательной задачи, получение общего представления об объекте.
2 часть - основная -задача педагога - реализовать задуманное содержание, обеспечить возможность самостоятельного получения детьми сенсорной информации с помощью разнообразных приемов: вопросы с паузами (2-3 с.), похвала, обследовательские действия, сравнение и др. ; недопустимы длительные пояснения, рассказы, отвлечение детей посторонним содержанием; обязательная двигательная активность детей; 2 часть должна быть единой и направлена на выявление свойств, качеств, признаков объектов (явления), особенностей поведения и образа жизни живого существа, его состояния, установление взаимосвязей и др.
3 часть – окончание -задача педагога – подвести итог, обобщить полученные знания (представления); заключительная часть должна быть эмоционально-насыщенной (чтение стихов, загадывание загадок, пение песен и др.).
Фиксация наблюдений – это то, что остается осязаемым после проведенного наблюдения.
1.Составление рассказа об увиденном. В рассказе обеспечивает четкость и полноту воспринимаемых образов. Особенно ценно в этом отношении придумывание самими детьми загадок о предметах и явлениях природы.
2.Изобразительная деятельность (рисование разнообразных объектов природы, после детального рассматривания).
3.Рассматривание природного материала и его сортировка.
4.Составление календаря наблюдения («наблюдение за ростом и развитием мать-и-мачехи»).
5.Игровая деятельность – использование полученных знаний в играх: дидактические словесные («Съедобное не съедобное», «Птица, рыба, зверь», настольно печатные (разнообразные лото посвященные природе).6.Практическая деятельность (труд, моделирование).
Для фиксации результатов наблюдений с дошкольниками используются дневники наблюдений, календари природы, погоды, модели и др. Их назначение – сохранить в памяти детей интересные впечатления от наблюдения, показать изменчивость погоды, природы, динамичность явлений, развитие живых объектов и др.
Учимся задавать вопросы
Познание начинается с вопроса, который направляет мышление ребенка на поиск ответа, пробуждая потребность в познании и приобщая к умственному труду. Вопросы можно разделить на две большие группы:
1. Уточняющие. Например « Верно ли, что… Надо ли создавать… Должен ли… Уточняющие вопросы могут быть простыми и сложными.
Сложные состоят из нескольких простых. (Будешь ли ты играть в компьютерные игры с ребятами или тебе больше нравится играть в них одному?).
Простые вопросы:
«Верно ли, что если щенок отказывается от еды и не играет, то он болен?») «Правда ли, что у тебя дома живет котенок?»). Восполняющие
Простые «Где можно построить нарисованный тобой дом?»
Сложные «Кто, когда и где может построить этот дом?»
3. Описательные вопросы: “Кто? Как? Что? Где? Когда?”.
4. Каузальные (кауза в переводе с древнегреческого – причина) вопросы: “Почему? Отчего?”.
5. Субъективные вопросы: “Что я об этом знаю? Что я при этом чувствую?”
6. Воображаемые вопросы “ Что было бы, если? Что случилось бы если?”
7. Оценочные вопросы. “Что лучше? Что правильнее?”