План — конспект урока по химии на тему Реакции ионного обмена (8 класс)

53
Дата: 01. 04.2015г

Тема: Реакции ионного обмена. Ионно – молекулярные уравнения реакций и правила их составления.

Цели урока. Образовательная: сформировать понятия о реакциях ионного обмена и условиях их протекания, полном и сокращённом ионно – молекулярном уравнениях. Объяснить отличие сокращённого ионно – молекулярного уравнения реакции от молекулярного уравнения. Ознакомить уч-ся с алгоритмом составления ионно – молекулярного уравнения реакции.
Развивающая: на примере реакций ионного обмена показать уч-ся особо важную роль этих химических явлений в биологических процессах.
Воспитательная: продолжить развитие навыков у уч-ся самостоятельной работы с учебником, умение закреплять полученные знания при помощи соответствующих упражнений.

Задачи урока:
пояснить уч-ся сущность реакций ионного обмена и условия их протекания.
пояснить отличие сокращённого ионно –молекулярного уравнения от молекулярного уравнения реакции.
дать уч-ся представление о правилах составления полных и сокращённых ионно –молекулярных уравнений реакций.

Тип урока: усвоение нового материала, лекция + элементы самостоятельной работы.

Оборудование: таблица «Растворимость кислот, оснований и солей в воде», демонстрации для реакций ионного обмена между растворами электролитов: BaCl2, H2SO4, Na2SO4, NaOH, Na2CO3, Cu(OH)2, HCl, AgNO3, CaCl2 , NaCl; СД «Кирилл и Мефодий. Химия 8 класс», СД «Наглядная химия. 8 класс», учебник И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская изд. «ОНИКС 21 век», «Мир и образование», 2010 г., раздаточный материал.

Ход урока: I. Организация класса. Постановка цели и задач урока.
Повторение, проверка домашнего задания.
Анализ практической работы « Определение рН среды»
Проверка домашнего задания:
стр. 153 № 1
стр. 153 № 2
стр. 153 № 3
Подготовка к самостоятельной работе по теме «Индикаторы и их окраска в различных средах».

Новый материал:
Вступительное слово учителя:
В растворах электролитов имеются как положительно и отрицательно заряженные ионы, так и нейтральные молекулы. Поэтому согласно теории электролитической диссоциации реакции в растворах электролитов протекают не между молекулами, а между ионами или между ионами и молекулами.
Если при таких процессах не происходит изменения степеней окисления атомов, то их называют реакциями ионного обмена.
Условия протекания реакций ионного обмена в растворах электролитов:
образование малорастворимого вещества (осадка);
образование летучего вещества (газа)
образование слабодиссоциирующего вещества (слабого электролита)
Во всех этих случаях реакции протекают в направлении наиболее прочного связывания ионов.
Демонстрация опытов:
реакция обмена, протекающая с выделением газа:
Na2CO3 + HCl (
CaCO3 + HCl (
реакция ионного обмена, протекающая с образованием осадка:
BaCl2 + H2SO4 (
Cu(OH)2 + NaOH (
рекция ионного обмена, протекающая с образованием малодиссоциирующего вещества (воды):
KOH + HCl (
H2SO4 + NaOH (
Ионно – молекулярные уравнения и правила их составления:
Реакции ионного обмена записываются тремя уравнениями: молекулярным, полным ионно – молекулярным и сокращённым ионно – молекулярным.
Рассмотреть запись реакции ионного обмена на примере взаимодействии между растворами двух солей – нитрата серебра и хлорида натрия. (Работа по учебникустр. 154 – 155: уч-ся читают, делают соответствующие записи).
Алгоритм составления ионно – молекулярного уравнения реакции.
Работа по учебнику стр. 156 – 157. Уч-ся читают, сделать анализ каждого пункта на примере записей в тетради.
Закрепление: выполнить заданий раздаточного материала, учащиеся выполняют на доске и в тетради.
Лист раздаточного материала:
Выполнение упражнений по теме «Реакции ионного обмена»

1.Составить уравнения реакций в ионно –молекулярном виде, укажите условие протекания каждой реакции ионного обмена:
HCl + AgNO3 =
FeSO4 + NaOH =
HNO3 + Ca(OH)2 = (кат. А)

Составить уравнения реакций в ионно –молекулярном виде, укажите условие протекания каждой реакции ионного обмена:
гидроксид натрия + серная кислота =
сульфат калия + хлорид бария =
гидроксид лития + сульфат меди (II) = (кат. В)

Закончить уравнения тех реакций, в результате протекания которых образуется газ:
CaCl2 + Na2CO3 = 3) K2SO3 + HCl =
MgCO3 + HNO3 = 4) Li2CO3 + KOH =

Закончить уравнения тех реакций, в результате протекания которых образуется осадок:
H3PO4 + KNO3 = 3) BaCl2 + KNO3 =
Ca(OH)2 + Na2CO3 = 4) AgNO3 + KCl =

Закончить уравнения тех реакций, в результате протекания которых образуется вода:
ZnO + H2SO4 = 3) AgNO3 + H3PO4 =
FeS + HCl = 4) HNO3 + Ba(OH)2 =

Cоставить молекулярные и полные ионно – молекулярные уравнения, которым соответствуют следующие сокращённые ионно – молекулярные уравнения:
Zn 2+ + 2OH- = Zn(OH)2
CaCO3 + 2H+ = Ca2+ + H2O + CO2
Fe3+ + 3OH- = Fe(OH)3
Задания в виде тестов: а. Hомера формул основных оксидов:
1) HCl , 2) NaOH, 3) Li2O, 4) CO2, 5) CaO

б. Номера формул кислотных оксидов:
1)Fe2O3, 2)NaOH, 3)KNO3 ,4)SO2,5)P2O5

в. Номера формул бескислородных кислот:
1)H2SO3, 2)NaCl, 3) H2S, 4) KBr, 5) HF

г. Hомера кислородсодержащих кислот:
1)Mg(OH)2, 2)H2SO4, 3)HPO3,4)LiOH, 5) K2CO3

д. Номера однокислотных оснований:
1)Mg(OH)2, 2)LiOH, 3)HNO3, 4)Fe(OH)2, 5)KOH

е. Номера многоосновных кислот:
1)Fe(OH)3, 2)H2CO3, 3)H3PO4, 4)HNO3, 5)K3PO4

ж. Номера одноосновных кислот:
1)HF, 2)KBr, 3)HNO3, 4)NaOH, 5)H3BO3

з. Номера формул солей:
1)K2O, 2)HNO3, 3)KNO3, 4)Fe2(SO4)3, 5)LiOH.

упражнение стр. 157 № 1

Лабораторный опыт № 8 «Реакции ионного обмена»
Цель: на практических примерах закрепить знания и умения учащихся по теме «Реакции ионного обмена».
Оборудование: CaCl2 , AgNO3, NaCl в растворе, две пробирки.
Работа по плану учебника стр. 157.
Сделать записи уравнений в тетрадь в молекурном и ионно – молекулярном виде:
CaCl2 + AgNO3 (
NaCl + AgNO3 (

V. Домашнее задание: пар. 43, стр.157 № 1, 2.

15