Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе по теме: «Волшебные краски осени»
Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе
по теме: «Волшебные краски осени»
Цель:
-Расширять представления детей о характерных признаках осени; учить находить их в природе;
-Уточнив представления об изменениях, происходящих осенью в жизни растений; продолжать учить различать некоторые деревья;
-Воспитывать познавательный интерес, бережное и эстетическое отношение к природе, чуткость к восприятию красоты осеннего пейзажа;
-Обогащать впечатления детей и формировать музыкальный вкус, прослушивая произведения П. И. Чайковского (цикл «Времена года»);
-Воспитывать воображение, внимание и память, дружеское отношение к своим сверстникам, желание играть вместе;
-Развивать мелкую моторику рук.
-Научить детей пониманию того, что цветом, художник может выразить свое настроение и «настроение» природы.
-Учить красиво, располагать изображение на листе.
-Развивать чувство ритма, эстетическое восприятие.
-Воспитывать аккуратность, интерес к изобразительной деятельности.
Материал: картина И. Левитана «Золотая осень», картины ранней осени, золотой и поздней осени. Белый картон, клей, коричневый маркер, крупа, сухие блестки.
Предварительная работа:
Беседы об осени;
Чтение художественных произведений
Разучивание стихов и поговорок об осени;
Пение песен об осени и слушание музыки;
Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;
Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев;
Наблюдение за деревьями на прогулке.
Ход занятия:
(дети входят под спокойную музыку)
Воспитатель: Сегодня у нас гости. Поздоровайтесь с ними.
Сегодня у нас будет очень интересное занятие. Ребята отгадайте, о каком времени года я вам загадаю загадку:
Пришла без красок и без кисти. Да перекрасила все листья.
(Осень)
Осень – замечательное, очень красивое время года. А вы знаете, что существует три осени и к каждой из них у нас особая любовь. Давайте назовем все осенние месяцы.
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: каждый из этих месяцев относится к трем периодам осени. А кто из вас знает, как в народе называют сентябрь? (ответы детей)
Сентябрь в народе называют «Запевалой осени» или ранняя осень. Давайте посмотрим на сентябрь. (Картины ранней осени)
Воспитатель: Как вы думаете, ранняя осень, какая она? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, назовите, признаки ранней осени?
Дети: Осенью листья начинают желтеть, птицы собираются улетать в теплые края. В лесу много грибов и ягод.
Воспитатель: Да ребята, это все про сентябрь. А кто знает, как в народе называют октябрь?
Дети: Октябрь называют «Листопадником» или «Золотая Осень».
Воспитатель: А почему его называют «золотой»?
Дети: Осень в октябре называют «золотой» - золотыми становятся травы, листья на деревьях и кустарниках.
Воспитатель: Давайте посмотрим на это прекрасное время года.
(картины «Золотой осени»)
Воспитатель: Ребята, назовите, какие признаки вы знаете в середине осени?
Дети: Листья желтеют, краснеют, розовеют, опадают. Птицы улетают в теплые края. Животные готовятся к зиме. Часто идёт дождь.
Воспитатель: Как вы думаете, Золотая осень, какая она?
Дети: Красивая, разноцветная, красочная, золотистая и т.д.
Воспитатель: Золотая осень, замечательное время года, она вдохновляла многих поэтов на создание замечательных произведений.
Пальчиковая гимнастика:
Ветер по лесу летал, (делаем плавные, волнообразные движения кистями рук)
Ветер листики считал:
Вот дубовый, (загибаем по одному пальчику на обеих руках)
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки — золотой,
Вот последний лист с осинки (сжать руки в кулак)
Ветер бросил на тропинку. (разжать резко кулаки, пальцы растопырены)
Листья осенние тихо кружатся, (плавные движения кистями рук)
Листья нам под ноги плавно ложатся (плавно опускаем ручки вниз)
И под ногами шуршат, шелестят, (трем ладошки друг о друга)
Будто опять закружиться хотят. (поднимаем ручки вверх и плавно ими машем)
Д/и «Найди тень листика»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня в корзине очень много листиков. Также у меня есть карточки с тенями этих листьев. Вам надо угадать от какого листика падает тень.
Воспитатель: Ребята, какие цвета у золотой осени?
Дети: Красный, оранжевый, желтый.
Воспитатель: Это теплые тона. Художники с помощью этих цветов рисуют разные осенние картины.
Давайте посмотрим, какую красивую осень отобразил художник в своей картине.
Перед вами картина замечательного художника-пейзажиста И. Левитана. Давайте её рассмотрим.
Воспитатель: Как вы думаете, какой период осени изобразил Левитан на этой картине? (ответы детей)
- Как вы догадались? (ответы детей)
- Что ещё, кроме деревьев нарисовал художник? (реку)
- Какая она? (ответы детей)
- Как бы вы назвали эту картину? (ответы детей)
- А художник Левитан назвал эту картину «Золотая Осень».
- Какое настроение возникает у вас, когда смотрите на эту картину? (ответы детей)
Воспитатель: Но у нас с вами остался ещё один месяц осени, какой?
Дети: Ноябрь.
Воспитатель: А вы знаете, как его называют в народе?
Дети: Позднюю осень называют «серебряной».
Воспитатель: Почему этот период осени называют «серебряной»?
Дети: Лужи затягивает первый тонкий ледок, летят на мерзлую землю серебряные звездочки — снежинки, звенят на ветру обледенелые ветки деревьев, серебрятся на солнце опавшие, покрытые инеем листья.
Воспитатель: Какие признаки поздней осени вы знаете?
Дети: На улице стало холодно, поэтому люди стали одеваться теплее. На полях, в огородах собрали урожай.
Воспитатель: Давайте посмотрим на экран.
(картины поздней осени)
Воспитатель: Какая она, поздняя осень?
Дети: Пасмурная, дождливая, холодная, грустная, печальная и т. д.
Воспитатель: Вот видите, какая разная бывает осень.
(Раздается стук в дверь, входит Лесовичок-старичок).
Воспитатель: Здравствуй, дедушка! Кто вы такой?
Лесовик: Здравствуйте, ребята! Я Старичок-лесовичок. Живу в лесу и охраняю его. Скучно мне в лесу, хочу с вами поиграть.
Воспитатель: С удовольствием! Да и размяться пора.
Физминутка.
Вдруг закрыли небо тучи - Дети встают на носочки, поднимают вверх перекрещенные руки.
Начал капать дождь колючий. - Прыгают на носочках, держа руки на поясе.
Долго будет дождик плакать,
Разведет повсюду слякоть. - Приседают, держа руки на поясе.
Грязь и лужи на дороге, - Идут по кругу, высоко поднимая колени..Поднимай повыше ноги.
Лесовик: Присаживайтесь. У меня в лесу много деревьев. А вы знаете, как они называются? (картины дуба, березы и клена)
Лесовик: Ребята, а вы загадки любите отгадывать? Я принес вам листочки этих деревьев со своего леса, но они не простые, а необычные. На них записаны загадки. Я буду загадывать их вам, а вы отгадывать.
Загадки
1. Лежала между ёлками подушечка с иголками.
Тихонечко лежала, потом вдруг убежала. (Еж)
2. Кто на ветке шишку грыз и бросал объедки вниз. Кто по ёлкам ловко скачет и взлетает на дубы?Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (белка)
3. Он в берлоге спит зимой под большущею сосной. А когда придет весна, просыпается от сна. (Медведь)
4. Он в лесу дремучем рос,
Серой шерстью весь оброс.
В зайцах вкусных знает толк
Злой голодный серый … (волк)
5. Что за зверь такой лесной,
В белой шубке он зимой.
Всех боится зверь-трусишка.
Как зовут его? (зайчишка)
6. Эта рыжая плутовка
Может влезть в курятник ловко,
С петушком в лесок умчится.
Как зовут ее? (лисица)
7. Косолапый великан,
Чтобы не попасть в капкан,
Спит всю зиму напролёт,
Лапу сладостно сосет. (медведь)
8. Ах, чистюля! Ах, кокетка!
Аккуратней птицы нет.
На груди всегда салфетка –
И на завтрак, и в обед! (сорока)
9. Кто в лесу деревья лечит,
Не жалея головы?!
Тяжела его работа -
Целый день долбить стволы! (дятел)
Лесовик: Вы все правильно угадали! Это все мои друзья!
Воспитатель: Ребята, а давайте мы поиграем с этими листочками.
Упражнение для коррекции зрения - «Мы листочек увидали»
Мы листочек увидали и с листочком поиграли (дети берут листок в руку, надо вытянуть руку вперед перед собой, сфокусировать на ней взгляд)
Листочки вправо полетели, глазки вправо посмотрели (отвести листик вправо, проследить движение взглядом)
Вот листочки полетели, глазки влево посмотрели (Отвести листик влево, проследить движение взглядом)
Ветер вверх поднимал и на землю опускал… (поднимать листики вверх и опускать вниз, дети смотрят вверх и вниз)
Всё! На землю улеглись. (Покружиться и присесть, опустив на пол) Глазки закрываем, глазки отдыхают (закрыть глаза)
Лесовик: Молодцы ребята! Мне понравилось с вами играть. Ну, мне пора возвращаться в лес.
Воспитатель: Подожди Лесовичок, мы с ребятами хотим тебе сделать подарок. Ведь скоро зима, и твой лес укутает снежное покрывало. Мы тебе сейчас нарисуем осеннее дерево, чтобы ты долгими зимними вечерами смотрел на них и вспоминал нас и прекрасное время года - осень.
Воспитатель: Для того чтобы нарисовать осеннее дерево, нам понадобится – белый картон, пшено, клей ПВА, сухие блестки и коричневый маркер. На картоне нарисовали ствол дерева. На месте крона дерева смазали обильно клеем ПВА и посыпали крупу. Сверху посыпали сухие блестки. Минут через пять побрызгайте крупу лаком для волос. Картина готова!
Готовые картины дарим Лесовику. Лесовик благодарит детей и уходит.
Итог занятия:
Воспитатель: Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие?
- Что вам понравилось и запомнилось больше всего?
- Какие периоды осени мы знаем?
- Как называли в народе сентябрь, октябрь, ноябрь?
- Кто приходил к нам в гости?
- Что Лесовичок нам принес?