Методическая разработка Формирование личностных УУД на уроках русского языка и литературы


Содержание
Введение………………………………………………………………………..2
Глава 1………………………………………………………………………….3
1. Особенности учащихся современной средней школы…………………..3
2.Общая характеристика русского языка как школьного предмета……..4
3.Общая характеристика литературы как школьного предмета…………4
4. Личностные универсальные учебные действия в системе………………5
школьного образования
5. Способы формирования личностных УУД………………………………6
6. Технология проблемного диалога………………………………………..7
7. Технология продуктивного чтения……………………………………….7
8. Технология оценивания учебных успехов……………………………….9
9. Информационно-коммуникационная технология……………………….9
Глава 2…………………………………………………………………………10
Заключение……………………………………………………………………24
Список литературы……………………………………………………………25

Введение
С введением новых федеральных государственных образовательных стандартов к деятельности учителя стали предъявляться новые требования. Одним из таких требований является реализация универсальных учебных действий в процессе обучения, поэтому тема «Формирование личностных УУД на уроках русского языка и литературы в основной школе» очень актуальна, поскольку в основной школе ФГОС стал реализовываться сравнительно недавно. Итак, объектом моего изучения является процесс обучения, предметом - формирование личностных УУД на уроках русского языка и литературы, целью – сформировать систему упражнений, направленных на формирование личностных УУД. Задачи, которые можно поставить, это изучение разных учебников русского языка и подбор упражнений, которые будут формировать личностные УУД. Моя гипотеза – можно составить такую систему упражнений, которая даст действительно хороший результат в формировании личностных УУД.
Под универсальными учебными действиями понимают умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта
Выделяют следующие виды универсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся  и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция.
Познавательные универсальные  действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет  позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Безусловно, что на уроке в равной мере должны быть реализованы все четыре вида действий. Каждый школьный предмет обладает своей уникальной спецификой. Соответственно, формирование универсальных учебных действий должно реализовываться в соответствии с этими особенностями.
Глава 1
В данной главе будут рассмотрены особенности русского языка и литературы как школьных предметов, возрастные особенности учащихся, специфика личностных универсальных учебных действий.
 
Особенности учащихся современной средней школы
Особенности современных школьников изучались многими исследователями (Бунеев Р.Н., 2002, Илюшин Л.С., 2006, Торшилова Е.М., 2001, Степанов П.В., 2006, Ефремов К., 2007, Собкин В.С., 2006 и др.). Изложим кратко основные идеи, значимые для моего исследования.
Важным качеством современных детей стоит назвать более сильное ощущение своего «Я» в мире. Следствием этого является более свободное и независимое поведение, чем у детей в прошедшие годы. Соответственно, происходит отделение ребёнка от коллектива, от семьи, подчас рушатся моральные нормы  устои.
В эпоху Интернета у школьников возникает «клиповое мышление», требующее динамичной и дозированной подачи материала в форме гипертекста. При клиповом мышлении окружающий мир превращается в мозаику разрозненных, мало связанных между собой фактов. В связи с этим, учащиеся с трудом могут разобраться в теме и основной идее текста, воспринимают художественное произведение поверхностно, не видят подтекста и глубинного смысла.
Сегодня подростки все больше времени проводят у экранов ТВ и компьютеров. С пеленок окруженные электроникой школьники прекрасно ориентируются в новых технологиях и нетерпимо относятся к технической некомпетентности других. Отношение к использованию новых информационных технологий носит у подростков прагматичный характер: они «добывают», «скачивают» информацию. Информация воспринимается ими как ничья, они не смотрят авторов найденной информации. Произведения художественной литературы остаются в их сознании вне автора и времени создания повести или романа, а вместе с этим отходит на задний план хронологический аспект анализа. Индивидуальный прагматизм очень быстро завоевывает позиции в сознании школьников. Учащиеся «учат» только те предметы, которые нужны им для дальнейшей жизни.
По степени популярности занятия сегодняшних подростков в свободное время, например, в выходные дни, располагаются в следующей последовательности: просмотр телепередач, слушание музыки, игра на компьютере, разговоры с друзьями по телефону, просмотр видеокассет, чтение. Отсюда следует, что на уроки литературы, где заранее нужно прочитать текст, они приходят неподготовленными, что затормаживает образовательный процесс.
Многие подростки проявляют неверие в традиционные ценности, считают, что традиционные моральные нормы и ценности относительны, не обязательно их все соблюдать. Поэтому они запросто ругаются матом на уроках, не уважают мнение других людей.
Современные школьники ожидают, что все занятия будут легкими и увлекательными. Учащиеся хотят получать хорошие отметки при минимуме усилий.
В целом современный школьник – деятельный участник социокультурного образовательного пространства современной школы, активность которого обусловлена состоянием успешности в той или иной сфере деятельности.
2.Общая характеристика русского языка как школьного предмета
 
Русский язык как учебный предмет – основа образования школьника. Открывая доступ к получению знаний по всем другим предметам школьного курса, формируя необходимые для образования и самообразования умения и навыки, сам предмет «русский язык» имеет большое познавательное значение. Именно он подводит детей к пониманию такого важного явления действительности, как язык, к осознанию основных языковых средств (фонетических, лексических, грамматических). На уроках русского языка дети овладевают четырьмя разновидностями речи: чтение, письмо, говорение, аудирование. Здесь школьники осознают отношение формы и значения, развивают логическое мышление, получают представление о развитии языка, знакомятся с новыми и устаревшими словами и др.
На уроках русского языка решаются серьёзные воспитательные задачи, у детей возникает чувство гордости за прекрасный и могучий русский язык; развитие умения анализировать ведёт к ответственному отношению в выборе слов, к правильности и грамотности речи.
Специфика русского языка как учебного предмета заключается в том, что, во-первых, он является предметом обучения, во-вторых, средством изучения всех остальных школьных предметов. Ведущее направление в изучении русского языка – развитие всех форм мыслительной и речевой деятельности школьников с опорой на чувство языка и максимальное использование связных текстов.
3.Общая характеристика литературы как школьного предмета
 
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
4. Личностные универсальные учебные действия в системе школьного образования
Личностные  УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях . Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:
действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о  том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
5.Способы формирования личностных УУД
Личностные  универсальные учебные действия  отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира .
К личностным УУД  относятся:
положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;
желание приобретать новые знания,  умения, совершенствовать имеющиеся;
осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
осваивать новые виды деятельности;
участвовать в творческом, созидательном процессе;
осознание себя как  индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;
осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;
стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.
Для формирования личностных универсальных учебных действий используются  следующие виды заданий :
участие в проектах;
творческие задания;
зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;
мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
самооценка события, происшествия;
дневники достижений.
Современному  учителю необходимо применять и вариативно использовать разнообразные технологии обучения для построения процесса обучения школьников таким образом, чтобы развить у каждого ребенка интерес и стремление учиться, а также сформировать у ребенка совокупность универсальных учебных действий, которые позволят ему самостоятельно осуществлять процесс познания и обеспечат способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
6.Технология проблемного диалога
 
Технология проблемного диалога стимулирует мотивацию учения; повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность и убеждения.
На уроках русского языка и литературы возможен широкий спектр проблемных ситуаций. Наиболее продуктивными являются проблемные ситуации со столкновением мнений учащихся. Классу предлагается практическое задание на новый материал, т.е. в буквальном смысле предъявляется требование «сделайте то, что только сегодня будем изучать». Так, например, учеников просят написать слова или предложения на новое правило, определить новую часть речи. При отсутствии знаний по сегодняшней теме это задание неизбежно вызывает разброс мнений учеников.
При работе с использованием проблемно-диалогического обучения происходит развитие:
умственных способностей учащихся (возникающие затруднения   заставляют учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации);
самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения);
креативного мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартных решений).
Таким образом, проблемное обучение вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности; способствует развитию познавательной активности;  обеспечивает более прочное усвоение знаний;  делает учебную деятельность учащихся более привлекательной. Реализуя данную технологию, учитель работает над развитием не только личностных, но и коммуникативных универсальных учебных действий.
7.Технология продуктивного чтения
 
Формирование правильного типа читательской деятельности представляет собой трехступенчатый процесс целенаправленного
индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения и после чтения).  Выделяем этапы работы с текстом на уроках:
до начала чтения
в процессе чтения
после чтения (где вступает в права проблемно-диалогическая технология)
1 этап. На основании заглавия, иллюстрации и ключевых слов дети высказывают свои предположения о теме, героях произведения, последовательности событий.
2 этап. Самостоятельное чтение  про себя. Дети проверяют свои предположения. Затем чтение вслух, по абзацам, с комментариями. По ходу чтения  задаем вопросы на понимание текста, ответы на которые дети  находят в тексте,  и также по ходу чтения проходит  словарная работа (т.е. медленное движение за автором по строчкам, диалог с автором).
Появляющиеся вопросы опять-таки предполагают возникновение ответов-предположений и проверку себя по ходу дальнейшего чтения.
3 этап. После чтения   ставим проблемный вопрос к тексту в целом. Дети отвечают на вопрос, происходит беседа, помогающая понять авторский замысел, «спрятанный между строк», рассказ о писателе, о его личности.
Далее работа усложняется и углубляется. Выделяются средства выразительности: образные выражения, олицетворения, метафоры, эпитеты и сравнения. Также рассматривается стиль языка, особенность письма,  приемы, формы, жанры произведений.
Эта технология хороша тем, что развивает сразу несколько универсальных учебных действий. На первом этапе происходит целеполагание, ребята пытаются самостоятельно определить тему ещё неизвестного текста, думают, как подойти к его анализу, прогнозируют дальнейшее развитие событий.
На втором этапе ученики сначала пропускают текст через себя, то есть развивают личностные универсальные учебные действия. А затем переходят к диалогу, отвечая на вопросы, обсуждая прочитанное. Таким образом, развивают коммуникативные способности.
Третий этап впитывает в себя все четыре разновидности универсальных ученых действий: дети беседуют по тексту (коммуникативные), оценивают текст с точки зрения нравственных и этических норм (личностные), формулируют и анализируют проблему (познавательные), ищут «ключик» к анализу текста, выстраивают последовательность анализа (регулятивные).
Технология формирования типа правильной читательской деятельности учит детей осмысленному чтению литературного произведения, развивает технику чтения и речь школьников, помогает привить ребёнку любовь к слову, языку, и самое главное, к чтению. Также воспитывает умение учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач, что способствует индивидуальному прогрессу в основных сферах личностного развития, формирует регулятивные универсальные учебные действия.
8.Технология оценивания учебных успехов
Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности  учеников за счёт изменения традиционной системы  оценивания и также тесно связана с регулятивными универсальными учебными действиями. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация  на успех.  Избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье.
Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к  личностному развитию ученика.
Технология оценивания реализована в предметных УМК (тетради для проверочных и контрольных работ), в «Дневниках школьника», в тетрадях по диагностике метапредметных результатов.
Дети сами в сентябре формулируют правила жизни в школе, учатся записывать расписание с первого дня обучения в школе буквами или условными знаками, учатся оценивать собственные успехи, своё отношение к урокам. В конце учебного года ребёнок может оценить свои успехи за год.
  Систематическое вовлечение детей в оценочную деятельность даёт возможность формировать адекватную самооценку, поскольку, оценивая ответ других, он оценивает относительно себя.
9.Информационно-коммуникационная технология
 
Использование ИКТ на уроках литературы и русского языка позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
ИКТ-технологии позволяют формировать адекватную самооценку, осознанность учения и учебной мотивации, адекватное реагирование на трудности, критическое отношение к информации и избирательность её восприятия, уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей, формируется основа правовой культуры в области использования информации. Осуществляются метапредметные связи.
Над формированием   личностных универсальных учебных действий работа будет строиться на протяжении всего обучения в школе. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Для формирования личностных универсальных учебных действий необходимо использовать различные технологии в комплексе. И сами личностные универсальные учебные действия должны развиваться в комплексе с другими учебными действиями такими, как коммуникативные, регулятивные и познавательные.

Глава 2
В данной главе будут рассмотрены упражнения на формирование личностных УУД на уроках русского языка и литературы, взятые из различных УМК.
5-6 класс, учебник Е.А. Быстровой
Методы и приёмы развития личностных УУД на уроках русского языка (Практический материал к урокам)
Посредством текстов учебника Е.А. Быстровой «Русский язык» происходит развитие личностных УУД, используется воспитательный потенциал русского языка; учащиеся приходят к пониманию необходимости:
- беречь свой родной язык как часть русской национальной культуры;
- работать над развитием и совершенствованием собственной речи.
         Предусмотрена система речевых упражнений:
- свободные диктанты,
- поздравления, записки, телеграммы, письма,
- обучающие изложения и сочинения, их анализ и редактирование.
         Примером могут служить следующие задания: «Найди слова, в которых выражена главная мысль рассказа. Что значит «быть настоящим человеком»?; «Кого вы можете назвать другом? Попробуйте написать рассказ или стихотворение о своем друге.
         Средствами достижения личностных и метапредметных результатов по русскому языку могут служить:
1) текст (например, познавательного, нравственно-социального и культурного характера);
2) иллюстративный ряд (например, схемы, таблицы, модели правил, лингвистических определений);
3) продуктивные задания, т.е. вопросы, на которые в тексте учебников не содержится прямых ответов, в то же время там имеется информация, преобразуя которую (создавая для решения задачи собственную модель реальности), ученик может сформулировать свою версию ответа.
Урок контроля по теме «Текст. Стили речи» (фрагмент)
 Цели: признание общепринятых морально-этических норм, участие в творческом процессе, формирование таких нравственных понятий, как «дружба», «сплоченность» и «товарищество».
 
 
I.   Прочитайте текст.  Выполните задания:
1) Озаглавьте текст.
2) Определите основную мысль текста.
3) Выделите в тексте абзацы.
4)Составьте план, используя слова из текста.5) Определите стиль речи текста.6) Определите тип речи текста.7) Выпишите из текста 3 слова, употребленные в переносном значении.8) Допишите концовку рассказа, какой вы себе её представляете?
        Осенью, когда стукнул первый мороз, мы с Мишей и Костей решили, что  сейчас самое время начинать делать каток. Организовали ребят и сказали, что, кто не будет работать, не пустим  кататься. Поэтому все рьяно взялись за дело. Только Витька усмехнулся и убежал домой. Поздней ночью мы кончили поливать каток. За студеную ночь вода схватилась и замёрзла крепко-накрепко. На следующий день состоялось открытие катка. Все ребята собрались вокруг. Лед блестел как зеркало. Мишка первый выехал на середину льда. Он прямо-таки светился от счастья.- Каток объявляю открытым! – радостно закричал он и тут же шлёпнулся. Ребята рассмеялись…
Урок «Имя прилагательное как часть речи» (фрагмент)
Задания к упр. 238
 Цели: освоение новых видов деятельности; осознание себя как гражданина и представителя великой страны – России, участие в творческом процессе; создание готового речевого продукта – собственного текста.
1. Прочитайте текст. Выпишите прилагательные в сочетании с существительными. Определите разряд прилагательных и их синтаксическую  роль.
         Вдетстве мама возила меня к бабушке. Какой там лес, какие озёра чистые и тихие, какие луга зелёные! Выйдешь навысокий берег реки — и видно далеко-далеко. А сколько цветов в лугах...
Мама говорит: «Отдыхай здесь всё лето». А мне уже через неделю хочется домой. Сначала не очень, а потом так хочется, что, если бы крылья — полетела бы сейчас через луга, леса, озёра.
И почему это домой так хочется? Ведь нет у нас ни речки болышой, ни леса тенистого, ни озёр чистых, ни лугов широких. Степь, холмы, леса нет, пруд маленький — а хочется быстрее домой.
Наверное, потому так тянет домой, что там я родилась, там началось моё детство, там я впервые увидела яркое солнце и синее небо, услышала пение птиц и произнесла первое слово...
Я читала, что есть страны, где вечное лето, вечно цветут цветы, зеленеет трава. Но пусть они живут себе, те прекрасные страны, со своим вечным летом, а я ни на что не променяю своей осени с серой моросью, зимы с белой вьюгой, нашей певучей весны и горячего лета. Потому что самое дорогое для человека — это Родина. (В. Сухомлинский)
2. Сформулируйте тему и основную мысль этого текста. Озаглавьте его.
3. Приходилось ли вам испытывать чувство тоски по родному дому?  Расскажите, почему человеку всегда хочется домой. Согласны ли вы с поговоркой  В гостях хорошо, а дома лучше!
Урок «Употребление прилагательных в речи» (фрагмент)
Задания к тексту на странице 208
 Цели: развитие желания приобретать новые знания; развитие осознания себя как части коллектива; развитие стремления к преодолению трудностей; развитие интереса к изучению родного языка
1. Внимательно, вдумчиво прочитайте текст.
Всякие мысли приходят иногда в голову. Например, мысль о том, что хорошо бы составить несколько новых словарей русского языка. В одном таком словаре можно, предположим, собрать слова, имеющие отношение к природе, а в другом — хорошие и меткие местные слова, в третьем — слова людей разных профессий, в четвёртом — слова, засоряющие русский язык.
Мысль о том, чтобы собрать слова, имеющие отношение к природе, пришла мне в голову в тот день, когда на луговомозерце я услышал, как девочка перечисляла разные травы и цветы.
Думая о словаре «природных» слов, я делил его на разделы: слова «лесные», «полевые», «луговые», слова о временах года, о метеорологических явлениях, о воде, реках и озёрах, растениях и животных.
Словарь этот будет, конечно, толковым. Каждое слово должно быть объяснено, и после него следует помещать несколько отрывков из книг писателей, поэтов и учёных, имеющих научное или поэтическое касательство к этому слову. (По К. Паустовскому)
2. Как вы относитесь к мысли писателя о том, чтобы составить несколько новых словарей русского языка? Какие это должны быть словари, по замыслу К. Паустовского? Почему он считает, что такие словари необходимы? А вы как думаете?
3. Предположите, какие имена прилагательные вошли бы в каждый из словарей, которые хотел составить К. Паустовский. Приведите по три-четыре примера слов, которые могли бы в них войти.
4. Какие словари русского языка вы знаете? Расскажите, в чём заключается функция, назначение каждого из этих словарей. В каких случаях и с какой целью вы обращаетесь к ним? Приведите примеры.
5. Какой словарь называют толковым? Объясните значение прилагательного толковый, подобрав синонимы к глаголу толковать, от которого оно образовано. В каких ещё значениях употребляется слово толковый?
6. Найдите в тексте названия разделов «природного» словаря. Назовите по пять-шесть прилагательных, которые вы обязательно представили бы на страницах каждого раздела этого словаря. Обоснуйте свой выбор.
                              
Урок: Язык и литература (фрагмент)
 
Цели: освоение новых видов деятельности, участие в творческом процессе; осознание себя как индивидуальности и как члена общества; усвоение общепринятых морально-этических норм; осознание  себя как гражданина и представителя русского народа и русской культуры.
Задание:
- определите, чему посвящены приведенные ниже пословицы;
 - объясните их смысл;
 -дополните своими пословицами;
- напишите сочинение-миниатюру, взяв в заголовок одну из пословиц.
$11.     Человек с друзьями- как широкая степь, а без друзей- как узкая ладонь.
$12.     Старая дружба в огне не горит и в воде не тонет.
$13.     Вдруг не станешь друг.
$14.     Легче друга потерять, чем найти.
$15.     Друга за деньги не купишь.
$16.     Сам погибай, а друга выручай.
$17.     Знал друга в радости, не оставляй и в горести.
Урок: Правописание корней слов.
 
Цели: признание общепринятых морально-этических норм; осознание себя как гражданина, представителя русского народа и русской культуры; формирование уважения и интереса к другим народам; развитие стремления к красоте, готовности поддержать состояние окружающей среды.
Подготовка к изложению по тексту:
      Добрая береза не только согр…вала, осв…щала, исц…ляла, оч…щала, но и укр…шала жизнь русского человека. Д…вным- д…вно Новый год начинался не ёлкой, а берёзой. Да и в…личали один из месяцев года (апрель) берёзозолом. И сейчас в украинском языке сохранилось название апреля- березень.
      «Березовый» Новый год просуществовал на Руси до середины тринадцатого века, когда начало года было перенесено на сентябрь- время сбора урожая. А праздник березки остался, им отм…чали ок…нчание в…сенних п…левых работ.
       Шли в л…са девушки и н…ряжали березку лентами, венками, в…дили хороводы, расп…вали песни, г…дали.
        Праздник березки сохр…нился в некоторых деревнях, где бер…гут добрые традиции русского народа.
Задание по тексту:
- выписать слова с пропущенными буквами;
- выделить в них корни;
- подобрать проверочные слова.
Беседа по тексту:
- Каково было отношение русского народа к березе?
- С чем оно было связано?
- Только ли русские люди почитали березу?
- Какие традиции, связанные с березой возникли у народа и живы ли они сейчас?
- Как сегодня живется березе? Что надо делать, чтобы и сегодня береза радовала человека и помогала ему?
 Урок: Виды предложений по эмоциональной окраске.
 
Цели: освоение новых видов деятельности, участие в творческом процессе; развитие желания приобретать новые знания; признание общепринятых морально-этических норм.
Задание к упражнению:
- списать текст, вставляя пропущенные буквы;
- определить виды предложений по эмоциональной окраске.
Почему телевизор сейчас выт…сняет книгу? Да потому, что он отвлекает вас от з…бот. Но телевизор д…ктует вам, что и когда см…треть. А вы выбирайте книгу по своему вкусу и тратьте своё время с пользой. Читайте больше!
Беседа по тексту:
- Какова основная мысль этого текста?
- Согласны ли вы с ней?
Задание: дополните текст своим предложением (или предложениями) и объясните, зачем нужно читать.
  Урок: Главные и второстепенные члены предложения.
 
Цели: развитие способности к самооценке, осознанию своих трудностей и развитие стремления к их преодолению.
Задание:
- закончить предложения;
- обозначить в них грамматическую основу;
- проверить правильность получившихся предложений, используя материал учебника;
- оценить свой результат.
Главные члены предложения- это….
Подлежащее- это….
Второстепенные члены предложения –это…
Обстоятельство – это…
Фрагменты уроков русского языка  по учебнику для 7 класса общеобразовательных учреждений М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской.
Тема: Понятие о причастии и причастном обороте
Цели:  - развитие желания приобрести новые знания,
             - освоение новых видов деятельности,
              - развитие речи и воспитание эстетического вкуса (на материале
               единой речевой темы урока «Осень глазами поэта и художника».
 «Перекличка поэтов».                         
а) Выписать словосочетания «причастие + определяемое слово». Обозначить условия выбора орфограммы«Безударное окончание причастия».
а) Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются ,там, на дне долин,
 Кисти ярко-красные вянущих рябин.
                               А.К.Толстой д)Не видно птиц. Покорно чахнет
Лес опустевший и больной.
Грибы сошли, но крепко пахнет
В оврагах сыростью грибной.
                   И.А. Бунин
б)Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
И далеко ещё до первых зимних бурь-
И льётся чистая и светлая лазурь
На отдыхающее поле.
                        Ф.И.Тютчев  е) Утром холод, днём туманы,
Шум несносный желобов;
В час заката – блик багряный
Отшумевших облаков
                        А.Н.Апухтин
в) Природа вся полна последней теплоты;
Ещё вдоль влажных меж красуются цветы,
А на пустых полях засохшие былины
Опутывают сеть дрожащей паутины.
                    А.К.Толстой ж) Седое небо надо мной
И лес раскрытый, обнажённый.
Внизу, вдоль посеки лесной,
Чернеет грязь в листве лимонной.
                         И.А. Бунин
г) Всюду грустная примета;
В серых тучах небеса;
Отцветающего лета
Равнодушная краса.
                     А.П.Апухтин З) Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит;
Лёд неокрепший на речке студёной
Словно как тающий сахар лежит.
                       Н.А. Некрасов
Задание.
  б) Выписать словосочетание «причастие + определяемое слово», заменить падеж на указанный.
а) Опять дожди, опять туманы,
И листопад, и голый лес,
И потемневшие поляны,
И низкий свод небес. Д.п
С.Т.Аксаков Г) Сыплет дождик большие горошины,
Рвётся ветер, и даль нечиста,
Заковывается тополь взъерошенный
Серебристой изнанкой листа. Р.п
                                   Н.А.Заболоцкий    
Б) Шумит во дворе непогода,
А в доме давно уже спят;
К окошку, вздохнув, подхожу я
Чуть виден чернеющийсад. П.п
                                  А.К.Толстой д) Листва янтарный отблеск льёт;
Играя, в небе промелькнёт
Скворцов рассыпанная стая –
И снова всё кругом замрёт. В.п.                                И.А.Бунин        
в) В золотых небесах за окошком моим
Облака проплывают одно за другим,
Облетевший мой садик безжизнен и пуст…
Да простит тебя Бог, можжевеловый куст! П.п
                          Н.А. Заболоцкий Е) Шумит во дворе непогода,
А в доме давно уже спят;
К окошку, вздохнув, подхожу я –
Чуть виден чернеющий сад Д.п
                                         А.Н.Апухтин
Задание.
   Выписать фрагменты «определяемое слово + причастие + зависимое то него слово» , обозначить условия выбора определяемой орфограммы и падеж причастия.
а) Родной ландшафт… Под дымчатым навесом
Огромной тучи снеговой
Синеет даль с её угрюмым лесом,
Окутанным осенней мглой.
                         Ф.И.Тютчев в) О счастье лишь всегда мы вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
                               И.А.Бунин 
б) Там осеняет осень сад
Таинственною гущей,
Листвой, летящей наугад,
Отрадою цветущей.
                     А.К. Передреев Г) Всё голо так – и пусто – необъятно
В однообразие немом…
Местами лишь просвечивают пятна
Стоячих вод, покрытым первым льдом.
                        Ф.И.Тютчев
Ответьте на вопросы :
1) Что    объединяет эти  стихи русских поэтов?
2) Какую роль играют причастия в описании природы?
3)Какой отрывок из стихотворения вы смогли бы прочитать наизусть?
4)Какое описание осени больше всего бы подошло нашей Ульяновской области?
 
 
Тема: Повторение изученного по теме «Причастие»
Цели: систематизация и закрепление знаний о причастии, развитие
           грамматического строя речи, отработка орфографических и
           пунктуационных навыков, умение применять полученные знания на
           практике, умение оценивать себя,  научиться работать в группах, быть
           толерантным
1.«Разминка» Четвёртое лишнее”.
$1        летящий, белеющий, фантастический, раскрытый;
$1        искрящийся, голубенький, синеватый, зеленый;
$1        наступившая, построенный, засеянный, зажаренный.
2. Работа в группах
- каждая группа освещает теоретические вопросы по выданным карточкам;
- предлагает для закрепления практические задания по своим вопросам.
1 группа
Теоретические вопросы Практическое задание Текст к заданию
Причастие. Значение причастий.
Действительные и страдательные причастия.
Морфологические признаки причастий.
Синтаксическая роль причастий А) Какое слово обозначает признак предмета по действию: современные, безоблачном, сплошное, состоящий.
Б) Укажите причастие: звёздном, пролитого, тёмные, газовый.
В) Укажите страдательное причастие: состоящий, мерцающий, раскалённый, самосветящийся.
Г) В предложениях 4-6 найдите действительное причастие настоящего времени в форме мн. ч.,    Т. п.
Д) В предложении 1,2 найдите причастие прошедшего времени в форме ед.ч., Р.п.
Е) Найдите в тексте формы одного причастия.
Ж) Найдите в 4-6 предложениях возвратное действительное причастие несовершенного вида, настоящего времени,
З) Найдите предложение, соответствующее схеме:
[ ___ - === , | | ]
И) Найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения. 1. В тёмные ночи на ясном, безоблачном, звёздном небе вы можете заметить широкую слабосветящуюся полосу, которая как бы опоясывает весь небосвод.
2. Эта полоса несколько напоминает след от пролитого молока, и потому ещё в древности её называли Млечным Путём.
3. При наблюдении в современные телескопы Млечный Путь распадается на великое множество слабосветящихся звёздочек, которые для невооружённого глаза сливаются в сплошное сияние.
4. На небе звёзды выглядят маленькими мерцающими огоньками.
5. В действительности каждая звезда - это огромный самосветящийся раскалённый газовый шар, состоящий из водорода и гелия.
6. На всём небе невооружённый глаз в тёмную ночь видит не более шести тысяч звёзд.
2 группа
Теоретические вопросы Практическое задание Слова к заданию
Образование действительных причастий настоящего времени.
Образование действительных причастий прошедшего времени.
Образование страдательных причастий настоящего времени.
Образование страдательных причастий прошедшего времени. От глаголов образовать действительные причастия настоящего времени.
От глаголов образовать страдательные причастия настоящего времени. Знать, верить, любить, увлекаться, сеять, скакать, дышать, таять, строиться, брезжить .
Изучать, уважать, видеть, слышать, ободрять, вносить.
3 группа
Теоретические вопросы Практическое задание Словосочетания к заданию
Что такое склонение?
Как у причастий определить падеж?
Как проверить окончание причастий? Причастия, заключённые в скобки, ставить в нужном роде, числе, падеже, выделить окончания причастий. (Плескавшийся) море, (образующийся) глыба, в (застывший) воздухе, в (проснувшийся) лесу, к (пестреющий) цветам, (отцветшие) одуванчиков, над (бушующий) морем, (приютившийся) селение, над (зеленеющий) полянкой, у (вырубленные) рощи, (взъерошенные) воробьями, (поднимающиеся) облаком.
4 группа
Теоретические вопросы Практическое задание Текст к заданию
Не с причастиями.
Одна и две Н в причастиях.
Гласные перед одной и двумя Н.
Е, Ё после шипящих в суффиксах.
Не с причастиями.
Одна и две Н в причастиях. Раскрыть скобки, вставить пропущенные орфограммы. (Не)освещ..(н,нн)ая солнцем роса; (не)застёгнутый крючок; (не)сведё(н,нн)ые счёты; окута(н,нн)ые марлей люстры; пута(н,нн)ый ответ; завал..(н,нн)ый снегом сад; жаре(н,нн)ая в сметане рыба; усе..(н,нн)а пароходиками; обещ..(н,нн)ый отдых; сожж..нное письмо; застрел..(н,нн)ая птица; воплощ..нный замысел; освещ..(н,нн)ый зал; запрещ..(н,нн)ый приём.
Каждая группа защищает свою работу
3. «АРХИТЕКТУРА»
 Работа производится в группах (ряд – группа). Школьникам выдаются макеты домов и 11 табличек с опорными положениями по теме “Причастие”. Каждой группе необходимо отобрать и прикрепить на макет дома только те положения, которые касаются определенного правила. Таким образом, в домах появятся окна.
Далее представитель от группы знакомит учеников с особенностями архитектуры данного строения (воспроизведение правила).
Таблички с надписями (каждой группе):
1 группа – НН – в суффиксах причастий.
2 группа – Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.
3 группа – Н – в суффиксах причастий.
КОММЕНТИРОВАННОЕ письмо
Б) После повторения семиклассники выполняют письменно задание с объяснением орфограмм, для того чтобы “утеплить окна”, т. к. сегодня уже холодно.
1) трава /не/ скошена,
2) еще /не/ окрепший после болезни,
3) асфальтирова…ая дорога,
4) жаре…ые в сметане,
5) /не/ сея…ые травы,
6) вяза…ые варежки,
7) /не/ заплете…ая, а распуще…ая коса.
4.“Грамматическое лото”. Семиклассникам раздаются карточки со схемами знаков препинания при причастном обороте и фишки с цифрами от 1 до 5. Учитель читает предложения (или они записаны), а учащиеся закрывают фишкой с цифрой соответствующую схему. Предложений больше, чем схем на карточке.
Используются следующие предложения:
1. Раненный в плечо, комиссар не покинул поле боя.
2. Мы вошли в лес, освещенный осенним солнцем.
3. Ветер гнал по дорожкам сорванные с деревьев листья.
4. Расчищенная дорожка вела к морю.
5. Дорожка, выбегающая к пруду из густой зелени парка, кончается мостиком.
После выполнения задания учащиеся называют получившееся на карточке число и сравнивают его с правильным ответом, который дается учителем. (Ответ: 2 5 1 3, “лишнее” – 4)
Карточка:
5. «Проверь себя» 
Задание 1 варианту.  Н или НН?
1) Варе..ая морковь, реше…ая задача, кваше…ая капуста.
2) Пута..ый ответ, броше…ая лодка, краше…ые стены.
3) Собра…ый урожай, прочита…ая книга, скоше…ые травы.
4) Некоше…ый луг, оборудова…ый кабинет, вещь спрята…а.
5) Ране…ый боец, слома…ый бурей, жева…ый лист.
Задание  2 варианту.   НЕ слитно или раздельно?
1) (Не)замеченная ошибка, (не)пролазная чаща, (не)забываемый подвиг.
2)(Не)слыханная тишина, (не )проверяемые ударением, работа( не )закончена.
3)(Не)скошенные луга, (не)проходимые дебри,( не)засеянное поле.
4) Еще (не) обжитый край, (не)решенная, а только начатая задача,( не)отправленное письмо.
5) (Не)крашеный забор, (не)выносимая духота,( не)вспаханная земля.
 После выполнения задания учащимся предлагается КЛЮЧ :
Самопроверка и самооценка (или взаимопроверка) обучающимися
Материал к урокам русского языка
1.В  книге  К.И.Чуковского  “От  двух  до  пяти” приведены  такие  пары  слов:
Высота – низота
Открытка – закрытка
Ножики – ложики 
Начало – кончало
Далёкое – близёкое
Молодежь – стародежь
Второе слово в каждой паре придумано детьми.
-Как могли появиться в представлении детей такие пары?
2.Составьте синонимические ряды из следующих фразеологизмов.
Нас скорую руку, обводить вокруг пальца, на всех парах, хоть волком вой, провести на мякине, хоть караул кричи, со всех ног, заговаривать зубы, хоть плачь, во всю прыть, во весь опор, в пожарном порядке.
3.Выберите из приведенных фразеологизмов антонимические пары.
Кот наплакал, слова не вытянешь, куры не клюют, рта не закрывает, семи пядей во лбу, дать маху, ходить вокруг да около, брать за рога, попасть в точку.
4.Закончите предложения фразеологизмами-сравнениями.
1.Новые дома растут в поселках как … . 2.Что ему ни говори, ему все как …
3.Парень он был молодой, в Москву попал впервые, вот и кружился с утра до вечера как … . 4.Город свой он знает как … . 5.Никто ничего не подозревал,  и вдруг это известие как… . 6.Похожи они с братом как … .
Для справок: как гром среди ясного неба, как две капли воды, как с гуся вода, как грибы после дождя, как белка в колесе, как свои пять пальцев.
5.Пунктуационный разбор (предложение написано на доске без знаков препинания).
С твёрдым намерением, устроив в полку свои дела, выйти в отставку, приехать и жениться на Соне Николай, грустный и серьезный, в разладе с родными, но, как ему казалось, страстно влюбленный, в начале января уехал в полк.
6.Определить причину удвоения согласных (устно).
Черкесский, жужжащий, данный, преддверие, можжевеловый, классический, иллюзорный, бесструнный, ценный, оттепель, недюжинный, мировоззрение, многогранный, странник, гривенник, контрразведка, монотонный, терраса (лат. “терра” – земля)
7.Объясните причину постановки или отсутствие тире в предложениях. Определите правописание личных окончаний глаголов.
1)Ум – одежда, которая никогда не износится , знание – родник, который никогда не исчерпаешь.(Пословица)
2)Боишься – не говори, сказал – не бойся.(Пословица)
3)Человек, которому повезло, - это человек, который делал то, что другие только собирались делать.(Афоризм)
4)Дальнее расстояние не помеха для дружбы.(Пословица)
5)Луна словно репа, а звезды – фасоль.
6)Грош цена его словам.
7)Как аукнется – так и откликнется.(Пословица)
8.По данным словам восстановите текст загадки.
Поясните роль окончаний. (запись на доске.)
Кто, весь, ночь, по, крышка, бить, да, постукивать, и, бормотать, и, петь, убаюкивать?
                                                                                                           (Дождик)
Методы и приёмы развития личностных УУД на уроках русского языка
5 класс, программа С.И.Львовой, В.В. Львова
Урок: Лингвистика как наука о языке
 
Цели: развитие желания приобретать новые знания; развитие осознания себя как индивидуальности и как члена общества.
В параграфе 1 на странице 5 представлен фотоколлаж. Обучающимся предлагается домашнее задание:
- по толковому словарю определить значение слова «фотоколлаж»;
- определить различие между фотографией и фотоколлажем;
- рассмотреть фотоколлаж. Рассказать, для чего и как служит нам язык;
- мысленно дополнить этот фотоколлаж, представить; куда бы обучающийся поместил своё фото.
Урок: Язык и литература.
 
Цели: освоение новых видов деятельности, участие в творческом процессе; осознание себя как индивидуальности и как члена общества; усвоение общепринятых морально-этических норм; осознание  себя как гражданина и представителя русского народа и русской культуры.
Задание:
- определите, чему посвящены приведенные ниже пословицы;
 - объясните их смысл;
 -дополните своими пословицами;
- напишите сочинение-миниатюру, взяв в заголовок одну из пословиц.
$18.     Человек с друзьями- как широкая степь, а без друзей- как узкая ладонь.
$19.     Старая дружба в огне не горит и в воде не тонет.
$110.Вдруг не станешь друг.
$111.Легче друга потерять, чем найти.
$112.Друга за деньги не купишь.
$113.Сам погибай, а друга выручай.
$114.Знал друга в радости, не оставляй и в горести.
Урок: Правописание корней слов.
 
Цели: признание общепринятых морально-этических норм; осознание себя как гражданина, представителя русского народа и русской культуры; формирование уважения и интереса к другим народам; развитие стремления к красоте, готовности поддержать состояние окружающей среды.
Подготовка к изложению по тексту (упр. 206):
      Добрая береза не только согр…вала, осв…щала, исц…ляла, оч…щала, но и укр…шала жизнь русского человека. Д…вным- д…вно Новый год начинался не ёлкой, а берёзой. Да и в…личали один из месяцев года (апрель) берёзозолом. И сейчас в украинском языке сохранилось название апреля- березень.
      «Березовый» Новый год просуществовал на Руси до середины тринадцатого века, когда начало года было перенесено на сентябрь- время сбора урожая. А праздник березки остался, им отм…чали ок…нчание в…сенних п…левых работ.
       Шли в л…са девушки и н…ряжали березку лентами, венками, в…дили хороводы, расп…вали песни, г…дали.
        Праздник березки сохр…нился в некоторых деревнях, где бер…гут добрые традиции русского народа.
Задание по тексту:
- выписать слова с пропущенными буквами;
- выделить в них корни;
- подобрать проверочные слова.
Беседа по тексту:
- Каково было отношение русского народа к березе?
- С чем оно было связано?
- Только ли русские люди почитали березу?
- Какие традиции, связанные с березой возникли у народа и живы ли они сейчас?
- Как сегодня живется березе? Что надо делать, чтобы и сегодня береза радовала человека и помогала ему?
Урок: Виды предложений по эмоциональной окраске.
 
Цели: освоение новых видов деятельности, участие в творческом процессе; развитие желания приобретать новые знания; признание общепринятых морально-этических норм.
Задание к упражнению (упр. 400):
- списать текст, вставляя пропущенные буквы;
- определить виды предложений по эмоциональной окраске.
Почему телевизор сейчас выт…сняет книгу? Да потому, что он отвлекает вас от з…бот. Но телевизор д…ктует вам, что и когда см…треть. А вы выбирайте книгу по своему вкусу и тратьте своё время с пользой. Читайте больше!
Беседа по тексту:
- Какова основная мысль этого текста?
- Согласны ли вы с ней?
Задание: дополните текст своим предложением (или предложениями) и объясните, зачем нужно читать.
Урок: Главные и второстепенные члены предложения.
 
Цели: развитие способности к самооценке, осознанию своих трудностей и развитие стремления к их преодолению.
Задание:
- закончить предложения;
- обозначить в них грамматическую основу;
- проверить правильность получившихся предложений, используя материал учебника;
- оценить свой результат.
Главные члены предложения- это….
Подлежащее- это….
Второстепенные члены предложения –это…
Обстоятельство – это…
Заключение
В заключении наверное, нельзя не согласиться, что моя система упражнений действительно хорошо сформирует личностные УУД на уроках русского языка и литературы в основной школе, но, безусловно, что на уроке в равной мере должны быть реализованы все четыре вида действий, только тогда реализация ФГОС будет осуществляться в полной мере.
Список литературы
 
Авдулова, Т.П. Подростки в информационном пространстве // Психология обучения. – СПб, 2010. – № 4. – с. 28-38.
Аргунова, Е. Р. Активные методы обучения Текст.: учеб.-метод. пособие / Е. Р. Аргунова, Р. Ф. Жуков, И. Г. Маричев. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. — 104 с.
Белова, Н. Ю., Чибрина, С. Д.,  Василовская, Л.А. От ОУУН к УУД. // Первое сентября. [Электронный ресурс]: http://festival.1september.ru/ articles/627401/. Режим доступа:  31.05.2013.
Виды универсальных учебных действий // Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова. - М., 2010. – 231 с.
Зайцева, И. И. Технологическая карта урока. Методические рекомендации / И Зайцева // Педагогическая мастерская. – М.: «Всё для учителя!», 2011. - Пилотный выпуск. – С. 4-6.
Карабанова, О.А. Учимся учиться! Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны. [Электронный ресурс]:http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=12250. Режим доступа:  31.05.2013.
Корчагина, М. В. Значение универсальных учебных действий для успешности изучения литературы. // Первое сентября. [Электронный документ]: http://festival. 1september.ru/articles/625419/. Режим доступа 02.06.2013.
Кузнецов, А.А. О школьных стандартах второго поколения / А.А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – М.: Просвещение, 2008. - № 2. - С. 3-6.
Лысиченкова, С. А. Влияние особенностей современных школьников на их познавательную мотивацию [Текст] / С. А. Лысиченкова // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 428-431. [Электронный документ]: http://www.moluch. ru/archive/39/4654/. Режим доступа: 31.05.2013.
Мишакина, Т.Л., Гладкова, С.А. Формирование универсальных учебных действий.– М.: Ювента, 2009. – 48с.
Петрова, И. В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий школьника [Текст] / Петрова И. В. // Молодой ученый. – 2011. – №5. Т.2. – С. 151-155.
Тарасов. С.В. Школьник в современной образовательной среде. Монография. – СПб.: Образование-Культура, 2001. – 151 с.
Торшилова, Е.М. Современные школьники: ценностные ориентации, предпочтения и вкусы: Результаты соц.-псих. исслед. // Известия РАО. – 2001. – № 4. – с.86-95.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.:Просвещение, 2010. – 31с.