Рабочая программа индивидуального обучения
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
Федерального компонента государственного стандарта по географии ( профильный уровень), утвержденного Приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 года № 1089;
Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1312 от 09.03.2004г.;
Примерной программы среднего (полного) общего образования по географии. Профильный уровень. (Сборник нормативных документов.География/сост.- Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев - М.: Дрофа, 2008г);
Авторской программы В.Н. Холиной. География. Профильный уровень. Книга для учителя. М.: Дрофа, 2008г.;
Федерального перечня учебников рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
Цели:
Сформировать у обучающихся целостное представление о состоянии современного общества, о сложности взаимосвязей природы и хозяйствующего на Земле человека.
Задачи:
Формирование у обучающихся систематизированного целостного представления о закономерностях развития мирового хозяйства;Развить пространственно-географическое мышление;
Научить применять географические знания для оценки и объяснения разнообразных процессов и явлений, происходящих в мире;
Воспитать экологическую культуру, бережное и рациональное отношение к окружающей среде.
Общая характеристика учебного предмета
Курс географии 10-11 классов заканчивает цикл изучения географии в школе. Изучение курса географии на профильном уровне позволяет максимально использовать общеобразовательный и культурологический потенциал географии как учебного предмета, поможет выпускникам на основе системы географических знаний, умений, навыков самоопределиться в стремительно меняющемся окружающем мире, продолжить образование в выбранной области. Роль географии в формировании всесторонне развитой личности незаменима. Географические знания становятся повсеместно необходимыми людям в их профессиональной и бытовой деятельности – от выбора места жительства, продуктов питания до выборов руководителей страны. В значительной степени ответы на эти вопросы может дать данный курс, лежащий на стыке географии и региональной экономики. Актуальность его изучения диктуется логикой развития общества и потребностями современного образования. Курс интегрирует знания о природе, человеке, хозяйстве, способствуя формированию целостной картины мира, становлению творческой и инициативной личности, воспитывает умение видеть проблемы и принимать решения. Размещение и развитие отраслей экономики и общества в современном мире показывается как результат человеческой деятельности, преобразующей неоднородное в природном отношении пространство в соответствии с объективными экономическими законами. Такой подход можно считать гуманизационным, в котором главное внимание уделено человеку; он помогает выстроить знания о современном мире в стройную схему, понять пространственную логику развития экономики, прогнозировать реальные экономические результаты политических решений.
Раздел «Политическая карта мира» знакомит обучающихся с дифференциацией стран современного мира, с многообразием форм государственного устройства, а также с крупнейшими международными организациями.
Раздел «Страны современного мира» дает представление о государственном устройстве стран и их различиях по уровню социально-экономического развития.
Раздел «География населения мира» знакомит с динамикой численности населения, проблемах, от решения которых во многом зависит будущее человечества. Рассматриваются вопросы состава населения, его сложности и мозаичности и, как следствие, сложные этнорелигиозные проблемы.
Раздел «Взаимоотношения человека и общества» посвящен экологическим проблемам, стратегии их решения.
Раздел «Общий обзор мирового хозяйства» показывает сложность многоотраслевой мировой экономики и разнообразия форм хозяйственных отношений, основные тенденции на современном этапе развития международных экономических отношений.
Раздел «Глобальные проблемы человечества» посвящен всем проблемам (сырьевой, демографический, экологический), показывается взаимосвязь и взаимообусловленность глобальных проблем, возможности человечества в решении этих проблем.
Глава «Обзор регионов и отдельных стран мира» рассматривает хозяйственное и социальное своеобразие Европы, Азии, Англо-Америки, Латинской Америки, Африки, Австралии и Океании.
Место учебного предмета в учебном плане:
Данный курс географии составлен для изучения 2часов в неделю, 70 часов за год
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, направления миграций; проблемы современной урбанизации;
географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, её роль в международном географическом разделении труда;
уметь
определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
учебно-методическое обеспечение:
В.Н.Холина География. Профильный уровень.Учебник для 10-11кл-М.; Дрофа, 2008
Учебник: Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса М., «Просвещение», 20012г.
Рабочая тетрадь по географии профильный уровень 10 класс. В.Н.Холина. М.: Дрофа, 2014 год
Географический атлас. 10-11 класс. - М., Дрофа, 2012
Список литературы для учителя:
Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнение глав к учебнику для 10 класса М., «Дрофа», 2004 г.
Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической социальной географии мира 10 класс. М., «Просвещение», 2004 г.
Атлас «Экономическая и социальная география мира» 10 класс с комплектом контурных карт, М. 2007
Мультимедийная обучающая программа: География 10 класс. Экономическая и социальная география мира
Кузнецов А.П. «География населения и мирового хозяйства», М., «Дрофа», 1998
Лисенкова Г.Я. Лекции и семинары по географии в 10 классе, М., «Просвещение», 1992
Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии 10-11 к, М., «Дрофа», 2002,
Яковлева Н.В. «Уроки с использованием информационных технологий» Волгоград, изд. «Учитель» 2008г
. В.Н.Холина География. Профильный уровень. 10-11кл Книга для учителя. М.; Дрофа, 2008
Уроки географии с применением информационных технологий 10-11классы. Методическое пособие с электронным приложением Москва, Издательство «Глобус» 2009
Список литературы для обучающихся:
Белякова О. В. География за 24 часа. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2007.
Гладкий Ю. П., Лавров С.Б. Дайте планете шанс. – М., Просвещение, 1995.
Караев С. А. Политическая карта мира. – Саратов, Лицей, 2002.
Максаковский В. П. Географическая картина мира. – М., Дрофа, 2005.
Сиротин В. И., Сиротин И. В. Школьная география. – М., АРКТИ, 2000.
материально-техническое обеспечение:
Учебное оборудование и дидактические пособия.
Слайдовые презентации по отдельным темам;
Тестовые задания по разделам;
Индивидуальные карточки по отдельным темам.
Уроки географии. 10 – 11 классы. – М., Глобус, 2010.
Библиотека электронных наглядных пособий. География. 6 – 10 классы.
Учебное электронное пособие «Экономическая и социальная география мира. Под редакцией В. П. Максаковского».
Интерактивные и тематические карты.
Компьютерная техника и интерактивное оборудование:
компьютер;
проектор;
мультимедийная техника;
Содержание программы
Раздел 1. География в современном мире ( 1 ч.)
География от визуальных открытий и сбора фактов - к поискам законов размещения. Пространство как объект изучения географии. И. Кант и классификация наук. Законы размещения.
Географические исследования. Факторы географического положения, абсолютные относительные пространственные ресурсы. Модель Тюнена, парадигма экономической географии.
Раздел 2 Политическая карта мира: государства и границы ( 17 ч.)
Этапы формирования политической карты мира. Колониальные империи и их распад. Колониальный список ООН. Объекты политической карты мира. Независимые государства, самопровозглашенные ( непризнанные) государства, несамоуправляющиеся территории ( колонии, доминионы, протектораты, мандатные территории, заморские территории и департаменты).
Формы государственного устройства и правления. Организация территории государства (унитаризм и федерализм). Территория и границы государства. Территориальные споры. Геополитика. Международные политические организации. ООН.
Показатели уровня и качества жизни стран и территорий мира – абсолютные, относительные, индекс развития человеческого потенциала. Источники статистических данных для сопоставлений различных стран. Типология и классификации Всемирного банка, Международного валютного фонда географические типологии. Многопризнаковые классификации: методика и области применения. Типы стран современного мира. Анаморфированное картографическое изображение.
Раздел 3 Природные ресурсы (13ч)
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды». Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.
Раздел 4 Население и культура ( 12 ч.)
Численность населения мира ( переписи, оценки и прогнозы). Динамика численности населения ( гипотеза Т. Мальтуса, модель демографического перехода). Закономерности размещения. Демографическая политика. Экономически активное население. Хозяйственное освоение и социальные конфликты. География культуры. Языковые семьи и группы. Расы и этносы. Национальные меньшинства и этническая дискриминация. Теория этногенеза Л. Н, Гумилева. Религии народов мира: ареалы происхождения и современного распространения. Религиозные конфликты. Влияние религий на особенности освоения ресурсов, общественную и политическую жизнь. Историко-культурные районы мира: причины формирования территориальных различий в культуре.
Урбанизация как мировой процесс. Взаимосвязь урбанизации и уровня социально-экономического развития страны. Границы и пределы роста города. Оптимальные размеры города. Функции городов в системе расселения. Города и окружающая среда. Системы расселения и их регулирование.
Экономическая структура и микрогеография города. Рынок городских земель. Функциональные зоны. Внутригородские различия в цене на жилье, арендной плате, земельной ренте.
Районирование и административно-территориальное деление. Географические границы. Основы электоральной географии. Нарезка округов для голосования. Закономерности пространственного экономического развития ( центр-периферия, пространственные закономерности распространения нововведений, « политика роста»). Региональное неравенство, экономическая эффективность и территориальная справедливость в странах различных социально-экономических типов. Региональная политика и методы ее проведения в странах различных социально-экономических типов. Региональный монополизм и региональная политика. Проблемы устойчивости экономического развития (энергетическая, сырьевая, экологическая) и проблема устойчивости общественного развития ( демографическая, продовольственная, мира и разоружения и т. д.). Киотский протокол.
Раздел 5.Мировое хозяйство ( 18 ч.).
Структура (экономическая и отраслевая) мирового хозяйства. Снижение доли сельского хозяйства и рост сферы услуг в ВВП и числе занятых. Динамика размещения хозяйства в исторической ретроспективе. Оптимальная территориальная структура: концепция поляризованного ландшафта. Модели размещения отраслей национального хозяйства.
Первичный сектор: сельское хозяйство и добывающая промышленность. География сельского хозяйства ( система земледелия и животноводства). Природная основа географических различий в сельском хозяйстве. Центры происхождения культурных растений и современные ареалы выращивания. Современная география сельскохозяйственного производства. Страны- основные производители продукции животноводства и земледелия. Тенденции развития сельского хозяйства мира. Продовольственная проблема. Добывающие отрасли. Экономическая оценка природных ресурсов. Лесное хозяйство и рыболовство.
Вторичный сектор. Факторы размещения промышленности: общественные и природные. Закономерности размещения отраслей промышленности. Современные тенденции развития и размещения промышленности мира. ТНК. Обрабатывающие отрасли Экологические последствия развития промышленности
Третичный сектор: сфера услуг. Мировая транспортная система ( грузовой и пассажирский транспорт). Главные транспортные магистрали мира. Связь. Финансово-кредитная сфера. Закономерности развития туризма. Рекламный бизнес. Образование. Офшорные районы мира. Международное разделение труда. Экономическая интеграция. Мировая торговля. Основные пути торговли древности и современности. Особенности специализации в мировой экономике регионов мира. Страны лидеры мировой торговли. Внешняя торговля стран различных социально-экономических типов, географическая и товарная структура экспорта ( импорта). Стадии экономической интеграции. Основные интеграционные объединения стран мира.
Учебно-методический план
№ п/пТема раздела Количество часов
1 География в современном мире 1 ч.
2 Современная политическая карта мира 17 ч.
3 Природные ресурсы 13 ч.
4 География населения мира 12 ч.
5 НТР и мировое хозяйство 4 ч.
6 География отраслей мирового хозяйства 18 ч.
7 Всемирные экономические отношения 5ч.
Итого часов: 70
Календарно-тематическое планирование
№
п/пНазвания разделов и тем уроков Всего часов Дата Примечание
План Факт География в современном мире 1 1 География в современном мире. География как наука. Методы географических исследований 1.09 Современная политическая карта мира. 17 2 Современная политическая карта мира. Этапы ее формирования 7.09 3 Основные черты независимых государств 8.09 4 Многообразие стран современного мира. П/р №1 «Типология стран мира» 14.09 5 Международные отношения и политическая карта мира 15.09 6 Государственный строй стран мира. Формы государственного устройства независимых государств 21.09 7 Причины появления непризнанных и самопровозглашенных государств. Несамоуправляющиеся территории 22.09 8 Международные территории и акватории. 28.09 9 Межгосударственные политические организации 29.09 10 Территории и границы государств. Территориальные споры 5.10 11 П/р №2 «Государственный строй стран мира» 6.10 12 Формирование политической карты Европы 12.10 13 Формирование политической карты Азии 13.10 14 Формирование политической карты Африки 19.10 15 Формирование политической карты Америки 20.10 16 Формирование политической карты Океании 26.10 17 Геополитика. Современные геополитические модели 27.10 18 Обобщение знаний по теме «Политическая карта мира» 9.11 Природные ресурсы 13 19 Географическая среда как сфера взаимодействия природы и общества 10.11 20 Понятие ресурсообеспеченности. Ресурсообеспеченность стран мира 16.11 21 Валовый национальный доход. Уровень развития стран. Типы стран 17.11 22 П/р №3 «Классификация стран мира» 23.11 23 Колониальная структура экономики 24.11 24 Мировые природные ресурсы. Минеральные ресурсы, их размещение и использование 30.11 25 Земельные ресурсы 1.12 26 Водные ресурсы 7.12 27 Биологические ресурсы. Ресурсы Мирового океана 8.12 28 Климатические и космические ресурсы. Рекреационные ресурсы 14.12 29 П/р №4 « Определение ресурсообеспеченности стран и регионов мира отдельными видами ресурсов» 15.12 30 Географическое ресурсоведение и геоэкология 21.12 31 Обобщение по теме «Природные ресурсы» 22.12 География населения мира 12 32 Численность населения мира. Воспроизводство населения. 11.01 33 Демографическая политика. Качество жизни 12.01 34 Состав (структура) населения 18.01 35 Религиозный состав населения. Мировые религии. Национальные религии 19.01 36 Размещение населения. Факторы расселения людей. Плотность населения. 25.01 37 Миграции. Виды миграций. Изменение численности людей по регионам мира 26.01 38 Урбанизация. Уровни и темпы урбанизации 1.02 39 Городское и сельское население. Крупнейшие мегаполисы и агломерации мира 2.02 40 Население и окружающая среда: воздействие урбанизации 8.02 41 П/р № 5 «Оценка основных показателей качества и уровня жизни населения» 9.02 42 Трудовые ресурсы стран мира 15.02 43 Обобщающий урок по теме «География населения мира» 16.02 НТР и мировое хозяйство 4 44 НТР: характерные черты и составные части. Мировое хозяйство. Международное разделение труда 22.02 45 Воздействие НТР на отраслевую структуру хозяйства. Воздействие НТР на территориальную структуру хозяйства 23.02 46 Факторы размещения хозяйства 1.03 47 Обобщающий урок по теме «НТР и мировое хозяйство» 2.03 География отраслей мирового хозяйства 18 48 Промышленность мира. ТЭК. Угольная промышленность 8.03 49 Нефтяная промышленность 9.03 50 Газовая промышленность 15.03 51 Электроэнергетика мира 16.03 52 Нетрадиционные источники энергии 22.03 53 Горнодобывающая промышленность 5.04 54 Черная металлургия 6.04 55 Цветная металлургия 12.04 56 Машиностроение мира 13.04 57 Химическая промышленность 19.04 58 Лесная и деревообрабатывающая промышленность 20.04 59 Легкая промышленность 26.04 60 Сельское хозяйство. «Зеленая» революция. Растениеводство 27.04 61 Растениеводство: овощеводство и садоводство 3.05 62 Животноводство. П/р № 6 «Размещение основных отраслей животноводства мира» 4.05 63 Рыболовство 10.05 64 Сухопутный транспорт. 11.05 65 Водный транспорт. Воздушный транспорт 17.05 Всемирные экономические отношения. 5 66 Международные финансово-кредитные отношения. 18.05 67 Международное производственное и научно-техническое сотрудничество 24.05 68 Международный туризм 25.05 69 Обобщение по теме «Мировое хозяйство» 31.05 70 Итоговое занятие