Проект по музыке«Танцевально-двигательные игры и упражнения как средство снижения напряжения в процессе занятий начальным техническим моделированием»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Управление дополнительного профессионального образования
Итоговая работа
слушателя курсов повышения квалификации по именному образовательному чеку по программе «Музицирование как фактор здоровьесбережения»
Тема
«Танцевально-двигательные игры и упражнения как средство
снижения напряжения в процессе занятий начальным техническим моделированием»
Выполнила Арефьева Наталья Александровна
учитель музыки
МБУ СОШ № 70
г.о. Тольятти Самарской области
«___»____________2014 г.
(дата)
____________________
(подпись)
____________________
(подпись преподавателя)
Тольятти
2014 г.
Содержание
Введение________________________________________________________3
Танцевально - двигательные игры и упражнения на занятиях начальным техническим моделированием.
2.1 Лечебное воздействие музыки _________________________________5
2.2 Оздоровительные направления ТДТ_____________________________8
2.3 История танцевально-двигательной терапии _____________________10
2.4 Танцевально-двигательные игры_______________________________15
2.5 Танцевально-двигательные упражнения_________________________20
3. Заключение____________________________________________________ 26
Введение
Современная педагогика и психология в поиске эффективных средств воздействия всё больше ориентируются на использование искусства в процессе обучения и воспитания детей. Известные педагоги, психологи и врачи всё больше склоняются к идее воспитания посредством искусства. На важную роль искусства в развитии детей указывали Л. С. Выготский, А. И. Граборов, В. П. Кащенко и др. Исследования учёных подтверждают, что искусство является важным средством воспитания, влияет на нравственность ребенка, а также формирует его мышление, воображение, эмоции и чувства.
Использование искусства в педагогическом процессе, безусловно, увеличивает для его субъектов (учеников, учителя) вероятность проникновения в различные стороны действительности и при этом позволяет обрести личностный смысл, найти значимый аспект на эмоционально-личностном уровне. На время общения с искусством ребёнок уходит от переживаний, эмоционального отвержения, чувства одиночества, страхов и тревожности или от конфликтных межличностных и внутрисемейных отношений.
На сегодняшний день одним из современных, формирующихся
практико-ориентированных направлений педагогической науки является
арт-педагогика, подразумевающая использование в образовательном процессе изобразительных средств искусства, совместное художественное творчество педагога и ученика, «вплетённое» в самые разнообразные виды учебной и внеучебной деятельности. Изучение и использование педагогом основ различных видов арт-педагогики является важным фактором повышения психолого-педагогической эффективности уроков, как для учащихся начальных классов, так и для учащихся средней общеобразовательной школы.
В арт-педагогике заключён мощный потенциал, актуализация которого позволяет кардинально менять дидактические подходы к процессу обучения, воспитания, развития личности, организации и реализации совместной интеллектуальной и эмоционально-художественной деятельности педагога и учащихся на уроке.
Следует отметить, что вовлечение учащихся в различные виды деятельности (рисование, лепку, слушание музыки, танец, вокал, сценическая речь) является одним из средств укрепления и сохранения здоровья детей. Кроме того, арт-педагогика реализует ещё и психотерапевтическую функцию, помогая детям справиться со своими психологическими проблемами, восстанавливать эмоциональное равновесие, переключаться с отрицательных переживаний на положительно окрашенные чувства и мысли.
Из технологических приёмов арт-педагогики следует выделить музыку, которая благодаря своим специфическим особенностям (темпу, ритму, интонации) влияет на физиологические процессы организма (пульс, дыхание, мышечный тонус), проникает в глубинные слои личности (подсознание). Музыка снижает эмоциональное напряжение, устраняет страхи. Средством арт-терапии могут быть включаемые во время занятий разнообразные движения, пластические импровизации и танцы под музыку.
Не секрет, что в современных условиях в процессе обучения дети испытывают недостаток двигательной активности. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] позитивно воздействуют на многие системы организма, в частности улучшают обмен веществ, способствуя избавлению от лишнего веса, работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем; влияют на общее самочувствие и настроение. То, что танцевальные движения непосредственно влияют на эмоциональное состояние человека, можно говорить, исходя из следующих фактов: свободными движениями рук можно снять зажатость плечевого пояса, что помогает избавиться от гнева; через движения кистей рук сбрасываются накопившиеся зажимы. В процессе пластических импровизаций под музыку не только развивается фантазия, творческое воображение детей, их способность передавать в движениях различные эмоциональные состояния и образы, но и снимается психическое напряжение. Игровая творческая детская танцетерапия позволяет разглядеть и принять свои чувства, дать им выход. Арт-терапевты относятся к телу и разуму как единому целому, определяя их ваимодействие как залог здоровой психики.
Целью данной работы является создание здоровьесберегающих условий для эффективной деятельности на занятиях начальным техническим моделированием.
Задачи:
Образовательная – ознакомление обучающихся с приёмами и навыками снятия физического и психического напряжения посредством танцевально-двигательной активности.
Развивающая – развитие способностей ребёнка в художественно-творческой деятельности.
Воспитательная – приобщение детей миру искусства.
Лечебное воздействие музыки
Двигательная активность человека тесно связана с музыкой. В этой связи уместно привести высказывание известного психолога Б. М. Теплова, отмечавшего, что всякое полноценное восприятие музыки как восприятие ритмическое является не только слуховым, но и слухо-двигательным.
Подобно танцу и любому другому искусству, музыка во все времена была волшебным средством. Начиная с ритма (хлопанье в ладоши, притоптывание, удары древних музыкальных инструментов), она служила могучим и испытанным средством настройки многих на один лад, сообщая сердцам и дыханию один ритм, наделяя людей готовностью к танцу, состязанию, походу, священному действию.
История использования музыки и танцев с профилактическими и лечебными целям насчитывает много тысячелетий. Уже на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем врачи, философы, педагоги использовали разные виды искусства для лечения души и тела. Они задумывались над тайнами влияния живописи, театра, движений, музыки, пытаясь определить их роль как в восстановлении функций организма, так в формировании духовного мира личности.
Использование разных видов искусства в целях врачевания наблюдалось в Древней Греции, Китае, Индии.
Библейская притча, связанная с использованием музыки как лечебного средства, представлена в Ветхом Завете. В ней говорится, что Давид, играя на арфе, излечил Саула от нервной депрессии.
В мифологии древних греков образы Аполлона (покровителя искусств) и его сына Асклепия (покровителя врачевания) являлись символами связи искусства и медицины. Асклепий музыкой утихомиривал ссорящихся, а с помощью звуков трубы улучшал слух слабослышащим. Древнегреческие философы Пифагор, Аристотель, Платон считали, что музыка устанавливает порядок во всей Вселенной, в том числе нарушенную гармонию в человеческом теле. Было замечено, что музыка, прежде всего ее основные компоненты мелодия и ритм, изменяют настроение человека, перестраивают его эмоциональное состояние. А, по мнению Платона, снятию головной боли помогали лечебные травы, их воздействие усиливалось пением и музыкой магического характера. Целительное воздействие звучания определенных музыкальных инструментов отмечал Демокрит. Он советовал слушать флейту для излечения инфекций. Врач Гомер в «Одиссее» повествует о лечении ран воина звуками музыки и пения, о том, как Ахилл снимал эмоциональное напряжение своим пением и игрой на лире. По мнению древних греков и римлян, музыка, исполняемая на цитре, способствовала процессу пищеварения.
Музыкальный лад в китайской музыке издревле называется пентатоникой и базируется на пяти тонах, соответствующих пяти первоэлементам природы (земля, металл, дерево, огонь, вода), которые, в свою очередь, соответствуют пяти органам человека (селезенка, легкие, печень, сердце, почки). Звуки музыки рассматривались по отношению к телу человека, они сообщали ему те или иные свойства. Особое место в системе китайской музыкотерапии занимали музыкальные инструменты, посредством которых устанавливалась связь между их звучанием, вибрациями различных органов тела и колебаниями космоса.
Музыкотерапия широко использовалась и в Древней Индии. Индийская философия считает, что даже самый простой язык, слово, речь не могут существовать без музыки, что воздействие музыки зависит не только от мастерства исполнителя. Ее эффект на слушателя определяется и уровнем духовного развития музыканта. В Древней Индии считалось, что в голосе выражает себя душа. Сначала вызывается активность в уме. Ум с помощью мысли проецирует тонкие вибрации в ментальном плане. При этом вибрации в виде дыхания через внутренние органы (область живота, легких, носоглотки) образуют голос. Голос выражает позицию ума, ложную или истинную. Он также обладает силой магнетизма как идеальный природный инструмент. Индийская философия утверждает, что любой человек, общаясь с искусством, достигает в той или иной области высокой степени возвышенного «поля мысли.
В Средние века практика музыкотерапии связана с теорией аффектов, которая изучала воздействие различных ритмов, мелодий и гармоний на эмоциональное состояние человека. Устанавливались различные отношения между темпераментом пациента и предпочтением им того или иного характера музыки.
Известно, что в начале XIX в. французский врач-психиатр Жан Этьен Доминик Эскироль стал вводить музыкотерапию в психиатрические учреждения. Применение музыки в медицине носило преимущественно эмпирический характер.
В России интерес к проблеме взаимосвязи музыки и медицины очевиден. По инициативе В. М. Бехтерева в России в 1913 г. был основан комитет по исследованию музыкально-терапевтических эффектов, в который вошли ряд видных врачей и представителей музыкального мира. Специальные исследования С. С. Корсакова, В. М. Бехтерева, И. М. Догеля, И. М. Сеченова, И. Р. Тарханова, Г. П. Шипулина и др. выявили положительное влияние музыки на различные системы организма человека: сердечно-сосудистую, двигательную, дыхательную, центральную нервную. Важными были выводы о том, что отрицательные эмоции блокируют функции коры головного мозга, что приводит к потере ориентировки человека в окружающей среде. Положительные эмоции от общения с искусством оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы, содействуют психоэмоциональному напряжению человека, мобилизуют его резервные силы, обусловливают его творчество во всех областях искусства, науки и всей жизни в целом.
Во второй половине XX в. музыкотерапия выделяется как самостоятельное направление. Оно широко практикуется в странах Европы и США. Этот период характеризуется организацией музыкально-психотерапевтических обществ и центров в Швеции, Австрии, Швейцарии, Германии, России.
В настоящее время музыкотерапия занимает особое место среди современных видов арттерапии. Каждая из музыкотерапевтических школ Европы имеет свою концепцию. Это получило отражение в книге В. С. Шушарджана (1998), на материалы которой мы опираемся при раскрытии тенденций развития музыкотерапии. Так, во Франции и Голландии музыкотерапия широко используется и в практике психотерапии, и в хирургии. При этом музыка подбирается с учетом ее физиологического воздействия на организм, четырнадцати особенностей человека, его заболевания. В Голландии музыка используется и при лечении сердечно-сосудистых заболеваний. Определенная классическая музыка оказывает позитивное влияние на сердечно-сосудистую систему человека, помогает справиться с одиночеством, улучшает самочувствие человека.
Известный французский отоларинголог А. Томатис исследовал влияние звуков высокой частоты на психику человека. Он показал, что человек не просто слышит: воспринимаемые им колебания воздействуют на нервы внутреннего уха и, преобразуясь там в электрические импульсы, направляются в мозг. Некоторые попадают в слуховые нервы и воспринимаются как звуки, другие в мозжечок, ответственный за сложные движения и чувство равновесия. Оттуда они передаются в лимбическую систему, контролирующую эмоции и выделение биохимических веществ, в том числе гормонов, влияющих на организм. Электрический потенциал, создаваемый звуком, также поступает в кору головного мозга, регулирующую высшие психические функции человека, сознательное управление его поведением.
По мнению А. Томатиса, ухо один из органов, формирующих человеческое сознание. До него большинство исследователей не обращали внимание на то, что слышание лишь сторона большего динамического процесса, в котором задействована каждая клетка тела. Звук является одним из энергетических источников мозга и всего организма. Выявлена непосредственная связь между диапазоном слухового восприятия человека, диапазоном вибраций его голоса и состоянием здоровья.
Шведская школа музыкотерапии (основатель А. Понтвик) исходит из концепции психорезонанса, в которой указывается, что глубинные слои человеческого сознания резонируют со звучащими гармоническими формами и оказываются доступными для понимания. А. Понтвик, опираясь на взгляды К. Юнга, на понятие «коллективного бессознательного», развил представления о способах раскрытия глубинных слоев психики посредством соотношений звуков, дающих эффект обертонов.
В США музыкотерапия получила признание после второй мировой войны, когда она успешно применялась при лечении эмоциональных расстройств у ветеранов. Дальнейшее развитие музыкотерапии отмечалось после демонстрации ее эффективности в работе с детьми и престарелыми людьми.
В американском направлении музыкальной терапии лечебный эффект объясняется в русле традиционного психоанализа.
В России эффективность использования музыкотерапии в коррекции и лечении подтверждается широким спектром научных исследований (Л. С. Брусиловский, В. И. Петрушин, И. М. Гринева и др.), вокалотерапии (С. В. Шушарджан). Выявлено, что отдельные элементы музыки вызывают адекватные характеру раздражителя психические состояния, а при восприятии музыки различных направлений и стилей меняются частотные характеристики ЭЭГ (В. Н. Мясищев, А. Л. Готендинер). Показано усиление альфа-ритма в ЭЭГ взрослого человека при получении им удовольствия от прослушанной музыки (Н. Д. Маслова). Наблюдения психотерапевта С. Мамулова показали, что нормализации деятельности сердечно-сосудистой системы помогает музыка, исполняемая на кларнете и скрипке. Воздействие мелодичной музыки обеспечивает седативный эффект, музыка ритмичная, энергичная, с умеренным темпом и динамикой является тонизирующей при восстановительной сосудистой терапии, в том числе при нарушении мозгового кровообращения (И. М. Гринева). Лечебное воздействие художественного пения, вокалотерапии, характер ее применения в лечебно-оздоровительной практике показаны С. В. Шушарджаном. Обнаружено подавляющее действие некоторых музыкальных программ на культуры микроорганизмов: стафилококка и E. Coli (С. В. Шушарджан, А. А. Стехин, Г. В. Яковлева, В. А. Ишутин, В. Е. Гинзбург). В настоящее время в Москве создана Международная академия интегративной музыкотерапии. Одной из задач академии является подготовка специалистов нового поколения музыкотерапевтов, синтезирующих знания и навыки музыканта и врача, использующих немедикаментозное воздействие на человека с целью восстановления нарушенных функций его организма.
Танцевально-двигательная терапия: историография и основные направления
Целительное воздействие танцев замечено человеком в глубокой древности, и оно использовалось для решения как личностных, так и коллективных проблем. Нить знания о магии танца тянется к нам со времён легендарной Атлантиды и других малоизвестных нам древних цивилизаций. Танец воспринимился как священный ритуал и исполнялся посвящёнными жрецами в храмах. Считалось, что существует три пути духовного совершенствования – через тело, чувства и ум. Если доминирует ум, лучше практиковать медитацию, если чувства – совершать молитву, если тело – идти путём хатха-йоги и танца. Со временем сокровенное зерно этого искусства было утеряно. Частицы этого Великого Знания проявились лишь в некоторых языческих обрядах, шаманизме. Главное условие магического танца – это особенное внутреннее состояние транса, медитации. Наиболее близки по смыслу к мистическим танцам национальные танцы, особенно танцы Индии. Их исполнение – это медитация. Каждое движение, взгляд, поза, мудра несёт в себе информацию о движении энергий во Вселенной.
В самых ранних дошедших до нас зарисовках танцев участники, держась за руки, двигались наподобие звёзд, вокруг алтаря или человека, олицетворяющего собой солнце. Из самых древних танцевальных руководств наиболее понятны египетские изображения, на которых демонстрируются иероглифы и позирующие люди. Считается, что именно они и были своеобразными фразами древнего танцевального искусства.
Интересным фактом является то, что в Древней Греции танцевали все: от крестьян до Сократа. Танцы не только входили в число образовательных дисциплин, но им охотно продолжали обучаться и взрослые люди.
Танец использовался древними в целях врачевания. И в более поздние времена в Италии движения под быструю, динамичную музыку считались эффективным средством лечения тарантизма (укуса паука-тарантула). Больные в «бешеном» темпе в танце «тарантелла» двигались до полного изнеможения, «вытанцовывая» яд из тела.
Сегодня повышенный интерес к танцевальной терапии медиков, хореографов, воспитателей, специалистов по физической культуре основан на альтернативном движении немедикаментозной помощи человеку. Танцевальные упражнения снимают мышечную закрепощенность, избавляют от нервных перегрузок, решают проблемы гиподинамии. Танец рассматривается функциональным стимулятором личности, повышает работоспособность, улучшает физическое самочувствие.
организма.
13PAGE 15
13PAGE 14515
15