Программа дополнительного образования «Пермячок-Юни»
МАДОУ «ЦРР- детский сад №2»
Программа дополнительного образования
«Пермячок-Юни»
Автор:
ППалабужева Светлана Валентиновна
воспитатель первой квалификационной категории
Пермь, 2016
I. Пояснительная записка
Что мы Родиной зовем?Дом, где мы с тобой растемИ березки у дороги,По которой мы идемЧто мы Родиной зовем?Солнце в небе голубом.И душистый, золотистыйХлеб за праздничным столомЧто мы Родиной зовем?Край, где мы с тобой живем.В. Степанов
Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества.
Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.
Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение.
1. Актуальность программы
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Родной город… Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
2. Цель и задачи программы
Цель: Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края.
Задачи:
Формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным городом.
Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.
Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей.
Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.
3. Педагогические принципы программы
Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.
Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в старшем дошкольном возрасте.
Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.
4. Законодательно-нормативное обеспечение программы
Закон РФ 273- «Об образовании»
ПРИКАЗ от 17 октября 2013 г. N 1155 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации , 2015год».
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года"
II. Структура программы
Программа составлена для среднего дошкольного возраста. Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач, она определяется по разделам.
1раздел «Пермь культурная»
2 раздел «Культура русского народа»3 раздел «Город, в котором я живу».4 раздел «Наша кладовая».
1 раздел « Пермь культурная»
Цель:
-Познакомить с театрами города Перми;
-познакомить с музеями и достопримечательностями города Перми
Задачи:
- познакомить с разнообразием культурных объектов города
- учить применять полученные знания в различных видах деятельности.
2 раздел «Культура русского народа».
Цель: -
_Формировать эмоционально-положительное отношение к жилищу русского человека
- формировать эмоционально –положительное отношение к традиционной одежде жителей Прикамья.
Задачи:
-формировать дифференцированное представление о назначении избы, особенностях материалов, используемых для строительства жилища.
-поддерживать проявление потребности в получении информации о жилище человека;
-формировать первоначальные представления об отдельных атрибутах русской традиционной одежды (рубаха, сарафан, пояс, платок, кокошник, лапти, валенки , зипун)
-вызывать чувство восхищения красотой русского костюма, мастерством русских мастериц;
2 раздел «Город, в котором я живу».
Цель: Дать элементарные представления об истории, первопроходцах, героях труда и Великой Отечественной Войны, о защитниках Отечества, достопримечательностях города, социально-экономической значимости города.
Задачи:
Формировать представление об исторических корнях города.
Расширять представления о достопримечательностях, социально-экономической значимости города.
Познакомить с творчеством детских писателей Прикамья3 раздел «Наша кладовая».
Цель: Дать представление дошкольникам о народах, живущих в городе и культуре, которую они представляют.
Задачи:
Формировать представление об основных профессиях жителей города.
Вызвать интерес к жизни людей разных национальностей и коренных народов округа, их жизни, быту, культуре, языку, традициям.
Воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей малой Родине.
III. Ожидаемый результат реализации программы
Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.
Дети должны:
Применять знания во всех видах деятельности.
Уметь рассказывать о своем родном городе.
Знать достопримечательности г.Перми; знаменитых людей города, общие традиции народов Прикамья.
IV. Этапы внедрения программы
Сбор информации.
Разработка и внедрение программы.
Разработка и реализация плана программы.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Реализация планов обеспечивающих выполнение программного материала.
Текущий мониторинг выполнения программы.
Итоговый анализ реализации программы, итоговый мониторинг.
V. Итоговый анализ
Изучение результатов диагностирования развития детей (текущий мониторинг).
Диагностирование развития детей (промежуточный мониторинг).
Оформление результатов работы.
VI. Тематическое планирование
Средняя группа (4–5 лет)
месяц 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
март «Пермь театральная»,презентация, рассказ воспитателя.
Конструирование
«Строим театр»,
Рассматривание альбома с изображением пермских театров. «Музеи Перми», просмотр презентации, рассматривание репродукций картин Пермской художественной галереи «Достопримечательности Перми», просмотр презентации, рассматривание книги «Пермь», рисование памятников Перми.
Апрель Показ презентации
«Жилище и быт русского народа»
Рассматривание альбома «Русская изба», конструирование из разного конструктора избушек .Беседа «Особенности
Национального костюма народов Прикамья», показ презентации Знакомство детей с флагом Пермского края и города Перми.
Май Рассказ воспитателя о своих любимых местах в городе. Создание альбома любимое место Перми. Рассматривание изображении мостов города, постройка моста из конструктора. Презентация « Памятники города Перми», беседа об истории памятников, оформление стенгазеты « Пермь глазами…» Знакомство с писателями Прикамья(Кузьмин, Давыдычев, Воробьев) и их творчеством.
Июнь Знакомство со сказочниками земли Пермской. Рассматривание иллюстраций в детских книгах с рассказом педагога о художниках –оформителях детских книг- наших земляках.
Выставка детских работ по мотивам произведений пермских писателей Рассказ воспитателя о людях прославивших пермскую землю. Традиции народов Прикамья , чтение сказок народов Прикамья, выставка предметов прикладного искусства народов Прикамья.
VII. Взаимодействие с родителями по патриотическому воспитанию детей
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанников.
Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.
VIII. Материально-техническое сопровождение
Дидактические и наглядные пособия;
современные средства ТСО;
методическая литература;
фотоальбомы «Мой город»;
«Моя семья»;
художественная литература;
карты, атлас Пермского края;
символика Пермского края и г.Перми, глобус и т.д.
Используемая литература
Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада», Воронеж: ТЦ «Учитель», 2007
Н.Н. Ахметова «План –программа по краеведению в дошкольном образовательном учреждении», Пермь, ПОИПКРО 1997
Коломийченко Л.В. «Дорогою добра. Занятия для детей 3-5 лет по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию» М.:ТЦ « Сфера», 2015