ТЕМА: ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ В РОЛИ СКАЗУЕМОГО. Методическая разработка урока русского языка ( по УМК Р.Н. Бунеева , Е.В. Бунеевой и др. « Русский язык» 5класс)
ТЕМА: ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ В РОЛИ СКАЗУЕМОГО.
Методическая разработка урока русского языка ( по УМК Р.Н. Бунеева , Е.В. Бунеевой и др. « Русский язык»; 5класс)
ЦЕЛИ УРОКА:
1. Учебные:
а) повторить изученное о подлежащем и сказуемом;
б) углубить и расширить знания о сказуемом как главном члене предложения и его роли в речи;
в) формировать умение опираться на морфемный разбор при работе с орфограммами в приставке, корне и суффиксах существительных;
г) классифицировать языковой материал, опираясь на правило.
2. Развивающие:
а) формировать коммуникативные УУД: умение формулировать суждения в рамках учебного дискурса; строить учебную коммуникацию в парах, группах, с учителем;
б) формировать УУД познавательного характера: овладение приёмами отбора и дифференциации языкового материала; извлечение информации из орфографических и толковых словарей;
в) формировать регулятивные УУД: умение определять и формулировать тему, цели и проблему урока; обобщать. Делать выводы; умение осуществлять рефлексию по итогам изучения темы урока.
3. Воспитательные:
а) формировать осознание грамотности как показателя общей культура человека;
б) побуждать обучающихся к самосовершенствованию ( в том числе речевому);
в) ориентировать обучающихся на сохранение культурных национальных традиций.
ХОД УРОКА
1)Включение
обучающихся в учебную деятельность.
Орг. момент.
2)Ответы на возможные вопросы по домашнему заданию, выборочная проверка.
3)Словарный тренировочный диктант с последующей самопроверкой.
Переводчик, приёмщик, компьютерщик, заказчик, ракетчик, водитель, воспитатель, преподаватель, печник, племянник, подводник.
*объясните орфограммы в этих словах, выделяйте морфемы;
*к какой части речи относятся записанные слова?
*какое слово лишнее? Почему? (племянник, т.к. все остальные обозначают людей по роду их занятий, профессий).
*подберите однокоренные слова;
*а кто такой племянник?
Племянник- это сын брата или сестры.
*запишите предложение, найдите подлежащее, чем оно выражено?
*какими членами предложения могут ещё быть существительные? (могут быть подлежащим, определением, дополнением, обстоятельством)
4)Формулирование темы урока.
*можете ли вы сейчас догадаться о теме сегодняшнего урока?( если существительное может быть любым членом предложения, значит тема: Имя существительное в роли сказуемого.)
5)Повторение
*что вы знаете о сказуемом?(каким членом предложения является ?на какие вопросы отвечает? какую роль играет в предложении?)
6)Постановка учебной проблемы.
*(с. учебника 73)
Сравните пары предложений .Что в них говорится о подлежащем?
1.Мой брат учится в школе. Мой брат-ученик.
2.Книги помогают нам в разных жизненных ситуациях. Книги - наши верные помощники в разных жизненных ситуациях.
Назовите сказуемое в первом предложении каждой пары. Чем оно выражено?
Какое сказуемое во втором предложении каждой пары? Чем оно выражено?
Сформулируйте основной вопрос урока (проблему)
Как в предложении найти сказуемое, выраженное существительным? На какие вопросы оно отвечает?
7)Решение проблемы
Наблюдение по учебнику.
а) упр.456 с. 74.Выполняется по «шагам» в задании: найди и выпиши сказуемые, выраженные именами существительными, вместе с подлежащими. На какой вопрос они отвечают? В каком падеже употреблено существительное в роли сказуемого?
1) Династия-семья, объединенная общим делом. Бывают династии врачей, учителей, актеров. (Из словаря)
*Нет ли в вашей семье династии. Расспросите родителей.
2) Мемуары - это повествование в форме записок от лица автора о реальных событиях прошлого, участником или очевидцем которых он был. (Из словаря).
*Сравните свои выводы с текстом в рамке в упр.457,с.74
б) наблюдение и развитие устной речи. Выполняется по «шагам» в задании. Работа в парах, затем монологическое сообщение 2-3 учеников.
* В каком стиле написан текст? (научном). Что нового ты узнал о сказуемом – имени существительном? Чем тебе может быть полезна эта информация? Передай содержание текста по-другому. Начни так: В русском
· языке сказуемое может быть выражено не только глаголом Приведи примеры.
Словарная работа.
*Запишите новое словарное слово из рамки- очевидец.
* Как вы думаете, каково лексическое значение этого слова? Какой вид разбора слова может помочь вам в этом ( морфемный) .Проверьте по толковому словарю.
*Подберите к нему однокоренные слова разных частей речи, обозначьте корень.( очевидный, очевидно, очевидность)
* Придумайте и запишите со словом очевидец предложение, где оно было бы сказуемым.
( Мой дед был очевидцем событий Великой Отечественной войны.)
8)Подведение итогов
*Прочитайте ключевые слова урока на с.75.Дайте толкование каждого из них.
9)Рефлексия
А теперь я прошу оценить ваши знания и умения, освоенные вами сегодня.
10)Домашнее задание.
Подготовить пересказ научного текста, упр. 458 письменно.
ТЕМА: ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ.
(продолжение предыдущего)
Включение обучающихся в учебную деятельность.
Орг. момент
Языковая разминка. (Прочитайте предложения , найдите главные члены предложения, задайте вопросы? Укажите, чем они выражены. Почему такие сказуемые называются именными?)
Эльбрус – вершина Кавказа.
Снегирь – красногрудая птичка.
Формулирование темы и целей урока.
*Отгадайте загадку, и тогда вы сможете сказать, о каком знаке препинания пойдет речь на уроке:
Ляжет палочкой
На строчку,
- Проходите
По листочку (А. Шибаев)
*Внимательно посмотрите на записанные на доске предложения и тогда вы сможете сами сформулировать тему.
Запишите в тетрадях число и тему: Тире между подлежащим и сказуемым.
Предположите, какова может быть цель такого урока?
Какие вопросы возникают?
Постановка учебной проблемы.
Наблюдение по учебнику.
Упр.459, с. 75 ( по заданию устно)
*Найдите подлежащее и сказуемое. Чем они выражены?
*Прочитайте название темы. Что ты обнаружил? Какое главное условие появления тире между подлежащим и сказуемым? (Между подлежащим и сказуемым ставится тире, если они выражены существительным)
* Всегда ли ставится тире? ( Нет)
Проблема урока: В каких случаях в предложении ставится тире между подлежащим и сказуемым?
5) Поиск решения.
Упр.460, с.76 ( устно)
Работа по таблице со схемами предложений, в результате которой дети формулируют правило постановки тире между подлежащим и сказуемым.
*Сделайте вывод : при каких условиях нужно ставить тире между подлежащим и сказуемым - именами существительными? А при каких - нет?
*Сравни свои выводы с правилом в рамке на с. 76
6) Работа над правилом
* Прочитай те все правило. Сколько в нем частей? Поставьте вопросы к каждой части. Приведите примеры своих предложений. Попробуйте записать пункты плана не в виде вопроса, а в виде схем. Что удобнее?
7) Развитее пунктуационных умений.
1. Комментированный диктант.
* Запишите предложения под диктовку (по очереди и на доске), расставьте знаки, составьте схемы, подчеркните грамматическую основу (под руководством учителя):
Птицы – наши друзья.
Лес – вот наше спасение от засухи.
Язык – это богатство народа. Чтение – вот лучшее учение.
Книга – это история народов земли.
Слово не стрела, но острее стрелы . ( и другие).
(попутно решаются орфографические задачи и воспитательные)
2. Самостоятельная работа .
* Спишите текст, расставьте знаки, Объясните графически постановку тире.
Андерсен великий датский сказочник. Герда и Кай герои его сказки « Снежная королева». Герда добрая и смелая девочка. Она спасла Кая от злых чар Снежной королевы.
*Проверьте друг у друга работу. Правильный вариант на доске.
8) Подведение итогов.
* Назовите ключевые слова урока, дайте объяснение.
* Что нового узнали? Чему учились?
* Найдите ошибки в схемах, записанных на доске.
9) Рефлексия.
* Кто написал без ошибок самостоятельную работу?
* Кто допустил 1-2ошибки? Какие?
10) Домашнее задание.
Выучить правило на с. 76, записать свои примеры к схемам в упр. 460.
Заголовок 315