Опыт работы Музыка на уроках Основы религиозных культур и светской этики (4 класс)
Направление: «Инновационные механизмы достижения результатов образовательной программы учреждения»
Пачева Наиля Вазитовнаучитель музыки, ОРКСЭ
МБОУ «Конзаводская средняя школа им. В.К. Блюхера»
Музыка на уроках Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) как одно из эффективных средств
формирования духовно-ценностных ориентиров
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения - важнейшая задача школы, поставленная в новом Федеральном государственном образовательном стандарте. Общение с искусством – один из главных источников обогащения духовной культуры личности, ее гармонического, разностороннего развития. Поэтому одним из эффективных путей преподавания предмета ОРКСЭ является, на мой взгляд, его интеграция с предметной областью «Искусство» на уровне использования определённых музыкальных произведений.
По результатам исследования уровня духовно – нравственного развития личности (ДНРЛ) у обучающихся 4-х классов (авторы методик: Н.П. Капустина; Тест
Е.С. Кузьминой, Л. Н. Пыровой) на начало 2015-2016 учебного года: 34% ребенка показали высокий уровень ДНРЛ, 49 % - средний, 11% - низкий уровень ДНРЛ. В конце учебного года результаты улучшились: высокий уровень показали 51 %, средний – 42%, низкий - 7 %.
С целью изучения отношения родителей (законных представителей) обучающихся к курсу ОРКСЭ был проведен мониторинг (в форме анкетирования) в начале и в конце учебного года. Результаты показали, что, от изучения детьми курса ОРКСЭ родители больше всего ожидают расширения кругозора ребенка. Это свидетельствует о том, что многие родители на этапе внедрения курса воспринимали его как познавательный. В конце года большинство родителей отметили, что, кроме познавательной функции курс ОРКСЭ повлиял на формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, на формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Педагоги так же отмечают, что в личностном плане у детей значительно проявляются эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, зачатки анализа и контроля собственного поведения в разных жизненных ситуациях.
В метапредметном плане особенно ярко проявилось умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, осмысление текстов различных стилей и жанров, осознанное построение речевых высказываний, готовность слушать собеседника, вести диалог, развивается умение учиться в процессе решения учебных задач, проектной деятельности, в том числе – коллективной. А также качество знаний предметной области «Музыка» по сравнению с предыдущим годом увеличилось на 13 %.
Опыт работы представила в Региональном Институте Непрерывного Образования на VI межрегиональной конференции «Организация и обеспечение координационной деятельности по реализации курса ОРКСЭ».
Опираясь на культурологический принцип преподавания курса ОРКСЭ каждый учитель находит эффективные пути для достижения целей и задач уроков, путём использования произведений разных видов искусства, связанных с духовной тематикой. Общение с искусством – один из главных источников обогащения духовной культуры личности, ее гармонического, разностороннего развития. Именно произведения искусства, помогают донести до детей основные идеи содержания ОРКСЭ, несут воспитательный эффект на уроках.
Из опыта преподавания предметной области «МУЗЫКА» могу сказать, что посредством музыкального воздействия можно погружать ребенка в религиозную культуру, раскрывать ему мир духовных истин. Музыка по своей сущности считается явлением идеальным, она обладает огромной силой влияния на духовность человека. Ее воспитательная миссия заключается в призыве к добру. Посредством музыки происходит формирование сильной, творческой, жизнеспособной личности, она позволяет полнее ощутить ценность жизни, она облагораживает внутренний мир личности.
Цели и задачи музыки и ОРКСЭ схожи:
- задачи предмета ОРКСЭ: формирование у обучающихся знания, понимания и уважительного отношения к религии как национальной духовной традиции, лежащей в основе исторической и современной культуры нашей страны;
- цель музыкального образования и воспитания в программе по предмету «Музыка» Г. Сергеевой Е. Критской, Т. Шмагиной: формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников (наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения) .
Проанализировав календарно-тематическое планирование по музыке и ОРКСЭ, пришла к выводу, что многие темы в той и другой области дополняют друг друга. Затем, изучив имеющиеся наработки коллег в данном вопросе и взяв за основу исследования Наталии Григорьевны Тагильцевой – доктора пед. наук, профессора, зав. кафедрой музыкального образования Уральского государственного педагогического университета, г. Екатеринбург., которая предложила несколько путей реализации взаимосвязи уроков ОРКСЭ и музыки, подобрала музыкальный материал к урокам ОРКСЭ.
Первый путь – стимулирование школьников к воспроизведению (повторению) идейного смысла пройденного на уроке музыки материала.
Первый урок курса ОРКСЭ начинаю с Гимна России (муз А. Александров, сл. С. Михалков), который изучаем во 2-ом классе. Говорим о символах РФ и их значении.
В модуле «Основы мировых религиозных культур» - изучая тему «Долг, свобода, ответственность, труд» после проведения беседы с обучающимися или работы с учебником задаю вопросы, которые стимулируют детей на поиск примеров произведений музыкального искусства, подходящих теме урока. Если ответы на эти вопросы затруднение, то предлагаю прослушать произведения, которые уже были освоены детьми. Например, фрагмент из предсмертной арии Сусанина из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»), которую ученики слушали на уроках музыки во 2-м классе. Размышления обучающихся по поводу прозвучавших музыкальных отрывков приводят к более глубокому освоению темы урока ОРКСЭ. Фрагменты тем таких произведений, так же как и на уроках музыки, иногда пропеваем детьми, чаще без слов – вокализом. Пропетые с определённым отношением, в определённом эмоциональном тоне, они дают ребёнку возможность не только осознать, но и прочувствовать глубину и красоту поступков героев, которые совершали подвиги во имя Отечества.
В такой теме, как «Человек в религиозных традициях мира» использую музыку П.И. Чайковского из «Детского альбома» - «Утренняя молитва», «В церкви», которую дети слушают начиная с первого класса.
Художественными эпиграфами к урокам «Любовь и уважение к Отечеству» («Основы мировых религиозных культур») использую хорошо известные ученикам музыкальные произведения: фрагменты Второй симфонии А.П. Бородина («Богатырская»), А. Бородин Симфония № 2 «Богатырская», С. Прокофьев «Кантата А. Невский», «Радуйся , Росско Земле», «Орле Российский».
При изучении темы «Праздники и календарю» дети не задумываясь вспоминают такие произведения как «Рождественские колядки и рождественские песни народов мира», «Ночь тиха над Палестиной»; С. Рахманинов «Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся»; А. Гречанинов «Вербное воскресенье». Рассматривать православные храмы нам помогает музыка М.П. Мусоргского «Великий колокольный звон» из оперы Б. Годунов, С.В. Рахманинов «Колокола».
Второй путь реализации взаимосвязи содержания уроков музыки и уроков ОРКСЭ – «переинтонирование» смысла уже известного школьникам музыкального произведения. (переинтонирование" - это синтез старых и новых интонаций в новом смысловом контексте...)
силу ряда причин в программе по музыке Сергеевой, Критской. Шмагиной (на основе программы Д.Б. Кабалевского) некоторые произведения преподносятся детям в «общем виде». Освоение полной версии этих музыкальных произведений, с одной стороны, станет для школьников открытием факта обращения русских композиторов к духовным, религиозным истокам, а с другой, – может послужить стимулом для углублённого изучения той или иной темы курса ОРКСЭ, например модуля «Основы православной куль туры». Следует отметить, что уроки этого модуля обязательно должны включать примеры русской православной музыки – произведения композиторов-классиков и даже фрагменты обиходного пения. Ни один православный праздник, ни одна православная служба в храме не обходятся без использования в них хорового пения, на что указывают сами дети на уроках данного модуля. «Переинтонирование» позволяет ребёнку услышать музыкальные произведения как бы заново и осознать их духовные основы, о которых не сообщалось на уроках музыки. Так, например, на уроках модуля «Основы православной культуры» можно повторить прослушивание фрагмента первой части Третьего фортепианного концерта С.В. Рахманинова, главную тему которого дети не только слушали на уроках музыки, но и пели как вокализ. Между тем именно главная тема концерта служит примером использования композитором интонаций старинной церковной музыки. И хотя сам С.В. Рахманинов утверждал, что это оригинальная мелодия, всё-таки её интонационной основой, как указывают музыковеды, является знаменный распев. Однако на уроках музыки Третий концерт преподносится школьникам как пример взаимосвязи его тем с русской народной протяжной песней. На уроках же ОРКСЭ эта музыку показываю в другом ракурсе - как взаимосвязь музыки духовной и академической, часто проявлявшейся в творчестве С.В. Рахманинова.
Примером «переинтонирования» музыкального произведения может является знаменитый «Вокализ» С.В. Рахманинова. В начале 4-го класса школьники слушают это произведение, которое включено в урок музыки в качестве образца произведения без слов. На уроке ОРКСЭ этот вокализ преподношу как музыку покаяния, на что указывается во многих работах искусствоведов. Поэтому данное произведение учитель включаю в содержание урока «Милосердие …».
Третий путь реализации взаимосвязи уроков музыки и ОРКСЭ – включение в их содержание музыкальных произведений, которые будут изучаться в 5–7-х классах, вытекает из одного из главных методов школьного урока музыки – «забегание вперёд и возвращение назад к пройденному» (Д.Б. Кабалевский).
Этот метод определяется в педагогике как метод перспективы и ретроспективы. Его же с успехом использую при проектировании и проведении уроков ОРКСЭ с привлечением ещё не изученного музыкального материала. Так, во второй четверти 5-го класса школьники будут слушать и даже исполнять знаменитый фрагмент из «Реквиема» В.А. Моцарта – «Лакримоза». На уроках ОРКСЭ эту часть «Реквиема» демонстрируем обучащимся при изучении темы «Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды» (модуль «Основы мировых религиозных культур»). Печальные плачущие интонации этого произведения помогут детям эмоционально осознать значимость обряда, связанного со смертью человека и его оплакиванием близкими. Так же, изучая тему «Искусство в религиозной культуре», считаю целесообразным включить «Концертную симфония для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской»» (часть 1 «Орнамент») Валерия Кикты.
Ещё одним примером использования метода перспективы и ретроспективы служит фрагмент эпизода вражеского нашествия из Седьмой симфонии Д.Д. Шостаковича. Это произведение будет осваиваться школьниками только в 7-м классе. Главная тема этого эпизода – марш с жёсткими, повторяющимися интонациями, может быть включена в содержание уроков на темы «Добро и зло», «Любовь и уважение к Отечеству» (модуль «Основы мировых религиозных культур»).
Это лишь малая часть музыкальных произведений, которые можно использовать на уроках ОРКСЭ. В зависимости от цели и задач урока, контингента и количества обучающихся в классе меняю музыкальные произведения. Разумеется, использую и музыку, которая не включена в школьную программу по музыке.
Существует множество замечательных современных песен, которые дополняют урок, раскрывают смысл определенных понятий, служат мотивационным моментом к уроку. Детям нравится, когда без предупреждения урок начинаю с песни в собственном исполнении. Например, когда рассматриваем священные сооружения песня О. Газманова, с колокольным звоном во вступлении, располагает к дальнейшему изучению темы.
Очень часто использую на уроке притчи в исполнении Светланы Копыловой - российской исполнительницы и поэтессы, первооткрывательницы жанра песни-притчи или баллады-притчи. После прослушивания которых, дети очень активно рассуждают о человеческих добродетелях и пороках: милосердии и сострадании, зависти и жадности, любви и ненависти и т.д.
Жанровые особенности баллады и притчи проявляются в обращении поэтессы к религиозным и нравственным темам, большинство ее песен - поэтические произведения с лиро-эпическим сюжетом, построенным по принципу параболы, притчи: под внешним сюжетом (земным) скрывается внутренний сюжет, являющийся истинным (вечным, связанным с человеческой душой, идущим от Бога)
Позиция автора здесь как бы отсутствует, повествование ведется отстраненно, смысл происходящего открывается в финале, обнажая вечные Истины, делая их доступными для понимания.
Личностные переживания души рождает фоновая музыка (сопроводительная). Иллюстративная музыка на уроке помогает творческому созданию образа. Её на уроке использую при показе тематических слайдов; в ходе просмотра кинозарисовок; во время беседы на любую тему. Прослушивая церковные песнопения, дети учатся различать интонацию, характер музыки. При этом в непринужденной форме приобщается душа маленького человека к духовной музыкальной культуре России.
Музыка – пища для души. Она несет радость и сопереживание, любовь и покаяние, чистоту и стройность. Музыка может активно воздействовать на: выстраивания ритма всего урока или части; создание определенного настроения (работа с эмоциональным фоном); подготовку к восприятию определенного рода учебного материала; оформление музыкой стихотворной информации.
Именно музыка позволяет ребенку прочувствовать, «пропустить через себя», и, таким образом, получить личный опыт, а не просто информацию из учебника.