Урок по повести В.Распутина Живи и помни (Две судьбы — две трагедии)
Урок внеклассного чтения по повести Распутина «Живи и помни».
«Две судьбы - две трагедии».
Обучающие цели:
Ввести учащихся в духовный мир В. Г. Распутина, определить место писателя в современной литературе;
Ввести в нравственный мир героев повести «Живи и помни»;
Организовать деятельность учащихся по анализу текста;
Создать условия для усвоения литературоведческих понятий, таких, как жанровые особенности повести (понятие притчи), особенности сюжета, проблематики, идейного смысла;
Выявить связь с традициями классической литературы,
Проанализировать художественные достоинства произведения.
Цели, ориентированные на развитие личности учащихся через такие понятия, как совесть, долг, честь, достоинство, трагедия, вина.
Создать условия для развития у школьников умения видеть проблемы, находить пути их решения.
Создать условия для умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её.
Воспитательные цели:
Помочь учащимся задуматься над нравственными, философскими категориями: преступление и нравственное наказание, эгоизм и самопожертвование, совесть, вина,
Оборудование: таблицы: «Распутин в современной литературе»,
Путеводитель по повести «Живи и помни»:
Повесть «Живи и помни» 1974 г.
Особенности сюжета.
Жанровое своеобразие.
2.Главные герои.
3.Идейный замысел.
4.Проблематика.
5.Связь с традициями русской классической литературы через художественное своеобразие произведения.
Презентация «Страницы жизни писателя»,
Презентация «Художественные достоинства повести».
Две таблицы с высказываниями для подведения итогов размышлений о судьбах героев:
Многие наши пороки от того и происходят, что мы лишены чувства вины. (Распутин)
Иногда лишь кара пробуждает чувство вины . ( философ Кумор).
Когда мы читаем или созерцаем художественное произведение нового автора,- писал Л. Н. Толстой,- основной вопрос, возникающий в нашей душе, всегда такой: «Ну- ка , что ты за человек? И чем отличаешься от всех людей, которых я знаю, и что можешь мне сказать нового о том, как надо смотреть на нашу жизнь?»
В. Г. Распутину есть ,что ответить на эти вопросы, поэтому сегодня мы обращаемся к его биографии и его творчеству.
С биографией писателя нас познакомит…
Запишем в тетради широкую тему.
В. Г. Распутин-прозаик, драматург, публицист.
(Это наш современник, его творчество представляет нашу современную литературу.)
Презентация биографии писателя. (Слайдовое сопровождение, ответ ученика).
Слово о писателе В. Г. Распутине.
1-й слайд. Распутин - прозаик, драматург, публицист.
Творческая судьба писателя сложилась удачно. Он дважды стал Лауреатом Государственной премии. Является Лауреатом многочисленных премий. Имеет звание Героя Социалистического Труда.
2-й слайд. Портрет у родительского дома. Автограф.
В автобиографии Распутин писал: «Родился я в тридцать седьмом году, в трёхстах километрах от города Иркутска, в селе Аталанка , что на Ангаре. Так что я _ коренной сибиряк. Отец мой крестьянствовал, служил и воевал… Словом, был как все. Мать работала, была домохозяйкой, забот ей всегда хватало».
3-й слайд. Страницы жизни. Даты.
Детство писателя пришлось на годы войны.
Начальную школу Валентин Распутин окончил в 1948году.
Матери советовали отдать мальчика учиться в райцентр: в деревне старики его звали «грамотеем», к толковому пареньку приходили за помощью.
О судьбе писателя мы узнаём из автобиографического рассказа «Уроки французского».
В 1954 году Распутин поступил в Иркутский университет на историко - филологический факультет, который окончил в 1959 году.
В юности совершенно не хотел стать писателем, готовился стать учителем.
Был инструктором молодёжной газеты, стал её сотрудником. В 1961 году появился его первый рассказ «Я забыл спросить у Лёшки».
Лучший рассказ раннего творчества «Василий и Василиса»
С 1965 года началась писательская работа, Распутин стал членом Союза писателей.
4-й слайд. «Цель творчества- « Образование сердца и воспитание души».
Цель творчества Распутина - «образование сердца и воспитание совести»
Творчество его гуманистично.
5-й слайд. Книги Распутина.
Глубинная биография писателя, истинное его самораскрытие в его книгах:
«Деньги для Марии»,
«Последний срок»,
«Уроки французского»,
«Живи и помни»,
«Прощание с Матёрой»,
Современная публицистика по проблемам экологии.
6-й слайд. 15 марта 2007 года писателю Распутину исполнилось 70 лет.
В год своего семидесятилетия Президентом России Распутин награждён за заслуги перед Отечеством и многолетнюю писательскую деятельность.
7-й слайд. Источники творчества.
Отвечая на вопрос об источниках, питающих его творчество, Распутин писал:
«Их, как у всякого писателя, несколько: Жизнь вокруг нас, книги, великий русский язык, собственная душа…»
8-й слайд. Распутин – востребованный писатель.Произведения писателя издаются и переиздаются солидными тиражами, привлекают внимание наших соотечественников и читателей за рубежом.
9-й слайд.Повесть «Живи и помни» экранизирована. Режиссер Александр Прошкин. Роль Настёны исполнила Дарья Мороз.
С фильмом нам предстоит познакомиться, а сегодня мы знакомимся с распутинским словом.
Запишите узкую тему.
Повесть «Живи и помни» 1974 г
Запишем высказывание литературного критика Е. Стариковой:
Распутинское слово передаёт куда- то вперёд, кому-то в будущее чуткую совестливость, высокую духовность и огромное ощущение связанности с тем, что происходит на земле.
( Е. Старикова)
О жанре произведения Сергей Залыгин говорит: «Распутин утверждает старинную лаконичную и выразительную повесть.
( Лаконичная – краткая, точная, немногословная: как можно меньше слов, как можно больше смысла.) Именно этот принцип характерен для произведения «Живи и помни».
Как бы вы определили жанровое своеобразие повести?
(Вспомните, как характеризовали роман Достоевского «Преступление и наказание»)
Повесть какая?
Философская (о смысле жизни и назначении человека);
Социальная (о человеке и его связи с обществом)
Психологическая (О постижении внутреннего мира героев)
Один из критиков определил жанр повести «Живи и помни» как притчу.
Пополним словарь, запишите определение в тетрадь.
Притча - это один из древних литературных жанров. Близкий басне небольшой рассказ, содержащий поучение.
Особенности современной притчи:
- Разговор о нравственных проблемах;
- Ситуация нравственного выбора, стоящего перед героями;
- Ёмкость и содержательность.
Повесть лаконичная. Выше отражена проблематика.
Идейный смысл произведения прослеживается через судьбы героев. Перед нами – две судьбы- две трагедии.
Назовите главных героев. Занесите их имена в таблицу.
Какие самые значимые качества вы увидели в героях?
Андрей Гуськов Настёна
Эгоистичность
Всепрощающая любовь (понять- простить), самопожертвование
Проанализируем трагедию Гуськова. С чего она начинается?
Роковой выбор- дезертирство.
(«Пришёл один, своей отдельной дорожкой»).
Герой становится жертвой войны.
(Невольно проводится параллель с Родионом Раскольниковым. Докажите.)-Как ножницами отрезал себя от мира людей. Наказан одиночеством, ощутил невозможность жить среди людей.
-Не испытывал никаких чувств от встречи с родной деревней. («Лежал как мертвец»,- пишет Распутин. Этим предложением передаётся авторское отношение к герою.
-Обратного пути не было. Чувство страха побеждает. (глава 4 ,два печатных листа от конца главы)
Какова его социальная роль после дезертирства? Докажите.
Он никто: не колхозник,
Не воин,
Не сын - только муж и то подпольный.
(глава 4 ,самое начало. «Судьба его свернула в тупик».)Человек, загнанный в тупик и живущий какое- то время в тупике. («будь что будет»)
Настёна первоначаль но принимает его за оборотня, и ей в это хотелось бы верить…(см. конец 3 главы)
Сам Гуськов готов остаться в образе Лешего ( по этой причине не бреется)
Его сопровождает желание напомнить о себе, чтобы не быть мертвецом, тенью, пустым местом.
Как он пытается напомнить о себе?
-«пакостит» рыбакам, воруя улов;
-убивает телёнка (ему не нужно было мясо, важно было ощутить роль преследователя).
-и даже его охватило безудержное, лютое желание поджечь мельницу.
(откройте гл.13 ,стр. 117-118 полторы страницы до конца главы.)
«Накатывают приступы страха».
(Внутреннее состояние передают сны. Гл.13 стр. 116 первый абзац).Блудный, так и не покаявшийся сын народа.
Таким, блудным, никогда не хотел увидеть его отец.
Провожая сына на фронт, какие два исхода он предполагал?
(Откройте гл.12 стр. 108. «Он представлял себе только два пути…»
Противоестественное совершил Андрей, такого варианта не предполагала народ ная мораль.
Расчеловечивание ведёт к духовной смерти.
Погубил себя, Настёнук,родную кровинушку, на которую так рассчитывал в продолжении рода.
Лишён чувства вины. Докажите.
Снимает с себя ответственность, всё взваливает на судьбу, на обстоятельства, на Настёну.
При первой же встрече начал с угроз. Вернёмся к началу гл. 3, стр. 12 «Вот, что тебе сразу скажу, Настёна…) Настёна замерла в оцепенении.
Смалодушничал Андрей и не признал своей вины.
Вывод напечатанный вывешивается на доске:
«Многие наши пороки от того и происходят, что мы лишены чувства вины». ( В, Распутин)
-Напишите синквейн о Гуськове.
Вернемся к первой встрече Настены и мужа (гл.3, стр.12)
Стоит перед выбором.
- Каким?
(всегда была вместе с народом, а с появлением потаенного мужа оказалась в раздирающем конфликте).
Эту беду осознал даже Андрей (гл.10, 2 печатных листа от конца) :«У тебя была только одна сторона: люди. А сейчас две: люди и я. Свести их нельзя: надо, чтоб Ангара пересохла».
Метания между двух берегов.
«Я ж тебе не чужая, - говорит Настена Андрею.- Я ж теперь от людей чужая».
Срабатывает психологическая истина «понять – простить»
(гл. 6, стр. 34, 2 абзац;
Концовка гл. 7, стр.46: «не вынести Андрею этой вины» (отчаяние и драматизм)
4. Желание помочь Андрею
Слово «душа» употреблено в повести 30 раз, только 4 раза оно связано с Андреем, в остальных случаях оно сопровождает образ Настёны.