Конспект урока литературного чтения на тему Ю.Ермолаев Лучший друг (1 класс)
Этапы урока Действие учителя Действие учеников УУД
Актуализация знаний. Формулировка темы и задач урока учащимися.
- Сопоставьте название произведения с его автором:
«Телефон» Н Артюхова
«Саша – дразнилка» К.Чуковский
"Волк" Г. Кружков
«РРР!» Я.Тайц
"Саша-дразнилка" О.Дриз
- Ребята, какие произведения вы изучали? (каких авторов вы изучали?)
- Можете назвать авторов этих произведений? (или: какие произведения этих авторов вы можете назвать?)
- Какое из произведений вам понравилось больше всего?
- Как вы считаете, что объединяет все произведения?
- А сегодня мы начнем изучать новый раздел. Откройте учебники на стр. 29 и прочитайте его название. Предположите, чему будут посвящены произведения этого раздела?
- Полистайте страницы раздела, и посмотрите, с какими произведениями познакомитесь. Дети в парах обсуждают, с какими произведениями они познакомятся в этом разделе.
Дети называют произведения. Называют фамилии знакомых авторов.
- Чему мы будем учиться, чему мы научимся, работая над этим разделом?
Дети читают учебные задачи в учебнике на стр.29.
- Откройте страницу 30. Прочитайте первый вопрос, который задает нам учебник.
Вопрос 1: знаешь ли ты, что такое дружба? А как вы понимаете понятие «дружба»? Что оно для вас означает?
Прочитайте определение слова дружба.
Дружба — это чувство, в первую очередь, доверия к человеку, полной уверенности в нем, совпадение множества интересов, разнообразных увлечений, привычек, общие переживания, совпадение мнений.
Вопрос 2: умеешь ли ты дружить и дорожить дружбой? А что значит дорожить дружбой?
Вопрос 3: а задумывался ли ты над тем, кто может быть другом?
Прочитайте последний абзац со слов: "Хорошими, верными друзьями..."
- Откройте стр. 30. В конце страницы дана рубрика, в которой представлены книги для чтения.
- Давайте прочитаем, какие произведения советуют нам для домашнего чтения (дети читают). Как думаете, о чем эти книги? Вы можете прочитать самостоятельно эти книги и потом рассказать, что вы узнали, что поняли нам, своему классу, другу, родителям.
- Прочитайте название и имя автора первого произведения раздела. Сформулируйте тему урока.
- С чем мы сегодня познакомимся?
Артюхов, Чуковский, Кружков и т.д
Саша-дразнилка, Телефон, и т.д
Будет посвящён дружбе
Будем учиться, как дружить; как вести себя с друзьями и т.д.
Ответы детей
О дружбе
Рассказ Ю.Ермолаева «Лучший друг»
Познакомимся с рассказом Ю.Ермолаева «Лучший друг» Познавательные:
- осознанное построение речевого высказывания Личностные:
- учебная мотивация Регулятивные: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Подготовка к восприятию. - А сейчас, внимательно послушайте песню «Дружба крепкая не сломается» и ответьте на мои вопросы.
- Как вы считаете, каким должен быть друг?
- Вам знаком автор Ю.Еромолаев?
На слайде (в презентации) появляется портрет писателя. Он родился в 1921 году в городе Москве, в семье рабочего. Его любимым предметом в школе была литература. С успехом окончив школу, Юрий Иванович в 1943 году поступил учиться в Театральное училище им. М. Щепкина при Малом театре. По профессии он был актером. Играл главные роли в спектаклях московских театров. Потом работал корреспондентом на радио. Но ему хотелось создавать своих героев, передавать детям свой жизненный опыт. На радио Юрий Иванович прочитал свои первые рассказы, которые имели успех у слушателей.
- Посмотрите на иллюстрации к рассказу, который мы сейчас будем читать и подумайте, о чем может быть этот рассказ? Добрым, верным, преданным и т.д
О двух мальчиках Первичное восприятие Учитель читает рассказ «Лучший друг» Слушают. Личностные:
- учебная мотивация
Регулятивные:
Познавательные УУД: - смысловое чтение;
- поиск и выделение необходимой информации;
- анализ объектов с целью выделения признаков.
Проверка первичного восприятия - Вам понравился рассказ?
-Вы можете назвать героев рассказа? Кто это?
- Чьи поступки вы считаете хорошими? А чьи нет?
Да
Вовка и Коля
У Коли плохие поступки, а у Вовки - нет
Коммуникативные: - формировать умение слушать и понимать других; -формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами
Словарная работа
- Ребята, а вы знаете, что означают эти слова? Какое значение они имеют?
Смутиться – это прийти в смущение; или состояние человека в тот момент, когда он чувствует себя в стеснении, в смущении
Отлупить – это побить Познавательные:
-находит в тексте незнакомые слова, определяет их значения
Повторное чтение и углубленный анализ
Прочитаем рассказ еще раз (читают про себя, затем - вслух).
- Расскажите, с чего все началось? Что увидел Коля в окно? Как вы думаете, что он почувствовал? Как вы это узнали?
-А вы бы рассердились? Согласны ли вы с Колей, что нельзя брать чужие вещи без разрешения?
- Как главный герой хотел поступить с Вовой? Зачитайте этот отрывок? А как вы думаете почему?
- Прочитайте слова, которые описывают Колю в этот момент.
- А что сделал Вовка? Прочитайте этот отрывок.
- Изменилось ли состояние Коли? Какое слово нам об этом говорит?
- Почему Коля смутился, когда Игорь назвал его своим другом? А как бы вы почувствовали себя на его месте?
- Прочитайте вопрос 1 на стр.32. Почему Коля смутился и разжал кулаки, когда Вова назвал его своим лучшим другом? Выберите ответ (испугался; понял, что нельзя быть жадным, нельзя сердиться на друзей).Работа с иллюстрациями к рассказу.
- Рассмотрите иллюстрации к рассказу. Найдите отрывки, которые соответствуют иллюстрациям. - Каким вы представляете себе Колю? А Вову?
- Прочтите слова: храбрый, трусливый, добрый, злой, честный, жадный, щедрый, внимательный, обидчивый, находчивый, грубый, внимательный, заботливый.- Давайте с помощью этих слов попробуем дать характеристику главным героям рассказа: Вове и Коле.- Прочтите пословицы. Объясните их смысл.Нет друга, так ищи, а нашел – береги.
С людьми браниться – никуда не годится.
Без беды друга не узнаешь.– Какие пословицы выражают главную мысль рассказа?
- На слайде слова. Расположите их в нужной последовательности. Опираясь на опорные слова перескажите рассказ "Лучший друг"
- Посмотрите внимательно на рассказ. Как можно его прочитать?
(В рассказе есть диалог, можно его прочитать по ролям)
- Сейчас поработаем в парах, чтение по ролям.
- Скажите, какие будут действующие лица? Кто участвует в диалоге?
- Найдите слова относящиеся к Коле, к Вове. Потренируйтесь
Оценка работы в парах учащимися.
С того, что Коля оставил свой самокат во дворе; потом увидел, что на его самокате катаются. Он рассердился.
Да, нельзя брать чужие вещи
Он хотел его отлупить
«Подскочил к нему сердитый, даже кулаки сжал»
Он сказал, что Коля его лучший друг
Да, изменилось. «Смутился Коля, разжал кулаки…»
Потому что он хотел его отлупить
Ищут и читают отрывки, соответствующие иллюстрациям.
Надо беречь то, что у тебя есть
Нельзя ни с кем ругаться
То, что друг познается в беде
С людьми бранится – никуда не годится
Ставил, увидел, побежал, подскочил, смутился, сказал
В парах
Коля и Вова
Регулятивные:
Познавательные УУД: - смысловое чтение;
- поиск и выделение необходимой информации;
- анализ объектов с целью выделения признаков.
Физкультминутка Электронная Подготовка к восприятию Переходим к чтению следующего произведения. Прочитайте название и имя автора.
Портрет(слайд)
Елена Александровна посвятила свою жизнь детской поэзии. Работала в журналах «Затейник» и «Мурзилка». Напечатала более 40 книг и всегда пользовалась признанием. Она стала любимицей детей, потому что ее стихи были им наиболее близки.
Давайте прочитаем отрывки из ее стихотворений.
1. Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
2. Я на радугу-дугу
Полюбуюсь побегу -
Семицветную-цветную
На лугу подстерегу.
3. Как у нашей Ирки
На чулках по дырке.
Почему,
Почему
На чулках по дырке?
Потому что неохота
Штопать нашей Ирке.
Вам понравились стихи? Чем? О ком или о чем в них рассказывается? Коммуникативные: эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества.
Проверка первичного восприятия - Жалко ли девочке отдавать свою игрушку?
- Почему же она отдала свою любимую игрушку другой девочке?
- Вам понравилось героиня стихотворения? Какая она?
Выберите слова, ее характеризующие: жадная, щедрая, равнодушная, заботливая, добрая, смелая.
- А вы когда - нибудь дарили игрушки своим друзьям?
- Прочтите пословицы:
Настоящему другу цены нет.
О себе заботься, а товарища не забывай.
- Выберите пословицу, которая отражает смысл стихотворения.
- Объясните их значение. Да, так как это была ее любимая игрушка
Потому что это была ее подружка
Добрая и т.д
Ответы детей
О себе заботься, а товарища не забывай.
Регулятивные:
-выбирает действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
Вторичный синтез - Прочитайте стихотворение самостоятельно про себя и подготовьтесь к выразительному чтению вслух.
- Прочтите стихотворение выразительно вслух, соблюдая знаки препинания и правильную интонацию.(чтение 2-3 учеников) Оценивание. Познавательные: - анализ объектов с це-лью выделения в них существенных признаков: Регулятивные: - волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии - способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Обобщение Скажите, что общего в рассказе «Лучший друг" и стихотворении " Подарок"?
- Сегодня мы с вами узнали новые произведения, чему они вас научили?
- Я надеюсь что вы теперь будете более внимательно относиться друг к другу, беречь своих друзей, стараться не обижать их и не сердиться самим. А теперь мы с вами напишем какие же главные качества должны быть у настоящего друга.
Работа в группах «Ромашка» (каждой группе дается лепесток ромашки, нужно обсудить и написать одно качество друга, прикрепить на доску)
В двух произведениях говорится о дружбе Познавательные: - анализ объектов с це-лью выделения в них существенных признаков
Рефлексия Какую цель мы поставили в начале урока? мы ее выполнили?
О каком поэте вы сегодня узнали?
С каким произведением мы сегодня познакомились?
Мне было легко выполнять…..
Я испытывал(а) трудности ……
У меня особенно получилось ….
Я бы похвалил(а) бы себя Прочитать рассказ
Ю.Ермолаев
Лучший друг
Личностные:
- самооценка;
- осознанность учения;
- адекватное реагирование на трудности