Проект программы Пифагорёнок для учащихся 2-4 классов( математическое сообщество учителей математики и учителей начальных классов)


МБОУ «Колюбакинская СОШ»
Проект программы академической пилотной площадки АСОУ по теме:
« Совершенствование работы математического сообщества «Пифагорёнок» - учащихся 7, 9-х классов, учителей математики и начальных классов МБОУ «Колюбакинская СОШ» с математически одаренными школьниками 1-4 классов в условиях школьной образовательной системы сельского района».
Актуальность предлагаемой программы определяется следующими соображениями:
1. Материал, который предлагается данной программой, значительно углубляет и расширяет знания учащихся в математике.
2. Способствует формированию познавательных универсальных учебных действий учащихся.
3. Ориентирует на создание условий для социального, профессионального самоопределения, творческой самореализации личности мотивированного ребенка на углубленное изучение математики.
Педагогическая целесообразность предлагаемой программы объясняется следующими мотивами:
1. Недостаточность времени на уроках для занятий с математически одарёнными детьми.
2. Полная преемственность обучению математики учащихся начальной и основной школы.
3. Достаточно высокая подготовка учителей математики и начальных классов школы с мотивированными на углубленное изучение математики учащимися начальной и основной школы.
Цель программы уделять особое внимание педагогической поддержке одарённых (мотивированных детей), ранней диагностике интеллектуальной одарённости, усиление научно-методического сопровождения по данному направлению.
Задачи
1. Развивать математический кругозор, логическое и творческое мышление,
первые исследовательские умения учащихся.
2. Совершенствовать накопленный опыт работы творческой группы учителей
математики и начальных классов и внедрять его в работу учителей математики и начальных классов на школьном уровне, преподавая в математических кружках.
3. Обучение учебному сотрудничеству учащихся начальных классов и учащихся-
тьютеров 7 -А и 9-А классов при совместном приобретении знаний. Внедрение в организацию учебного процесса межвозрастной технологии обучения.
Отличительные особенности данной программы:
1. Способствует формированию познавательных УУД.
2. Применима для различных групп школьников, в том числе не имеющих специальной подготовки в решении нестандартных задач по математике.
Форма занятий
1. Обязательное участие в математическом кружке.
2. Обязательное посещение занятий мини - математической школы «Пифагорёнок»
3. Парная работа с тьютерами.
4. Участие в исследовательской и проектной деятельности. Творческий выход каждого учащегося (в составе группы или индивидуально) на ежегодных заключительных учебно-исследовательских конференциях.
5. Обязательное участие в малых очных и заочных олимпиадах по линии математической школы «Пифагорёнок», а также участие в олимпиадах и конкурсах различного вида.
Содержание работы
Условием успешной организации учебного процесса в математической школе» Пифагорёнок» и занятиях математических кружков в 2-4, 7 и 9 классов является правильный выбор методов и приемов обучения с учетом возраста учащихся, уровня их математической подготовки, что предполагает сочетание теоретического и практического материала, использование интересных фактов из истории математики.
Считаем, что программа нашей школы на данном этапе способна удовлетворить потребности при обучении математике учащихся 2-4 классов, 7 и 9 классов, дает возможность проявить свои способности каждому одаренному в математике ученику.
В организации учебного процесса важную роль играет подбор задач. Большинство задач данного курса либо обличены в интересную для учащихся форму, либо кажутся непреступно трудными на первый взгляд, но решаются оригинальным образом, либо красивый и неожиданный ответ. Такие задачи заставляют учащихся удивляться и пробуждают интерес к математике в целом.
Все рассматриваемые темы представляют интерес для учащихся и предназначены для расширения кругозора, для развития логического мышления, остроты ума и смекалки.
В учебном плане математической школы чередуется геометрический материал со сведениями из арифметики, задачи на инварианты, на принцип Дирихле, различные типы сюжетных и комбинаторных задач, решение задач на установление временных пространственных и функциональных отношений, решение задач на установление соответствий между элементами различных множеств, решение задач на активный перебор вариантов отношений. Отдельно рассматриваются решение олимпиадных вариантов для каждого класса в отдельности. В ряде случаев есть пересечение со школьным курсом математики, но материал излагается на более серьезном уровне.
Каждое занятие математической школы «Пифагорёнок» начинается с математической разминки в виде мозгового штурма под непосредственным руководством учителя и учащихся – тьютеров из 7-А и 9-А классов.
В качестве домашних заданий предполагается задавать на дом учащимся так называемые заочные олимпиады. Предложенные задачи школьники решают дома, могут пользоваться различной математической литературой, а в случае затруднений советоваться с родителями или товарищами. Окончательные решения рассматриваются на занятиях математических кружков под руководством учителя. Каждая решенная задача оценивается 10-ю баллами, а по итогам месяца подсчитывается общий балл у каждого ученика и в конце учебного года учитывается при подведении итогов.
Кроме участия школьников в малых олимпиадах, математических регатах, мозговых штурмах, работе в малых группах, каждый из учеников в течение года примет участие в заключительной ученической научно-практической конференции или в проектной и исследовательской деятельности.
Ожидаемые результаты
1. Возможность каждому одаренному (мотивированному ребенку) реализовать себя как в роли тьютера, так и в роли обучающегося ученика.
2. Обеспечение преемственности в работе начальной, основной и старшей школы.
3. Увеличение количества детей - победителей олимпиад и других конкурсах по математике на различных уровнях.
4. Создание определённой системы работы с мотивированными учащимися начальной, средней и старшей школы в условиях школьной образовательной системы сельского района.
Имеющиеся наработки
1.В 2013 учебном году приняли участие преподаватели математики и начальных классов в российской конференции с международным участием по теме: «Проблемы совершенствования математической подготовки в школе и вузе». Работа в секции: «Современные проблемы модернизации школьного математического образования». Выступление по теме: « Использование технологии межвозрастного взаимодействия в преподавании математики». ( Сокол Л.И. и Максименко Н.Н)
2. В 2014 -2015 учебном году принимали участие с мастер-классом на муниципальном семинаре зам. директоров по УВР по теме: «Активные формы работы с учащимися как средство повышения качества знаний обучающихся»
3. В 2014-2015 учебном году принимали участие с мастер-классом в зональном аукционе методических идей «Организация внеурочной деятельности обучающихся начальных классов и и учащихся 5-х классов».
4. В 2015 году приняли участие в Межрегиональном профессиональном конкурсе творческих разработок «Инновационные технологии при обучении математике». 30 марта 2015года выступили с мастер - классом «Современные подходы к обучению математике» в номинации - «Внеурочная деятельность по математике в современной информационно-образовательной среде». Работа творческого сообщества была отмечена, мы стали призёрами в этой номинации.
Этапы деятельности площадки
1. Содержательно-целевой этап (2013 – 2014 г.г.) – включает в себя разработку программы системы поиска, целенаправленного выявления и поддержки одаренных детей, создание постоянно-действующей системы переподготовки педагогических кадров для работы с одаренными детьми, психолого-педагогическая диагностика учащихся школы.
2. Операционально-деятельностный этап (2014-2015 г.г.) – связан с непосредственной работой с одаренными учащимися. На этом этапе планируется организация и проведение предметных олимпиад, конференций и конкурсов, организация научно-исследовательской деятельности учащихся, участие в районных олимпиадах. Предусматривается психологическая, педагогическая и социальная поддержка одаренных детей.
3. Оценочно-регулятивный этап (2015-2016 г.г.) – предполагает провести контроль и анализ реализации программы и достигнутых результатов, определить проблемы, возникшие в ходе реализации программы, пути их решений и составить перспективный план дальнейшей работы в этом направлении.
4. Внедренческий этап (2016-2017г.г.)- предполагает распространение технологии межвозрастного взаимодействия с одарёнными (мотивированными) учащимися, направленная организация опыта по реализации разработанного в ходе внедрения программы.
Возможность диссеминации
1. Мастер-классы в мини-математической школе «Пифагорёнок». (в течение года)
2. Представление программы математического сообщества учителей математики и начальных классов( на примере математической школы «Пифагорёнок» и математических кружков в 2-4 классах, 7 и 9-м классах.( в течение года)
3. Проведение семинара по теме: «Совершенствование работы математического сообщества «Пифагорёнок» - учащихся 7, 9-х классов, учителей математики и начальных классов МБОУ «Колюбакинская СОШ» с математически одаренными (мотивированными) школьниками 1-4 классов в условиях школьной образовательной системы сельского района». ( в течение года)
Руководитель организации - Руководитель
заявителя структурного подразделения АСОУ
_______________________ ________________________
«______» _________2015 г. «________» ____________2015 г.