Конспект совместной деятельности по организации детско-родительского клуба « Росток добра» на тему «День ангела – именины»


Конспект совместной деятельности по организации
детско-родительского клуба « Росток добра» на тему
«День ангела – именины»
Вид клуба: детско-родительский клуб.
Образовательные задачи:
Формировать представления детей об именинах, как Дне Ангела, что каждый крещеный человек носит имя какого- либо святого и должен знать и почитать его как своего помощника на всё доброе, как своего Ангела Хранителя.
Создать условия для формирования духовно- нравственных качеств в отношении к окружающим людям: желание сделать что-то приятное; любить ближнего, быть милосердным, уметь радоваться и сострадать.
Поощрять проявление внимания к окружающим людям, к своим сверстникам, желание радовать их подарками, делиться радостью праздника в соответствии с традициями жизни христиан.
Обогащать активный и пассивный словарь детей: ангел хранитель, именины, посланник, вестник, именинник.
Приобщать детей к православному празднику – День ангела.
Вызвать интерес, уважение к традициям русского народа.
Развивать познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
Формировать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.
Формировать творческие навыки, совершенствовать умение работать с различными материалами.
________________________________________________________________
В разработке конспекта принимали участие воспитатели МБУ д/с № 76 «Куколка»: Т.А. Бурцева, Л.В. Брынцева, М.А. ВолосковаМатериалы и оборудование.
Стимульный материал:
– большая эмблема клуба «Росток доброты», закрепленная на стенде;
– музыкальная мелодия - позывные клуба «Колокольный звон»;
– ангелочек как символ клуба;
- выставка альбомов с иллюстрациями ангелов (Приложение №1);
- выставка поздравительных открыток «День ангела» (Приложение №1);
- разнообразные фигуры – статуэтки ангелов (Приложение №1);
- иллюстрации небесных покровительниц февральских именинниц –святой блаженной Ксении Петербургской и Макария великого, святителей Иоанна Златоуста и Григория Богослова (Приложение №3);
- карточки со значением имен «Григорий», «Макарий», «Ксения», «Иоанн» (Приложение №3).
Материалы для деятельности детей:
– доска и мольберт для демонстрации иллюстраций;
– контейнеры-накопители для размещения материалов к изготовлению поделок;
– материал для изготовления поделок;
– заготовки для изготовления поделок.
Дидактический материал:
––словесные игры «Наши имена», игра с сердечком «Я стараюсь быть добрым и …», «Назови свое полное имя».
– альбомы «Ангелы Хранители», «Святые февральские именинники» (Приложение №1, 3);
– схемы последовательности действий для изготовления поделок (Приложение №4);
- художественные произведения ко Дню ангела.
Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей:
– магнитофон и фонотека;
– мультимедиапроектор;
– ноутбук,
– фотоаппарат;
Конструктор совместной деятельности педагога, родителей и детей
Этап Деятельность педагога Деятельность
детей Деятельность родителей
Мотивационно - целевой Создает мотивацию для участия детей в очередном заседании клуба по теме «День Ангела - именины».
Включает традиционные позывные музыки (колокольный звон); предлагает прикрепить к одежде значки с символикой клуба.
Предлагаетдетям и взрослым встать в круг и поприветствовать друг друга ритуалом «Пирамида добра» (дети и взрослые накладывают руки одна на другую и говорят задуманную добрую фразу – «Ангел-Хранитель со мной день и ночьГде бы я ни был – спешит мне помочь!»).Размещает стимульный материал: статуэтка Ангел, иллюстрации с изображением ангелов и т.д. обеспечивает его восприятие, осмысление, рассматривание детьми и родителями.
Загадывание загадки об Ангеле.
Организует беседу с детьми и родителями о значении праздников День Ангела, Именины, о подарках, об истории возникновения этих праздников на Руси, их традициях и обычаях.
Предлагает рассмотреть иллюстрации, альбомы с различным изображением ангелов и семейные альбомы.
Предлагает познакомиться с художественными произведениями данной тематики.
Побуждает детей к сообщению о жизни Святых (февраля), подготовленных дома с родителями.
Способствует пониманию художественных и музыкальных произведений по данной теме.
Осуществляет музыкальное сопровождение детско-родительской деятельности. Слушают традиционные позывные музыки «Колокольный звон»; и прикрепляют к одежде значки с символикой клуба.
Участвуют в ритуально-традиционных мероприятиях «Пирамида добра» (дети и взрослые накладывают руки одна на другую и говорят задуманную добрую фразу – «Ангел-Хранитель со мной день и ночь Где бы я ни был – спешит мне помочь!»).Знакомятся со стимульным материалом (рассматривают, слушают воспитателя, совместно с родителями).
Понимают значимость праздника День ангела - именины. Выражают желание отмечать этот праздник в своей семье.
Знакомятся с художественными произведениями данной тематики.
Осознают необходимость объединения в малые подгруппы и продумывания последовательности предстоящей деятельности.
Вместе с педагогом и родителями отбирают иллюстрации,
альбомы с различными изображениями Ангелов.
Слушают художественные произведения по данной тематике.
Рассказывают о жизни Святых (февраль).
Рассматривают вместе с педагогом иллюстрации с вариантами изображений Ангела и определяют собственный выбор.
Принимают совместное с родителями решение по изготовлению поделки ко дню ангела. Осознают, что предстоит делать, как и для чего.
Слушают традиционные позывные музыки «Колокольный звон»; прикрепляют к одежде значки с символикой клуба.
Участвуют ритуально-традиционных мероприятиях «Пирамида добра» (дети и взрослые накладывают руки одна на другую и говорят задуманную добрую фразу – «Ангел-Хранитель со мной день и ночьГде бы я ни был – спешит мне помочь!»).Знакомятся вместе с детьми со стимульным материалом (рассматривают статуэтки Ангела, иллюстрации с изображением Ангелов, Святых), слушают воспитателя совместно с детьми. Вспоминают вместе с педагогом и детьми о значении праздников день Ангела, Именины.
Осознают важность и необходимость темы клуба для воспитания детей.
Принимают совместное с детьми решение осуществить отбор иллюстраций, альбомов с изображением ангелов.
Слушают художественные произведения по данной тематике.
Способствуют рассказу детей о жизни Святых (февраля).
Рассматривают вместе с педагогом и детьми поздравительные открытки, определяют собственный выбор.
Объединяются в малые подгруппы и продумывают вместе с детьми содержание и последовательность предстоящей деятельности. Осознают, что предстоит делать, как и для чего.
Проектировочно-организационный Перед каждой встречей создает в группе определенную среду для
детско – родительской деятельности.
Формулирует образовательные и воспитательные задачи, содержание заданий.
Продумывает количество, последовательность и длительность заданий.
Подбирает задания, вопросы к тексту (беседе) для обсуждения, словесные и подвижные игры, моделирует игровые ситуации, подбирает литературу по теме, читает (разучивает) стихотворения, рассказы, музыкальные произведения по данной тематике.Педагог предлагает родителю и ребенку договориться о том, что каждый из них будет делать в рамках тематики встречи.
Предлагает детям разделиться вместе с родителями на пары, договориться, кто, что будет делать и в какой последовательности; определить необходимое пространство для предстоящей деятельности.
Помогает участникам команд в выборе материала, подходящего для изготовления поделок.
Принимают участие в обсуждении темы. Участвуют в словесных играх, слушают художественные и музыкальные произведения.
Дети с родителями осуществляют выбор материалов для
детско–родительской деятельности.
Объединяются в малые группы, договариваются с родителями о последовательности действий.
Обсуждают вместе с родителями и педагогом, какой материал для поделки понадобится.
Определяют пространство для изготовления поделок. Объединяются в малые группы, договариваются с родителями о последовательности действий.
Обсуждают вместе с родителями и педагогом какой материал для поделки понадобится.
Определяют пространство для изготовления поделок.
Содержательно-деятельностныйПродумывает возможность использования фото и видео-аппаратуры и подготавливает их.
Организует словесную игру: "Мне нравится заботиться о …».
Приглашает всех участников клуба в хоровод «Каравай» для поздравления именинников.
Предлагает изготовить поделку «Ангел» и обеспечивает детей и родителей необходимыми материалами.
Организует взаимодействие детей в процессе деятельности, побуждает их к обсуждению и принятию совместного решения.
Оказывает помощь детям в выполнении задания (советует, как целесообразнее отобрать необходимый материал, напоминает о последовательности изготовления поделки «Ангел»).
Осуществляет по ходу деятельности психологическую поддержку детям, дает оценку правильности выполнения задания.
Осуществляет фотосъемку деятельности детей.
Использует музыкальное сопровождение детской деятельности (фонограмма).
Следит за соблюдением правил безопасности при работе с ножницами. Принимают участие в словесных и подвижных играх.
Водят хоровод, поздравляют именинников. Взаимодействуют в процессе обсуждения и непосредственном изготовлении поделки. Советуются, оказывают друг другу помощь. При необходимости обращаются к педагогу или родителю за помощью.
Делятся друг с другом впечатлениями от происходящего. Включаются вместе с детьми в процесс изготовления поделки. Взаимодействуют в процессе обсуждения и непосредственном изготовлении поделки.
Делятся с детьми и друг с другом впечатлениями от происходящего, уточняют, все ли у них получилось в соответствии с замыслом или выбранным образцом.
Оценочно-рефлексивный Подводит итоги совместной деятельности, акцентируя внимание на необычности, оригинальности, красоте поделок «Ангел» каждой команды, привлекая детей к оценке деятельности.
Предлагает по окончании творческой работы детско – родительских пар предъявить ее результаты и сделать презентацию.
В заключение приглашает всех на именинное чаепитие, подчеркивает позитивные моменты, благодарит всех за участие, беседуют на интересные темы.
Прощается пожеланиями «Мира и добра вашему дому».
Вместе с родителями предъявляют результат и делают презентацию своих поделок.
Оценивают результаты деятельности других участников клуба.
Убирают вместе с родителями материал и место.
Участвуют в беседе о важности и значимости праздника День ангела - Именины в жизни православных людей.
Принимают участие в чаепитии.
Соблюдают правила поведения за столом.
Прощаются пожеланиями «Мира и добра вашему дому». Вместе с детьми предъявляют результат и делают презентацию своих поделок. Убирают вместе с детьми материал на место.
Участвуют в беседе о важности и значимости праздника День ангела - Именины в жизни православных людей.
Принимают участие в чаепитии, беседуют на интересные темы.
Договариваются о следующей встрече.
Прощаются пожеланиями «Мира и добра вашему дому».
Методы и приемы
I. В процессе предварительной работы:
1. Словесные игры: «Наши имена», игра с сердечком «Я стараюсь быть добрым и …», «Назови свое полное имя».
Словесная игра «Наши имена»
Цель: развитие активного словаря, сообразительности, формирование навыков коллективного взаимодействия, формирование представлений об именах Святых, развитие коммуникативных навыков.
Ход игры: игра проводится между командами. Членам команды дается задание назвать своё полное имя, затем назвать имя Святого, которое начинается на эту же букву. Побеждает команда, назвавшая больше имён Святых.
Словесная игра с сердечком «Я стараюсь быть добрым и …»
Цель: формирование у детей морально-нравственных ценностей и норм.
Ход: участники по очереди передают «сердечко» по кругу и заканчивают предложение. Например, добрым, внимательным, милосердным, заботливым, отзывчивым, благодарным, смелым, терпеливым и т.д.Игра «Назови свое полное имя»
Цель: способствовать развитию умения называть своё полное имя.
Ход: Воспитатель:
У меня в руках камешек.
Камешек ты передай
И скорее отвечай.
Как тебя будут называть,
Когда ты вырастешь? (передает камешек сидящему в кругу ребенку).
Дети передают друг другу камешек и говорят свое «взрослое» имя.
2. Беседа родителей с детьми. Рассказ воспитанников «Почему меня так назвали?» (рассказывают дети по беседе с родителями). Предложить детям узнать у родителей своё полное имя, в честь какого святого (или родственника и др.) они названы и день своих именин.
3. Чтение рассказа «В честь кого я назван?» [4, стр. 71]
4. Заучивание стихотворения «Ангел Хранитель» [4,стр.68], стихотворение «Добрый помощник» [4,стр.70]
5. Рассматривание изображений ангелов: рисунки, иллюстрации, скульптуры малых форм (Приложение №1);
6. Раскрашивание картинок, рисование «Ангелы» (Приложение №2);
7. Консультация - рекомендация для родителей «Как украсить дом к именинам», «Что подарить!»
Рекомендация для родителей «Как украсить дом к именинам»
День Ангела (именины) - праздник тёплый, необычный, праздник самых близких и родственных душ. В этот день накрывается праздничный стол, произносятся тосты, здравицы в честь именинника, дарятся сокровенные, желанные подарки (можно ангелочков или чашки с именем). Как лучше приготовится к именинам ребенка, как делать праздник незабываемым и любимым для вашего малыша?
Скатерть – белоснежная. Если есть возможность – накрахмаленная. Важное замечание – скатерть должна быть из ткани! (Недопустимо использовать клеенки, даже если они ажурные).
Как вариант, на «скатерть» можно «приметать» ленточку – кайму по краю. Занимает это несколько минут, а цвет уже другой. Цвет выбирайте нежного пастельного цвета.
Занавески. Если они вообще имеются в вашем доме – не поленитесь украсить и их. Сделайте красивую драпировку, повяжите бант. Это добавит торжественности.
Цветы. Только живые! Можно выбрать любимые цветы именинника, или любые «сезонные». Цветы должны быть свежими и без резкого запаха. Вазы для них можно выбрать прозрачные или полупрозрачные. Полагайтесь на свой вкус!
Статуэтки. Если есть статуэтки подходящей тематике (ангелочки всех цветов и видов) – ставим на видное место. Можно немного «пустить» их на стол, но не переборщите.
Свечи. Можно использовать любые, но в зависимости от времени суток, когда Вы намереваетесь «праздновать» - должны быть соразмерными. Маленькие, тонкие – утром. Большие, массивные, ярко-окрашенные – вечером. Пусть горят. Не стесняйтесь зажигать их при каждом приеме пищи в тот день. (Можно использовать маленькие «чайные» свечи).
Музыка. Плавная, нежная. Какая нравится. Можно найти и без слов (инструментальная) и со словами (духовная).
8. Разучивание песни «Песенка про ангелов» [4,стр.74]
9. Составление календаря, в который войдут дни именин детей;
10. Cлушание муз. произведений: «Вокализ» [5, трек 52], «Песенка про Ангелов» муз. Ю. Пастернак [5трек 85];
11. Сюжетно-ролевая игра «Именины у Кристины»;
12. Разучивание поговорок по теме.
«Без блина не масленица, без пирога не именины»,
«Сколько раз чихнёшь в свои именины, столько лет проживёшь»;
13. Ознакомление с житием Святых февральских именинников. Рассматривание ликов святых (Приложение №3). Рассказ «Житие Святого».
Макарий Великий
1 февраля церковь отмечает день памяти преподобного Макария Великого, Египетского, жившего в IV в. После кончины жены и родителей он молил Бога об опытном наставнике на пути духовной жизни. Им стал старец-пустынник, по примеру которого Макарий избрал подвижнический путь. Как и его будущий учитель Антоний Великий, Макарий испытал множество искушений от лукавого. По молитве подвижника совершались многочисленные исцеления, многих он спас в опасных обстоятельствах. Преподобный провел в пустыне 60 лет, пребывая в постоянной беседе с Господом.
Блаженная Ксения Петербуржская
Память блаженной Ксении Петербуржской, одной из наиболее почитаемых русских святых, совершается 6 февраля. Блаженная Ксения родилась в первой половине XVIII в. в Санкт-Петербурге. Муж Ксении скончался, оставив ее вдовой в двадцать шесть лет. Раздав все свое имущество, святая надела костюм покойного мужа и отзывалась только на его имя. Ее считали сумасшедшей, но это был ее крест – добровольно взятый на себя подвиг юродства. Ночи блаженная Ксения проводила в чистом поле в молитве или таская кирпичи для постройки церкви на Смоленском кладбище. За подвиги и терпение Господь сподобил ее дара прозрения сердец и будущего. Скончалась блаженная на семьдесят первом году жизни и была похоронена на Смоленском кладбище, где над ее могилой впоследствии была построена часовня.
Святитель Григорий Богослов
7 февраля – день памяти святителя Григория Богослова, архиепископа Константинопольского, жившего в Каппадокии в IV в. Святой Григорий получил блестящее образование. Вместе со своим другом, будущим святителем Василием, он пребывал некоторое время в пустыне, затем вернулся домой и принял сан пресвитера. После смерти Константинопольского патриарха по приглашению Антиохийского собора святой Григорий занял его место и возглавил борьбу с еретиками. Его многочисленные богословские труды и проповеди внесли огромный вклад в единство церкви. Окончил свою жизнь святитель в 389 г., оставив патриарший престол и вернувшись в пустыню.
Святитель Иоанн Златоуст
9 февраля – день перенесения мощей святителя Иоанна Златоуста в Константинополь из Коман, где он скончался в 407 г. по пути в ссылку, осужденный по приказу императрицы Евдоксии за обличение пороков, царивших при дворе. Перенесение мощей из Коман совершилось в 438 г.
14. Динамическая пауза.
«С неба Ангел прилетел,
И такую песню спел.
Чтоб злодеев побеждать
Мало очень  много знать.
Надо быть активным,
Смелым, добрым, сильным.
Бога в сердце носить
И душой красивым быть!»
Дети выполняют свободные движения под музыкальное сопровождение «Песенка про ангелов», муз. Ю. Пастернак [5трек №85]
15. Оформление лэтбука по теме «Именины. День ангела».
II. В процессе заседания клуба:
1. Организация ритуалов (слушание музыкальных позывных, прикрепление значков с эмблемой клуба, приветствие в кругу).
2. Рассматривание стимульного материала: иллюстраций ангелов [4,стр.67-73], поздравительных открыток «День ангела»; иллюстрации небесных покровителей февральских именинников – святой блаженной Ксении Петербургской и Макария Великого, святителей Иоана Златоуста и Григория Богослова (Приложение №1, 3);
3. Рассказ воспитателя «Небесный мир. Ангелы».
Рассказ «Небесный мир. Ангелы»
Посмотрите вокруг себя. Какой прекрасный мир окружает нас! Но, прежде чем появился весь видимый мир и человек, Бог создал невидимый мир, небесный. Слово «небо» значит духовный, невидимый, но при этом настоящий, существующий. Этот мир называется ангельским. Ангелы похожи на людей, но в отличии от нас у них есть крылья. Еще у них есть нимб. Нимб – это сияющий золотой круг над головой. Он есть у Ангелов потому, что они никогда не совершали плохих поступков. Когда ребенку при крещении дают имя, бог дает ему Ангела Хранителя. Слово «Ангел» значит «посланник» или «вестник». Ангелы приносят людям с неба весть – сообщение о том, что Бог велит человеку. Помните всегда, что вы не одиноки. Рядом с вами всегда находится ваш Ангел  Хранитель, которого даёт вам Бог при Святом Крещении. Ангел Хранитель охраняет от болезней, охраняет наши души и тела заступается за нас в течение земной жизни, молит о нас Бога. Ангел следуют за нами, помогает в жизни, во всех делах, в учёбе, помогает расти, быть здоровыми. Христиане обращаются к нему с молитвой.
4. Разучивание молитвы «СВЯТОЙ АНГЕЛ БОЖИЙ, ХРАНИТЕЛЬ МОЙ, МОЛИ БОГА О МНЕ!»
Молитва
«Святой Ангел Божий, хранитель мой, моли Бога о мне!»
5. Заполнение детского словарика: Святые, Ангел-Хранитель, именины.
6. Чтение стихотворения «Ангел» [4,стр.68] и обсуждение прочитанного
Беседа «Кто такие ангелы, почему они иногда плачут?»
– Понравились вам стихи? – Для чего человеку дан Ангел Хранитель? – Какой он: добрый или злой? - А если мы совершаем плохие поступки, как ведёт себя Ангел? (Ответы детей: - грустит, огорчается, может уйти). – Что он делает для нас? (Ответы детей: – охраняет, помогает, защищает). – Правильно. Ангел охраняет нас, защищает от зла и спасает в трудные минуты. Мы должны помнить, если мы  совершаем плохие поступки, ленимся помогать родителям, ругаемся, обижаем младших и слабых, то от этого очень горько и обидно становится и нашему Ангелу, он может обидеться и оставить нас. Кто тогда защитит нас? Мы должны просить у него прощения и чаще вспоминать о нём. - Дети, скажите, пожалуйста, как можно приблизить к себе Ангела  Хранителя? Для этого надо потрудиться – надо помириться с обиженными товарищами, попросить прощения у родителей и выполнить их просьбы и наставления, делать много хороших и добрых дел. Ведь тогда Ангел Хранитель будет радоваться о таком человеке, помогать ему в делах, защищать от всего плохого, злого.
7. Пение «Песенка про Ангелов» [4,стр.74]
8. Беседа с детьми и родителями о значении праздника День Ангела - Именины, об истории его возникновения на Руси, традициях, подарках.
Рассказ «Традиции празднования именин»
Каждый из нас при рождении получает имя. После совершения таинства Крещения святой, имя которого выбрано новорожденному, становится его Небесным покровителем. Отныне этот святой или святая становится не только молитвенником, заступником и защитником крещеного, но и примером, образцом жизни в Боге и с Богом. День памяти святого становится праздничным днем для крещеного – днем именин.
Традиция празднования именин известна на Руси с XVII века. Обычно накануне праздника семья именинника пекла именинные калачи, пироги и караваи. В день самого праздника именинник со своими родными ходил в церковь к обедне, заказывал молебен за здравие, ставил свечи и прикладывался к иконе с ликом своего небесного покровителя. Днем друзьям и родственникам разносились именинные пироги, причем часто начинка и величина пирога имела особый смысл, определяемый характером отношений именинника и его близких. Вечером устраивался праздничный ужин.
Что можно подарить такого, чтобы сделать приятное имениннику, и при этом напитать  его душу? Для этого лучше зайти в иконную лавку. Там, советуясь и осматриваясь, выбрать подарок согласно случаю, своему вкусу и достатку. Первое, что приходит на ум – это именная иконка. Но есть и другие варианты. Например, сосуды для святой воды, полочки для икон, красивые свечи разной формы. И, конечно, очень интересно имениннику будет прочитать хорошую книгу духовного содержания, посмотреть православный фильм, послушать церковную музыку…
Если же речь идет об именинах детей, то лучшим подарком будет все же икона. А еще в последние годы все чаще вспоминают один обычай, бытовавший издревле на Руси – делать для ребенка «мерную» икону. Такой замечательный подарок получается ко дню крестин!
9. Подвижная игра «Каравай». Музыкальный фон для подвижной игры «Каравай» (русская народная песня трек №86);
Цель: упражнять детей в правильном согласовании действий и текста, развивать речевую и двигательную активность. формирование у детей чувства сопричастности и позитивного психологического микроклимата группы.
Ход: Играющие становятся в круг. В середину становится водящий (именинник). Все начинают водить вокруг него хоровод и петь песенку:
«Как на Мишины именины
Испекли мы каравай
Вот такой вышины! (поднять руки, подняться на цыпочки, показать)
Вы такой нижины! (опустить руки, присесть и показать)
Вот такой ширины! (развести руки, увеличить хоровод, показать)
Вот такой ужины! (свести руки и хоровод к центру, показать)
Каравай-каравай
Кого любишь — выбирай!»
После этого водящий выбирает из круга другого игрока:
«Я люблю, конечно, всех, только «имя» — больше всех!» и танцует в кругу с ним.
Потом игра продолжается с новым водящим. Если игра начинается с настоящим именинником, то для того, чтобы игра получилась весёлой, надо постараться, чтобы в центре круга после него побывали все гости.
Проблемная ситуация «Кому нам изготавливать ангела?»
В: Ребята, мы поздравили именинников на словах, а как еще можно поздравить?
Д: Подарить подарки, подарить ангелочков ангелочков.
(дарят именинникам традиционные символические подарки – ангелочки).
В: Наших именинников мы поздравили, а у вас есть, наверное, родные с такими же именами. Как их поздравить?
Д: Нужно сделать и подарить им подарки.
11.Продуктивная деятельность детей и родителей – изготовление поделки «Ангел» (Приложение №4);
12. Выставка и презентация совместных работ.
Детский православный словарик:
А́нгел — духовное существо, сообщающее волю Бога и обладающее сверхъестественными возможностями.
Ангел-Хранитель – Ангел, приставляемый Богом к человеку при крещении для охраны и помощи в добрых делах.
Именины — день памяти святого, имя которого было дано христианину при крещении.
Свято́й— личность, особенно чтимая в различных религиях за святость, благочестие, праведность, стойкое исповедание веры, ходатайство перед Богом за людей.

Литература
1. Бахметьева, А.Н.. Жития святых для детей. [Текст] / А.Н. Бахметьева, Издательство Сретенского монастыря. Январь – июнь. – М., 1997;
2. Мой ангел: раскраски, стихи, загадки. Художники: Черепанова М, Павлова К. [Текст] / М.: Издательство «РОСМЭН», 2007;
3. Стацевич, О. Слёзы ангела: задушевное слово. [Текст] / О. Стацевич Рязань: Издательство «Зёрна», 2007;
4. Шевченко, Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 4. Чему мы радуемся? Православные праздники. Экспериментальный учебно-методический комплект для дошкольных образовательных учреждений. [Текст] / Под ред. Л.Н. Антоновой. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011. 96 с.
5. Православная культура (духовно-нравственная культура). 1год обучения. CD-диски. Музыкальное сопровождение занятий. 3 издания. / М., Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. 2003-2008
6.Мультфильмы по теме:
Архангел Михаил [Электронный ресурс] // режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=hNEdsRdDHF4
о батюшке Серафиме Саровском. [Электронный ресурс] // режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=ONBN3cmrtr8
Мультфильм про ангела. [Электронный ресурс] // режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=mE0gYU6-RXA&list=PLmBLb1TzzKSQo6e5t7IgVoNPWq6Tjuk_v&index=3
Ксения Петербуржская [Электронный ресурс] // режим доступа: https://vk.com/video-34391083_164621830