«Классный час Жить по законам добра и человечности»
«Жить по законам добра и человечности»
По рассказу Андрея Платоновича Платонова «Юшка»
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:1.ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ , УМЕЮЩЕЙ СОСТРАДАТЬ;2.ОБУЧЕНИЕ УМЕНИЮ АНАЛИЗИРОВАТЬ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ТЕКСТ;3.ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ ВЫДЕЛЯТЬ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ПОДНЯТЫЕ АВТОРОМ В ПРОИЗВЕДЕНИИ.
Верю я, придет пора,
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
Б. Пастернак
Ход урока
1.Вступительное слово учителя:
Дорогие ребята, у нас с вами сегодня очень грустный урок. Грустный потому, что мы будем говорить о том, что не все люди умеют любить, а там, где «нелюбовь», всегда грустно.Я хотела бы, чтобы вы настроились на непростой разговор, вспомнили все те рассказы, что читали в последнее время, и особенно рассказ, который читали к этому уроку – рассказ А. Платонова «Юшка».
Ребята, на уроке мы будем говорить с вами об актуальных для нынешнего времени и одновременно вечных проблемах духовности и нравственности, которые не подлежат пересмотру: о любви к ближнему, об умении сострадать обиженному судьбой, об ответственности за свои поступки. Сегодня мы войдем в художественный мир А. Платонова, анализируя его рассказ “Юшка”.
С творчеством этого замечательного русского писателя многие из вас уже знакомы (читали его сказки, смотрели мультфильмы по его сказкам, читали рассказы.) Сегодня мы знакомимся с его рассказом «Юшка» и с историей жизни самого писателя, чтобы лучше понять его авторский замысел, постичь глубину идеи рассказа.
Да, именно эти слова из Библии и являются одним из эпиграфов к нашему уроку. Вот на примере жизни героев Платонова и попытаемся доказать, что добро побеждает зло.
Дома вы прочитали рассказ «Юшка»
- Какова, на ваш взгляд, тема рассказа? (Взаимоотношения между людьми).
- А идея? (Побеждай зло добром)
Итак, все мы с вами люди, каждый из нас человек. Что по-вашему значит быть человечным?
3.Работа со словарем.
Давайте составим словарь темы, чтобы нам было легче решить поставленную цель урока.
добро зло любовь жестокость терпение насилие искренность грубость чуткость черствость
4. Работа с текстом
- Понравился ли прочитанный рассказ?
- От имени кого ведётся повествование, и какое это имеет значение?
(Повествование ведётся от имени автора. Автор невольно и целенаправленно даёт оценку героям и событиям.)- О каких произведениях напоминает начало рассказа: «Давно, в старинное время, жил у нас на улице старый, на вид человек».(Начало рассказа напоминает фольклорные произведения)- Можно ли назвать точно время, когда разворачивается действие рассказа?
(На самом деле речь идет не о древности, хотя подобная история могла случиться в любые времена. Можно понять, что действие происходит в первые десятилетия двадцатого века: девушка-сирота, которой помогал Юшка, окончила университет и работала врачом. Раньше это вряд ли могло произойти.)- Кто главный герой рассказа?
- А сейчас ребята закройте глаза и представьте себе Юшку. Постарайтесь описать его. Словесный портрет героя.
5. Работа со звукозаписью. До слов «…Вон и Юшка уже спать пошел…» 2мин 46сек.
- Какое значение имело то, что Юшка работал в кузнице, подручным помощником кузнеца?
(Кузницы всегда ставили на окраине деревни, кузнецов уважали и побаивались: они были крупными, сильными, могучими людьми, их работа была связана с огнем, с железом; в фольклоре кузнецам приписывались даже колдовские свойства. Юшка же «мал ростом и худ», к тому же болен чахоткой, поэтому выглядит стариком в свои сорок лет. Тяжелая работа в кузнице таким людям противопоказана.)- Итак, с первых строк рассказа мы знакомимся с его главным героем. Автор дает подробный литературный портрет Юшки.
- Как вы считаете, что является главным в этой подробной характеристике? Что за человек Юшка? Попробуйте охарактеризовать его, одним-единственным словом.слабый, жалкий, невзрачный, тихий, скромный, незаметный, кроткий и т.д.)
—Принято считать, что такие люди, как правило, вызывают сочувствие у тех, кто находится рядом. А как ощущает себя Юшка в окружающем его мире? Как относятся к нему дети?
(Дети, увидев тихо бредущего Юшку, бросали свои игры и с криками бежали за ним Они поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор и бросали в Юшку, толкали его и старались сделать ему больно. Дети терзали его.)—Как вы понимаете слово терзать? Попробуйте определить его значение через подбор синонимов.(Записываем в тетрадях: терзать, мучить, издеваться, истязать, изводить, тиранить.)
Почему дети, которые только начинают жить и, значит, не должны еще научиться злу и ненависти, терзают Юшку? Чего они ждут от него?
Зачитать стр.116
(Детей удивляло, что Юшка ничего не отвечал им, не обижался и даже не закрывал лица, в которое попадали камешки и земляной сор. Они не понимали, почему он не ругает их, не берет хворостину и не погонится за ними, как это делали все большие люди. Дети хотели чтобы старик рассердился на них, ответил им злом и развеселил их. Но Юшка не трогал ребятишек и молчал. И тогда они старались сделать ему больнее, толкали его и смеялись над ним».
—А как сам Юшка объясняет поведение детей? Стр.117
Юшка тоже радовался. Он знал, отчего дети смеются над ним и мучают его. Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его».
- Согласны ли вы с Юшкой? Какие чувства вызывает у вас эпизод истязания Юшки детьми?
Дети, глядя на взрослых издеваются над Юшкой.
(Ребята говорят о том, что трудно представить тихого, безответного, кроткого Юшку разгневанным или негодующим. Слово осерчал как нельзя лучше соответствует его образу.)—Что же произошло с Юшкой? Почему он осерчал, может быть, первый раз в жизни?
Юшка осознает свою ценность в этом мире («Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен...»Как относятся к Юшке взрослые, более мудрые, чем дети, люди? Чем объясняет автор их поведение?
(Дети повторяют поступки старших, которых Юшка раздражает своей непохожестью на них. Злое горе или обиду с лютой яростью переносили они на беззащитного человека. Молчание Юшки превращалось в его вину, а его кротость приводила к еще большему ожесточению. И даже Даша, жалевшая Юшку, говорила ему: «Лучше бы ты умер!»)Ребята, какие прилагательные встречаются в тексте, характеризующие Юшку?
Какое настоящее имя и отчество были у героя?
Ефим - благочестивый, благожелательный, священный.
Дмитрий - восходит к имени греческой богини плодородия Деметры. Благие зерна, взращенные на плодородной почве родительской любви, приносят щедрые плоды добра.
А почему все его звали Юшка? Какие ассоциации вызывает у вас это слово?
А у Платонова - это кровь, животворящая жидкость, значительная потеря которой грозит организму смертью. Юшка - воплощенное добро, утрата его губительна для людей.
Слово учителя:
Ф.Достоевский писал: «Человек есть тайна» - Можно ли отнести это высказывание Достоевского к Юшке?
1.Какие чувства вызвал у вас герой рассказа А.Платонова «Юшка»? (Герой рассказа честный и добрый, живет по законам Божьим).
Приготовьте выразительное чтение описания природы, подумайте над вопросами: Как этот отрывок помогает вам понять образ Юшки? Дополняет ли он то, что мы уже знаем об этом герое? (стр.119)
Юшка чувствует себя на природе гораздо лучше, чем среди людей. У него нет необходимости скрывать здесь свою «любовь к живым существам».
Какой болезнью был болен Юшка?
Как помер Юшка, давайте зачитаем по ролям стр.120
Как себя вели люди после смерти героя???
Умирает Юшка - непонятый черствыми людьми , обиженный их жестокостью, равнодушием .Хуже или лучше стало людям изменились ли они?(Люди впервые попросили у Юшки, уже мертвого прощение, без него людям стало хуже жить, потому что теперь вся злоба оставалась среди людей… )
Когда снова вспомнили про Юшку? Когда пришла в кузницу девушка.
Как узнали люди о добром деле Юшки, которое он делал всю жизнь?
(Чтение из Евангелия: “Так всякое доброе приносит и плоды добрые”).Каким чувством переполнено сердце Юшки? (ЛЮБОВЬЮ)
В Библии сказано: «Побеждай зло ДОБРОМ» Главный герой рассказа А.Платонова «Юшка» жил по законам человеческим и своим ДОБРОМ победил людское зло.
Не стало Юшки, но осталась новая жизнь. Юшка выполнил свое предназначение, и теперь мы еще лучше понимаем его слова: «Я тоже всему свету нужен». Значит, способен что-то изменить даже тихий, безответный, кроткий Юшка.
6.Вывод.
Что значит по Платонову быть человечным? (Быть добрым, уметь сострадать, не причинять людям боль, любить человека).
Друзья мои! Давайте с нынешнего дня
Начнем с себя!
Научимся людей любить,
По нравственным законам жить.
А чтобы поняли тебя –
Начни с себя!
7. Рефлексия
Давайте создадим дерево ДОБРА.
Обучающиеся по очереди вписывают на плодах дерева положительные качества человека.
Или каждому обучающемуся заранее раздаются карточки с изображением дерева, где каждый ученик отмечает человеческие качества, которые хочет в себе воспитать.
8.Тестирование
Тест по рассказу А.Платонова «Юшка». Обведи правильный ответ
Почему взрослого человека и взрослые , и дети называли по прозвищу (Юшкой)?
а) из-за пренебрежительного отношения к нему
б) относились к нему, как к ребёнку
в) не знали его настоящего имени
2. Каково авторское отношение к главному герою?
а) пренебрежительное
б) сострадательное
в) восхищённое
г) уважительное
3. Почему Юшка считал, что и дети, и взрослые его любят?
а) не допускал мысли о жестокости людей
б) был религиозным человеком
в) был глупым и ничего не понимал
4. Почему все были так жестоки с Юшкой?
а) он не мог постоять за себя
б) им было легко вымещать зло на безответном человеке
в) так они самоутверждались, ощущали себя сильными и властными
5. Почему «без Юшки жить людям стало хуже»?
а) им не на ком стало вымещать свою злобу
б) он был незаменим в кузнице
в) он был сельским праведником
6. Почему жизнь Юшки нельзя назвать бесполезной?
а) он учил людей доброте и терпимости
б) он поставил на ноги девушку-сироту
в) он помогал кузнецу
г) его приёмная дочь стала помогать больным людям
7. Почему Юшка никогда не пил чаю и не покупал себе новую одежду?
а) не имел денег б) мог обходиться без этого
в) был скупым
г) копил деньги на доброе дело