Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности Быстрее, выше, сильнее. 1-4 классы.
1. Пояснительная записка
Данная программа спортивно-оздоровительного направления кружка «Быстрее, выше, сильнее» представляет собой программу организации внеурочной деятельности младших школьников. Предусмотренные данной программой занятия проводятся в группах, состоящих из учащихся одного класса.
Программа рассчитана на 4 года обучения (общим объёмом 135 часов: 33 часа – в 1 классе, по 34 часа – во 2, 3, 4 классах).
Программа предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (1 час в неделю в каждых классах из 10 возможных часов внеурочной деятельности в неделю).
Программа предполагает возможность организовывать проведение занятий в форме внеаудиторных активных занятий.
Целью программы факультативных занятий кружка «Быстрее, выше, сильнее» является формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности, формирование умения сотрудничать в команде, развитие коммуникативной компетентности учащихся.
Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:
укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
формирование умения сотрудничать в команде, развитие коммуникативной компетентности учащихся посредством обучения различным эстафетам;
развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга.
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального образования по курсу являются:
умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
–умение доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
2. Учебно-тематический план № Название модуля,
разделы Общее
кол-во
часов Количество часов Характеристика деятельности
1
класс 2
класс 3
класс 4 класс Аудиторные Внеаудиторные Аудиторные Внеаудиторные Аудиторные Внеаудиторные Аудиторные Внеаудиторные Спортивно-оздоровительное направление:
кружок «Быстрее, выше, сильнее» 135 33 34 34 34 1. Подвижные игры 65 20 15 15 15 Осваивать универсальные умения в самостоятельной организации и проведении подвижных игр
Излагать правила и условия проведения подвижныхигрОсваивать двигательные
действия, составляющие содержание подвижных игр
Взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий вподвижных играх
Моделировать технику выполнения игровых действий взависимости от измененияусловий и двигательных задач
Принимать адекватные решения в условиях игровой деятельности
Осваивать универсальные умения управлять эмоциями в процессе учебной и игровой деятельности
2. Спортивные игры 20 5 5 5 5 Осваивать технические действия из спортивных игр
Осваивать умения выполнять универсальные физические упражнения во время спортивных игр
Соблюдать дисциплину и правила техники безопасности в условиях игровой деятельности
Развивать физические качества
3. Гимнастика с элементами акробатики 16 4 4 4 4 Осваивать универсальные умения при выполнении организующих упражнений
Осваивать технику акробатических упражнений и акробатических комбинаций
Осваивать универсальные умения по взаимодействию в парах и группах при разучивании акробатических упражнений
Проявлять качества силы, координации и выносливости при выполнении акробатических упражнений и комбинаций
Соблюдать правила техники безопасности при выполнении гимнастических упражнений прикладной направленности
4. Лёгкая атлетика 34 4 10 10 10 Осваивать технику бега различными способами
Осваивать универсальные умения по взаимодействию в парах и группах при разучивании и выполнении беговых упражнений
Проявлять качества силы, быстроты, выносливости и координации
Соблюдать правила техники безопасности при выполнении бросков различных мячей
3. Содержание программы
1 раздел «Подвижные игры» 65 часов.
1 класс
Подвижные игры – 20 часов.
Ловишка(2 ч)
Салки (2 ч)
К своим флажкам(2 ч)
Жмурки (2 ч)
Совушка(1 ч)
Воробьи и кошка(1 ч)
Успей выбежать(1 ч)
Не попадись(1 ч)
Кого позвали, тот и ловит(1 ч)
Будь ловким(2 ч)
Хитрая лиса(2 ч)
Медведи и пчелы (2 ч)
Охотники и утки(1 ч)
2 класс
Подвижные игры – 15 часов.
Колдун(2 ч)
Два медведя(2 ч)
Совушка(2 ч)
Ручеек(2 ч)
Гуси-лебеди(1 ч)
Космонавты (2 ч)
Перебежки(2 ч)
Сбей городок(2 ч)
3 класс
Подвижные игры – 15 часов.
Охотники и утки(2 ч)
Рыбаки и рыбки(2 ч)
Тише едешь- дальше будешь(2 ч)
Запрещенное движение (2 ч)
Ручеек(1 ч)
Гонка мячей(2 ч)
Подвижная цель(2 ч)
Передал – садись!(2 ч)
4 класс
Подвижные игры – 15 часов.
Поезд(2 ч)
Альпинисты(1 ч)
Копна – тропинка – кочки(2 ч)
Запрещённое движение(2 ч)
Знак качества(1 ч)
Быстрая лиса(2 ч)
День и ночь(1 ч)
Не задень(2 ч)
По местам!(1 ч)
Ручеёк(1 ч)
2 раздел
Спортивные игры – 20 часов.
1класс- 5часов
2.1 Спортивные игры с элементами футбола(2ч)
2.2. Спортивные игры с элементами баскетбола(2ч)
2.3. Пионербол (1ч)
2 класс- 5часов
2.4. Футбол (1 ч)
2.5. Пионербол (2 ч)
2.6. Баскетбол (2 ч)
3 класс-5часов
2.7. Футбол (1 ч)
2.8. Пионербол (2 ч)
2.9. Баскетбол (2 ч)
4 класс-5часов
2.10. Волейбол (2 ч)
2.11. Футбол (1 ч)
2.12. Баскетбол (2 ч)
3 раздел
Гимнастика с элементами акробатики – 16 часов.
1 класс-4часа
3.1. Гимнастические упражнения(2 ч)
3.2. Акробатические упражнения(2 ч)
2 класс-4часа
3.3. Гимнастическая комбинация(2 ч)
3.4. Акробатические упражнения(2 ч)
3 класс-4часа
3.5. Акробатические комбинации(2 ч)
3.6. Эстафеты с гимнастическими комбинациями(2 ч)
4 класс-4часа
3.7. Эстафеты с акробатическими комбинациями(4 ч)
4 раздел
Лёгкая атлетика – 34 часа.
1класс-4часа
4.1. Прыжки(2 ч)
4.2. Метание(1ч)
4.3. Эстафеты с различными видами бега(1ч)
2 класс-10часов
4.4. Бег(5 ч)
4.5. Прыжки(4ч)
4.6. Метание(1ч)
3 класс-10часов
4.7. Метание и броски(2 ч)
4.8. Эстафеты с прыжками(4 ч)
4.9. Эстафеты с различными видами бега(4 ч)
4 класс-10часов
4.10. Эстафеты с бросками мяча(2 ч)
4.11. Эстафеты с прыжками(4 ч)
4.12. Эстафеты с различными видами бега(4 ч)
4. Предполагаемые результаты реализации программы
Результаты первого уровня:приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни: приобретение знаний о здоровом образе жизни, об основных нормах гигиены, о ТБ при занятиях спортом, о способах и средствах самозащиты, о способах ориентирования на местности, элементарных правилах выживания в природе; о пространстве взаимодействия, понимание партнёра.
Результаты второго уровня: формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом: развитие ценностных отношений школьника к своему собственному здоровью и внутреннему миру, к здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре, к природе, к родному Отечеству, его истории и народу, к труду, другим людям.Результаты третьего уровня: приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: приобретение школьником опыта актуализации спортивно-оздоровительной деятельности в социальном пространстве;опыт организации досуга; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками.
5. Формы контроля
Физкультурно-массовые и спортивные мероприятия
Соревнования «Весёлые старты»
Физкультурные праздники «Мама, папа, я – спортивная семья»
Спартакиады: соревнования по спортивным играм
6. Методические рекомендации
Программа факультативных занятий спортивно-оздоровительного направления кружка «Быстрее, выше, сильне» включает в себя четыре раздела. Каждое занятие является звеном системы занятий, связанных в логическую последовательность построенных друг за другом и направленных на приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни, формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом, приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия.
Важным требованием программы является воспитание нравственных и волевых качеств учащихся: дисциплинированность, доброжелательность, честность, отзывчивость, смелость во время выполнения различных заданий.
Младший школьный возраст благоприятен для развития всех координационных и кондиционных способностей. Однако особое внимание следует уделять всестороннему развитию координационных, скоростных (реакции и частоты движений), скоростно-силовых способностей, выносливости к умеренным нагрузкам.
Для достижения оптимальной общей и моторной плотности занятия необходимо использовать нестандартное оборудование, технические средства обучения для развития физических способностей и формирования двигательных навыков.
Особенность младших школьников является их большое желание, интерес, познавательная активность, высокая эмоциональность во время занятий. Это необходимо использовать на занятиях.
7. Описание материально-технического обеспечения программы
В.И.Лях. А.А.Зданевич «Комплексная программа физического воспитания». 2008г.
В.И.Ковалько. «Подвижные и спортивные игры». 2004г.
Г.Н.Гришина «Игры для детей на все времена». 2008г.
Материально-техническое обеспечение программы
№ Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Количество
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
2. Печатные пособия
Учебные пособия: «Подвижные игры», «Спортивные игры», «Комплексная программа физического воспитания» 3 комплекта
3. Технические средства обучения
Магнитофон
Цифровая фотокамера 1 штука
1 штука
4. Экранно-звуковые пособия
Диски с аудиозаписи 2 комплекта
5. Игры и игрушки
Подвижные игры
Спортивные игры 6. Оборудование спортивного зала, спортивной площадки
Спортивный зал (оборудованный: баскетбольная и волейбольная площадки; маты, спортивные снаряды - конь, гимнастическое бревно, канат, шведская стенка, стойки для прыжков в высоту)Спортивная площадка (оборудованная: футбольное поле, баскетбольная и волейбольная площадки, беговые дорожки, место для метания)
Мячи: футбольные, баскетбольные, волейбольные, для подвижных игр и эстафет, для метания.
Скакалки
Обручи
Кегли 1штука
1штука
3 комплекта
1 комплект
1 комплект
2 комплекта
Номер урока СОДЕРЖАНИЕ (разделы, темы) Кол-во час Дата проведения Оборудование урока
по плану по факту 1 класс. Подвижные игры 20 1-2 Игра «Ловишка» 2 3-4 Игра «Салки» 2 5-6 Игра «К своим флажкам» 2 7-8 Игра «Жмурки» 2 9 Игра «Совушка» 1 10 Игра «Воробьи и кошка» 1 11 Игра «Успей выбежать» 1 12 Игра «Не попадись» 1 13 Игра «Кого позвали, тот и ловит» 1 14-15 Игра «Будь ловким» 2 16-17 Игра «Хитрая лиса» 2 18-19 Игра «Медведи и пчелы» 2 20 Игра «Охотники и утки» 1 Спортивные игры 5 21-22 Спортивные игры с элементами футбола 2 23-24 Спортивные игры с элементами баскетбола 2 25 Пионербол 1 Гимнастика с элементами акробатики 4 26-27 Гимнастические упражнения 2 28-29 Акробатические упражнения 2 Легкая атлетика 4 30-31 Прыжки 2 32 Метание 1 33 Эстафеты с различными видами бега 1 Итого: 33 Номер урока СОДЕРЖАНИЕ (разделы, темы) Кол-во час Дата проведения Оборудование урока
по плану по факту 2 класс. Подвижные игры 15 1-2 Игра «Колдун» 2 3-4 Игра «Два медведя» 2 5-6 Игра «Совушка» 2 7-8 Игра «Ручеек» 2 9 Игра «Гуси - Лебеди» 1 10-11 Игра «Космонавты» 2 12-13 Игра «Перебежки» 2 14-15 Игра «Сбей городок» 2 Спортивные игры 5 16-17 Футбол 2 18-19 Баскетбол 2 20 Пионербол 1 Гимнастика с элементами акробатики 4 21-22 Гимнастические упражнения 2 23-24 Акробатические упражнения 2 Легкая атлетика 10 Бег 3 25 Беговая подготовка 1 26 Упражнения для укрепления мышц стопы 1 27 Равномерный бег 1 Прыжки 4 28-29 Прыжки в длину 2 30-31 Прыжки в высоту 2 32 Метание мяча 1 33-34 Эстафеты с различными видами бега 2 Итого: 34 №
п/пСодержание
(разделы, темы) Количество часов Оборудование урока
план. факт. 3 класс . Подвижные игры (15 ч.)
1 - 2. Игра «Охотники и утки» 2 3 - 4. Игра «Рыбаки и рыбки» 2 5 - 6. Игра «Тише едешь - дальше будешь» 2 7 - 8. Игра «Запрещенное движение» 2 9. Игра «Ручеек» 1 10-11 Игра «Гонка мячей» 2 12-13 Игра «Подвижная цель» 2 14-15 Игра «Передал- садись!» 2 Спортивные игры (5ч.)
16 Футбол 1 17-18 Пионербол 2 19-20 Баскетбол 2 Гимнастика с элементами акробатики(4ч.) 21-22 Акробатическая комбинация 2 23-24 Эстафеты с гимнастическими комбинациями 2 Легкая атлетика (10ч.)
25 Метание мяча 1 26 Броски мяча в цель 1 27-28 Эстафеты с элементами прыжков в длину. 2 29-30 Эстафеты с элементами прыжков в высоту. 2 31 Эстафеты с бегом до 10м. 1 32 Эстафеты с бегом до 20м. 1 33-34 Круговая эстафета 2 Итого 34 №
п/пСодержание
(разделы, темы) Количество часов Оборудование урока
план. факт. 4 класс . Подвижные игры (15 ч.)
1 - 2. Игра «Поезд» 2 3 . Игра «Альпинисты» 1 4-5. Игра «Копна-тропинка-кочка» 2 6-7. Игра «Запрещенное движение» 2 8. Игра «Знак качества» 1 9-10. Игра «Быстрая лиса» 2 11. Игра «День и ночь» 1 12-13. Игра «Не задень» 2 14. Игра «По местам». 1 15. Игра «Ручеек». 1 Спортивные игры (5ч.)
16. Футбол 1 17-18. Волейбол 2 19-20. Баскетбол 2 Гимнастика с элементами акробатики(4ч.) 21-22. Эстафеты с акробатическими комбинациями. 2 23-24. Эстафеты с акробатическими комбинациями. 2 Легкая атлетика (10ч.)
25. Эстафеты с метанием мяча. 1 26. Эстафеты с бросками мяча в цель. 1 27-28. Эстафеты с элементами прыжков в длину. 2 29-30. Эстафеты с элементами прыжков в высоту. 2 31. Эстафеты с бегом до 10м. 1 32. Эстафеты с бегом до 20м. 1 33-34. Круговая эстафета 2 Итого 34