Урок обобщения и систематизации знаний, умений навыков. Характеристики электрического тока (I, U, R), закон Ома.
Урок обобщения и систематизации знаний, умений навыков.
Характеристики электрического тока (I, U, R), закон Ома.
Цель: Обобщить и систематизировать знания о физических величинах I, U, R. Закрепить умения, применять теоретические знания для решения качественных и количественных задач.
План: I. Сообщение темы и цели урока (организационный момент)
II. Проверка знаний:
Разминка (повторение терминологии с помощью решения кроссворда).
Физический диктант (проверка знаний основных формул для расчета I, U, R, закона Ома).
Обобщение материала с помощью фронтального опроса учащихся. Создание обобщающей схемы.
Групповая работа по составлению плана рассказа о физических величинах I, U, R.
Фронтальный устный опрос во время работы групп (использование карточек, физических приборов, графопроектора).
Систематизация знаний о физических величинах I, U, R с помощью ответов групп по плану рассказа.
III. Проверка умений.
Применять теоретические знания с помощью решения качественных задач.
Применять теоретические знания с помощью решения количественных задач.
IV. Подведение итогов. Инструкция по домашнему заданию.
II. Проверка знаний
1. Разминка (повторение терминологии).
Э
Л
Е
К
Т
Р
О
Н
К
У
Л
О
Н
Н
А
П
Р
Я
Ж
Е
Н
И
Е
Д
И
Э
Л
Е
К
Т
Р
И
К
В
О
Л
Ь
Т
С
О
П
Р
О
Т
И
В
Л
Е
Н
И
Е
Е
Д
И
Н
И
Ц
А
И
С
Т
О
Ч
Н
И
К
А
М
П
Е
Р
Р
Е
З
И
С
Т
О
Р
Т
О
К
П
Р
О
В
О
Д
Н
И
К
О
М
Вопросы:
Частица, имеющая наименьший электрический заряд.
Единица измерения электрического заряда.
Физическая величина, характеризующая электрическое поле и равная отношению работы по перемещению заряда к величине этого заряда.
Вещество, не проводящее электрический ток.
Единица измерения напряжения.
Физическая величина, зависящая от внутренних свойств проводника: его размеров и вида материала.
Мера любой физической величины.
Основной элемент электрической цепи.
Французский ученый, в честь которого названа единица измерения – I.
Проводник с сопротивлением (резистор).
Направление движения заряженных частиц.
Вещество, проводящее электрический ток.
Единица измерения электрического сопротивления проводника.
2. Физический диктант (проверка знаний основных формул для расчета I, U, R, закона Ома)
Вопросы:
Записать определительную формулу силы тока.
Записать определительную формулу напряжения.
Записать формулу, позволяющую рассчитать сопротивление проводника.
Записать закон Ома для участка цепи.
Выразить напряжение из закона Ома.
Выразить сопротивление из закона Ома.
Найти площадь сечения проводника через электрическое сопротивление.
Найти электрический заряд, проходящий по проводнику, через силу тока.
0 ошибок – оценка «5».
1,2 – ошибки – оценка «4».
3,4 ошибки – оценка «3».
3. Обобщение материала с помощью фронтального опроса учащихся. Создание обобщающей схемы.
Сегодня мы с вами повторяем тему «Характеристики электрического тока. Закон Ома». Давайте вспомним основные понятия темы.
Вопрос: Что такое электрический ток?
Ответ: Направленное движение заряженных частиц.
Вопрос: Каковы основные условия существования электрического тока?
Ответ: 1. Наличие свободных зарядов.
2. Электрическое поле, с силой действующее на заряды.
Вопрос: Какова основная характеристика электрического тока?
Ответ: Сила тока.
Вопрос: Какова основная характеристика электрического поля?
Ответ: Напряжение.
Вопрос: Каким законом связаны между собой эти физические величины?
Ответ: Законом Ома для участка цепи.
Вопрос: В чем состоит этот закон?
Ответ: Сила тока на участке цепи прямопропорциональна напряжению этого участка и обратнопропорциональна сопротивлению.
Вопрос: Какая физическая величина является коэффициентом пропорциональности в законе Ома?
Ответ: Электрическое сопротивление.
Эту взаимосвязь выражает обобщающая таблица (повестить на доску обобщающую таблицу).
Электрический ток
Условия существования электрического тока
Наличие свободных электронов
Электрическое поле
I – сила тока
U – напряжение
[I] – A
[U] - B
Закон Ома для участка цепи
U 1
I = ____ I ( U I ( ______
R R
4. Групповая работа по составлению плана рассказа о физических величинах I, U, R (систематизация изучаемого материала).
Давайте составим по плану рассказы о физических величинах I, U, R.
По их составлению будут работать три группы по четыре человека (пятая и шестая парты в каждом ряду). Каждой группе предлагается план рассказа о физической величине и лепестки ромашки, на которых написаны ответы по каждому пункту в нескольких вариантах.
Задача групп: выбрать нужные ответы, расположить их в определенной последовательности и укрепить на доске так, чтобы получилась ромашка, а так же прокомментировать свой ответ.
Время работы – 7 минут.
(Каждому учащемуся раздается план рассказа о физической величине).
5. Фронтальный устный опрос во время работы групп.
Вопросы:
Назовите основные части электрической цепи.
Назовите основные действия электрического тока.
Назовите некоторые элементы электрической цепи по условным обозначениям (показывать карточки с их изображением).
Каким физическим прибором измеряют силу тока? Где он расположен на столе (выбрать)?
Как амперметр включают в цепь?
Каким физическим прибором измеряют напряжение? ? Где он расположен на столе (выбрать)?
Как вольтметр включают в цепь?
Определите цену деления амперметра и вольтметра (показать шкалы от физических приборов).
В каких схемах допущены ошибки и как их исправить (карточки с помощью графопроектора)?
6. Систематизация знаний о физических величинах I, U, R с помощью групп по плану рассказа.
Давайте послушаем рассказы о физических величинах: силе тока, напряжении и сопротивлении по плану рассказа, который ребята приготовили в группах на доске в виде ромашек.
1 «Ромашка»
13 EMBED Designer.Drawing.8 1415
2 «Ромашка»
13 EMBED Designer.Drawing.8 1415
3 «Ромашка»
13 EMBED Designer.Drawing.8 1415
III. Проверка умений.
1. Применять теоретические знания с помощью решения качественных задач.
Задание: 1. Начертите схему электрической цепи, состоящей из батареи гальванических элементов, ключа, соединительных проводов, нагревательного элемента и электрической лампы (1 человек).
2. Включите в эту схему измерительные приборы: амперметр для измерения силы тока, вольтметр для измерения напряжения на нагревательном элементе (1 человек).
3. Показать направление тока в цепи, полярность источника и измерительных приборов (1 человек).
13 EMBED Designer.Drawing.8 1415
2. Применять теоретические знания с помощью решения количественных задач.
Определить напряжение на концах стального проводника длиной 140 сантиметров и площадью поперечного сечения 0,2 мм2, в котором сила тока 250 мА ((ст=0,15 Ом*мм2/м).
При напряжении 0,2 В сила тока в цепи равна 50 мА. Какая сила тока будет в цепи, если напряжение увеличить до 0,5 В?
В спирали нагревателя, изготовленного из никелиновой проволоки, площадью поперечного сечения 0,1 мм2 при напряжении 220 В сила тока равна 4 А. Какова длина проволоки, составляющей спираль?
Определите массу железной проволоки площадью поперечного сечения 2мм2, взятой для изготовления реостата сопротивлением 6 Ом (плотность железа ((ж=7800 кг/м3).
Какой величины заряд пройдет через катушку гальванометра, включенного в цепь на 2 минуты, если сила тока в цепи 12 мА?
13PAGE 15
Стр. 13PAGE 14215
Лицей №1, учитель физики И.И.Бабчик