Программа по внеурочной деятельности по курсу физической культуры «Быстрее, выше, сильнее…»


Программа по внеурочной деятельности
по курсу физической культуры
«Быстрее, выше, сильнее…» в начальной школе
Составитель: Пастух Т.Н.,
учитель физической культуры
МБОУ СОШ № 49
Новокузнецк, 2015
Пояснительная записка
Общие цели основного общего образования с учётом
специфики курса «Быстрее, выше, сильнее…»

Курс физической культуры «Быстрее, выше, сильнее…» в начальной школе восполняет недостаток движения, а также помогает предупредить умственное переутомление. Повышает работоспособность детей во время учёбы, формирует сохранение и укрепление здоровья младших школьников.
Курс физической культуры «Быстрее, выше, сильнее…» увлекателен и разнообразен по содержанию, вызывает активную работу мысли, способствует расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития. Игровой подход признан ведущей деятельностью младшего школьника. Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т. е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. Спортивные игры вырабатывают у детей характер, упорство, здоровое желание быть лучше других, развивают лидерские качества. Групповые игры учат сплоченности, товариществу, взаимовыручке. Игровой процесс, включает в себя и постоянное общение со сверстниками, а значит, создаются благоприятные условия для успешной социальной адаптации формирующейся личности в будущем.
Изучение физической культуры в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- содействие всестороннему развитию личности, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
- формирование гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
- развитие навыков самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья.
- обучение способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
Общая характеристика курса «Быстрее, выше, сильнее…»
Программа «Быстрее, выше, сильнее…» ориентирована на сохранение и укрепление здоровья младших школьников, в мотивации на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
При создании программы «Быстрее, выше, сильнее…» опирались на программу: А.П.Матвеев «Физическая культура 1-4 класс» М. «Просвещение»2012г.
Новизна программы заключается в том, что она создана на основе курса обучения игре в баскетбол. Технические приемы, тактические действия и собственно игра в баскетбол таят в себе большие возможности для формирования двигательных навыков и развития физических способностей детей. Исследователи игровой деятельности игровой деятельности подчеркивают ее уникальные возможности не только для физического, но и нравственного воспитания детей, особенно для развития познавательных интересов, выработки воли и характера, формирования умения ориентироваться в окружающей действительности, воспитания чувства коллективизма. Игровой процесс обеспечивает развитие образовательного потенциала личности, ее индивидуальности, творческого отношения деятельности
Цель программы: сохранение и укрепление здоровья учеников начальной школы в процессе образовательной деятельности.
Задачи программы:
укрепления здоровья, физическое развитие и повышение работоспособности учащихся;
воспитание у школьников высоких нравственных качеств, формирование понятия о том, что забота о своем здоровье является не только делом, воспитание потребности в систематических и самостоятельных занятиях физическими упражнениями;
приобретение знаний в области гигиены и медицины, необходимых понятий и теоретических сведений по физической культуре и спорту;
развитие основных двигательных качеств.
Процесс формирования знаний, умений и навыков неразрывно связан с задачей развития умственных и физических способностей учащихся. Поэтому задача развития этих способностей считается такой же важной, как и задача обучения.
Программа обучения направлена на:
реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса.
Реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному» ориентирующих выбор планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Материал программы дается в трех разделах: основы знания, общая физическая подготовка, специальная подготовка.
В разделе «Основы знаний» представлен материал, способствующий расширению знаний учащихся о собственном организме, о гигиенических требованиях об избранном виде спорта, о возможностях человека, его культуре и ценностных ориентациях.
В разделе «Общая физическая подготовка» даны упражнения, строевые команды и другие необходимые двигательные действия, которые способствуют формированию общей культуры движений, развивают определенные двигательные качества. В зависимости от возраста учащихся этот раздел неодинаково предоставлен в программе. Так, в 1-2 классах на этот раздел следует отводить до 70% времени занятий, но уже в 3-4 классах только 60%. Постепенно, по мере овладения учащимся школой движения и формирования определенных навыков и умений, доля общеобразовательных упражнений должна снижаться. В тоже время возрастет доля специальных упражнений.
В разделе «Специальная подготовка» представлен материал по баскетболу, способствующий обучению школьников техническим и тактическим приемам.
Преподаватель успешно может обучать основам техники и тактики, применяя различные методические приемы и рациональные способы организации упражнений. При этом необходимо решить две задачи: повысить качество обучения и достичь оптимальной физической нагрузки на занятии. Одним из таких приемов обучения является выделение и разучивание основы технического приема или тактического действия. Этой основой может быть часть приема из его двигательного состава, а также одна из его биомеханических характеристик. На следующих этапах можно разучивать согласование отдельных частей движения и т. д. В тактических действиях в качестве основы могут выделятся приемы, действия, которые определяют успешность всего тактического действия. Выделяемые в качестве основы части приема, характеристики или приемы в тактических действиях можно объединить понятием «базовый элемент».
Формы организации занятий
К формам организации занятий по физической культуре в начальной школе относятся разнообразные уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия, в режиме учебного дня и самостоятельные занятия физическими упражнениями.
Для более качественного освоения предметного содержания настоящей программы рекомендуется занятия физической культуры подразделять на три типа:
с образовательно-познавательной,
образовательно-предметной
образовательно-тренировочной направленностью.
На занятиях с образовательно-познавательной направленностью учащихся знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий с использованием ранее изученного материала. При освоении знаний и способов деятельности целесообразно использовать учебники по физической культуре, особенно те их разделы, которые касаются особенностей выполнения самостоятельных заданий или самостоятельного закрепления разучиваемых физических упражнений.
Занятия с образовательно-предметной направленностью используются в основном для обучения практическому материалу разделов гимнастики, легкой атлетики, подвижных игр, лыжных гонок и плавания. На этих уроках учащиеся также осваивают новые знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, название упражнений или описание техники их выполнения и т. п.).
Занятия с образовательно-тренировочной направленностью преимущественно используются для развития физических качеств и решения соответствующих задач в рамках относительно жесткой регламентации динамики физической нагрузки от начала урока до окончания его основной части. Помимо целенаправленного развития физических качеств, на уроках с образовательно-тренировочной направленностью необходимо формировать у школьников представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма. Также на этих уроках обучают способам регулирования физической нагрузки и способам контроля над ее величиной (в начальной школе по показателям частоты сердечных сокращений).
В целом каждый из этих типов уроков физической культуры носит образовательную направленность и по возможности включает школьников в выполнение самостоятельных заданий. Приобретаемые таким образом знания, умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных занятий физическими упражнениями: утренней зарядке и гигиенической гимнастике до уроков, физкультминутках - и подвижных играх на переменах и во время прогулок, дополнительных занятиях. При этом, развивая самостоятельность, необходимо ориентировать учащихся на использование учебного материала, не только освоенного ими на уроках физической культуры или на уроках по другим учебным предметам, но и изложенного в учебниках по физической культуре.
Путем повышения самостоятельности и познавательной активности учащихся достигается усиление направленности педагогического процесса на формирование интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями, приучение к систематической заботе о своем теле и здоровье.
Описание места курса «Быстрее, выше, сильнее…»
Программа внеурочной деятельности «Быстрее, выше, сильнее» изучается с 1-го по 4-й класс по два часа в неделю, 66 часов в год. Общий объем учебного времени составляет 264 часа. В каждом классе выделяется время для совместной работы учеников с родителями (проекты, соревнования, конкурсы).
Учебный план
Год обучения Количество часов в год Количество часов в год
на теорию на практику
1 66 2 64
2 66 2 64
3 662 64
4 662 64
Результаты освоения курса «Быстрее, выше, сильнее…»
По окончании изучения курса «Физическая культура» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты: включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки и отражают:
– формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского общества;
– формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
– формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
Метапредметные результаты:включают освоенные школьниками универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями составляющими основу умения учиться.
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные УУД
Ценностно-смысловая ориентация учащихся,
Действие смыслообразования,
Нравственно-этическое оценивание
Коммуникативные УУД
Умение выражать свои мысли,
Разрешение конфликтов, постановка вопросов.
Управление поведением партнера: контроль, коррекция.
Планирование сотрудничества с учителем и сверстниками.
Построение высказываний в соответствии с условиями коммутации.
Регулятивные УУД
Целеполагание,
волевая саморегуляция,
коррекция,
оценка качества и уровня усвоения.
Контроль в форме сличения с эталоном.
Планирование промежуточных целей с учетом результата.
Познавательные универсальные действия:
Общеучебные:
Умение структурировать знания,
Выделение и формулирование учебной цели.
Поиск и выделение необходимой информации
Анализ объектов;
Синтез, как составление целого из частей
Классификация объектов.
межпредметные понятия отражают:
– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
– определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
– готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
– овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты: включают освоенный школьниками в процессе изучения данного предмета опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию, применению и отражают:
– формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
– овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
– формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (длины и массы тела и др.), показателями основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости)
– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
– выполнение простейших акробатических и гимнастических комбинаций на высоком качественном уровне, характеристика признаков техничного исполнения;
– выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности.
Содержание курса «Быстрее, выше, сильнее…»
1 КЛАСС
I. ОСНОВЫ ЗНАНИЙ
Чем мы занимаемся на уроках Физической культуры? Основные части тела. Положительные и отрицательные качества характера. И в чем различие между болезнью и здоровым состоянием? Что влияет на наше состояние и здоровье? Основные линии спортивного зала.
II.ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Основная стойка, построение в колонну и в шеренгу по одному самостоятельно и по сигналу учителя на время (игра). Размыкание в колоне и в шеренге на вытянутые руки. Упражнения для формирования правильной осанки, основные исходные положения для рук и ног. Упражнения без предметов.
Ходьба по кругу, в колонне, на носках, пятках, в полу-приседе.
Бег в удобном, спокойном темпе 3-5 мин.
Прыжки на двух и одной ноге на месте, с продвижением, в длину с места, с высоты 30см.
Метание малого мяча в цель и на дальность.
Лазание по гимнастической стенке, скамейке, в упоре стоя на коленях, перелезание через скамейку, подлезание под гимнастического козла, коня.
Группировки, перекаты в группировке.
Ступающий и скользящий шаг на лыжах без палок. Поворот переступанием на месте. Подъемы ступающим шагом и спуски в высокой стойке.
III.СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
Броски, ловля мячей, передача партнеру. Остановка в движении по звуковому сигналу. Подвижные игры и различные упражнения, развивающие двигательные качества и совершенствующие владение ловлей и передачей мяча.
2 КЛАСС
I.ОСНОВЫ ЗНАНИЙ
Слух и зрение, их значение для человека. Эмоции (приятные и неприятные, их отличия).
Как сохранить свое здоровье? Значение утренней гимнастики. Отношение к закаливающим факторам (водным процедурам, воздушным и солнечным ваннам).
Почему люди должны быть внимательными друг к другу и помогать в любом деле своим друзьям?
II.ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Размыкание и смыкание приставными шагами. Перестроение из одной шеренги в две. Общее развивающие упражнения с предметами и без предметов.
Ходьба в приседе, спортивным шагом, быстрым широким шагом.
Бег с изменением направления и скорости передвижения. Высокий старт и бег со старта по команде, бег с преодолением препятствий. Челночный бег 3 по 10м, бег до 6-8 мин.
Прыжки с поворотом на 90, 180, высокодальние прыжки, прыжки с места, со скакалкой, с высоты до 40см, напрыгивание на гимнастическую скамейку.
Метание малого мяча на дальность и в цель. Метание на дальность отскока от стены, щита.
Лазание по гимнастической стенке. Кувырки, перекаты, стойка на лопатках, сочетание элементов. Вис стоя, лежа. Упор стоя и лежа.
Скользящий шаг с палками на лыжах. Подъем на небольшие склоны и спуск в основной стойке. Передвижение на лыжах до 2-2,5 км.
III.СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
Различные игры и игровые упражнения с малыми и большими (резиновыми) мячами. Стойка игрока. Передвижение игрока в стойке. Остановка по звуковому сигналу (свистку). Различные комплексы упражнений с малыми и большими мячами.
3 КЛАСС
I.ОСНОВЫ ЗНАНИЙ
Что общее для всех живых существ? Органы чувств: как они связаны между собой, как они обогащают нашу жизнь? Взаимодействие людей: как человек может помочь или навредить другому? Товарищ и друг. В чем сила командной игры.
Что такое безопасность, правила безопасности (дома, в школе, в игре)?
Что такое индивидуальные потребности в упражнениях, расслабление и отдых. Личная подготовленность и хорошая осанка.
II.ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Умение выполнять команды в движении: «Шире шаг!», «Чаще шаг!», «Реже!». Различные построения и перестроения. Общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов.
Бег с высокого старта на 30м , 40м. Бег до 10-12мин (2-2,5 км), челночный бег 3 по 10 м. Эстафеты.
Прыжки с ноги на ногу, со скакалкой 3-4 раза по20-30сек (на двух ногах). В длину с места и высоту с разбега.
Бросок набивного мяча из различных исходных положений (вес 1кг), метание малого мяча на дальность.
Лазание по канату, подтягивание в висе.
Кувырки вперед- два подряд, стойка на лопатках, из положения лежа — мост.
Подъем «лесенкой», спуск со склона в низкой стойке. Поворот переступанием на выкате со склона. Одноопорное скольжение.
III. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
Передвижение в стойке, остановка прыжком. Ловля и передача мяча двумя руками от груди, стоя на месте. Ведение правой и левой рукой по прямой. Бросок мяча двумя руками от груди с места с отражением от щита.
4 КЛАСС
I.ОСНОВЫ ЗНАНИЙ
Физические упражнения -путь к здоровью, работоспособности и долголетию. Взаимосвязь между физическим и эмоцианальным состоянием и духовным развитием. Гигиенические правила: как их соблюдения способствует укреплению здоровья?
Доброта и сердечное отношение к друзьям и родным — залог успеха и здоровья.
Что запрещено при передвижении баскетболиста? Мини — баскетбол (правила).
II. ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Строевые команды. Перестроение из одной шеренги в три уступами, из колонны по одному в колонну по три и четыре в движении с поворотом.
Общеразвивающие упражнения с использованем различных предметов. Самостоятельное выполнение общеразвивающих упражнений по индивидуальным комплексам.
Прыжки с поворотом на 180, 360 ; через короткую скакалку 3 -4 раза по 30-40 сек без перерыва. Опорные прыжки. Прыжок в длину с места и в высоту с прямого разбега.
Лазание по канату. Вис на согнутых руках, согнув ноги.
Бег 30м и 60м с высокого старта; бег до 3 км.
Метание малого мяча на дальность.
Переменный двухшажный ход. Торможение «плугом» и «упором». Подъем «елочкой», повторное прохождение отрезков 200-300м, прохождение 3,5 — 4км в спокойном темпе.
III. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
Передвижение бегом. Остановка прыжком и упражнения для совершенствования. Приставные шаги.
Ловля и передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении. Ведение мяча правой и левой рукой по прямой. Бросок мяча двумя руками от груди с отражением от щита после ведения и остановки. Сочетание приемов технике. Подвижные игры с элементами баскетбола.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Для правильного и целенаправленного обучения школьников технике игры в баскетбол приводим последовательность обучения основным техническим приемам. Преподаватель в соответствии с программным материалом сам сможет подобрать упражнения-задания с учетом предложенной последовательности.
1-2 классы
Приступать к обучению некоторым техническим приемам можно начиная с первого класса. Правда, в этом классе нет еще сложных приемов, но научить детей реагировать на мяч и выполнять некоторые команды учитель уже может. Так при прохождении раздела программы «Элементы строя и строевые упражнения» следует познакомить учащихся с разметкой баскетбольной площадки, давая задания «Ходьба по указанным линиям».
Для гармоничного развития необходимо выполнять упражнения как правой, так и левой рукой, прыгать на правой и левой ноге и т. д., поднимать разноименную руку вверх, контролируя правильность выполнения.
При метаниях малых мячей, на дальность или в цель (щит) чередовать броски правой и левой рукой или задавать одинаковое количество бросков для каждой руки. При выполнении упражнения необходимо выставить вперед разноименную ногу, на которую перенести вес тела в момент окончания броска.
Стойка игрока. Стойка должна обеспечить передвижение игрока в любую сторону, вперед или назад. Стартовать в любом направлении игрок может, если он находится на полусогнутых ногах и сохраняет равновесие. Базовым элементом является положение : ноги полусогнуты, руки перед грудью.
Построение в две шеренги. Присесть, выпрыгнуть, приземлиться на полусогнутые ноги. Ноги врозь, одна несколько выставлена вперед.
В шеренгах поочередно присесть, выпрыгнуть, приземлиться в стойку. Сразу после приземления стартовать на противоположную боковую линию площадки.
В шеренгах поочередно присесть, выпрыгнуть, приземлиться на полусогнутые ноги с касанием руками пола, как на старте. Сразу после приземления стартовать на противоположную сторону площадки, активно работая руками.
Подвижные игры: «Воробьи и вороны», «День и ночь», «Салки маршем» и др.
Передвижения. Из многообразных способов и передвижений в начале разучивается бег вперед, по прямой и по дугам. Затем разучивается бег с изменением скорости, направления. После этого бег боком, спиной и их разновидности. Базовым элементом является положение на полусогнутых ногах и равновесие, которое обеспечивается за счет полусогнутых ног и рук перед грудью.
Построение в 4-6 колонн. Бег по длине зала на полусогнутых ногах со скользящим касанием одной, затем двумя руками поперечных линий разметки волейбольных и баскетбольных площадок.
Встречные эстафеты с касанием предметов и линий на полу.
Построение в три встречные напротив кругов баскетбольной разметки, на боковых линиях. Обегание кругов с перебеганием на противоположную сторону зала во встречную колонну. Бег выполнять укороченными шагами, наклоняясь к центру круга. Одновременно стартуют 1-2 игрока из каждой встречной колонны, так что круг одновременно обегают 2-4 игрока.
Обегание кругов с касанием кругов линии круга. Касание выполнять ближней к центру.
Для проведения упражнений и игр с мячом надо стараться использовать большие резиновые мячи красиво и ярко окрашенные. Учитывая особенности учащихся 7-9 лет, подвижные игры и упражнения с мячом технического характера проводить с более легкими мячами, а мячи потяжелее использовать в общеразвивающих упражнениях.
3-4 классы
Основной задачей обучения баскетболу в 3-4 классах является изучение основ техники игры и закрепления их в подвижных играх и специальных упражнениях.
Применяются различные виды ходьбы в положении приседа, на всей ступне, на носках и боковых сводах стопы. Прыжки толчком двух ног (в приседе и полу-приседе), меняя направления движения (прямо, назад, влево, вправо), чередуя их обыкновенной медленной ходьбой.
Бег применять из различных исходных положений: из положения сидя, лежа, стоя на коленях и т. д., чередуя медленный бег с ускорением и остановками (по сигналу) в положении широкого шага, без отрыва сзади стоящей ноги.
Остановками в движении должны предшествовать упражнения, укрепляющие голеностопные и коленные суставы.
Общеразвивающие упражнения с мячом можно выполнять с более тяжелыми мячами (Баскетбольными или набивными весом 1кг).
При выполнении упражнений для рук следует давать дополнительные задания: сжимание и разжимание пальцев рук на каждый счет.
Прыжки толчком одной ноги и метания одной рукой должны одинаково развивать мышцы ног и рук, вырабатывая правильную координацию.
Доставание предмета рукой после толчка одной ногой выполнять обязательно разноименной рукой, каждый раз меняя толчковую ногу.
Подвижные игры . «Круговая охота», «Ловля парами», «Борьба за мяч», «Капитаны», « Защита стойки», «Салки спиной к щиту», «Рывок за мячом», «Гонка мячей по кругу», «Не давай мяч водящему», «Наперегонки с мячом», «Эстафета с ведением мяча и броском в корзину», «Наседка и ястребы».
Тематическое планирование.
1класс
Номер урока
Дата проведения Тема урока Примечания
1 Л/а. Техника безопасности. Стартовые упражнения, высокий старт. 2 Высокий старт, челночный бег 3 Высокий старт, бег 30м 4 Прыжки в длину с места 5 Метание мяча на дальность 6 Прыжки в длину с места на результат 7 Подвижные игры с мячом 8 Подвижная игра «Борьба за мяч» 9 Разучивание подвижных игр 10 Эстафеты «Веселые старты» 11 Игра-соревнование «Кто дальше?» 12 Игра: «Меткий стрелок». Метание мяча в вертикальную цель 13 Подвижные игры. Передача мяча двумя руками от груди. 14 Передача мяча снизу двумя руками. Игра «Кто быстрее?» 15 Игры и эстафеты 16 Подвижные игры с применением бега 17 Подвижные игры с применением ловкости 18 Подвижные игры с применением бега и ловкости 19 Гимнастика. Инструктаж по т/б. Игра «Самый быстрый» 20 Подвижные игры «Зимние забавы» 21 Строевые упражнения. Игры на внимание. 22 Игра «Кошки, мышки». Упражнения в равновесии 23 Игра «Снайпер». Ходьба по гимнастической скамейке 24 Ходьба по рейке гимнастической скамейке. Подвижные игры с мячом. 25 Игра «День, ночь». Повороты на 90 градусов. Перешагивание через мячи. 26 Лазания и перелазания. Игры с элементами акробатики. 27 Игра «Снежный ком». Лазания и перелазания28 Полоса препятствий 29 Подвижные игры с применением ловкости 30 Игра «Самый ловкий». Подтягивание 31 Подвижные игры с применением бега и ловкости 32 Строевые упражнения. Игры на внимание. 33 Подвижные игры на улице. Повороты переступанием. 34 Игра «Снайпер». Подъем туловища. 35 Игра «День, ночь». Броски и ловля мяча 36 Броски и ловля мяча 37 Передача мяча двумя руками от груди 38 Ведение мяча на месте и в шаге 39 Подвижные игры с применением бега 40 Прыжки в длину с места 41 Подвижные игры с применением бега 42 Игры и эстафеты 43 Разучивание подвижных игр на прогулке 44 Подвижные игры с применением бега и ловкости 45 Эстафеты «Веселые старты» 46 Игра «День, ночь». Ведение мяча на месте 47 Игра «Снежный ком». Броски и ловля мяча 48 Подвижные игры на прогулке 49 Игра «Самый ловкий». Подтягивание 50 Игры и эстафеты 51 Инструктаж по т/б. Ведение мяча на месте и в движении 52 Ведение мяча на месте и в движении 53 Подвижные игры с применением ловкости 54 Игры с прыжками и использованием скакалки 55 Метание малого мяча 56 Метание в горизонтальную и вертикальную цель 57 Бросок наивного мяча двумя руками от груди 58 Игра «Кто быстрее?». Челночный бег. 59 Эстафеты «Веселые старты» 60 Игра «Снайпер». Старт в беге. 61 Бег на скорость 62 Соревнования на короткие дистанции 63 Подвижные игры с применением бега 64 Игра «Самый ловкий». Челночный бег 65 Метание малого мяча 66 Подвижные игры с применением бега и ловкости 2 класс
№ п/пНаименование разделов и дисциплин Всего, час. Теоретические занятия
Деловые
игры Выездные и практические Форма контроля
1. Введение «Вот мы и в школе» 2 2 1.1 Что мы знаем о ЗОЖ 2 2 2. Питание и здоровье 4 2 2 2.1 Правильное питание-залог здоровья. Меню из трёх блюд на всю жизнь. 2 2 2.2 Светофор здорового питания 2 2 Викторина
3. Моё здоровье в моих руках 14 4 10 3.1 Сон и его значение для здоровья человека 2 2 3.2 Закаливание в домашних условиях (тренинг) 2 2 3.3 Режим дня и его соблюдение 2 2 3.4 Иммунитет 2 2 3.5 Беседа «Как сохранять и укреплять своё здоровье» 2 2 Беседа
3.6 Спорт в вашей жизни 2 2 3.7 Слагаемые здоровья (тренинг). Просмотр видеофильма «Нет вредным привычкам» 2 2 4. Я в школе и дома 14 4 10 4.1 Двигательный режим дня 2 2 4.2 Почему страдают глаза? 2 2 4.3 Гигиена позвоночника. Сколиоз 2 2 4.4 Шалости и травмы (тренинг) 2 2 4.5 «Я сажусь за уроки». Утомление и переутомление 2 2 4.6 Я и опасность (тренинг) 2 2 4.7 Умники и умницы. Просмотр видеофильма «Быстрое развитие памяти» 2 2 5. Чтоб забыть про докторов 20 6 14 5.1 Вредные привычки (беседа) 2 2 5.2 День здоровья. Как защитить себя от болезни 2 2 5.3 День здоровья. «Самый здоровый класс» 2 2 5.4 «Разговор о правильном питании». Режим дня 2 2 5.5 День здоровья. Будьте здоровы! 2 2 5.6 День здоровья. Снежный снайпер 2 2 5.7 Управляй эмоциями и чувствами 2 2 Беседа
5.8 Спорт в вашей жизни 2 2 Игры,
викторина
5.8 Спорт в вашей жизни 2 2 Игры,
викторина
5.9 Оказание первой помощи при травмах 2 2 6. Быстрее, выше, сильнее 10 10 6.1 Проведение подвижных игр, эстафет 2 2 6.2 Сдача комплекса ГТЗО 2 2 6.3 Участие в школьных спортивных соревнованиях (легкой атлетике, мини-футболу, шашкам) 2 2 6.4 Однодневный туристический поход 2 2 6.5 Веселые старты 2 2 7.0 «Вот и стали мы на год взрослей» 4 4 7.1 Подведение итогов сдачи комплекса ГТЗО 2 2 7.2 Наши успехи и достижения 2 2 3 класс
№ п/пНаименование разделов и дисциплин Всего, час. Теоретические занятия
Деловые
игры Выездные и практические Форма контроля
1. Введение «Вот мы и в школе» 3 1 2 1.1 «Здоровый образ жизни, что это?» 1 1 1.2 В гостях у Мойдодыра1 1 1.3 «Остров здоровья» 1 1 Игра
2. Питание и здоровье 5 3 2 2.1 Игра «Смак» 1 1 2.2 Правильное питание залог физического и психологического здоровья 1 1 2.3 Что такое здоровая пища и как её приготовить 1 2.4 «Чудесный сундучок» 1 1 КВН
3. Моё здоровье в моих руках 7 4 3 3.1 Личная гигиена 1 1 3.2 Вредные микробы 1 1 3.3 Труд и здоровье 1 1 3.4 Наш мозг и его волшебные действия 1 1 3.5 День здоровья «Хочу остаться здоровым» 1 1 3.6 Солнце. Воздух и вода наши лучшие друзья. 1 1 3.7 Беседа «Как сохранять и укреплять свое здоровье» 1 1 3.8 Экскурсия «Природа – источник здоровья» 1 1 3.9 «Моё здоровье в моих руках» 1 1 Викторина
4. Я в школе и дома 6 3 3 4.1 Мой внешний вид- залог здоровья 1 1 4.2 Видеофильм «клещ энцефалитный» 1 1 4.3 День здоровья «Дальше, быстрее, выше..»1 1 Соревнование
4.4 Видеофильм «Бесценный дар-зрение» 1 1 4.5 Гигиена правильной осанки 1 1 тренинг
4.6 «Спасатели, вперед!»» 1 1 тренинг
5. Чтоб забыть про докторов 4 1 3 5.1 Шарль Перро «Красная шапочка» 1 1 5.2 Движение это жизнь 1 1 5.3 День здоровья «Дальше, быстрее, выше..»1 1 5.4 Игра «Остров Здоровья» 1 1 6. Я и моё ближайшее окружение 4 2 2 6.1 Мир моих увлечений 1 1 6.2 Вредные привычки и их профилактика 1 1 6.3 «Разговор о правильном питании». Вкусные полезные вкусности конкурс
6.4 В мире и интересного. 1 Научно-практическая конференция
7. «Вот и стали мы на год взрослей» 4 2 2 7.1 Я и опасность 1 1 7.2 Лесная аптека на службе человека 1 1 7.3 Игра «Не зная броду, не суйся в воду» 1 1 КВН
7.4 Чему мы научились и чего достигли 1 1 Диагностика
3 класс
№ п/пНаименование разделов и дисциплин Всего, час. Теоретические занятия
Деловые
игры Выездные и практические Форма контроля
1. Введение «Вот мы и в школе» 1 1 3 1.1 «Здоровье и здоровый образ жизни» 1 1 1.2 Правила личной гигиены 1 1 1.3 Физическая активность и здоровье 1 1 1.4 Как познать себя 1 1 За круглым столом
2. Питание и здоровье 5 3 2 2.1 Питание необходимое условие для жизни человека 1 1 2.2 Здоровая пища для всей семьи 1 1 2.3 Как питались в стародавние времена и питание нашего времени 1 1 2.4 Секреты здорового питания. Рацион питания. 1 2.5 «Богатырская силушка» 1 1 КВН
3. Моё здоровье в моих руках 7 4 3 3.1 Домашняя аптечка 1 1 3.2 «Мы за здоровый образ жизни» 1 1 3.3 Марафон «Сколько стоит твоё здоровье» 1 1 3.4 «Береги зрение с молоду» 1 1 3.5 Как избежать искривления позвоночника 1 1 3.6 Отдых для здоровья 1 1 3.7 Умеем ли мы отвечать за своё здоровье 1 1 Викторина
4. Я в школе и дома 4 3 3 4.1 «Мы здоровьем дорожим -соблюдая свой режим» 1 1 4.2 «Класс на улице ребята. И запомнить это надо!» 1 1 4.3 «Спеши делать добро» 1 1 4.4 Делу время, жизни – здоровье. 1 1 тренинг
5. Чтоб забыть про докторов 4 1 3 5.1 Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься. 1 1 5.2 День здоровья «За здоровый образ жизни» 1 1 5.3 «Разговор о правильном питании». Вкусные и полезные вкусности 1 1 Разговор о правильном питании
6. Я и моё ближайшее окружение 4 2 2 6.1 Размышления о жизненном опыте 1 1 6.2 Вредные привычки и их профилактика 1 6.3 Школа и моё настроение 1 1 6.4 В мире интересного1 Научно-практическая конференция
7. «Вот и стали мы на год взрослей» 4 2 2 7.1 Я и опасность 1 1 7.2 Игра «Мой горизонт» 1 1 7.3 Гордо реет флаг здоровья 1 1 7.4 «Умеете ли вы вести здоровый образ жизни» 1 1 Диагностика. Книга здоровья.
Литература:
«Физическая культура 1-4 класс» А.П.Матвеев М. «Просвещение» 2012г.
Программа по физической культуре с1-11класс (основанная на одном из видов спорта(баскетбол).
Примерная основная образовательная программа 2100.-Д.И.Фельдштейн
«Мы играем в баскетбол»-автор С.Стонкус; Москва «Просвещение»- 2008г.
«Подвижные игры в школе»-И.М.Коротков; Москва «Просвещение»- 2009 г.