Кто, где живёт?. Предшкола.


Тема занятия: «Кто, где живёт?»
Цели: расширить представление детей о диких животных, их повадках, внешних признаках; развивать умение развёрнуто отвечать на вопросы учителя по прочитанному тексту; пересказывать содержание произведения близко к тексту, передавая авторское отношение к персонажам произведения; развивать умение находить в тексте изобразительно-выразительные средства, использованные автором.
Задачи: прививать любовь к природе и животным.
Оборудование: азбука-тетрадь, дом-теремок, картинки с изображением диких животных, иллюстрации к сказкам.
Ход занятий:
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
1.Слово учителя.
Сегодня мы с вами поговорим о животных. А о каких животных, вы догадаетесь сами. Я буду загадывать вам загадки, а вы будите отгадывать и так мы с вами составим то слово, о каких животных мы будем говорить.
2.Загадывание загадок.
а). Под соснами, под ёлками Ползёт мешок с иголками.
Колючий, рукою не возьмёшь Кто же это? (Ёж)
На доске картинка ёжа.
Вопрос:- Какие слова загадки помогли вам догадаться, что это ёж?
Мешок с иголками; Колючий, рукою не возьмёшь
3.Артикуляционная разминка:
Чистоговорки:
Жа-жа-жа- есть иголки у ежа.
Жу-жу-жу- я иголки дам ежу.
Жи-жи-жи- колючие ежи.
Же-же-же- гриб едет на еже.
Зи-зи-зи- ёжик, ёжик тормози.
Си-си-си- к себе в гости пригласи.
б). Кто под ёлками ловко скачет. И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет, Сушит на зиму грибы? (Белка).
На доске картинка белки.
- Вопрос:- Какие слова загадки подсказали вам, что это белка?
Ловко скачет. В дупле орешки прячет. Сушит грибы.
4. Скороговорка:
Белый снег. Белый мел. Белый сахар тоже бел.
Белый заяц тоже бел. А вот белка не бела Белой даже не была.
в). Полосатый хищный зверь Он родился не для игр.
Лишь врага увидит- вмиг На него из чащи – прыг! (Тигр)
На доске картинка тигра.
Вопрос: - Что вам подсказало, что это тигр?
Полосатый, хищный.
5. Весёлый стих.
Телевизор мир купил, Самый лучший попросил.
-Я- люблю-сказал он строго. Чтоб полосок было много!
Вопросы: - Скажите, а чем знаменателен тигр в этом году?
- А какой зверь своими повадками похож на тигра? (лев)
На доске картинка льва.
Азбука-игра на букву эль (Л).
Львёнок слушает частушки Летним полднем у пруда
Лупоглазые лягушки Любят петь их там всегда!
_ Вопрос:- Какие повадки у этих зверей? Они одинаковые. А чем же отличаются эти животные?
Слово учителя. А ещё послушайте, в этой загадке тоже говорится о двух животных, повадки у них тоже одинаковые, но есть и различия.
Слушаем. Загадка.
Трав копытами касаясь, ходит по лесу хозяин,
Ходит смело и легко, Рога раскинув широко.
Кто же это? (Лось). А его сородичь? (Олень).
На доске картинки лося и оленя.
_Вопрос:- А есть различия у этих животных?
Потешка на букву О.
Огуречик, огуречик, Не ходи на тот конечик:
Там волки живут, Тебе хвостик отгрызут.
Слово учителя.
Вопрос: - Ребята, а где живут эти животные, о которых мы сейчас говорим?
(ответы детей)
Итак, сегодня мы с вами говорим о диких животных.
Наша тема урока: Кто, где живёт?
Ребята, но у нас есть ещё дикие животные, которых мы не назвали. Но об этих животных нам сейчас расскажут сами дети.
Слово учителя: Ну, а сейчас слушаем рассказ ещё об одном диком животном.
Заяц: Живёт он в кустах, спит под кустиками, от злых зверей спасается бегством, хорошо, что у него длинные ноги. Зимой он белый, а летом серый, так ему удобнее жить. Кто он? (заяц).
Вопрос: - По каким приметам вы догадались, что это заяц?
Спасается бегством, длинные ноги, белый, серый.
На доске картинка зайца. (Заходит уч-ся в костюме зайца).
Стихотворение о зайце: Едет зайка на трамвае, Едет зайка, рассуждает:
Если я купил билет, «Кто я, заяц или нет?»
Вопрос: - Так, кто же он в данной ситуации? (ответы детей)
Слово учителя.
Послушайте ребята ещё об одном диком животном.
Волк: Живёт он в лесу, в своёй глубокой норе. Он сильный, а когда хочет есть, он ещё и злой. Он никого не боится, наоборот его боятся. В народе его называют серым. Кто он? (Волк).
На доске картинка волка.
Вопрос: - А какие слова подсказали, что это волк?
Сильный, злой, голодный.
(Заходит уч-ся в костюме волка).
Стихотворение о волке: В поле волк- волчище едет На своём велосипеде.
Обогнал сегодня он Воробья и двух ворон,
Только ветер – ветерок Перегнать никак не мог.
Слово учителя.
Есть ещё дикое животное и сейчас мы узнаем, кто это?
Лиса. Живёт в лесу и в степи. Домик у неё в земле, она роет себе норку, где прячется от злых собак. Рыжая, хвост пушистый, шкурка тоже, она хитрая. Зовут её Патрикеевна. Кто она? (Лиса).
На доске картинка лисы.
Вопрос: - Как вы узнали, что это лиса? (рыжая, хитрая, хвост пушистый).
(Заходит уч-ся в костюме лисы).
А почему лисе дали прозвище Патрикеевна?
Стихотворение: Я- лиса пушистый мех. Мне с глупцами просто смех.
Не заметит ротозей Дерзкой хитрости моей.
Если надо Вокруг пальца обведу!
Слово учителя.
И есть ещё одно животное, послушайте.
Медведь. Живет он тоже в лесу. Он большой и неуклюжий. В народе его называют лесным хозяином. Любит мёд, а ещё его называют косолапым. Кто он? (медведь).
На доске картинка медведя.
Вопрос: - А по каким приметам, вы поняли, что это медведь?
(Большой, неуклюжий, любит мёд, косолапый).
(Заходит уч-ся в костюме медведя). Стих-е: «Медвежонок».
Уч. : И вот мы с вами познакомились с дикими животными.
ФИЗМИНУТКА.
Солнце глянуло в окошко, 1,2,3,4,5 Все мы делаем зарядку.
Надо нам присесть и встать. Руки вытянуть пошире, 1,2,3,4,5.
Наклониться 3-4. И на месте поскакать. На носок, потом на пятку.
Все мы делаем зарядку.
Слово учителя.
Итак, молодцы ребята, загадки вы отгадали хорошо и показали хорошие знания о диких животных. – А сейчас назовите мне сказки, рассказы в которых учавствуют дикие животные.
( Колобок, Теремок, Волк и семеро козлят, Маша и медведь, Лиса и журавль). (сопровождается показом картин, иллюстраций сказок).
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Слово учителя.
Сегодня мы познакомимся с новым произведением о животных. Написал его Виталий Бианки. Это рассказ – «Купание медвежат».
а). чтение рассказа учителем.
б). беседа по прочитанному:
В. – Как вы думаете, о чём этот рассказ?
- Кто его главный герой?
- Какое событие в рассказе главное?
- Расскажите, как мать – медведица купала своих маленьких медвежат.
- Как вы думаете, зачем она это делала?
- Понравилось ли медвежатам купание?
- Как они вели себя при этом?
- Кто, по вашему, стал свидетелем этого события?
- Подумайте и скажите, как автор относится к героям своего рассказа?
- А вы как?
в). подробный пересказ.
Обращаю внимание детей на то, чтобы при пересказе они постарались отразить точку зрения автора и свою собственную.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
После этого дети бегут, садятся каждый в свой уголок и занимаются своим делом.
Стихотворение.
Сегодня день целый: Все звери у дела: Вот медведь старый дед, сапог побивает.
Лисичка – сестричка шубу подшивает Зайчик под ёлкой метёт метлой
А серый Волчок Колобок стережёт.
ИНСЦЕНИРОВАНИЕ СКАЗКИ «Колобок».
Работа в азбуке – тетради.
Слово учителя. Откроем тетради на стр. 21.
Вспомните основные повадки героев сказки.
- Каким цветом вы бы обозначили их характеры?
- Расскрась квадратик в каждой картинке.
На этом наше занятие закончилось, спасибо вам всем.