Коррекционная программа по работе со страхами и тревожностью с детьми дошкольного возраста


HYPERLINK "http://www.vseodetishkax.ru/rabota-psixologa-v-detskom-sadu/36-korrekczionno-razvivayushhaya-rabota-psixologa-v-detskom-sadu/588-programma-qkorrekcziya-straxov-i-trevozhnosti-u-detej-doshkolnogo-vozrastaq" Программа "Коррекция страхов и тревожности у детей дошкольного возраста".
left000ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Новое время диктует новые вопросы. И, пожалуй, чаще всего люди задают сегодня вопрос: "Почему?" Многочисленные реформаторы дошкольных учреждений как будто не слышат этого вопроса и активно спорят по поводу того, сколько и какими знаниями должен обладать ребёнок. Но разве не всё равно, какими и в каком количестве знаниями будет владеть ребенок на выходе из дошкольного учреждения, если в душе у него не будет мира. Если он не будет способен жить счастливо и развиваться, принося радость окружающим и стране в целом. На самом деле все прекрасно понимают, что общество пребывает в состоянии глубокого социально- экономического, духовно-нравственного кризиса. Современная медицина утверждает, что 30-40 % хронических заболеваний имеет психогенную основу. Поэтому с особой остротой встаёт вопрос о том, что позволяет человеку в современных условиях сохранить здоровье и душевный комфорт.
Психологическое здоровье детей долгое время оставалось вне внимания взрослого. Модель психологически здоровой личности должна включать следующие компоненты:• наличие позитивного образа "Я", т.е. абсолютного принятия человеком самого себя и других людей;•владение рефлексией, как средством познания себя;• наличие у человека потребности в саморазвитии, самоизменении, личностном росте.Основываясь на результатах современных исследований, можно говорить о сильной зависимости между нарушениями психологического здоровья и учебной успешности детей. Нарушениям психологического здоровья соответствует выраженное повышение тревожности, которое может привести к существенному снижению внимания, в особенности произвольного. У детей с защитной агрессивностью внутреннее напряжение может обусловить повышенную двигательную активность, склонность к нарушениям дисциплины. Учащиеся с наличием выраженных страхов будут, как правило, пребывать в состоянии постоянного напряжения, что обусловитповышенную утомляемость и снижение работоспособности. У дошкольников с деструктивной агрессивностью и социальными страхами можно наблюдать трудности при ответах у доски, в общении. Учащиеся с демонстративной агрессивностью вырабатывают стереотип поведения, направленный на получение негативного внимания. Они мешают проводить занятия.Каждый, родитель и педагог хочет, чтобы ребёнок в будущем был счастливым. Именно поэтому делается упор на хорошее здоровье, высокую успеваемость, адекватное поведение.По результатам публикаций и опросов населения, проведённых за десятилетний период следует, что на протяжении последних лет число неудовлетворённых жизнью устойчиво удерживается на уровне 73-75 %, в то время как прекрасное настроение отмечают только 3 % опрошенных. По мнению исследователей, формирование способности быть счастливым, как черты характера должно начинаться ещё в детстве. Для этого родителям необходимо воспитывать у детей, прежде всего, установку для радостного восприятия жизни, учить находить разнообразные источники нахождения положительных эмоций. У ребёнка, выросшего среди счастливых родителей, на 10-20% больше шансов самому стать счастливым.Таким образом, психологическое здоровье необходимо ребёнку и в настоящем и в будущем. Поэтому важно особым способом организовать работу, направленную на профилактику нарушений психологического здоровья детей и коррекцию уже имеющихся. Составленная нами программа по укреплению психологического здоровья детей дошкольного возраста ориентирована на решение некоторых проблем в развитии.Поводом для написания программы занятий послужило увеличение обращений педагогов и родителей тех детей, которые проявляют различные нарушения: повышенная тревожность, страхи, повышенная напряжённость, агрессивность, неуверенность, двигательная расторможенность, замкнутость, нарушения в общении и т.д.Беспокойство, тревога, страх - такие же неотъемлемые, эмоциональные проявления нашей психической жизни , как и радость , восхищение, гнев, удивление , печаль. Мир детства полон всевозможных тайн, загадок, тревог. Разве не внушает страх незнакомое пространство, в которое внезапно попадает ребенок, и даже его собственная комната? А какие опасности таит в себе темное время суток – вечер и ночь, когда страшным представляется то, что днем никакого испуга не вызывает. Плоды детских страхов, возникающие вдруг в воображении ребенка, нереальны, однако страх, испытываемый дошкольником, переживается им по-настоящему. Детские страхи - это обычное явление для детского развития. Они имеют разное значение для ребенка. Каждый страх или вид страхов появляется только в определенном возрасте, т.е. у каждого возраста есть "свои" страхи, которые в случае нормального развития со временем исчезают. Появление определенных страхов совпадает во временном отношении со скачком в психомоторном развитии ребенка. Детские страхи в случае нормального развития являются важным звеном в регуляции поведения ребенка и в целом имеют положительный адаптационный смысл. Страх, как любое переживание, является полезным, когда точно выполняет свои функции, а потом исчезает.Необходимо определять патологический страх, требующей коррекции, от нормального, возрастного, с тем, чтобы не нарушить развития ребенка.Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о нервной ослабленности ребёнка, неправильном поведении родителей, незнании ими психических особенностей ребёнка, наличии у них самих страхов, конфликтных отношений в семье. К сожаленью, в большинстве случаев страхи возникают по вине самих родителей, и идея разработанной мной программы - предупредить возможность проявления страхов и тревожности и устранить проблемы у детей уже имеющихся нарушений, вызванных семейными неурядицами, душевной чёрствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью. Не последнюю роль в воспитании детей играют и специалисты образовательного дошкольного учреждения, в которое попадает ребёнок. В силах педагога, психолога - создание благоприятного психологического климата в группе, формирование у ребёнка чувства защищённости, уверенности в себе адекватной самооценки. По данным психологического исследования, почти у 50% -60 % детей детских садов города имеются нарушения психологическогоздоровья. Актуальной становится проблема по коррекции страхов и тревожности у детей дошкольного возраста.Созданная программа ориентирована на коррекционную работу с детьми, имеющими различные страхи. В настоящее время психологи разрабатывают и реализуют программы, которые направлены на коррекцию эмоциональной сферы детей, где включаются упражнения по коррекции страхов или даже целые занятия.Данная программа полностью направлена на работу с различными страхами, возникающими у детей дошкольного возраста. Работа по устранению страхов и тревожности у детей, ведется по нескольким направлениям: работа с детьми, работа с педагогами, работа с родителями и составлена на основе реализующих задач в дошкольном учреждении, одной из которых является создание условий для своевременного и полноценного психического развития каждого ребенка.
Цель программы – создание условий для преодоления страхов у детей дошкольного возраста.
В ходе достижения цели решаются следующие задачи:
-Совершенствовать умения у детей передачи своего эмоционального состояния.
-Нейтрализовать страхи и эмоционально-отрицательные переживания.
-Формировать навыки общения, контроля своего поведения.
-Содействовать развитию творческих задатков.
Критерии эффективности программы:
-повышение уверенности в себе;
-снижение тревожности;
-снижение количества страхов;
-улучшение взаимоотношений родитель- ребёнок
1этап—диагностический.Цель: изучение нарушений психологического здоровья у детей.
Диагностика:
Тест "Страхи в домиках"
Тест " Тревожности" ( Р. Тэмлл, М. Дорки, В. Амен.)
2 этап - информационный.
Цель: информирование родителей и педагогов о имеющихся нарушениях в развитии детей.3этап-практический.Цель: профилактика и коррекция нарушений психологического здоровья детей.4этап-контрольный.Цель: определение эффективности коррекционной работы.Методы и техники, используемые в программе:
Релаксация. Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения.
Концентрация. Сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.
Функциональная музыка. Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание.
Игротерапия. Используется для снижения напряженности, мышечных зажимов. Тревожности. Повышения уверенности в себе, снижения страхов. 
Телесная терапия. Способствует снижению мышечных зажимов, напряжения, тревожности.Арт-терапия. Актуализация страхов, повышение уверенности, развитие мелкой моторики снижение тревожности. 
Актуальность проблемы.
Нестабильные социально — экономические условия жизнедеятельности человека привели к резкому увеличению нарушений нервно - психического характера. Одним из таких нарушений является повышенный уровень тревожности, который представляет собой наиболее значимый риск-фактор, ведущий к нервно-психическим заболеваниям человека. По данным Всемирной организацииздравоохранения число тревожных людей в 80-е годы составляло 15% от общей выборки, в настоящее время их количество возросло в 5 раз. При этом изменяется и уровень тревожности. В настоящее время в психологической практике имеется достаточно большой набор техник и приемов, непосредственно направленных на преодоление различных видов тревожности, но в большей степени они предназначены для работы с детьми и подростками, для развития их эмоциональной сферы.Особое значение в связи с этим имеет работа по психопрофилактике и регуляции тревожности личности, которые должны носить не узкофункциональный, а общий, личностно-ориентированный характер, сфокусированный на всех структурных компонентах тревожности.
Примерное содержание работы по программе
Этапы
работы Работа
с детьми Работа
с родителями Работа
с педагогами
Октябрь.
1.Диагности-
ческий2.Практический
3.Информацион-
ныйДиагностика:
Опросник
Лаврентьева Г. П.
Титаренко Т.М
"Уровень
тревожности ребенка"
Методика
диагностики
детских страхов
(Захаров) 
Тест-опросник Спилбергера-Ханина (диагностика тревожности) Тест "Страхи вдомиках" Тест " Кактус"Тест "Тревожности"( Р. Тэмлл, М. Дорки, В.Амен. )
Занятие№1
Тема. Здравствуйте, это я.Цель: повышение позитивного настроя и сплочения детей, эмоциональное и мышечное расслабление.
Занятие№2
Тема. Мое имя. Цель: раскрытие своего "Я",формирование чувства близости с другими людьми, достижение взаимопонимания и сплочённости.  
 
 
 
Просвещение:
«Мешок со страхами"  
 
 
 
Рекомендации
воспитателям
по работе
с тревожными детьми.
Ноябрь.02
 
 
  
 
 
 
 
Занятие№3
Тема. Моя кровать– моя крепость.
Цели: содействовать развитию
умения справляться с чувством
страха, способствовать развитию
эмпатии, умению сопереживать .Занятие №4
Тема. Страх мой – враг мой.
Цель: создавать условия для преодоления у детей чувства страха.
Занятие №5
Тема. Почему грустил трусишка. Цель: формировать навыки выражения эмоционального настроения.
Занятие№6
Тема. Не страшно, а смешно!
Цель: обеспечить пути
поиска преодоления страха;
способствовать развитию эмпатии,
умению сопереживать другим.  
 
 
 
 
Консультация: "Все о страхах"
Цель: расширить
кругозор родителей
по данной проблеме
Рекомендации
родителям
по устранению
страхов
и тревожности
у детей
дошкольного
возраста.  
 
 
 
 
Консультация:
"Детские драки–
наши страхи"
Декабрь
4.Контрольный Занятие №7
Тема: Смелость города берет. 
Цель: способствовать развитию смелости, преодолению страхов.
 
Занятие № 8
Тема. Как побороть страх.Цель: способствовать развитию смелости, преодолению страхов.
Занятие №9
Тема. Спать пора.
Цель: формировать навыки поведения, сравнивать с поведением других.
Занятие№10
Тема. Не боимся паука.
Цель: содействовать
развитию навыков оценки
своего поведения и поведения окружающих, учить справляться со страхами
через рисунки.
Повторная диагностика
(Определение эффективности коррекционной работы)
   
 
Консультация – практикум:
"Детский невроз страха»
Памятка
для родителей:
"Шесть рецептов избавления от гнева"  
 
 
Консультация – практикум:
"Детский невроз страха"
Индивидуальное
консультирование:
"Методы коррекции страхов"
Коррекционные игры.
ЗАНЯТИЕ1."ЗДРАВСТВУЙТЕ, ЭТО Я" 
Цель: знакомство участников друг с другом, повышение позитивного настроя и сплочения детей, эмоциональное и мышечное расслабление.Материалы для занятия: магнитофон, спокойная музыка, большой лист бумаги , краски , макеты кочек.
Разминка : Упражнение "Росточек под солнцем"
Дети превращаются в маленький росточек ( сворачиваются в клубочек и обхватывают колени руками) всё чаще пригревает солнышко и росточек начинает расти и тянуться к солнышку.Все движения выполняются под музыку.
Упражнение "Доброе утро…"
Дети вместе с психологом сидят в кругу. Всем предлагается поприветствовать друг друга Доброе утро Саша … Оля…и т.д. , которые нужно пропеть .
Упражнение "Что я люблю ?"
Дети в кругу , каждый говорит по очереди, что он любит из еды, одежды, во что любит играть и т.д.
Упражнение "Качели"
Дети в парах . Один из участников становится в позу эмбриона, другой его раскачивает. Далее меняются.
Упражнение "Угадай по голосу"
Один из игроков выходит за двери , остальные должны обнаружить , кто вышел из комнаты, и описать его.
Упражнение "Лягушки на болоте"
Дети превращаются в лягушек. На полу выкладываются макеты кочек на разном расстоянии друг от друга, каждый должен попасть на все кочки по порядку.
Упражнение "Художники – натуралисты"
Дети рисуют совместный рисунок по теме "Следы невиданных зверей".
ЗАНЯТИЕ2."МОЁИМЯ" Цель : раскрытие своего "Я", формирование чувства близости с другими людьми, достижение взаимопонимания и сплочённости . Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски , альбомы для рисования.1.Упражнение"Росточекподсолнцем"см.1занятие.2. Упражнение "Узнай по голосу"Дети встают в круг , выбирают водящего. Он встаёт в центр круга и старается узнать детей по голосу.3. Игра "Моё имя"Психолог задаёт вопросы ; дети по кругу отвечают .Тебе нравится твоё имя?
Хотел бы ты , чтобы тебя звали по другому? Как?
При затруднении в ответах психолог называет ласкательные производные от имени ребёнка, а тот выбирает понравившееся.Психолог говорит : "Известно ли вам ,что имена растут вместе с людьми? Сегодня вы маленькие и имя у вас маленькое. Когда вы подрастёте и имя подрастёт вместе с вами и станет полным, например : Маша – Мария; Дима – Дмитрий . т.д.4. Игра "Разведчики"Дети выстраиваются змейкой друг за другом . В зале расставляются стулья беспорядочно .Первый в колонне ведёт запутывая, а последний запоминает этот путь и должен будет потом его воспроизвести.5. Рисование самого себя. Психолог предлагает нарисовать себя в трёх зеркалах: 
в зелёном- такими какими они представляются себе;
в голубом – какими они хотят быть;
в красном – какими их видят друзья.
6. Упражнение "Доверяющее падение"Дети встают друг против друга и сцепляют руки . Один из детей встаёт на стульчик и падает спиной на сцепленные руки.7. Упражнение "Горячие ладошки"См. 1 занятие.
ЗАНЯТИЕ3."НАСТРОЕНИЕ" Цель: осознание своего эмоционального состояния, снижение психоэмоционального напряжения, развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.Материалы для занятия: магнитофон , спокойная музыка, краски, альбомные листы; "пружинки"на отдельных листах.1. Упражнение "Росточек под солнцем"См. занятие 1.2. Упражнение "Возьми и передай"Дети встают в круг , берутся за руки , смотрят друг другу в глаза и мимикой передают радостное настроение, добрую улыбку.3. Упражнение "Неваляшка"Дети делятся по три человека. Один из них неваляшка , двое других раскачивают эту неваляшку.4. Упражнение "Превращения"Психолог предлагает детям :
нахмуриться как… осенняя туча; рассерженный человек;позлиться как… злая волшебница; два барана на мосту; голодный волк; ребёнок , у которого отняли мяч;испугаться как … заяц, увидевший волка; птенец , упавший из гнезда;улыбнуться как … кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса;
5.Рисование на тему "Моё настроение"
После выполнения рисунков дети рассказывают какое настроение они изобразили.6.Упражнение "Закончи предложение"Детям предлагается закончить предложение :Взрослые обычно боятся….; дети обычно боятся….; мамы обычно боятся….; папы обычно боятся….7.Упражнение "Пружинки" Детям предлагается обвести как можно точнее уже нарисованные пружинки.8. Упражнение "Горячие ладошки"
ЗАНЯТИЕ4."НАСТРОЕНИЕ" Цель : осознание своего самочувствия, снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снижение мышечных зажимов.Материал к занятию: магнитофон , спокойная музыка; краски, ватман; песочница; мел. 1. Упражнение "Росточек под солнцем"См. 1 занятие.2. Упражнение "Злые и добрые кошки"Чертим ручеёк . По обе стороны ручейка находятся злые кошки . Они дразнят друг друга , злятся друг на друга. По команде встают в центр ручейка и превращаются в добрых кошек ласкают друг друга, говорят ласковые слова. Далее анализируем возникшие чувства.3. Игра "На что похоже моё настроение?"Дети по кругу при помощи сравнения говорят, на что похоже настроение. Начинает психолог : "Моё настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе".4. Упражнение "Ласковый мелок"Дети разбиваются на пары . По очереди рисуют на спине друг другу различные предметы. Тот кому рисуют должен угадать , что нарисовано. Анализируем чувства и ощущения.5. Упражнение "Угадай что спрятано в песке?"Дети разбиваются на пары. Один прячет что – то в песке, другой пытается найти.6. Рисование на тему "Автопортрет"Детям предлагается нарисовать себя с тем настроением , с которым они пойдут с занятия.7. Упражнение "Горячие ладошки"
ЗАНЯТИЕ5."НАШИ СТРАХИ"
Цель: стимулирование аффективной сферы ребёнка, повышение психического тонуса ребёнка. Материалы к занятию : магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы, большой лист бумаги, подушка.1. Упражнение "Росточек под солнцем"См. 1 занятие.2. Упражнение "Петушиные бои"Дети разбиваются на пары – петушки. Они стоя на одной ноге дерутся подушками. При этом они стараются сделать так , что- бы соперник наступил обеими ногами на пол, что означает его проигрыш.3. Упражнение "Расскажи свой страх"Психолог рассказывает детям о своих собственных страхах, тем самым показывая , что страх - нормальное человеческое чувство и его не надо стыдиться. Затем дети сами рассказывают что они боялись . когда были маленькими.4. Рисование на тему "Чего я боялся , когда был маленьким.."Дети рисуют свои страхи, не показывая никому.5. Упражнение "Чужие рисунки"Детям по очереди показывают рисунки "страхов",только что нарисованных , все вместе придумывают чего боялись эти дети и как им можно помочь.6. Упражнение "Дом ужасов"Детям предлагается нарисовать обитателей дома ужасов.Все страхи и ужасы остаются в кабинете у психолога.7. Упражнение "Горячие ладошки"
ЗАНЯТИЕ6."Я БОЛЬШЕ НЕ БОЮСЬ"
Цель : преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения. Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски , альбомные листы, подушка, задорная музыка.1. Упражнение "Росточек под солнцем"См . 1 занятие.2. Упражнение "Смелые ребята"Дети выбирают ведущего – он страшный дракон. Ребёнок становиться на стул и говорит грозным голосом: "Бойтесь, меня бойтесь!"Дети отвечают : "Не боимся мы тебя!"Так повторяется 2-3 раза. От слов детей дракон постепенно уменьшается ( ребёнок спрыгивает со стула), превращается в маленького воробушка. Начинает чирикать ,летать по комнате.3. Упражнение "Азбука страхов"Детям предлагается нарисовать различных, страшных героев на отдельных листах и дать им имена . Далее дети рассказывают о том , что нарисовали . Далее каждому ребёнку предлагается превратить страшных героев в смешных, дорисовав их.4. Упражнение "Страшная сказка по кругу"Дети и взрослый сочиняют вместе страшную сказку. Они говорят по очереди , по 1-2 предложения каждый. Сказка должна нагромоздить так много страшного , чтобы это страшное превратилось в смешное.5. Упражнение "На лесной полянке"Психолог предлагает детям представить , что они попали на залитую солнцем полянку . На неё со всех сторон сбежались и слетелись лесные жители – всевозможные букашки , таракашкиЗвучит музыка , дети превращаются в лесных жителей. Выполняют задания , соответственно каждому персонажу (кузнечику, бабочке, муравью и т. д.)6. Упражнение "Прогони Бабу – Ягу"Ребёнка просят представить , что в подушку залезла Баба – Яга , её необходимо прогнать громкими криками . Можно громко стучать по подушке палкой.7. Упражнение "Я тебя не боюсь"Один ребёнок стоит перед психологом , остальные дети начинают его пугать по очереди. Ребёнок громким уверенным голосом говорит : "Я тебя не боюсь!"8. Упражнение "Горячие ладошки"
ЗАНЯТИЕ7."ВОЛШЕБНЫЙ ЛЕС"
Цель : развитие умения передавать своё эмоциональное состояние через художественный образ, снижение психоэмоционального напряжения, повышение уверенности в себе.Материалы к занятию : магнитофон, спокойная музыка, краски, ватман или кусок обоев, макеты кочек,1. Упражнение "Росточек под солнцем"См. 1 занятие.2. Упражнение "За что меня любит мама…папа…сестра…и т. д."Детям предлагается сказать за что их любят взрослые и за что они любят взрослых.3. Упражнение "Лягушки на болоте"См. 1 занятие.4. Упражнение "Неопределённые фигуры"Психолог на доске рисует различные фигуры, ребята говорят на какие страшные существа они похожи.5. Игра "Тропинка"Дети выстраиваются в затылок и идут змейкой по воображаемой тропинке . По команде психолога по команде они преодолевают воображаемые препятствия. "Спокойно идём по тропинке … Вокруг кусты , деревья, зелёная травка… Вдруг на тропинке появились лужи …Одна…Вторая…Третья.. Спокойно идём по тропинке… Перед нами ручей. Через него перекинут мостик. Переходим по мостику , держась за перила. Спокойно идём по тропинке… и т. д..6. Коллективный рисунок по сочинённой общей истории на тему : "Волшебный лес"Психолог предлагает детям представить тот лес , по которому шли по тропинке . Далее обсуждаем что получилось , что удалось нарисовать вместе. 7. Упражнение "Доверяющее падение"См. 2.занятие8. Упражнение "Горячие ладошки"
ЗАНЯТИЕ8."СКАЗОЧНАЯШКАТУЛКА" Цель : Формирование положительной "Я-концепции", самопринятия, уверенности в себе, снижение тревожности, выявление положительных черт личности.Материалы к занятию : магнитофон , спокойная музыка, шкатулка,  мяч, краски, альбомные листы, начало страшной сказки.1. Упражнение "Росточек под солнцем"См. 1 занятие.2. Игра "Сказочная шкатулка"Психолог сообщает детям , что Фея сказок принесла свою шкатулку – в ней спрятались герои сказок . Далее он говорит : "Вспомните своих любимых сказочных героев и скажите какие они , чем они вам нравятся , как они выглядят. Далее с помощью волшебной полочки все дети превращаются в сказочных героев.3. Упражнение "Конкурс боюсек"Дети по кругу передают мяч . Получивший должен назвать тот или иной страх, произнося при этом громко и уверенно "Я….. этого не боюсь!"4. Игра "Принц и принцесса"Дети стоят по кругу. В центр ставится стул – это трон . Кто сегодня будет Принцем (Принцессой)? Ребёнок садится по желанию на трон. Остальные оказывают ему знаки внимания, говорят что-то хорошее.5. Упражнение "Придумай весёлый конец"Психолог читает ребятам начало детской страшной сказки. Необходимо придумать смешное продолжение и окончание.6. Рисование на тему "Волшебные зеркала"Психолог предлагает нарисовать себя в трёх зеркалах , но не простых , волшебных : в первом- маленьким и испуганным; во-втором – большим и весёлым; в третьем- небоящимся ничего и сильным.После задаются вопросы : какой человек симпатичнее? На кого ты сейчас похож? В какое зеркало ты чаще смотришься?7. Упражнение "Горячие ладошки"
ЗАНЯТИЕ9."ВОЛШЕБНИКИ" Цель : снижение психомышечного напряжения, закрепление адекватных форм проявления эмоций, развитие социального доверияМатериалы к занятию : магнитофон, спокойная музыка,1. Упражнение "Росточек под солнцем"См. 1 занятие.2. Игра "Путаница"Выбирается один водящий . Остальные дети запутываются не расцепляя руки. Водящий должен распутать клубок.3. Игра "Кораблик"Матрос – один из детей, остальные дети – кораблик в бушующем море. Матрос , находящийся на корабле должен перекричать бурю : "Я не боюсь бури, я самый сильный матрос!"4. Упражнение "Кони и всадники"Дети делятся на пары – один ребёнок превращается в "коня", другой во "всадника". "Коням"завязывают глаза , а всадники встают сзади , берут за локти и готовятся ими править. На скачках задача "коня"- бегать быстрее , а задача "всадника"– не допускать столкновения с другими конями . 5. Упражнение "Волшебный сон"Все дети отдыхают и всем снится один и тот же сон, который рассказывает психолог.6. Рисуем , что увидели во сне .Каждый ребёнок вспоминает , что он увидел во сне и рисует эту картинку. 7. Упражнение "Волшебники"Один из детей превращается в волшебника . Ему завязывают глаза и предлагают догадаться , кто будет к нему подходить ; он ощупывают кисти рук. 8. Упражнение "Горячие ладошки"
ЗАНЯТИЕ10."СОЛНЦЕ В ЛАДОШКЕ"
Цель: освобождение от отрицательных эмоций, развитие социального доверия, повышение уверенности в своих силах повышение значимости в глазах окружающих.Материалы к занятию : магнитофон, спокойная музыка, фотографии детей, краски альбомные листы.1. Упражнение "Росточек под солнцем"
2. Упражнение "Неоконченные предложения"Детям предлагается предложения , которые нужно закончить."Я люблю…", "Меня любят…", "Я не боюсь…", "Я верю..""В меня верят…", "Обо мне заботятся…"
3.Игра"Баба-Яга"По считалке выбирается Баба- Яга. В центре комнаты рисуем круг. Баба- Яга берёт веточку- помело и становится в круг. Дети бегают вокруг Бабы- Яги и дразнят её. "Баба-Яга , костяная нога . С печки упала, ногу сломала . Пошла в огород, испугала весь народ. Побежала в баньку испугала зайку!"Баба-Яга выпрыгивает из круга и старается коснуться ребят помелом.4. Игра "Комплименты"Стоя в кругу , все берутся за руки. Глядя в глаза соседа , ребёнок говорит : "Мне нравится в тебе…."Принимающий кивает головой и отвечает: "Спасибо , мне очень приятно!"Упражнение продолжается по кругу. Далее обсуждаем чувства , которые испытали дети при выполнении данного задания.5. Упражнение "В лучах солнышка"Психолог рисует солнышко , в лучах которой находятся фотографии детей . По сигналу психолога дети по очереди называют понравившиеся качества данного ребёнка , которые он показал на занятиях.6. Упражнение "Солнце в ладошке"Психолог зачитывает стихотворение, затем дети рисуют и дарят подарки ( рисунки) друг другу.Солнце в ладошке, тень на дорожке,Крик петушиный , мурлыканье кошки,Птица на ветке, цветок у тропинки,Пчела на цветке , муравей на травинке,И рядышком - жук , весь покрытый загаром.-И всё это - мне , и всё это- даром !Вот так – ни за что ! Лишь бы жил я и жил, Любил этот мир и другим сохранил….7. Упражнение "Горячие ладошки"
Занятия.
Цикл практических занятий рассчитан на 7 часов, т.е. 10 занятий. Занятия проводятся с одной группой один раз в неделю. Данная программа коррекционно- развивающих занятий рассчитана на детей дошкольного возраста (5-7 лет).В каждой группе 5-6 человек. Занятия подобраны так, чтобы на протяжении всего занятия и всего курса сохранялся интерес и у малышей и у детей постарше.Идеальный вариант - одновозрастные группы, но группы могут бытьразновозрастные.Условия проведения занятий :принятие ребёнка таким какой он есть;
нельзя не торопить, не замедлять игровой процесс;
учитывается принцип поэтапного погружения и выхода из травмирующейситуации;
начало и конец занятий должны быть ритуальными, чтобы сохранить у ребёнкаощущение целостности и завершённости занятия;
игра не комментируется взрослым;
в любой игре ребёнку предлагается возможность импровизации.
Все занятия имеют гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Во время занятия дети сидят в кругу. Круг - это прежде всего , возможность открытого общения. Он создаёт ощущение целостности, завершённости, придаёт гармонию отношениям детей, облегчает взаимопонимание .В содержании программы занятий выделяются три блока, которые обеспечивают решение поставленных задач.
блок - развлекательные ( контактные) - 1 занятие - включает объединение детей , задания направленные на создание доброй и безопасной обстановки.
блок - коррекционно - направленные + обучающие - 8 занятий - коррекцияэмоциональных нарушений (страхов, тревожности, неуверенности в себе), обучение.блок - развлекательные + обучающие + контрольные.
Контрольный этап позволяет увидеть эффективность коррекционной работы.Контроль осуществляется с использованием всех диагностических материалов ранееиспользованных. Результаты фиксируются в психологических картах и сравниваются.Структура игрового занятия. Ритуал приветствия – 2 минуты.Разминка - 10 минут.Коррекционно-развивающий этап- 20 минутПодведение итогов- 6 минут.Ритуал прощания – 2 минуты.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Коррекционно-развивающая работа направлена не только на снижение тревожности, но и на развитие коммуникативных навыков, на повышение представлений о собственной ценности, на развитие  уверенности в собственных силах, а также способности наиболее успешно реализовать себя в поведении и взаимодействии с окружающими людьми.
Снижение уровня тревожности. Осознание проблемы тревожных детей ( необходимо вовремя Распознать проявления тревожности и помочь детям стать увереннее в себе, научили управлять собой в различных ситуациях.)
Усиление способности социальной адаптации и стрессоустойчивости людей в современных быстроменяющихся условиях.
Раскрыты вопросы о понятии тревожности, ее причинах, об особенностях поведения детей, имеющих тревожность.
Литература
Арюкова С, Пушкинская Л. Другие мы... //Школьный психолог.
Баркан А.И. Практическая психология для родителей.
Бороздина Л.В., Залучёнова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний // Вопросы психологии.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование).
Вачков И. Тревожность, тревога, страх: различие понятий //Школьный психолог
Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений
Выготский Л.С. Учение об эмоциях. - Собр. СочДружинин В.Н. Психическое здоровье детей.
Ю.Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка.
П.Захаров А.И. Детские неврозы.
Изард К.Э. Эмоции человека.
Кочубей Б., Новикова Е. Ярлыки для тревожности // Семья и школа
Кочубей Б., Новикова Е.. Снимем маску с тревоги //Семья и школа. 1988
Кочева Е. Программа работы психолога с детьми по оптимизации общения в детском саду// Школьный психолог, 2000.
Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль: Академия развития, 1996.
Кузьмина М. Детский невроз страха //Школьный психолог, 2000.
Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование.
Психолого - педагогическая диагностика: Учебное пособие для студентов высш. пед. учебн. Заведений/ Под ред. И.Ю Левченко, С.Д. Забрамной.
Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. Кн. 1. Общие основы психологии.
Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании.
Столяренко Л.Д. Основы психологии.
Эмоциональное развитие дошкольника/ Под редакцией А.Д. Кошелевой.