Разработка урока по русскому языку «Имя существительное — часть речи удивительная» ( 5 а класс)
Тема урока: «Имя существительное - часть речи удивительная» ( 5 а класс)
Цели урока:
Учебно-познавательные:закрепить и обобщить сведений об имени существительном.
Интеллектуально-развивающие: развивать мышление, умение сравнивать, классифицировать, развитие самооценки. Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения, формировать навыки сотрудничестваФормы учебной деятельности: учебное сотрудничество, индивидуальная и совместная учебная работа, учебно – исследовательская деятельность, контрольно – оценочная и рефлексивная деятельность.Тип урока: комбинированный Технология: элементы технологии развивающего, проблемного, опережающего, игрового, здоровьесберегающего обучения, ИКТ. Результаты: теоретик и практик – вот те роли, которые позволили ученику перейти от уровня «я — ученик» к уровню «я – исследователь».
Ход урока :1. Орг. момент
-Добрый день, ребята! Рада вас видеть! Для того чтобы настроиться на наше занятие, повернитесь друг к другу и подарите своему товарищу и нашим гостям улыбки. Каждый из вас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Да и в самом деле, главное - доброе начало и я надеюсь, что урок принесет нам радость общения. А теперь тихо сядем.
2.Постановка проблемы и задач урока Сегодняшнее занятие я хочу начать с загадки, ответ на которую позволит вам определить тему урока: «Давно живу я в мире этом, даю названия предметам». О какой части речи эта загадка? — Правильно, это имя существительное. — Прочитайте эпиграф урока: Имя существительное – хлеб языка. Л.В.Успенский -Как вы понимаете это высказывание? — Объясните постановку тире. (О справедливости этого утверждения говорят цифры: в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных). Может быть, после всего выше сказанного кто-нибудь догадался, какая тема нашего урока?— Запишите в тетради сегодняшнее число, классная работа и тему урока «Имя существительное - часть речи удивительная». — С именем существительным, с морфологическими признаками этой части речи вы знакомились на протяжении нескольких уроков.
Какова же будет цель нашего занятия?
(закрепить и обобщить и проверить знания о существительном)
Правильно, ребята, сегодня на уроке вы закрепите, проверите и сами оцените свои знания об этой части речи
-А чтобы вам не было скучно, я хочу предложить вам небольшое путешествие. Каждый из вас получит маршрутный лист, который будет указывать, по каким станциям нам предстоит пройти. Каждый должен выставить себе баллы в эти листы. Кто будет активно работать, тот получит хорошие баллы.
Отправляемся в путь!
Маршрутный лист
№ остановки кол-во баллов
1. «Творческая»
2. «Теоретическая»
3. «Морфологическая»
4. «Синтаксическая»
5. «Проверочная» Ф.И.ученика Итог:
Словарная работа.
Перед выполнением практической части урока я хочу вас, ребята, познакомить с новым интересным словом. Это слово «легенда». Давайте запомним написание этого слова и разберёмся в его значении .
Легенда- это рассказ о предметах, явлениях, событиях прошлого, в которых допускается доля вымысла.
А сейчас послушайте две легенды о целебном, ароматном, прекрасном цветке ландыше.
Легенда Древней Греции. С богиней Дианой связана легенда о появлении ландыша. Как-то на охоте Диана заблудилась и попала в лес, в котором жили фавны. Они влюбились в неё и стали преследовать прекрасную незнакомку. Диана убежала от них, но во время бегства с её красивого тела падали душистые капельки пота, превращавшиеся на земле в волшебной красоты цветы – ландыши.
В Австрии существует предание, что белые колокольчики ландышей – это фонарики гномов или ожерелье Белоснежки. Спасаясь от злой мачехи, она рассыпала его, и бусины превратились в грустные, белые, как снег, цветы.
Задание: выписать выделенные слова в тетрадь, подчёркивая изученные орфограммы, прокомментировать их.
- Дианой, убежала, фонарики,рассыпала,грустные.
(объяснение учащимися орфограмм в данных словах)
Найдите в данных текстах синоним к слову « легенда» и запишите его в тетрадь.( Легенда - предание)
Станция « Творческая».
О ландыше была создана прекрасная легенда и в Древней Руси.
(Текст записан на доске. Учащиеся списывают его, при этом вставляя вместо схем словосочетания, учитывая их смысл и состав)
Славяне создали свою («прил.+ сущ.») о ландыше.
Водяная царевна («гл. + сущ.»).
На свою беду она («гл. + сущ.») Садко к прекрасной Любаве.
Вышла царевна на берег послушать («сущ.+сущ.»), но не нашла его на берегу.
Горько заплакала водяная царевна, («сущ. + гл.») среди трав , превратившись в («прил. + сущ.») с изумительным ароматом.
Справка: полюбила Садко, удивительная легенда, узнала о любви, горько заплакала, песни Садко, слёзы упали, чудесные цветы.
( 1-2 учащихся читают свой вариант текста)
Озаглавьте данный текст с помощью одного слова (легенда), с помощью словосочетания (легенда о ландыше). Какое заглавие более точно отражает содержание текста?
ВОПРОС: С какими частями речи чаще всего сочетаются существительные? (с прилагательными и глаголами).
После выполнения этого задания какой мы можем сделать вывод?
Вывод. Имена существительные играют важную роль в предложении, в речи. Имя существительное обозначает предметы в широком смысле слова. Без имен существительных невозможно понять текст, речь человека. Это действительно значимая часть речи.
2 остановка «Теоретическая» Ребята, мы с вами уже немного поговорили о имени существительном. Но ответьте мне на вопрос: -Что такое имя существительное? Что оно обозначает? (Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет) -Каждый из вас хорошо знает, что имя существительное, отвечает на вопросы что? или кто? и обозначает предмет. В лингвистике термин «предмет» употребляется в широком значении. Это и название предметов, вещей, людей, явлений, событий и даже качеств, состояние человека. В связи с этим имена существительные, как вы знаете, делятся на большие группы. Чтобы выяснить, какие названия предметам даёт имя существительное, мы поработаем в парах и выполним второе задание .На столах у вас лежат карточки. На них обозначен номер вашей группы.1. Прочитайте слова:2. Обсудите в паре и выпишите в тетрадь только те слова, которые обозначают указанные названия. Работайте дружно, обсуждайте шепотом.
Ребенок, Байкал, ножницы, белизна, мука, девочка, бег, щука, юноша, стол, пожар, окно, крупа, синева, Россия, стрельба, микроб, сливки, беседа, свежесть, прыжок, удивление, кошка, Белгород, спектакль, листва, родня, сонливость, беспокойство.
1 группа
-названия лиц (ребенок, девочка, юноша) -названия вещей (стол, окно, ножницы)
2 группа-названия живых существ и организмов (кошка, щука; микроб), -географические названия (Россия, Байкал, Белгород),
3 группа
- названия фактов, событий, явлений (пожар, спектакль, беседа)-название действий ( бег, прыжок, стрельба)
4 группа
совокупность предметов и лиц (листва, родня)
чувства, состояние человека(удивление, сонливость, беспокойство)
5 группаназвания вещей (стол, окно, ножницы) названия веществ (крупа, мука, сливки),
6 группа
-названия живых существ и организмов (кошка, щука; микроб), - названия признаков (свежесть, белизна, синева)
Физкультминутка-Ребята! Вы любите играть? Только играть надо с пользой. Ребята, прежде чем выполнить физическое упражнение, вы должны определить склонение имен существительных. Когда услышите имена существительные 1 склонения –делаете наклоны вперед и назад, согнув руки на поясе, когда прозвучит имя существительное 2 склонения – присядьте 2 раза, а третьего –руки перед собой и сжимаете пальчики. Весна, утро, урок, погода, ночь,день,ветер, перемена, солнце
3 остановка «Морфологическая» 1 группа -1 рядЗадание: Распределите существительные по родам и сделайте выводы. Какие слова вам помогали при распределении? Вода, корабль, ночь, меч, блюдечко, окно, рожь, солнце2 группа – 2 ряд
Задание: распределите имена существительные на одушевленные и неодушевленные. Сделайте вывод.Дама сдавала в багаж Диван, Чемодан, Саквояж, Картину, Корзину, Картонку И маленькую собачонку. 3 группа- 3 ряд. Задание: Распределить слова в два столбика. Объясните, по какому признаку распределяли Пушкин, поэт, река, книга, птица орел, город Орел4 остановка «Синтаксическая» -Определите, каким членом предложения являются имена существительные в приведенных предложениях. 1. Выпал первый снег.
2. Всё покрылось снегом.
3. Дует сильный ветер и раскачивает ветви деревьев.
4. На деревьях появился иней.
5. Книга- источник знаний.
6. Пора, красавица, проснись!Вывод: Расскажите о синтаксической роли существительного-Мы приближаемся к концу маршрута и должны проверить свои знания и оценить их. Для этого мы отправимся на конечную станцию » Проверочная» .Конечная остановка «Проверочная» Тест “Имя существительное”1. Найдите неверное утверждение. А. Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет.Б. Имена существительные не изменяются по родам.В. Собственные имена существительные пишутся с большой буквы. 2. Укажите имя существительное А. бег Б. бежать В. беглый3. Определите, каким членом предложения является выделенное слово в предложении “Мальчик пишет письмо”: а) подлежащим; б) дополнением; в) обстоятельством. 4. Определить род существительных: верность, дружба, книга. 5. Как называются существительные, называющие неживой предмет? Самопроверка Ответы 1. Б 2. А 3. Б 4. женский 5. неодушевленные «5» — 5 правильных ответов; «4» — 4 правильных ответа; «3» — 3 правильных ответа6.Выставление оценок. 7.Рефлексия .
Вот и подошло к концу наше занятие, и мне хочется узнать, понравился ли вам наш урок. Если «да» - покажите солнышко, если «нет» - тучку. Спасибо, ребята!
8. Домашнее задание: Ребята, мы сегодня с вами познакомились с легендой о ландыше, а дома вы сочините сказочную легенду на тему «Легенда о розе».
Благодарю вас за активную работу на уроке!