Особенности организации деятельности педагога в условиях реализации ФГОС ( из опыта работы)
Особенности организации деятельности педагога в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)
Первая задача школы-
развить ребёнка, чтобы
он мог и хотел добыть
(а не получить) знания,
мог приобрести умения и навыки.
(Ш. Амонашвили)
Реформа школы продолжается, и главным её двигателем по-прежнему остаётся учитель. Мой педагогический стаж 26 лет. С 2011 года я работаю по новым стандартам. С 2015 года начался новый виток работы. С введением ФГОС пришлось измениться самой, осмыслить новые цели в работе, принять новый стандарт сердцем. Безусловно, выстраивать свою работу с учётом собственных ошибок и успехов.
Целью своей работы считаю создание условий для раскрытия индивидуальных способностей каждого обучающегося, развитие личности. Для достижения цели развиваю познавательный интерес через создание проблемных ситуаций на уроке, формирую активную познавательную самостоятельность.
Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало. Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Вся учебная деятельность должна строиться на основе системно-деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Я уже 17 лет работаю по программе «Школа 2100», где системно-деятельностный метод – основной инструмент деятельности педагога. Ребёнок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие, чтобы все дети не остались незамеченными в течение урока.
Особую актуальность приобретают технологии проблемно-диалогического обучения, дифференцированного обучения (ускорение, углубление, обогащение обучения), групповой работы, оценивания образовательных результатов, ИКТ.
Изучая технологию проблемно-диалогического обучения, я пришла к выводу, что она может реализоваться на любом предметном уроке, где происходит открытие новых знаний.
Возможен широкий спектр проблемных ситуаций, но наиболее оптимальна проблемная ситуация со столкновение мнений учащихся.
Вопрос для исследования или тема урока – учебная проблема, она должна быть сформулирована детьми и зафиксирована на доске. Далее идёт поиск решения, наблюдение. Метод поиска решения является наиболее сложным. Самое главное не опровергать предположения детей.
Эта технология применяется на всех уроках и даёт позитивные результаты, так как в учебном процессе отсутствует авторитарный стиль работы учителя, дети не боятся выдвигать гипотезы, задавать вопросы и делиться информацией. Такой процесс ведёт к снижению утомляемости и повышению качества усвоения материла.
С первого класса обучаю детей планированию работы на уроке, определению последовательности работы. Как учитель, я только предполагаю, по какому плану пойдёт урок, но главными деятелями на уроке, даже на этапе планирования, становятся дети. Учу детей анализировать предложенный учебный материал, выбирать те задания, которые будут способствовать поставленной цели, определять их место на уроке.
Деятельность учителя и ребёнка стала совершенно другой, функция учителя изменилась полностью.
Очень важным при организации практической работы является использование технологии групповой работы. Очень важно научить детей работать в парах, группах, научить выслушивать мнение других, высказать своё, а также делать выводы.
Работа в группе требует очень большой организации учителя. Сразу возник вопрос: как начать, если дети ещё мало что могут сами? каким образом?
Очень важен был вопрос комплектования рабочих групп. Я решила, что прежде чем отправлять корабль в свободное плавание, нужно дать команде определённые навыки, а значит, деление групп на первом этапе планирует учитель, при этом обязательно формирует их так, чтобы в группе были ученики всех уровней развития (этому помогла работа психологов). Следующим этапом была смена обязанностей, а потом и перемешивание состава групп. В 4 классе – свободное формирование групп по желанию.
Далее было распределение обязанностей, при этом роль командиров попытаться отдать на первоначальном этапе более скромным учащимся. Очень важно учитывать не только учебные возможности ученика, но и качества его характера.
Конечно, без проблемных ситуаций не обошлось (некоторые ученики не выполняют обязанностей, происходят ссоры и т.д.), но на собственном опыте учились выходить из сложных ситуаций вместе. Самое главное при организации подобной групповой работы важно давать детям чёткую конкретную задачу, каждый из которых должен понимать и выполнять свои действия для совместного решения этой задачи.
Успех в учёбе - это основа взаимопонимания между учителем и учеником. Этому правилу я следую неизменно. Одним из условий успешности детей является организация дифференцированного обучения на уроках.
В чём должна заключаться дифференциация обучения? Учёт индивидуальных особенностей детей – это один из ведущих принципов дидактики. Разным ученикам требуется разное время, разный объём, разные формы и виды работы, чтобы овладеть программным материалом. Необходимо учитывать эту разницу. Эффективным приёмом дифференцированного подхода является «работа в паре» или «задание для товарища». Роль учителя состоит, прежде всего, в помощи отдельным группам детям по налаживанию совместного характера их действий.
Введение новых образовательных стандартов привело к переосмыслению традиционной системы оценивания.
Помимо привычных предметных контрольных работ теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий.
Новая система контроля и оценки призвана не столько фиксировать результат, сколько предоставлять необходимую информацию для повышения качества образовательного процесса. Это позволяет составлять задания, проводить коррекцию знаний с учётом индивидуальных особенностей детей.
Для организации оценочной деятельности школьников использую технологию оценивания образовательных результатов, разработанную авторским коллективом образовательной системы «Школа 2100». В её основе лежат правила самооценки, которые вырабатываются учениками уже в 1- ом классе под руководством учителя. Используется алгоритм-последовательность «шагов-вопросов», отвечая на которые, ученики оценивают свои результаты и те действия, которые к ним привели.
В качестве процедур оценивания нами используются такие приёмы как «Лесенка здоровья», «Лесенка успеха». Текущие результаты, фиксирующие продвижение младших школьников в освоении всех умений, необходимых для формируемых навыков, заносятся «Лист индивидуальных достижений», появилась новая форма накопительной оценки (портфолио)
С первых дней обучения используем различные формы самоконтроля и взаимоконтроля. Этому надо учить с самого начала обучения, тогда все ребята научатся давать объективную оценку своей работе.
Большое значение имеет рефлексия (что было сделать затруднительно, в чём не испытывали трудности и почему) Обучать рефлексии нужно с первых дней обучения.
5.Введение в образовательный процесс нового стандарта определило обязательное внедрение и использование новейших мультимедийных и информационно-коммуникативных технологий в процесс обучения. Мой класс полностью оснащён учебно-лабораторным оборудованием. Это позволяет в полной мере дифференцировать процесс обучения, даёт возможность расширить спектр способов представления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным. Повышается статус учителя, в условиях доступа к компьютерной информации не только в учебное время и не только с помощью учителя, меняется характер самостоятельной работы учащихся. Приобретение умений работы с компьютером даёт детям свободу творчества, не ограниченного рамками урока.
Теперь подготовка к уроку по ФГОС занимает довольно много времени. Пользоваться готовыми конспектами, как раньше, не получится. Ведь теперь нужно запланировать не только учебное содержание, но главное организовать деятельность учащихся. Это самый трудный момент при планировании урока. Нужно продумать наиболее эффективные формы работы, использовать инновационные приёмы. Мне, педагогу с достаточно большим стажем работы, даже приходилось сдерживать себя, чтобы не начать самой объяснять.
Стали новыми и формы взаимодействия с родителями учащихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Внеурочная деятельность организуется совместно с родителями обучающихся. Информационное взаимодействие «родитель – учитель – ребёнок» в новых условиях осуществляется не только традиционными формами, но и при помощи Интернета (АСУ РСО, сайт школы, сайт учителя)
Я, как современный человек, за ФГОС, который даёт формировать и развивать нового человека 21 века. Но надо помнить, можно на высшем уровне обеспечить материально-техническую базу школы, но если нет личности учителя, если он не меняется в духе требований современного мира, то ребёнок как личность тоже может не раскрыться. Успех реализации ФГОС в значительной степени зависит от учителя, его отношения к учебному процессу, его творчества и профессионализма.
Уважаемые коллеги! Какие бы преобразования нас не ожидали, мы не имеем права быть равнодушными, ведь именно мы, учителя, прививаем любовь к знаниям, к открытиям. Мы не должны забывать, что все нововведения касаются не только учителя, но и детей, и успех завтрашнего дня зависит от нашего СЕГОДНЯ!
Упала с неба капля дождевая,
Всего минуту, может, прожила.
И, всё же, век короткий доживая,
Она травинку напоить смогла,
Да так, что та окрепла, осмелела
И в рост пошла,
Как люди ходят в путь.
Вот так и нам суметь бы
Жизнью всей и делом
Пролиться каплей для кого-нибудь