Открытый урок обобщения материала по теме Имя существительное как часть речи в 5 классе.

Проект урока
Аттестуемый педагог - Кокорина Нина Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ «Змеиногорская средняя общеобразовательная школа № 3» г.Змеиногорска Алтайского края.
Время прохождения курсов – с 14 по 19 марта 2011 года.
Предмет - русский язык. Класс - 6.
Тема урока - Имя существительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.
Тип урока - урок закрепления изученного и совершенствования знаний об имени существительном.
Элементы содержания урока: имя существительное как самостоятельная часть речи. Одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные существительные. Словообразование существительных и их роль в предложении. Употребление в речи, использование существительных в качестве олицетворений и обращений.
Раздел «Морфология». Подраздел «Имя существительное», на его изучение отводится 19 часов.
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса.
- различать части речи;
- уметь опознавать имя существительное среди других частей речи, правильно указывая морфологические признаки;
- различать существительные одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные;
- определять синтаксическую роль в предложении;
- уметь склонять, правильно, уместно и выразительно употреблять имена существительные в речи, в роли главных и второстепенных членов предложения, а также в роли обращений;
- находить в художественных текстах олицетворения;
- отличать имя существительное от однокоренных слов других частей речи

Не мыслям надобно учить, а учить мыслить.

И.Кант
Принципы обучения:
- научность;
- доступность;
- сознательность, активность, самостоятельность;
- поисковый, творческий характер познавательной деятельности;
- индивидуализация и дифференциация обучения;
- стимулирование положительного отношения учащихся к учению.
Использованы методы и приёмы следующих технологий личностно-ориентированного обучения: проблемного урока, коллективного взаимообучения, развивающего, дифференцированного обучения.
Общие цели изучения имени существительного в 5 классе (образовательные, развивающие, воспитывающие).
Результаты обучения.
- опознавать имя существительное среди других частей речи, указывая отличительные грамматические признаки этой группы слов, включая характерные суффиксы;
-различать существительные одушевлённые / неодушевлённые, собственные/ нарицательные;
- верно определять склонение, род, число, падеж имён существительных;
правильно употреблять их в речи;
-грамотно писать, уметь объяснить правописание окончаний, включая формы с буквой о – е после шипящих, употребление прописной буквы.


1.Организационный момент.
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание

Коллективное задание.
Прочитайте тему урока (учебник, стр. 207).
Фронтальная беседа.
Что вы знаете по теме?
Над каким разделом лингвистики мы будем работать? Что вы знаете об имени существительном? Попробуйте дать определение этой части речи?
Назовите одно из имён существительных и попробуйте доказать его частеречную принадлежность. Как мы будем это узнавать?
В случае затруднения обратитесь к учебнику: на стр.205 приведён алгоритм рассуждения.
Цель: сформировать коммуникативную, языковую, лингвистическую и культуроведческую компетенции учащихся, изучая тему урока.
Задачи изучения темы:
закрепить представления учащихся о принципах классификации частей речи в морфологии; обобщить имеющиеся знания об имени существительном,
познакомить с образованием имён существительных и основными суффиксами и их правописанием;
дать представление об основных лексико-семантических группах имён существительных.

Развивать умение учащихся прогнозировать содержание урока по заголовку, названию параграфа учебника.
Постановка цели и задач, мотивации деятельности учащихся на учебную деятельность, предмет и тему урока.
Методы организации работы:
- постановка вопросов, призванных обобщить, систематизировать материал;
- коллективная мыследеятельность;
- поиск, проблемное задание;
- формирование навыков самоконтроля
(алгоритм выполнения задания)
Умение доказательно отвечать на вопросы учителя, создавать устные высказывания.


2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу.
Деятельностьучащихся
Деятельностьучителя
Примечание

Выявить уровень сформированности знаний, умений по теме.
Домашнее задание.
Теория, параграф 70.
Коллективное задание
.Закончи предложение:
Морфология – это раздел
Грамматика изучает ещё
Все части речи делятся на
Принципами выделения частей речи являются
Не относятся ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи(по итогам опроса составляется опорная схема).
Устные сообщения:
1. Части речи и их общие грамматические значения;
2. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;
3. Собственные и нарицательные существительные


Создаю условия для развития мышления: умение выделять главное, обобщать и систематизировать материал;
для актуализации прежних знаний;
для умения осуществлять логические операции.
Организованное систематическое повторение, связь с новым материалом.
Вызвать интерес к теме, стимулировать учебную активность.
Развитие интеллекта, познавательных интересов, самостоятельного мышления, речи, памяти.
Учатся готовить самостоятельно индивидуальные сообщения, развивают интеллектуальные способности, навыки монологической речи (для сильных учащихся)
Развитие речи учащихся, обогащение и усложнение словарного запаса.
Методы работы:
- диалогический;
-повторение и закрепление теоретических сведений, терминов языка; скорректировать опорные понятия,
работа по составлению таблиц-схем, отражающих систему языка;
- семантический диктант;
- игра «Четвёртое лишнее»


Семантический диктант. 1. Плавучая ледяная гора. 2.Круглая площадка в цирке. 3.Профессиональный наездник. 4. Часть города, ограниченная пересекающимися улицами. 5. Игра-задача, в которой в квадраты вписываются буквы. 6. Запас слов и выражений одного человека. 7.Животный мир. 8. Растительный мир. 9.Заслуженный участник войны и труда. 10. Группа специалистов, решающих вопрос о присуждении премии или награды. 11.Небольшая книжка, листы которой сшиты. 12.Разговор двух или нескольких лиц.
(Айсберг, арена, жокей, квартал, кроссворд, лексикон, фауна, флора, ветеран, жюри, брошюра, диалог)
Логическая игра «Четвёртое лишнее».
- Цветок роза, девочка Роза, собака Шарик, планета Земля;
- Пианино, конфета, диван, герой;
- Горечь, плющ, меч, крыш;
- Жёлудь, шёлк, бечёвка, печь
3. Изучение нового учебного материала.
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание

Коллективное задание.
Откройте учебник
«Теория», стр. 83.
Что нового вы узнали об имени существительном? Какие группы по значению выделяются?
(конкретные, вещественные, отвлечённые, собирательные).
Почему они так называются? Приведите примеры.
Устное рассуждение.
«А слова «зов» и «желтизна» - имена существительные?»
Задание на словообразование.
Гипотеза: можно ли по суффиксам и окончаниям существительных определить род и тип склонения?
1)- от: темнота, слепота,
- ух: стряпуха,
- ация: радиация,
-лк: косилка:
2) – ыш, - ист, -енок,-ач, -ени, -ец: крепыш, баянист, ребёнок, силач, строение, горец;
3) –ость, -знь: леность, жизнь


Формировать языковую и лингвистическую компетенции учащихся при изучении темы урока.
Организация самостоятельной познавательной деятельности при формировании новых знаний, умений и навыков.
Работа с учебником, умение анализировать текст, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста, иллюстрировать примерами.











Определение уровня внимания и интереса к излагаемому материалу, умение отстаивать своё мнение.

Комментарий учителя
Типичные суффиксы имён существительных и их написание
Лица мужского пола: преподаватель, москвич, шутник, обманщик, лжец, театрал, велосипедист.
Лица женского пола: свидетельница, повариха, мастерица, беглянка, бабуля, принцесса.
Детёныши: волчонок, детёныш.
Предмет, орудие действия: экспонат, мельница, цедилка.
Места, помещения: спальня, хранилище, цветник, колокольня.
Процесса, действия, состояния: мигание, посещение, косьба, хлопок.
Признака: свежесть, богатство, доброта, голубизна.
Собирательности: березняк, учительство, листва.
Единичности: виноградина, дождинка.
Методы:
-эвристический,
проблемная ситуация.
исследовательский.
Поисковые творческие задания по группам: учитывается уровень развития детей – дифференциация обучения.
Развиваются орфографические навыки при написании «словарных» слов, умение правильно задавать вопросы для определения одушевлённых имён существительных
Видеть строение и образование слов.

Задание №1. Выпишите, вставляя буквы, существительные в следующей последовательности: 1) названия людей; 2)названия животных; 3)названия вещей; 4)названия веществ; 5) явления природы; 6)названия событий; 7) название признаков; 8)название действий.
Снгопад, смелость, молтьба, зеркало, медведь, резолюция, лдоход, тетра..ь, реформа, змлетрсение, Олег, радость, чемодан, олень, стрльба, нефть, снева, делегат, велосипед, пилот, собака, ураган, комбинезон, малахит, тракторист, корова.
Задание 2. Выпишите имена существительные, обозначающие одушевлённые предметы, в левый столбик, а обозначающие неодушевлённые – в правый.
Шофёр, аппарат, аттестат, ветеран, гирлянда, диспетчер, катер, маляр, мичман, пиджак, плакат, почтальон, ровесник, трамвай, экскаватор, дуб, читатель, клоун.
Игровое задание. Запишите существительные, выделите суффиксы, определите их значение.
Самолетом правит(лётчик).
Трактор водит(тракторист).
Электричку.. (машинист).
Стенку выкрасил(маляр).
Доску выстрогал(столяр).
В доме свет провёл (монтёр).
В шахте трудится ..(шахтёр).
В жаркой кузнице(кузнец).
Кто всё знает(молодец)!
4. Закрепление учебного материала.
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание

Упражнение 732 учебника: орфоэпия:
правильное произношение имён существительных, употребление их в словосочетании.
Объяснительный диктант.
Без букв и грамматик не учатся и математик
Лучше пить воду в радост, чем мёд в кручин

Работа с предложениями: определите роль имён существительных в предложениях.
1.Раннее утро.2. Адонис – растение полезное. 3.Над седой равниной моря ветер тучи собирает.4. О чём ты воешь, ветр ночной?
- В чём особенность последнего предложения?
Что называется обращением? Как и почему оно выделяется на письме?
Анализ художественного текста.
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнце, Мёрзнет в жару.
- На каком морфологическом признаке существительных основан приём олицетворения?
Какое изобразительное средство есть ещё в тексте?

Создаю условия для умения работать в парах, слушать и слышать друг друга;
для переноса знаний в новую ситуацию;
для осуществления межпредметных связей: овладения выразительными средствами языка, используя тексты художественной литературы;
для развития инициативы и творчества.
Анализ структуры предложения, различение частей речи и их роли.
Формирование коммуникативной и культуроведческой компетенций создание ситуации речевого общения, развитие навыков монологической речи, соблюдение речевых норм, воспитание культуры речи.
Деятельностный подход в обучении.
Дополнительная активизация для тех, кто не усвоил материал: разнообразные задания, их практическая направленность, обратная связь.
Ситуация решения задачи, использование учебной информации как средство деятельности.
Умение выразительно читать художественное произведение, определять и раскрывать тему, выражать своё отношение к прочитанному, определять изобразительно-выразительные средства.


Дополнительные задания.
1.Подумайте! Какой частью речи могут быть слова покрой, стих, пила?
Включите их в словосочетания или предложения. Как называются такие слова в лексике?
2.Задание по лексике. Подобрать к существительным синонимы и антонимы, которые употребляются только в единственном числе.
Сила - мощь, слабость; правда – истина, ложь; богатство – изобилие, бедность; слёзы – горе, радость, старость – немощь, юность, злость –жестокость, доброта, свет – тьма.
3.Работа со словосочетаниями. Определяя род имён существительных, согласуйте их с прилагательными.
Картофель, купе, пламя, пенальти, жюри, баррикада, шоколад, тюль, вермишель, мадам, море, площадь, трус.
4. Задание на словообразование. Отгадайте загадки, используя сложные существительные. Запишите слова, обозначив корни.
1.Без разгону он взлетает, 2.Паренёк под облаками
Стрекозу напоминает, Ловко действует руками
Отправляется в полёт Нервы крепки, зорок глаз.
Наш российский(вертолёт). Кто же это? (верхолаз)
3.Он с хоботом резиновым, 4. Хоть заманчив он на вид,
Желудком парусиновым, Но, однако, ядовит.
А загудит мотор Знают люди с давних пор, Глотает он и пыль, и сор. (пылесос) Что несъедобен (мухомор).
5. Задание на дом.
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание

Учебник «Теория».
Поисковое чтение параграфов 70 – 72: выделить в теоретическом материале новую информацию о существительном.
Учебник «Практика».
Упражнение 741: чтение, озаглавить, списать, обозначив орфограммы, указать морфологические признаки одушевлённых существительных, выполнить синтаксический анализ указанного предложения.
Упражнение 742: устно, найти пример олицетворения, доказать, что приём основан на признаке одушевлённости/ неодушевлённости.
Проверить умение учащихся работать с текстом, выполняя различные виды грамматических заданий.
Разъяснить порядок выполнения домашнего задания и подвести итоги урока.
Рефлексия:
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Какой материал показался трудным, над чем ещё следует поработать?
Было ли интересно на уроке?


Урок спроектирован по учебному комплексу для 5-9 классов. Авторы программы В.В.Бабайцева, А.Ю.Купалова, Л.Д.Чеснокова.
Использованы также материалы из методической копилки учителя.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14915






15