Статья Работа с одаренными детьми в рамках реализации ФГОС
Работа с одаренными детьми в рамках реализации ФГОС.
Бородина И. Е.
учитель математики МБОУ БГО СОШ №4 город Борисоглебск Воронежской области
«Одаренность человека-это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать его благороднее, чтобы он вырос и дал обильный плод».
В. А. Сухомлинский
Сейчас особую актуальность приобретает проблема развития у учащихся научной грамотности, исследовательских и творческих умений и навыков. Школа должна готовить личность, способную максимально эффективно использовать свой потенциал в получении новых знаний и творчески, грамотно их применять. Способность к творчеству и созиданию мы в первую очередь считаем атрибутом одарённости. Кто такие одаренные дети? Одаренные дети- дети, которые выделяются очевидными, иногда выдающимися достижениями(или имеют внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности – педагогический словарь. Работа с ними кропотливая и требует большого внимания к их развитию. Они:
- чрезвычайно любопытные в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать всё окружающее.
- обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравится в своём воображении создавать альтернативные системы;
- отличаются прекрасной памятью в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации;
- обладают большим словарным запасом;
- не терпят, когда им навязывают готовый ответ;
- имеют обострённое чувство справедливости;
- предъявляют высокие требования к себе и окружающим;
- обладают отличным чувством юмора;
- нередко у них развивается негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками.
В специальной литературе чаще всего выделяют несколько категорий детей, которых обычно и называют одаренными:- дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (интеллектуальная одаренность);- дети с высоким уровнем творческих способностей (творческая одаренность);- дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и др.); эту категорию детей чаще называют талантливыми;- дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).
Среди современных концепций одаренности самой популярной может быть названа теория известного американского специалиста в области изучения одаренных детей Джозефа Рензулли. По его мнению, одаренность — это сложный итог наложения друг на друга 3-х факторов:
способности выше средних,
креативность,
включенность в задачу.
Рис. 1. Элементы человеческого потенциала Дж.Рензулли (малая модель)
Выявление одаренных детей на школьном этапе развития начинается в начальной школе. Средняя ступень обучения подхватывает этот процесс развития и выявляет новые дарования. Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются инновационные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания.
Педагогические технологии Достигаемые результаты
Проблемное обучение Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
Разноуровневое обучение У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.
Проектные методы обучения Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Исследовательские методы в обучении Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.
Лекционно-семинарско-зачетная система
Данная система используется в основном в старшей школе, т.к. это помогает учащимся подготовиться к обучению в ВУЗах. Дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке учащихся.
Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, .развитие общеучебных умений и навыков.
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности.
Информационно-коммуникационные технологии Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ.
Здоровьесберегающие технологии Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.
Систему инновационной оценки «портфолио» Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.
На уроках методы и формы работы с одаренными учащимися, прежде всего, должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися класса и в то же время отличаться своеобразием. Работа с одаренными детьми распадается на две формы - урочную и внеурочную. Конечно же внеурочная форма работы более эффективно помогает раскрыть и развить нестандартные способности ребенка. Внеурочную деятельность по математике в 5-6 классах я реализую на программе факультативных курсов « В мире занимательных задач» - 5 класс и «Нестандартная математика» - 6 класс. Огромное внимание уделяется олимпиадному направлению, которое является инструментом развития всесторонних способностей ребенка. Участие в олимпиадах и конкурсах дает возможность не только продемонстрировать свои знания, а также позволяет адекватно относиться к жизненным ситуациям. Дети являются участниками олимпиад: «МетаШкола» - Петербургский интернет-кружок и олимпиады; олимпиада школьников «Ломоносов»; Международная эвристическая школьная олимпиада «Совенок»; интернет - олимпиады «Олимпус». Ученики используют для своего образования возможности дистанционного обучения, участвуют в вебинарах для школьников. Новая форма работы - участие в вебинарах -позволяет и родителям быть активными помощниками в развитии способностей своего ребенка. Самыми востребованными Интернет-ресурсами для ребят стали сайты (в.т.ч. рекомендованные учителями) с развивающими играми и заданиями (например, «МетаШкола»). В период каникул на базе школы организованы тематические лагерные смены, предусмотренные новыми образовательными стандартами. Это создает для нас дополнительные возможности для развития одаренных детей. Формы работы разнообразны: мастер-классы, практики, проектно-исследовательская деятельность, конкурсы, турниры. Новый Стандарт второго поколения, отвечает требованиям времени и не растрачивает потенциала советской школы. Продолжает формировать у ученика личностные качества созидателя и творца, его духовно-нравственное воспитание и развитие, и помогает еще больше сделать акцент на творческую активность учащегося.
В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. «Одаренные ученики требуют талантливого учителя. Недостаточное внимание к одаренным и талантливым детям – это невнимание ко всем нам. Сколько открытий в интеллектуальной сфере и других областях жизни мы в связи с этим потеряли и продолжаем терять.»( Американские педагоги)
Список литературы:
1.Горев П.М., Утемов В.В. Формула творчества: решаем открытые задачи. Материалы эвристической олимпиады «Совенок»:Учебно-методическое пособие.- Киров: Изд-во ВятГГУ, 2011.-288с., ил.
2.Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
3. Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Науч. ред. Н.Ю. Синягина, Н.В. Зайцева. – М.: Арманов-центр, 2010.
4. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ.высш. учеб. заведений / В.И.Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова и др.; под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой.-М.: Издательский центр «Академия», 2008.-352с.