РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО
РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО
В последнее десятилетие в педагогическое сознание активно внедрилось понятие «развивающее» обучение. Нужно отметить, что приоритетной чертой «развивающего» обучения является главенствующая роль психологических оснований при построении образовательных технологий. При этом происходит изменение целей обучения - знания, умения и навыки из целей обучения превращаются в средство личностного развития учащегося. Развивающее обучение ориентировано на реализацию потенциальных возможностей каждого ребенка. Создавая условия для работы с детьми с признаками одаренности, мы ставили перед собой следующие цели и задачи:
- предоставлять наиболее способным детям возможности для получения широкого непрерывного образования и воспитания;
- в процессе непрерывного образования обеспечить содержательную и методическую преемственность в работе дошкольного учреждения, начальной школы и среднего звена;
- используя передовой опыт, нетиповые инновационные наработки, имеющиеся традиционные программы обучения и воспитания детей, выделить базовый компонент образования на данной экспериментальной площадке;
- совместно с медико-психологической службой разработать и осуществить комплексную программу медико-психологического развития детей;
- обеспечить индивидуальный подход к детям в развитии всех возможностей ребенка; педагогическим коллективом выбирать такие формы и методы, которые помогли бы детям учиться без принуждения.
Важнейшим условием содержания обучения и воспитания детей в школе является обеспечение психологического комфорта каждому ребенку, недопущение перегрузки, проявление повышенного внимания к состоянию здоровья.
В классах действительно созданы комфортные условия для обучения и развития детей. Маленький списочный состав позволяет каждому ребенку проявить себя как индивидуальность, на каждом уроке быть в поле зрения учителя, активно участвовать в педагогическом процессе и проявлять свои способности.
Дальнейшее развитие российской науки зависит от притока талантливых исследователей, поэтому так важно уже в начальной школе поддерживать интерес детей к знаниям, выявляя особо одаренных учеников. Ведь именно в этот период проявляются и активно развиваются склонности, способности, таланты. Именно с этой целью мы проводим в каждом классе начальной школы олимпиады, так как это одна из наиболее эффективных форм внеклассной работы, способствующая повышению интереса школьников к знаниям.
В нашем коллективе олимпиады проводятся с первого класса. Участвуют практически все дети. Это позволяет к третьему классу создать по каждому предмету команду учащихся и вести с ними дифференцированную, целенаправленную работу по подготовке к олимпиаде, уделяя внимание, теперь уже, одному предмету.
Можно сделать вывод, что подобная система обучения, когда помимо вооружения учащихся суммой знаний, умений и навыков планируются и целенаправленно решаются задачи развития ребенка, такое обучение эффективно, качественно и позволяет воспитать заинтересованную, работоспособную, творческую личность.
Кружковая работа по математике направлена на формирование процессов мышления. Развитие логического мышления у учащихся является необходимым условием успешного обучения. Занятия вооружают детей умением самостоятельно добывать знания из различных источников, разносторонне их осмысливать, обобщать, конкретизировать.
Цели кружковой работы по математике:
- учить производить умственные операции анализа и синтеза, сопоставления, абстрагирования и обобщения;
- помогать детям овладевать элементарными научными понятиями, выражать суждения и делать выводы;
- сделать речь учащихся (как устную, так и письменную) определенной, точной, последовательной и доказательной, а мысль – соответствующей элементарным правилам логики;
- формировать у детей логическое, эвристическое и творческое мышление.
Формирование рациональных приемов мышления непосредственно отвечает на один из вопросов, стоящих перед начальной школой - «научить детей учиться», так как правильно усвоенные приемы мышления становятся достоянием учащегося, «инструментом» самостоятельного овладения учебным материалом.
Обучение приемам умственной деятельности имеет большое значение для устранения перегрузки детей и формализма в усвоении знаний. Кроме того, использование приемов умственной деятельности открывает перед школьниками возможности осмысленного подхода к решению новых задач, тем самым рационализируется вся учебная деятельность детей.
Кружковая работа по математике строится по следующему плану:
а) формирование у детей аналитических и синтетических компонентов мышления;
б) формирование приема сравнения;
в) формирование умения обобщать и классифицировать;
г) формирование приемов решения нестандартных задач, побуждающих учащихся искать разнообразные способы решения.
В соответствии с поставленными задачами разработана следующая модель занятия:
Разминка. Детям предлагается ряд достаточно легких, на первый взгляд, вопросов, ориентированных на сообразительность, находчивость, догадку и быстроту реакции.
Развитие психических механизмов (внимания, памяти, воображения, мышления).
Работа над новым материалом. Этап решения развивающих поисковых задач.
Выполнение творческих заданий, которые рассчитаны на новые, неожиданные, непривычные комбинации при рассмотрении давно известных с целью воспитания у учащихся умения видеть новое в известном. Использовать полученные знания в новых или сильно видоизмененных условиях.
Таким образом, курс ориентирован на личностное развитие ребенка. Предлагаемые задания формируют гибкость и широту мышления, которые так необходимы для решения учебных и жизненных задач в различных сферах деятельности.