Работа с одарёнными детьми в условиях реализации ФГОС НОО
Работа с одарёнными детьми в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО
- Перед вами картина Василия Кандинского «Жёлто-красно-голубое». Рассмотрите внимательно картину.
- Расскажите, что вы видите?
- Какие чувства вы испытываете, глядя на эту картину?
- Что хотел передать художник?
(Высказывают присутствующие своё мнение. Как правило, мнения разные, восприятие картины индивидуальное).
- У каждого из вас разные мнения, все зависит от вашего уровня подготовки для восприятия этой картины, от эмоциональности, от чувственности, от креативности вашего мышления. Также и дети, приходя в школу, имеют разный уровень подготовки, разные способности, разные характеры и разный темперамент. Каждый из нас, родителей, считает своего ребенка неповторимым, одаренным в той или иной сфере. А значит важнейшей проблемой является выявление, сохранение и развитие одарённости. Однако, прежде чем говорить о работе с одарёнными детьми, необходимо определиться, о чём, собственно, будем вести речь. ( вырезка «Лунтик» , что такое талант). Талант – выдающиеся способности в какой-то определённой сфере. Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывают не более четырёхсот. В школе чаще всего сталкиваемся со способными детьми. Давайте вместе создадим портрет способного (одарённого) ребёнка. Чем отличаются такие дети? (выслушивается мнение и обобщается)
Портрет одарённого ребёнка:
1.Проявляет любопытство ко многим вещам.
2.Предлагает много идей, решений, ответов на вопросы.
3.Энергично отстаивает своё мнение.
4.Обладает богатой фантазией, воображением.
5.Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
6. Не приспособленец, не боится отличаться от других.
7. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.
- Узнали своих детей и воспитанников?
Уже в начальной школе можно встретить учеников, которых не удовлетворяет работа только с учебником, они читают словари, энциклопедии, развивая интеллект в самостоятельной творческой деятельности. Какие направления в образовании наше государство считает стратегическими? Это :
обновленное содержание образование;
новое поколение образовательных стандартов;
система поиска и поддержки одарённых детей, их сопровождение;
индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения.( Пункты из президентской программы)
В содержание учебных предметов больше включили учебно-познавательных и учебно-практических задач, связанных с жизненным опытом детей и приближенных к современным реалиям.
C 2011-2012 учебного года в начальной школе внедряется ФГОС второго поколения, в рамках которого ребенка должны научить не только читать, считать и писать, но и привить ему две группы новых умений, из которых первая - группа универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации, вторая - формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии. Что поможет сформировать эти универсальные действия?
Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача – помочь им раскрыться,
развить собственные идеи.
И. Г. Песталоцци
Основным средством развития интеллектуальных способностей на уроках было и остаётся – решение познавательных, нестандартных задач и задач повышенной сложности. Ведь способным детям необходим широкий охват материала, они быстро утрачивают интерес к однообразным занятиям. Работать с такими учениками трудно, но интересно; на уроке они требуют особого подхода. Поэтому в своей работе руководствуюсь принципом обучения на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности.
При планировании урока уделяем внимание подбору заданий, которые помогут реализовать деятельностный подход в обучении. Это, прежде всего групповая работа. После получения дидактического материала, дети самостоятельно распределяют роли, знакомятся с материалом и разрабатывают план работы над полученным материалом. Помощь учителя – по мере необходимости. Также работа в группах способствует активизации познавательной деятельности и формированию таких качеств, как взаимоконтроль, умение слушать товарищей, высказывать и отстаивать своё мнение.
На уроках систематически используем работу в парах, которая проходит в форме диалога учащихся. В паре ученики проверяют друг у друга задания, выясняют, почему его нужно выполнить так, а не иначе, закрепляют материал, учатся задавать друг другу вопросы. Дети выступают то в роли ученика, то учителя. Такая форма работы позволяет проявиться одарённым детям .
Одной из форм организации образовательного пространства для достижения поставленных целей является проектная деятельность, смысл которой заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проекта. Проект позволяет реализовать собственные идеи и задумки одаренных детей. Для учителя – это хорошая возможность обнаружить «скрытых» одаренных детей. Немного из опыта работы :
Примеры проектов в учебной деятельности
Поскольку начальная школа работает в развивающей системе Л.В.Занкова, то содержание учебников уже предлагает массу материала, изучение которого эффективнее построить с использованием проектной технологии. Эти мини-проекты могут быть реализованы в течение урока или дома с помощью взрослых. Например : окружающий мир, 1 класс. Тема : «Мы живём в разных странах».(учитель: Федотова Е.Г.) На уроке дети познакомились с некоторыми странами, их жителями, культурными особенностями и традициями. А для выполнения домашнего задания был детям предложен шаблон, заполняя который уч-ся составляли презентацию любой выбранной ими страны.( слайд : показать, прокомментировать шаблон, показать результаты работ). На следующем уроке дети презентовали продукт своего труда. Результат данного проекта – уч-ся кратко познакомились с 30-ю странами мира.
Во втором классе ко Дню защитника Отечества дети подготовили и презентовали мини-проекты «Наши земляки-защитники». Кто-то выбрал известных пензенцев – героев, кто-то изучил боевые подвиги своих пап, прадедушек и прабабушек.
В этом же учебном году на уроках литературного чтения нами был разработан проект инсценирования поэтической сказки Д.Самойлова «Слонёнок пошёл учиться». Для его реализации дети разделились на три группы : актёры, костюмеры, декораторы. Первая группа отобрала среди множества аудиокниг в интернете лучшее на взгляд детей актёрское чтение. Таким образом, у нас появился эталон выразительного чтения. Костюмеры придумали эскизы костюмов героев. Декораторы отобрали картинки и музыкальный материал для презентации, который сопровождал текст. Эту презентацию готовили своими силами в классе. Работа позади, и каждый остался доволен результатом. А особая радость была от того, что сделали все сами.
Широкий простор для проектов открывает внеурочная деятельность. В этом учебном году мы стали участниками нескольких школьных информационных проектов : «Год истории» (продукт проекта – газеты, разные по тематике); ко Дню толерантности были выпущены плакаты и листовки. Вот где поле для творчества!( фото на слайде). День Героев России был отмечен в школе выпуском боевых листков, подготовкой презентаций о героях нашего Отечества. ( фото на слайде). Также реализовали долгосрочный практико – ориентированный проект «Зайдите на цветы взглянуть», в рамках которого проведены экскурсии для уч-ся начальных классов о комнатных растениях, подарены брошюры с информацией о комнатных растениях для классов.
Успешному формированию УУД способствует активное внедрение IT–технологий в образовательный процесс. В школы приходит современное мультимедийное и интерактивное оборудование : интерактивные доски, мобильные классы, системы голосования, цифровые микроскопы, устройства для чтения электронных книг. Особо перспективным является курс робототехники, который позволяет ученикам собирать интерактивные модели, самим писать программы к ним.
С использованием информационных технологий процесс обучения становится интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, формируется способность к саморегуляции и саморазвитию. Это и есть деятельностный подход в обучении, большая роль которому отводится в новом Федеральном государственном образовательном стандарте.
Система работы с одарёнными детьми выстраивается в соответствии с программой, которую предлагает каждое образовательное учреждение. В нашей школе в рамках программы «Одарённые дети» в начальных классах выделяются следующие этапы : диагностический (1 класс), организационно-практический(2-3 классы), рефлексивно-обобщающий ( 4 класс).
На первом этапе с помощью тестирования и диагностик происходит изучение контингента уч-ся с целью выявления типов одаренности( интеллектуальная, творческая, спортивная и т.д.). В этот период обучения намечаю для своих подопечных ИТР (индивидуальная траектория развития). На втором этапе в ходе отборочных туров предметных олимпиад формируются группы детей на параллель для подготовительных занятий. За каждой группой закреплен наставник. Третий этап – непосредственное участие в олимпиадах , конкурсах , НПК разного уровня.
Одаренные дети показывают высокие результаты на всех этапах реализации программы. Двум моим второклассникам удалось в этом учебном году стать не только победителями и призерами городской НПК «Шажок в науку», но и Лауреатами Всероссийского заочного конкурса научно-исследовательских работ «Первые шаги в науку» ( г.Москва). Такие достижения, уверена с годами будут множиться. Ведь когда-то сегодняшние семиклассники делали первые шаги в науке, будучи учениками начальной школы. А сейчас они отмечены знаками «Национальное достояние России» и дают интервью. ( фильм)
А такое возможно только при активной поддержке и плотном сотрудничестве с вами, уважаемые родители. Семья одаренного ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и способностей. Практика подсказывает, что такие семьи – это семьи с определенными ценностями: образования, воспитания, участия в его делах, успехах и даже неудачах.
Часто про одаренных и талантливых детей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, нужно приложить немалые совместные усилия семьи и школы.
Для меня главное, чтобы ребенок, расставаясь со мной, желал встретиться вновь. Мое педагогическое кредо простое – каждый ребенок уходит со своей победой. Один решил трудную задачку, а раньше не получалось; другой придумал фантастический рассказ, сочинил сказку. Его посетило творческое озарение. Радуюсь каждой , даже маленькой победе каждого ученика. Очень важно, чтобы ребенок считал себя умным, талантливым и верил в свои силы, в то, что его ожидает трудное, но, несомненно, перспективное будущее. Ведь
«В душе каждого ребёнка есть невидимые струны.
Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат»
(В.А.Сухомлинский, выдающийся педагог-новатор). Желаю всем нам, взрослым, стать для наших детей этой умелой рукой. Спасибо за внимание.