Педагогический совет«Мониторинг достижения планируемых результатов в условиях реализации ФГОС НОО»
Педагогический совет«Мониторинг достижения планируемых результатовкак средство управления качеством образования в условиях реализации ФГОС НОО»
Цели:
представление формирующейся системы мониторинга достижения планируемых результатов в классах, реализующих ФГОС НОО;
формирование у педагогов целостного представления о системе оценивания в изменённых условиях образовательной среды.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Функции универсальных учебных действий включают:
- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;
- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
Универсальный характер УУД проявляется том, что они:
- носят надпредметный, метапредметный характер;
- обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
- обеспечивают преемственность всех степеней образовательного процесса;
-лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;
- обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе определяется тремя взаимодополняющими положениями
Формирование универсальных учебных действий как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.
Формирование универсальных учебных действий происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.
Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности.
Овладение универсальными учебными действиями, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.
Каков же он, портрет выпускника начальной школы?
(Слайд)
В 2011 году наши первоклассники перешли на обучение по новым стандартам.
Работа по психолого-педагогическому сопровождению введения ФГОС НОО строилась поэтапно:
I этап (1 класс) – поступление ребенка в школу. Он начинается одновременно с записью детей в школу и заканчивается в начале сентября.
В рамках этого этапа осуществлялось:
Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка (общая экспресс-диагностика, индивидуальная работа с обучающимися).
Проведение групповых и индивидуальных консультаций родителей будущих первоклассников.
Групповая консультация педагогов будущих первоклассников, носящая на данном этапе общий ознакомительный характер.
Выработка и реализация подхода к комплектованию классов.
II этап – первичная адаптация детей к школе. В рамках данного этапа (с сентября по январь) осуществлялись следующие виды работ:
Исследование уровня сформированности предпосылок УУД, а также актуального развития, мотивационной направленности, эмоционального состояния обучающихся первых классов.
Проведение консультаций и просветительской работы с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям (выступления на родительских собраниях, индивидуальные консультации).
Проведение групповых и индивидуальных консультаций педагогов по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системе требований к классу со стороны различных педагогов, работающих с классом.
Организация методической работы педагогов, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявленными в ходе диагностики и наблюдения за детьми, просвещение по вопросам индивидуальных и возрастных обучающихся (выступление на заседании МО учителей начальных классов).
Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности педагогов, психолога и родителей в период первичной адаптации первоклассников.
В ходе исследования (стартовая диагностика школьным психологом) были выявлены дети с низким уровнем сформированности предпосылок УУД. Из 102 первоклассников таких детей оказалось 23 чел. (22,5%)
III этап – психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в обучении. Работа в этом направлении осуществляется в течение второго полугодия 1-го класса и предполагает следующее:
Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление причин возникновения трудностей, составление программы коррекционной работы, где прописаны индивидуальные образовательные маршруты для этих детей.
Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики.
Просвещение и консультирование педагогов. Групповая и индивидуальная просветительская работа по проблеме профилактики профессиональной деформации;
Семинарские занятия с учителями начальных классов по преодолению психологических барьеров.
Организация педагогической помощи детям, испытывающим различные трудности в обучении и поведении с учетом данных психодиагностики. Здесь же – методическая работа педагогов, направленная на анализ содержания и методики преподавания различных предметов. Цель такого анализа – выявить и устранить те моменты в учебном процессе, стиле общения с детьми, которые могут провоцировать различные школьные трудности.
Организация групповой психо-коррекционной работы со школьниками, испытывающими трудности в обучении и поведении. Выявление детей с ООП (ограниченными образовательными потребностями) в ОУ.
Аналитическая работа, направленная на осмысление результатов проведенной в течение полугодия и года в целом работы.
В результате такой работы по итогам выполнения комплексной проверочной работы и мониторинга сформированности УУД у обучающихся 1-х классов в конце 2011-12 учебного года были выявлены следующие результаты:
Регулятивные УУД
Методика: «Рисование по точкам»
Цель: проверка умения сознательно контролировать свои действия, уровня ориентировки на заданную систему требований, соотнесение результата выполненного задания с образцом.
Низкий уровень регуляции действий - 5% уч-ся.
Познавательные УУД
Тест: «Найди несколько различий»
Цель: выявление уровня развития операции логического мышления (анализ, сравнение)
Очень низкий уровень – 2%
Коммуникативные УУД
Методика: «Узор под диктовку»
Цель: Оценивание умения слушать и понимать речь других, умение выделить и отобрать в речи существенные ориентиры действия, умении сообщить их партнеру
Низкий уровень – 12%
Как видим, количество детей с низким уровнем сократилось вдвое.
Во втором классе работа в данном направлении продолжается.
У нынешних первоклассников тоже была проведена диагностика. Вот так выглядят её результаты. 9 человек вызывают серьёзные опасения. Учителя 1-х классов тоже разработали программы коррекционной работы. Одна девочка переведена на надомное обучение по заключению детского психиатра.
Смена базовой парадигмы образования на системно-деятельностный подход и соответствующий перенос акцента в образовании с обучения знаниям, умениям, навыкам на обеспечение развития универсальных учебных действий (и стоящих за ними компетенций) придает традиционной задаче оценки и контроля результатов обучения совершенно иное направление.
Привычные средства педагогической оценки и даже тесты достижений не могут должным образом оценить результаты учебного процесса: они не пригодны, если требуется оценка не просто умения решать задачи (например, математические), а умение видеть и ставить задачи; они не пригодны, если требуется не просто проверить владение учащимися языком, но его применения в качестве средства общения в реальной коммуникативной ситуации и т.д. и т.п.
До сих пор мы отслеживали в основном предметные результаты обучения.
Новизна подхода к организации мониторинга достижений младшими школьниками планируемых результатов освоения ООП состоит в следующем:
изменились целевые установки контроля (задания ориентированы на проверку сформированности универсальных и специфических для каждого учебного предмета способов действий);
появилась необходимость в использовании критериального подхода при разработке заданий. Основными критериями оценивания при этом выступают планируемые результаты освоения ООП;
предметом диагностики выступают как достигаемые образовательные результаты, так и процесс их достижения;
изменилась роль учителя при проведении работ (активный участник, рефлексивная позиция при анализе и коррекции, наблюдатель при проведении).
Все это сделало необходимым разработку принципиально иного (по сравнению с ныне действующими средствами педагогического контроля) инструментария для оценки сформированности универсальных учебных действий у учащихся.
Решение педагогического совета:
Признать работу учителей начальных классов по теме «Мониторинг достижения планируемых результатов как средство управления качеством образования в условиях реализации ФГОС НОО» удовлетворительной.
Рекомендовать учителям 2-х классов, а именно Таракановой Е.В., Саражаковой Т.А., Извековой Г.В., Аникиной Ю.Г., обобщить опыт работы по данной теме.
Внести изменения в систему мониторинга учителей, не работающих по новым стандартам.
Создать методический сборник по теме педсовета.
Организовать методическое взаимодействие между начальной школой и основной по вопросам внедрения и проведения мониторинга.