Особенности реализации учебно — исследовательской и проектной деятельности в курсе школьной географии в рамках внедрения и реализации ФГОС ООО


Матхеева Елена Геннадьевна, учитель географии,
МАОУ «СОШ №47 г. Улан-Удэ»Особенности реализации учебно - исследовательской и проектной деятельности в курсе школьной географии в рамках внедрения и реализации ФГОС ООО
Стратегически значимым способом повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в рамках внедрения и реализации ФГОС ООО является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность:
Цели и задачи этих видов деятельности обучающихся определяются как их личностными, так и социальными мотивами. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в области содержания определенных учебных дисциплин, на развитие их способностей, но в идеале и на создание продукта, имеющего значимость для других. В данном случае имеется в виду значимость результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности как позитивного примера успешности, результативности.
На уроках географии возможно выстраивание различного рода конструктивных отношений в процессе целенаправленной поисковой, творческой и продуктивной деятельности, что поможет подросткам овладеть нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобрести навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе.
Организация такой деятельности школьников предполагает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности при условии их педагогически продуманной организации могут быть востребованы практически любые индивидуальные способности подростков, реализованы их личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.
Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать не только предметные результаты, но и интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования (или для выполнения проекта) сфере, понимание сущности, особенностей творческой исследовательской и проектной работы, формирование умения решать задачи на основе сотрудничать в коллективе.
В организации учебно-исследовательской деятельности на урочных занятиях использую следующие формы:
• урок-исследование, урок-лаборатория, урок - творческий отчет, урок изобретательства, урок защиты проектов, урок-экспертиза, урок «открытых» мыслей;
• учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;
• домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды деятельности, этот тип задания позволяет провести учебное исследование, достаточно протяженное во времени.
Например, данные формы учебно-исследовательской деятельности в 7 классе способствовали подготовке и проведению «Экогеобиржи» по курсу «География материков и океанов». При подготовке к итоговой игре учащиеся выполняли в течение года задания исследовательского характера, решали учебные проектные задачи, а в ходе использовали приобретенные таким образом знания.
При изучении раздела «Западная Сибирь» интерес у ребят вызвал урок-экспертиза «Экологические проблемы Западной Сибири».
Формы организации учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях могут быть следующими:
• исследовательская практика школьников;
• образовательные экспедиции — походы, поездки, экскурсии с обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля. Образовательные экспедиции предусматривают активную образовательную деятельность школьников, в том числе и исследовательского характера;
• участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.
Использование эффективных форм учебных исследований способствует реализации проектов различной направленности. Например, исследовательская практика учащихся 6 классов выразилась в проекте «План местности парка «Юбилейный», который они представили на уроке по теме «Составление простейших планов местности», проведенном в рамках городского проектно-аналитического семинара учителей естественных дисциплин «Формирование предметных и метапредметных результатов на уроках биологии и географии».
Большой интерес у учащихся 8 классов вызвала реализация проекта «Электронный паспорт исторической части г.Улан-Удэ». Участники проекта, заинтересованные в учебно-исследовательской деятельности, работали в трех группах. Изучили имеющиеся источники информации по данной теме, посетили музеи города, провели образовательные экспедиции по центральной части города. Проанализировали и обработали собранный материал. Затем представили его в виде электронного паспорта. Обсуждение данного продукта прошло с участием ученического самоуправления на семинаре директоров города Улан-Удэ по теме: «Формирование предметных и метапредметных результатов средствами учебного предмета». С полученным образовательным продуктом можно познакомиться на сайте нашей школы.
МАОУ «СОШ №47 г. Улан-Удэ» осуществляет международное сетевое сотрудничество со школой-комплексом «Жигуур-Крылья» (г. Дархан, Монголия). В рамках этой программы учащимися наших школ было проведено исследование по теме «Внутренние воды Евразии: Хубсугул-младший брат Байкала». Учащиеся активно решали проблему происхождения и экологии озер. Совместная деятельность учащихся разных государств способствовала решению познавательных, коммуникативных, развивающих, творческих задач.
Учебно-исследовательская и проектная деятельность используется нами и при решении частных задач. Так в школе ежегодно реализуются проекты по благоустройству школьного здания и школьного двора, в которых самое активное участие принимают учащиеся. Ребята используют знания, приобретенные в курсе изучения различных образовательных областей, вт.ч., конечно, предметов есстественного цикла. Особенно радуют участников видимые результаты: уютная школа, ухоженный, благоухающий цветами школьный двор и победы в конкурсах «Мой цветущий город» и т.п.
Внедрение и реализация ФГОС ООО требует изменения подходов к итоговой аттестации выпускников 9 классов. Одной из вариативных моделей аттестации может стать групповое решение учебно-познавательных и учебно-практических задач, направленных на оценку предметных метапредметных результатов. В нашей школе этой методической проблеме уделяется особое внимание. Своими находками мы делимся не только на городском и республиканском уровне, на всероссийском. С решением задач различных классов нашими учащимися познакомились участники семинара, организованного ИОП «Эврика» (г.Москва) в режиме ON-line. Кроме того, в рамках Байкальского образовательного форума в 2014 г. На базе школы состоялась образовательная экспедиция, в программу которой входила презентация вариативной модели итоговой аттестации выпускников ООО. Работа педагогов и учащихся получила высокую оценку работников образования регионов России.
Реализация основных направлений учебно-исследовательской и проектной деятельности на уроках географии и других учебных предметов, во внеучебных занятиях способствует развитию адекватной самооценки, формированию позитивной Я-концепции, развитию информационной компетентности, помогает формированию у школьников уважительного отношения к мнению других, воспитывает у них такие черты характера, как терпимость, открытость, тактичность, готовность прийти на помощь и другие ценные личностные качества, а в будущем будет способствовать их профессиональному становлению.