Зачетная работа по биологии на курсах повышения квалификации биология 6 класс, тема Плод. Разнообразие плодов и семян
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
КАФЕДРА ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЗАЧЁТНАЯ РАБОТА
слушателя курсов повышения квалификации
по дополнительной профессиональной программе
«ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ И ХИМИИ
В СООТВЕТСТВИЕ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
ФИО
слушателя Агибалова Ирина Анатольевна
Место работы Муниципальное общеобразовательное учреждение Романовская средняя общеобразовательная школа
р. п. Романовка Саратовской области им. И.В. СерещенкоОтметка «_____» _______________
Проверила: Дмитриева Н. В., ст. преподаватель кафедры естественно-научного образования ГАУ ДПО «СОИРО»
______________________________________
Предмет
Биология
Класс
6 класс
Тема урока
Плод. Разнообразие и значение плодов.
Цели урока:
Содержательная:
расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов
Деятельностная:
формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Задачи урока
1.Мотивация и стимулирование деятельности учащихся, целевая установка, активация необходимых знаний.
2.Формирование новых понятий и способов действий.
3. Применение понятий и способов действий.
Тип урока
«Открытия» нового знания
Основное содержание темы, термины и понятия Тема включает в себя сведения о строение и многообразии плодов. Разделение плодов по группам. Рассматриваются различные способы распространения плодов и семян. Выявляются важные функции распространения плодов и семян( развитие и созревание семян, освоение новых территорий растениями, продукт питания)
Термины и понятия: плод, околоплодник, покрытосеменные, сухие , сочные плоды, односемянные и многосемянные плоды, зерновка, боб, коробочка, орех ,желудь , семянка, костянка, яблоко, тыквина, стручок
Межпредметные связи (указать предметы) экология, география , литература.
Формы работы
Работа с книгой,презентацией, цветными таблицами, рисунками плодов и семян, дискуссия, составление схем и таблиц.
Методы и методические приемы
Объяснительно-иллюстративный, проблемное изучение, частично-поисковый.
Методы, способствующие первичному усвоению учебного материала: информационно-развивающие, поисковые. Методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретённых знаний (упражнения, решение проблемных задач) Исследовательский, практический, словесный, наглядныйОсновные этапы организации учебной деятельности Цель этапа Содержание педагогического взаимодействия
Формируемые УУД
Деятельность учителя Деятельность обучающихся1Мотивация к деятельности
Включение учащихся в активную деятельность на уроке. Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности Приветствие учащихся Отметка в журнале отсутствующих.
1. Загадка: Весной повис-
Всё лето кис,
А сладок стал – На землю пал.
( плод) Посмотрите за окно.
Что вы там видите?
Как растения попали в наш сад?
Почему в полях можно увидеть одиноко растущие растение?
Как вы думаете для чего нужны плоды и семена растений?
Как вы думаете о чем мы с вами поговорим сегодня на уроке? На какие важные вопросы мы ответим в конце урока?
Составим план нашего урока. Делает, корректируя, записи пунктов урока на доске. Приветствие учителя. Настройка на рабочий лад.
Отгадывают загадки
Отвечают на вопросы.
Формируют тему урока и этапы урока. Записывают тему в тетрадях.
Личностные
Регулятивные
Коммуникативные
2Актуализация и пробное учебное действие.
Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.
Организует повторение знаний , закрепление умений полученных на предыдущих уроках .
Предлагает вспомнить о строении и значении цветка, процессе оплодотворения.
Предлагает решить проблемную ситуацию:
Что же такое плод? Давайте поможем решить спор двум товарищам, один из которых утверждает что кочан капусты это плод, а другой с ним не согласен. Как Вы думаете, кто из них прав? –
. Отвечают на вопросы соответствующие темам ранее изученного материала
Высказывают различные предположения ,отвечая на поставленный вопрос Познавательные.
Коммуникативное
Регулятивные
3.Выявление
места и причины
затруднения
«Открытие»
нового знания. Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.
Обобщение и корректировка ответов учащихся.Подводит к правильному ответу ,предлагая познакомиться со схемой строения плода Анализируют ответы одноклассников. Выделяют типичные ошибки при ответах. Сравнивают свои ответы с объяснением учителя и схематическим изображением .Регулятивные, познавательные , коммуникативные, личностные
4Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство).Постановка целей учебной деятельности и выбор способа и средств их реализации. Организует деятельность учащихся. Раздает индивидуальные папки ( рисунки сухих и сочных плодов, односемянных и многосемянных), указывает на страницу в учебнике, содержащую материал темы. Предлагает посмотреть первые слайды презентации « Плоды. Разнообразие и значение плодов.» Раздает карточки с вопросами, на которые необходимо ответить в течении урока.
Выбирают способы и средства получения новых знаний. Делятся на группы.
Познавательные Коммуникативное.
Регулятивные
Личностные
5.Этап
реализации
построенного
проекта
Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять Контролирует работу в группах .Дает пояснения по возникающим вопросам при выполнении заданий, учащимся составить таблица «Классификация плодов» выведенную на слайде презентации.
Организация отношений сотрудничества, взаимопомощи, поддержки между учащимися.
Работают с индивидуальными папками (рисунки сухих и сочных плодов; односемянных и многосемянных) и с презентацией на доске – ученики самостоятельно составляют в тетради схему «Классификация плодов». Рассматривают основные способы распространения семян и плодов. Обсуждают заполнение схемы . Отвечая на вопросы в карточке, предлагают варианты ответов.
Самостоятельно делают вывод о том, что есть простые и сложные плоды.
Познавательные Коммуникативное.
Регулятивные
Личностные
6. Первичного закрепления с проговариванием вслух.
Осмысленная коррекция своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять способы действий Беседа на основе имеющихся знаний. Обобщение и корректировка ответов учащихся Анализируют, проговаривая ответы на вопросы перед классом . Устанавливают соответствие между текстом слайдов и учебника и иллюстрациями.
Изучают документ, анализируют информацию, делают записи в тетради.
Познавательные Коммуникативное.
Регулятивные
Личностные
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, самооценка учащимися результатов своейучебной деятельности.
Выводит слайды для самопроверки с правильно заполненной схемой, определениями, ответами на вопросы.
Дает пояснения по возникшим вопросам нового материала. Сравнивают свои записи с записями эталона. Вносят исправления. Обсуждают недочеты и пробелы самостоятельной работы. Выставляют оценки своим партнерам по работе. Познавательные Коммуникативное.
Регулятивные
Личностные
8.Этап
включения в систему знаний и повторения.
Применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. Раздает карточки с игрой «Верю- не верю». Сыграем в игру “верю – не верю”: прочитав предложения, определите правильное оно или нет. Если предложение правильное, тогда в карточке поставьте “+”, если оно не верное, поставьте “-”.
Предлагает отгадать загадки на тему « Распространение плодов и семян»
Ответить на ряд вопросов о значении плодов и семян. Выполняют предложенные задания. Отгадывают загадки. Осуществляют самопроверку и взаимопроверку ( по предложенным ключам) Записывают способы распространения семян в тетрадь Познавательные
Регулятивные
Коммуникативное
Личностные
9.Домашнее задание Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания Задаёт домашнее задание учащимся, предлагает изучить параграф учебника, составить творческую работу в виде кроссворда по теме «Разнообразие плодов и семян» или свой вариант работы. Делают запись домашнего задания. Предлагают варианты творческого задания( шарады, ребусы, доклады и т.д.) Личностные
Коммуникативные.
10 Рефлексия деятельности
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. Предлагает проанализировать результаты урока
1.Раздаёт учащимся лист самооценки для заполнения
2. Обсуждает с учащимися выставленные ими оценки и корректирует оценку учащихся Заполняют лист самооценки, объявляют выставленную ими оценку.
Задают вопросы учителю. Личностные .Коммуникативное
Регулятивные
Приложение
Изучение способов распространения семян – разгадывание загадок, с последующей записью способов распространения в тетрадь.
Под забором у края степей
Сладко спал одинокий репей,
Спал и видел прекрасные сны,
Как он вцепится в заячью грудь
И в далёкий отправится путь.
Животными – крючки, липучки, сладкие, сочные, яркие.
Летят пушинки чистые
За луг, за сад, за лес…
И к нам парашютистами
Спускаются с небес.
(Одуванчик)
Пролетают вереницы –
Новосёлы – птицы;
Прилетят домой –
И крылья долой.
(Клён)
Ветром – лёгкие, имеются крылышки.
На сучке - арканчикДержит чемоданчик.
Крышка открылась –
Всё развалилось
(созревшие семена гороха)
Под кустами, у плетня,
Не смолкает трескотня;
Пуля слева, пуля справа…
На кого идёт облава
(саморазбрасывание семян у акации)
Самораспространение – плоды, вскрываются самостоятельно.
Плывёт утица,
Ныряет, крутится,
От родного берега
Далеко очутится.
(Кокос)
Водой – лёгкие, маленькая плотность.
Выпускает он листы
Широченной широты.
Держатся на стеблях крепких
Сто плодов шершавых, цепких.
Если их не обойдёшь –
На себе их все найдёшь!
(Лопух)
Человеком – крючки, липучки.
Вспомните сказки в которых упоминались названия плодов и семян
«Принцесса на горошине» - боб (Г. Х. Андерсен)
«Петушок и бобовое зёрнышко» - боб
«Конёк - горбунок» - зерновка (П. Ершов)
«Золушка» - тыквина (Ш Перо)
«Приключения Чиполино» - ягода – помидор, костянка – вишенка. (Д. Радари).
Значение плодов и семян.
1. О физически слабом человеке говорят: "Мало каши ел". Почему каши полезны? Плоды каких растений используют для приготовления пшённой, манной, овсяной, перловой каши? Плоды каких растений вы использовали в своём рационе за последнюю неделю?
2. Какие растения стали культурными уже в глубокой древности? Перечислите их. Найдите на карте родину этих культурных растений. Сравните современные культурные растения с их предками.
3. Плоды каких растений употреблять в пищу нельзя? Почему? Создайте презентацию с обзором ядовитых растений своего края. Познакомьте с ней своих одноклассников.
4. Зимой, в январские морозы, птицы города не могут найти достаточно корма. Как можно им помочь? Выставление оценок в журнал за работу на уроке.
“Верю – не верю”
Ну, а сейчас, проверим, как вы усвоили сегодняшний урок - сыграем в игру “верю – не верю”: прочитав предложения, определите правильное оно или нет. Если предложение правильное, тогда в карточке поставьте “+”, если оно не верное, поставьте “-”.
А теперь, поменяйтесь работами с соседкой, проверьте и оцените ( каждый “+” оцените в 0,5 баллов)
Подведём итоги работы: (соотнесение целей и результатов). Выставление оценок.
Фамилия, имя +/-
1. Плод – образование, возникающее из завязи растений послеоплодотворения яйцеклетки и служащее для формирования,защиты и распространения заключенных в нем семян.2. Околоплодник образуется из разросшейся тычинки.3. Околоплодник – это наружная часть плода,образованная из стенок завязи.4. Плоды бывают только односемянные.5. К сухим плодам принадлежат зерновка, боб,стручок, коробочка, орех, семянка.6. К сочным плодам относят ягоду, костянку,померанец, яблоко, тыквину.7. Плоды нужны для вегетативного размножения.8. Боб и стручок – это сочные плоды.9. В околоплодниках накапливаются питательныевещества для привлечения животных.10. Плоды образуются только у цветковых растений.
Задание проверила: Оценка:
Таблица « Классификация плодов и семян»
С у х и е С о ч н ы е
Односемянные орех (лещина, фундук)
семянка(подсолнечник)
зерновка (пшеница)
крылатка(клён) костянка(слива)
Многосемянные боб(горох)
стручок, стручочек (редис)
коробочка (мак)
листовка (пион) ягода (виноград)
яблоко (груша)
тыквина (огурец)
померанец (лимон)
Сборные сборная семянка (земляника)
сборная костянка (малина)
соплодие (ананас)