Авторская песня (11 класс)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №10 г. Иркутска
Открытый урок по литературе в 11 классе.
Авторская песня. Слово, музыка, гитара.
Разработала
учитель русского языка
и литературы
Лаптиёва Л.Н.
Иркутск – 2005г.
Цель урока:
определение места авторской песни в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны;
развитие умение критически мыслить, выражать в связной форме свой взгляд на проблему, сотрудничать в группе;
воспитание активной гражданской позиции школьников, интереса к истории родной страны;
отработка критериев личностно-ориентированного урока.
Задание к уроку: подготовка материала к выступлению о творчестве поэта-барда по памятке (Ю Ким, Б.Окуджава, В.Высоцкий, Ю.Визбор, А.Городницкий, В.Цой, И.Тальков и др.)
Дорогие ребята!
Вам предстоит подготовка к уроку об авторской песне. Попробуйте найти ответы на вопросы или ответьте на них после обсуждения в классе:
Что такое «авторская песня»?
Когда и почему возник этот жанр?
Какой путь он прошёл в становлении и развитии?
Каково его место в истории литературы и истории нашей страны?
Самые известные поэты-исполнители?
Чем они интересны (расскажите об одном из них, выбор за вами)?
К творчеству каких бардов вы рекомендуете обратиться?
С чего начать подготовку? С поиска записей песен, с чтения стихов, возможно, с просмотра видеокассеты с записью концерта. Попытайтесь найти публикации об авторе, которого выберете. Внимательно изучите все материалы, которые сможете собрать, систематизируйте и обобщите их, чтобы подготовить доклад или сообщение. Хотелось, чтобы это была не просто развёрнутая биография поэта, дополненная его песнями, а размышления, монологи и диалоги о том, почему тот или иной исполнитель был вами выбран, чем взволновало его творчество, что показалось значительным.
Оборудование урока: портреты поэтов, сборники авторских песен, видеоматериалы, сборники стихов, мемориальная страничка Интернет (Окуджава).
Методические приёмы: рассказ учителя, сообщения учеников, прослушивание песен и стихов и комментарии к ним, сочинение синквейна.
Ход урока:
Учащиеся рассаживаются по группам в зависимости от выбранного автора или по иным причинам. На столах памятки к уроку, раздаточный материал.
I. Определение жанра «авторской песни».
Слово учителя:
Сегодня мы с вами попробуем открыть для себя жанр авторской песни. У вас на столах памятка с вопросами, на которые, я надеюсь, каждый для себя и мы вместе найдём сегодня ответы. Авторская песняМожет быть, кто-то уже слышал этот термин, а для кого-то это новое словосочетание.
- Как бы вы объяснили, что такое «авторская песня»?
(работа в группах с высказываниями об авторской песне:
Что такое «авторская» песня?
В её основе проблемы: собственная, друзей, страны. Боль или радость: собственная, друзей, страны. Видите, какой диапазон. От я до мы. Значит, одно из главных проявлений барда (именно так называют в России представителей этого жанра) – умение выразить общие настроения, чувства и мысли. (П. Михалёв, ст. «Авторская песня. Слово, музыка и гитара»).
Авторская песня – это прежде всего стихи (а не текст) под музыкальный аккомпанемент. Это хорошие стихи, которые можно читать по себя, как вообще стихи, и декламировать вслух. Мелодия лишь сопровождает их, делает доступнее, углубляет сущность. (Б.Окуджава)
Авторская песня – тут уже без обмана, тут будет стоять перед вами весь вечер один человек с гитарой, глаза в глазаИ расчет в авторской песне только на одно – на то, что вас беспокоят точно так же, как и меня, судьбы человеческие, одни и те же мыслиВот что нужно для авторской песни: ваши глаза, уши и моё1 желание что-то рассказать, а ваше желание – услышать. (В.Высоцкий)
Бард в трёх лицах: он автор стихов, автор музыки, он же исполнитель. И пусть его голос подчас уступает по красоте голосу настоящих певцов, а стихи не всегда идеально отточены, но поразительная мера искренности, помноженная на личное, заинтересованное восприятие мира, составляетдрагоценность его творчества. (композитор Микаэл Таривердиев)
Попробуйте сформулировать своё определение авторской песни.)
Подведение итогов обсуждения: учащиеся формулируют своё определение жанра
- Из всех определений, пожалуй, только термин «авторская» как-то отражает суть явления, да и то не полностью. Да и песня ли это? Итак, авторская песня включает в себя «умение писать стихи, музыку, играть на гитаре, быть артистичным, чуть психологом (ибо как работать с тысячными залами?). Ещё важнее другое: объединить всё это в одном человеке.
II. Знакомство с историей возникновения жанра
Авторская песня стала общественным движением 50-90-х годов XX века, существует она и сегодня. Но пиком развития стали именно годы «оттепели», когда в противовес официальной советской песне чуть не вся страна слушала и пела песни «неофициальные», соответственно простые по мелодии и глубокие по смыслу, заложенному в стихотворный текст. Итак, представьте себе: Москва, осень. Два молодых человека – школьник Жора Лепский и студент-первокурсник ИФЛИ (инст. Философии, литературы и искусства) Павел Коган – создают песню для самих себя. Возникают четыре строчки, озарившие Когана:
Надоело говорить и спорить,
И смотреть в усталые глаза.
В флибустьерском дальнем синем море
Бригантина поднимает паруса.
А затем:
Капитан, обветренный, как скалы,
Вышел в море, не дождавшись нас,
На прощанье поднимай бокалы
Золотого терпкого вина.
Пьём за яростных, за непохожих,
За презревших грошевый уют.
Вьётся по ветру «весёлый Роджер»,
Люди Флинта песенку поют.
И в беде, и в радости, и в горе,
Только чуточку прищурь глаза –
В флибустьерском дальнем синем море
Бригантина поднимает паруса.
- Какие знакомые образы вы увидели в этом стихотворении?
- В какой мир мы попадаем под влиянием этих бесхитростных поэтических строк?
Вот Георгий Лепский садится к роялю, и через некоторое время на свет появляется песня, которой суждено быть Первой. «Бригантина» понравилась слушателям и зажила собственной жизнью.
Первое поколение бардов, тех, чьё творчество начиналось в 40-50-е годы и составило золотой фонд жанра, называли «атлантами». Для тех , кто знаком с авторской песней, атланты не только титаны, держащие на своих плечах небесный свод, но и герои популярной песни А.Городницкого, учёного-физика, доктора наук, члена Союза писателей СССР «Атланты».
Эта песня очень известна, её исполнением заканчиваются многие концерты авторской песни.
Напряжены их спины, колени сведены.
Их тяжкая работа важней иных работ:
Из них ослабни кто-то, - и небо упадёт.
Стоят они навеки, упёрши лбы в беду,
Не люди – человеки, привыкшие к труду.
И жить ещё надежде до той поры, пока
Атланты держат небо на каменных руках.
- Кто же они, первое поколение бардов, эти «атланты»?
Это писатель Б.Окуджава, актёр, поэт В.Высоцкий, Драматург А.Галич, журналист, писатель, драматург Ю.Визбор, поэт Ю.Ким
III. Сообщения групп учащихся о бардах с прослушивание песен, чтением стихов, анализом основных образов, общечеловеческого смысла.
1. Булат Шалвович Окуджава.
- чит. с. 552 (Учебник-практикум под ред. Ю.И.Лыссого) о Б.Окуджаве, сообщения подготовленных уч-ся о творчестве.
- Какие особенности творчества Б.Окуджавы вы бы выделили?
Чтение и краткий анализ восприятия стихов «Полночный троллейбус», «Мы за ценой не постоим», задания № 3(2), 4 – стр.525-528, «Арбатский дворик» (поэту поставлен памятник в Москве, на Арбате.)
Учитель или ученик исполняют песню «Грузинская песня»
- Как автор отвечает на философский вопрос о смысле жизни?
- Близка ли вам его позиция?
Прослушивание песен на аудиокассете
- Чем привлекли именно эти песни?
- А теперь вернёмся к первому вопросу о творчестве Б.Окуджавы. Какие особенности творчества Б.Окуджавы вы бы выделили?(можно прочитать с.523 – Н.Крымова)
- Почему песни Б.Окуджавы столь популярны? (например, «Ваше благородие»)
2. Владимир Семёнович Высоцкий.
- Выступления подготовленных учеников о жизни и творчестве В.Высоцкого.
- Выполнение задания №5 (1, 2) с. 529-532. (+ темы: военная, альпинистская, любовная)
- Какие песни В.Высоцкого запомнились и почему? (Прослушивание стихов и аудиокассеты)
- Прослушивание песни «Охота на волков», выполнение задания №6 (с.533-534).
- В чём специфика его произведений, в чём секрет их огромной популярности?
3. Юрий Иосифович Визбор
- Просмотр видеокассеты о жизни и творчестве.
ВИЗБОР Юрий Иосифович (20 июня 1934, Москва 17 сентября 1984, там же), российский поэт, композитор, журналист, сценарист. Один из самых ярких представителей авторской песни. В 1955 окончил Московский государственный педагогический институт. Первыми песнями, в которых Визбор выступил как поэт и композитор, стали «Синие горы», «Маленький радист», «Романтики». К началу 1960-х годов относится одна из самых его известных песен «Домбайский вальс» («Лыжи у печки стоят ). В 1962 выступает инициатором создания молодежной радиостанции «Юность». С 1964 совместно с группой единомышленников издает журнал «Кругозор». Много ездит по стране. Накопленные впечатления выливаются в жанр песни-репортажа.
С 1970 Юрий Визбор сотрудничает в творческом объединении «Экран» Центрального телевидения. Участвует в создании 40 фильмов. По его сценариям было снято несколько художественных фильмов: «Год дракона», «Прыжок» и др. Снимался в фильмах: «Возмездие», «Красная палатка», «Москва, проездом», «Семнадцать мгновений весны». В фильме «Июльский дождь» (1966) сыграл одну из главных ролей и спел популярную песню Б. Окуджавы «Простите пехоте» и собственную «Спокойно, товарищ».
Написал ряд сценариев и пьес, которые шли во многих театрах страны. Повести и рассказы Визбора были опубликованы большей частью уже после его кончины. Книга «Я сердце оставил в синих горах» (1986-89) имела тираж 250 тысяч экземпляров.
Значительное место в творчестве Визбора занимает альпинистская тематика (повесть «Завтрак с видом на Эльбрус», песни «Ходики», «Сезон удачи», «Многоголосье» и др). В честь Юрия Визбора названы горные вершины: «Пик барда Визбора» (Алтай) и «Пик Визбора» (Памиро-Алтай). В соавторстве с Виктором Берковским и Сергеем Никитиным написал «Милая моя», «Полярная звезда», «Ночная дорога» и др. К последним годам жизни Визбора относятся многие широко известные песни: «Вот уходит наше время», «Деньги» («Теперь толкуют о деньгах), «Увы, мои друзья!», «Волейбол на Сретенке». Безыскусные песни Визбора отличаются неподдельной искренностью, поэтичностью.
- Чтение стихотворений «Серёга Санин», «Деньги». В чём их непреходящий смысл? Чем близок стал образ автора?
IV. Развитие жанра авторской песни.
Слово учителя:
Самые яркие года для авторской песни – это 50-60-е годы: они дали больше всего имён и песен, чем все последующие. И это понятно: первым и вторым некому было подражать, они были основоположниками, первопроходцами, закладывали основы. Это было откровением души.
Среди поколения 60-70-х годов звучных имён будет поменьше. В авторскую песню пришли те, которые сами не писали стихи, а использовали для создания песен малоизвестные стихи А.Ахматовой, М.Цветаевой, И.Бродского, Д.Самойлова.
В 60-годы прошли официальные конкурсы и большие концерты, куда зрители буквально прорывались с боем. Традиционным стал Грушинский фестиваль, начавшийся как встреча друзей Валерия Грушина, студента Куйбышевского авиа-института, который совершил подвиг. ( «Комсомольская правда»: группа туристов совершала поход на плотах по таёжной реке Уде в Восточных Саянах. После 12 дней плавания добрались до местечка Ходомы и решили сделать стоянку. На следующее утро начальник местной метеостанции отправил на занятия в школу своих сыновей и племянницу. Лодка отчалила от берега и неожиданно перевернулась. Течение уносило детей. Валерий бросился в воду, сначала вынес девочку, потом поплыл спасать мальчишек. Дети доплыли, а у Валеры не хватило сил выбраться из ледяной воды.) Грушинский фестиваль – это фактически Всесоюзный смотр бардовской песни.
В 80-е годы уходит из жизни В. Высоцкий, в 90-е – Б.Окуджава. Как полагают некоторые критики, интерес к авторской песне несколько пропадает6 «Сейчас, когда обо всём можно говорить открытоавторская песня перестала быть интересной для слушателя».
- А как вы думаете, это так? Можете ли назвать имена талантливых авторов песен на собственные стихи 90-х годов? А современности?
- Нужна ли авторская песня сегодня? (на стр. Интернет сайт Bard.net.ru, Институт современного иск4усства объявляет набор на курсы по обучению авторов и исполнителей бардовской песни, в Италии проходит всемирный слёт бардов)
Авторская песня , хотя и переживает некоторый кризис, будет жить и развиваться, потому что поющая поэзия всегда волнует души и сердца читателей и слушателей.
Есть на свете такая страна
Без названия и без столицы,
Где негромкой гитары струна
Служит пропуском через границу.
В той стране с незапамятных пор
Есть обычай – найдёшь ли чудесней –
В царстве рек, подземелий и гор
Петь свои самодельные песни.
В них порой чей-то след,
В них порой, не таим мы,
И гармонии нет,
И забитые рифмы.
Эти песни нередко грустят,
Эти песни, бывает, хохочут,
Эти песни ошибку простят,
Без упрёков и мнимых пощёчин.
Им по праву отведена роль
Пробиваться сквозь штормы и бури,
Боль тупую и острую боль
Познавая «на собственной шкуре». ( «Есть на свете такая страна» Г. Васильев)
V. Рефлексия, подведение итогов урока.
- Итак, урок окончен. Давайте подумаем, что вы унесёте с собой, что приобрели сегодня? Это может быть ответ по вопросам памятки, синквейн, начинающийся словами «Авторская песня» или именем любимого барда, или просто мнение об уроке.
Выступления учащихся.
- А оценки вы поставите сами себе, своим друзьям и своей группе. (уч-ся выставляют оценки на спец.бланки)
Домашнее задание: выступления групп по творчеству поэтов-«шестидесятников» (с.483-522, в.1-3 с.490)
13PAGE 15
13PAGE 14115
15