Автореферат кандидатской работы Информационная культура и ее роль в формировании личности
На правах рукописи
Горелова Елена Витальевна
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
И ЕЕ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ
Специальность 24.00.01- теория и история культуры
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата культурологии
Киров - 2008
Работа выполнена на кафедре философии Нижневартовского
экономико-правового института (филиала) Тюменского государственного университета
Научный руководитель: доктор культурологии, профессор,
Заслуженный деятель наук ХМАО-ЮГРА
Жукоцкая Зинаида Романовна
Официальные оппоненты:
Ведущая организация: Московский государственный университет
им. М.В. Ломоносова
Защита состоится « 26 » сентября 2008 г. в _____ часов на заседании диссертационного совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата культурологи в _______________________________по адресу: __________________________
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке __________________________________________________________________
Автореферат разослан «___» __________ 200__ г.
Ученый секретарь
диссертационного совета ? Н.И. Поспелова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Развитие современной цивилизации характеризуется резким увеличением объемов информации и знаний, возрастанием роли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в жизни общества. В этой связи традиционное понимание культуры как единства материальной и духовной жизни общества постепенно вытесняется информационным пониманием культуры общества как пространства материальных и идеальных объектов–носителей информации культурного содержания, общественного изменения и развития. Поэтому Э. Тоффлер и рассматривал будущие изменения человеческого сообщества с позиций культурных изменений: «Мир, который возникает с огромной скоростью из столкновения новых ценностей и технологий требует совершенно новых идей и аналогий, классификаций и понятий». Традиционные формы воспроизводства, трансляции культуры и межличностного общения резко изменились. Насыщенность социума информацией, мобильность и гибкость социокультурной динамики требует глубокого культурологического осмысления.
Вместе с тем, многозначность и вариативность понимания смысла и значения передаваемой информации порождает неадекватное восприятие культурных ценностей. Устранить противоречия в понимании культуры как информации позволяет анализ понятия «культура» как информационной системы и генеративного фактора глубоких социально-экономических трансформаций.
Важным является то, что на сегодняшний день, при всем разнообразии формулировок, понятие «информационная культура» не имеет устоявшегося объема и характеризуется разным составом компонентов, при этом само понятие уже активно используется в науке и представляет интерес для философов, социологов, психологов, экономистов, культурологов. В процессе осмысления проблем информатизации необходимо внимательно оценить и учесть отчетливо проявившуюся в последнее время тревожную тенденцию технотизации культуры.
Наряду с технотизацией культуры, образование, в свою очередь, также претерпевает определенные изменения – глобальную информатизацию. Как отмечают исследователи: «Процесс информатизации образования должен включать в себя три диалектически взаимосвязанных компонента: медиатизацию, компьютеризацию, интеллектуализацию».
Взаимопроникновение культуры в образование и образования в культуру является необходимым условием для формирования адаптированной к условиям информационного общества гуманистической, готовой к диалогу личности.
Кроме того, в условиях возрастающей роли СМИ в современном обществе актуальным становится изучение воздействия медиа на формирование личности. В контексте вышесказанного становится очевидным необходимость исследования информационной культуры и выявления ее роли в процессе формирования личности. Возрастает роль экранной культуры. Информация, передаваемая по каналам масс-медиа, является продуктом так называемой индустрии сознания, направленной на манипулирование сознанием, где средства массовой информации компонуют, интерпретируют информацию, подают ее в определенном свете, вынуждая человека думать так, а не иначе. Информационная культура может стать реальной защитой от манипулирования сознанием, предоставив личности свободу мысли и действия.
Объектом научного исследования является культура как система создания, сохранения, передачи и воспроизводства информации в современной социокультурной динамике.
Предмет исследования – формирование информационной культуры, выявление ее роли в процессе формирования личности.
Степень научной разработанности проблемы. Исследование поставленной проблемы представляет определенную сложность, поскольку в научной литературе преобладают работы по проблемам современного образования, информации, коммуникации, трансляции как отдельным процессам в сфере культуры общества, а отдельные стороны этих явлений изучаются различными отраслями знаний.
Проблемы формирования информационного общества являются важнейшей концептуальной базой изучения сущности, организации и развития информационной культуры личности на современном этапе. Следует отметить вклад в эти исследования И.Ю. Алексеева, О.Н. Вршинской, В.С. Егорова, А.Д. Урсула.
Вопросами социально-педагогической направленности решения проблемы занимались Н. И. Гендина, М.С. Гусельцевай, Г.Г. Ильбахтин, Н.Я. Корпушин, Л.В. Львов, Н.Д. Наумов, Е.Н. Ястребцева.
Наиболее общие, социально-философские предпосылки, послужившие основой для исследования проблем формирования информационной культуры отражены в работах: С.И. Валянского, Н.Б. Зиновьевой, Ю.С. Зубова, А.С. Кармина, Т.А. Кирик, К.К. Колина, А.Д. Урсула, В.И. Фалько. Среди зарубежных авторов работы Д. Белла, М. Кастельса, С. Нора, О. Тоффлера, К. Шеннона.
Представляется целесообразным выделить работы А.И.Арнольдова, М.Г.Вохрышевой В.А.Фокеева, И.Г.Хангельдиевой, отражающие разнообразные аспекты информационной культурологии.
Определенный интерес представляют труды ученых рассматривающих информатизацию образования: Г.А. Бородавского, В.А. Извозчикова, Н.П. Тряпициной, М.Н. Ярмарковой.
Содержательный анализ имеющейся литературы показал, что все вышеперечисленные работы отражают социально-философские, педагогические, онтологические, аспекты данной проблемы, но, к сожалению, данная тема недостаточно изучена культурологами.
Существует ряд научных работ близких теме данного исследования. Кандидатские работы по педагогике, философии, социологии, докторские диссертации по культурологии.
В самых разных регионах России проходят близкие по тематике к проблеме исследования научно-практические семинары и конференции, в частности: Первый международный симпозиум «Информационные технологии сельским школам» (Анапа, 2002); научно-практическая конференция «Роль информационных технологий в становлении гуманитарного образования» (Челябинск, 2003); научно-практическая конференция «Информационное общество в России: проблемы становления» (Москва, 2003); научно-практическая конференция «Информатизация общества: новые взгляды и решения» (Москва, 2005г.); Первая Всероссийская Интернет-конференция Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, (2004.).
Цель данной работы проанализировать сущность понятия «информационная культура», определить ее функции и роль в формировании личности, а также исследовать перспективы развития информационной культуры средствами экранной культуры.
Задачи исследования:
- исследовать культурологический аспект информационной системы в единстве логического и исторического;
- определить черты информационного общества как среды формирования культуры нового типа;
- выявить культурно-исторические истоки информационной культуры и развернуть ее содержание в контексте формирования гармонично развитой личности;
- обосновать связь информационной культуры с современными технологиями и их влияние на формирование личности в современной социокультурной динамике;
- исследовать экранную культуру как явление, выявить ее медиальность.
Методология исследования. В работе применяется когнитивный подход к понятию «Информационная культура личности», позволяющий выделить его основные существенные характеристики, определить принципы становления и развития информатизации культуры в условиях детерминации человеческой жизнедеятельности смены стереотипов сознания и поведения. Методологическую основу исследования составили работы таких ученых как Д. Белл, А.И. Ракитов, Ю.С. Зубов, М. Кастельс, К.К. Колин, Е.Н. Ястребцева, Н.И. Гендина. Использованы принципы культурно-исторического подхода к предмету исследования, применены общенаучные методы системного анализа и сравнения, описательные и объяснительный методы, информационный и социокультурный методы. Философско-культурологический подход является базовым для исследования сущности информационной культуры, ее закономерностей.
Теоретическую основу исследования условно можно разделить на несколько групп: работы мыслителей, исследовавших различные аспекты исторических процессов, повлиявших на зарождение информационной эпохи (Р. Ф. Абдеев, Н.К.Петров, А.И. Ракитов, Б.А. Семеновкер, Э. Тоффлер, Н.М. Эпштейн); труды ученых, изучающих условия формирования информационной среды (Я.А. Ваграменко, З.Р. Жукоцкая, С.В. Иванов); исследования феномена информационной культуры как культуры нового типа (Т.В. Андрианова, А.А. Гречихин, П.С. Гуревич, Н.Б. Зиновьева, ЕН. Ястребцева); аналитические исследования влияния информационных технологий на становление информационной культуры (А. Гаффин, Л.С. Зазнобин, И.В. Роберт); философские изыскания осмысления информатизации культуры (В.Бычков, Ю.С. Зубов, С.Г. Гутова, Н.А. Сляднева, К.К. Колин); труды исследователей – педагогов, раскрывающих образовательный аспект формирования информационной культуры личности (Б.С. Гершунский, В.П. Беспалько, Т.И. Шамова).
Научная новизна исследования:
- рассмотрена культура как информационная система создания, сохранения и воспроизводства социальной информации, выявлен статус социокультурной информации (сущность социокультурной информации, формы и способы ее существования в культуре);
- выявлены характерные черты и противоречия информационного общества – среды формирования информационной культуры (процесс информатизации всех сфер деятельности, информационная революция, формирование единого информационного пространства, мультимедийные, коммуникативные формы культуры);
- исследованы процессы информации, коммуникации и трансляции как социальных феноменов, обеспечивающих сохранение, воспроизводство, развитие культуры в информационном обществе (влияния информационных технологий на развитие личности в условиях информатизации);
- раскрыта специфика информационной культуры как основного фактора развития личности;- обоснована медиальность экранной культуры.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что:
- обоснованы пути формирования информационной культуры личности (материалы исследования могут быть использованы для дальнейшей разработки темы);
- приведены рекомендации по формированию информационной культуры учащихся, студентов посредствам экранной культуры и медиатек учебных заведений (материалы исследования могут быть использованы при создании специализированных курсов по формированию информационной культуры учащихся и студентов);
- диссертантом на основе результатов исследования разработан элективный электронный курс «Информационная культура», который может быть использован как специальный тематический материал для студентов вузов.
Научная новизна исследования:
- рассмотрена культура как информационная система создания, сохранения и воспроизводства социальной информации, выявлен статус социокультурной информации (сущность социокультурной информации, формы и способы ее существования в культуре);
- выявлены характерные черты и противоречия информационного общества – среды формирования информационной культуры (процесс информатизации всех сфер деятельности, информационная революция, формирование единого информационного пространства, мультимедийные, коммуникативные формы культуры);
- исследованы процессы информации, коммуникации и трансляции как социальных феноменов, обеспечивающих сохранение, воспроизводство, развитие культуры в информационном обществе (влияния информационных технологий на развитие личности в условиях информатизации);
- раскрыта специфика информационной культуры как основного фактора развития личности;- обоснована медиальность экранной культуры.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что:
- обоснованы пути формирования информационной культуры личности (материалы исследования могут быть использованы для дальнейшей разработки темы);
- приведены рекомендации по формированию информационной культуры учащихся, студентов посредствам экранной культуры и медиатек учебных заведений (материалы исследования могут быть использованы при создании специализированных курсов по формированию информационной культуры учащихся и студентов);
- диссертантом на основе результатов исследования разработан элективный электронный курс «Информационная культура», который может быть использован как специальный тематический материал для студентов вузов.
Положения, выносимые на защиту
1. Культура как информационно-коммуникационная система осуществляет ряд функций, среди которых главную роль играет функция трансляции информации в социокультурном времени и пространстве, предоставляя субъектам и объектам коммуникационного процесса возможность взаимопонимания в процессе совместного существования. С позиций информационного подхода жизнедеятельность общества трактуется как воплощение социокультурной информации в материальной и духовной сферах.
2. В последней четверти XX в. человечество вступило в новую стадию своего развития в эпоху информационного общества со всеми его достижениями, противоречиями и конфликтами. Информационная цивилизация радикально преобразует социокультурное пространство, формируя так называемую информационную культуру. Новая культура характеризуется фрагментарными, временными образами, клипами, блицами.
3. В условиях информатизации носителем социально-культурной информации является не только одна отдельно взятая личность, а все общество в целом. Новые информационные технологии превратившиеся сегодня в мощнейший техногенный фактор, изменяет культурную среду человека, что неизбежно ведет к проблемам в духовной и материальной культурных сферах. Составной частью и необходимым условием информатизации российского общества является информатизация культуры.
4. Понятие «Информационная культура» сформировалось в процессе активизации исследовательского внимания к механизмам информационного обмена в связи с колоссальным усилением роли информации в социокультурных процессах. Понятие получило широкое распространение, используется в научной литературе, однако не имеет устоявшегося объема, поэтому нуждается в тщательном анализе. Информационная культура ставит личность в совершенно иные связи с внешним миром. Его жизнь становится менее детерминированной социально-экономическими условиями, а его свободная творческая деятельность во многом определяет социокультурную ситуацию.
5. Сущностью экранной культуры является ее медиальность – массовость, доступность, что определяет огромную роль экранной культуры в процессе формирования личности. Возможности экранной культуры чаще всего трактуют с точки зрения расширения информационного обеспечения культурного процесса. Однако этот важный аспект далеко не исчерпывает проблематику, связанную с включением нового качества общения и богатейших информационных ресурсов в культурную жизнь. Влияние экранной культуры на формирование личности сложно и неоднозначно.
Апробация работы. Основные положения диссертации были представлены автором и обсуждались на II и III Международных научных конференциях «Деятельностное понимание культуры как вида человеческого бытия» (Нижневартовск, 2004, 2005); межвузовском научно-практическом семинаре «Современные информационные технологии в образовательном процессе» (Нижневартовск, 2004); межвузовской очно-заочной научно-практической конференции «Современные проблемы межкультурных коммуникаций» (Нижневартовск, 2005); IV Российском философском конгрессе «Философия и будущее цивилизации» (Москва, 2005); III Всероссийском научно-методическом симпозиуме «Информатизация сельской школы (Анапа, 2005); V Международной научно-практической конференции «Плехановские чтения» (Москва-Излучинск, 2006); IV Всероссийском научно-методическом симпозиуме (Анапа, 2006). Монография «Информационная культура личности: образовательный аспект» (в соавторстве) отмечена дипломом Фонда развития отечественного образования по итогам Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу среди преподавателей вузов 2007г. (Сочи, 2007). Материалы и результаты исследований изложены автором в 21 публикации.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Общий объем составляет 133 страницы машинописного текста.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении речь идет об актуальности темы исследования, указывается ее объект и предмет, характеризуется степень ее разработанности, формулируются цели и задачи работы, определяется методологическая основа, научная новизна и практическая значимость диссертации, приводятся сведения о ее апробации и положения, выносимые на защиту, данные о ее структуре.
Первая глава «Культура и информация: единство логического и исторического» посвящена исследованию предпосылок формирования информационного общества и культуры как информационной системы.
Первый параграф – «Культура как информационная система» представляет информационно-системный подход к понятию культура.
Существует множество концепций, пытающихся объяснить ход истории и развитие культуры в том или ином направлении. Информационно-системный подход к пониманию культуры - явление XX столетия, появившееся с развитием информационных технологий, информатизацией общества, вступлением человечества в информационную эпоху.
Система должна уметь приспосабливаться к внешней среде, следовательно, она должна выполнять функцию адаптации. По определению А.И. Савина система должна уметь достигать цели, следовательно, она должна выполнять функцию целедостижения. Важнейшей особенностью информационных систем является то, что они функционируют как единое. В свою очередь, это целое состоит из определенного числа составных частей и их деятельность не нарушает целостности всего объекта, а наоборот, обеспечивает её.
Свойства внутренней согласованности и полноты информационных систем порождают важное следствие: их замкнутость в смысле неприятия чужеродных элементов, влияний. Система - по свойству внутренней согласованности - должна отреагировать на это отторжением чужеродного элемента. Верхний уровень иерархии информационной системы отвечает за выполнение её целевого назначения. Именно он определяет всю нижестоящую пирамиду системы, «заставляя» её работать в качестве единого, целого. Цель систем раскрывается в функциональных ветвях, «исходящих» из элемента верхнего уровня.
Рассматривая культуру как информационную систему логично поставить следующий вопрос: каким образом влияют информационные процессы на развитие культуры? Ускорение темпов - закономерность исторического процесса, каждая последующая эпоха имеет более короткий жизненный цикл и более полную информационную наполняемость. История есть сложный социальный, технологический, психологический, культурно- политический процесс, специфическим фактором которого, т. е. фактором, отличающим историю от всех других эволюционирующих процессов, является то, что в их основе лежит процесс порождения, трансформации, аккумуляции и распространения информации на основе постоянно сменяющих друг друга информационных технологий.
Система ценностей и мировоззренческих ориентиров составляет своего рода «культурную матрицу», нечто вроде генома культуры, который обеспечивает воспроизводство и развитие социальной жизни на определенных основаниях. Эта матрица выражена пониманиями того, что есть человек, природа, пространство и время, космос, мысль, человеческая деятельность, власть и господство, совесть, честь, труд и т.п. В этих категориальных смыслах выражена предельно общая система мировоззренческих ориентаций, которая определяет человеческую жизнедеятельность в рамках определенного типа цивилизационного развития.
В параграфе делается следующий вывод: культура как информационно-коммуникационная система осуществляет функцию трансляции информации в социокультурном времени и пространстве, предоставляя субъектам и объектам коммуникационного процесса возможность взаимопонимания в процессе совместного существования. С позиций информационного подхода жизнедеятельность общества трактуется как воплощение социокультурной информации в материальной и духовной сферах.
Второй параграф – «Культура информационного общества: концепции и историческая практика».
Во второй половине XX века стало очевидно, что человечество вступает в новую культурную эпоху научно-технической революции, поэтому проблема существования человека в «технизированном» и «информатизированном» мире стала предметом исследования философов, культурологов, социологов, что, в свою очередь, вызвало к жизни концепцию «информационного» общества. На каждую новую проблему, как на очередной вызов, общество отвечает новыми институтами, инновациями, ценностями, структурами, технологиями и т.д. При этом обычно происходит замена (вытеснение) старых средств решения проблем новыми. Такая замена может вызвать заметные структурные изменения (например, когда вводятся новые социальные институты вместо старых), что приводит к развитию общества, понимаемому как процесс структурных изменений. Однако, далеко не все связывают общественное развитие со структурными изменениями.
Происходящий сегодня лавинообразный процесс глобальной информатизации общества коренным образом изменяет привычный уклад жизни и профессиональной деятельности миллионов людей во всех странах мира. Является ли информационное общество реальностью, пусть и виртуализированной, или же оно остается неосуществленной идеей? В связи с этим М. Кастельс утверждает, что «информационное общество может существовать и в действительности существует – в виде множества общественных и культурных моделей». По мнению Э.Тоффлера, человек высоко развитого информационного общества перестает быть легко управляемым и стандартным. Иная концепция культурного развития представлена в трудах Х. Сколимовски, для которого «возникновение философии техники – это противодействие культуры опасности быть задушенной излишней инструментализацией». Действительно, одной из черт информационного общества является органическое единство культуры и техники.
Вопрос о воздействии техники на культуру приобрел особую актуальность в условиях формирования информационного общества, когда техника оказывают все возрастающее и сложное воздействие не только на сферу материального производства, социально-политическую жизнь общества, но и на ее духовную жизнь.
Информационное общество - это цивилизация, в основе развития и существования которой лежит особая нематериальная субстанция, условно именуемая «информацией», обладающая свойством взаимодействия, как с духовным, так и с материальным миром человека.
В диссертации особое внимание уделяется волновой концепции культуры Э. Тоффлера и ее разработке в культурно-технологическом аспекте, когда на смену первой волне (аграрной цивилизации) и второй (индустриальной цивилизации) приходит новая, ведущая к созданию сверхиндустриальной цивилизации – «культура третьей волны». Вместе с тем, Тоффлер предупреждает о новых опасностях, социальных конфликтах и глобальных проблемах, с которыми человечество столкнется на рубеже двух веков.
Переживаемая в последние десятилетия технологическая революция самым непосредственным образом повлияла на мировой культурный процесс. Развитие компьютерных технологий, мировых коммуникационных сетей и совершенствование аудиовизуальных средств позволили культурному процессу выйти на совершенно новый качественный уровень, где доминирующей становится информационная культура.
Информационная культура является важной эвристической характеристикой как пан культуры, так и субкультуры, выделенной по любым критериям (этнической, социально-групповой, историко-типологической и т.д.). Помимо собственно информации (которую в информационных теориях принято классифицировать и оценивать по множеству критериев, среди которых полнота, актуальность, достоверность, точность, эффективность, воспринимаемость и т.д.) к информационной культуре относятся процессы, связанные с функционированием информации в социокультурном пространстве.
Ученые выражают полярные точки зрения о состоянии культуры в современном обществе. Так, Хайдеггер основную проблему видит в том, что современная техника поставила на службу человека (превратила в «постав», в функциональный элемент техники и природу, и самого человека). В свою очередь Н.С. Автономова считает, что создание новых информационных технологий всякий раз воспринималось как разрыв с подлинным, интимным, духовным.
Очевидно, что человечество вступило в новую фазу своего развития, и это предполагает новый этап развития культуры, культуры информационной. Исходя из философского, культурологического и деятельностно-информационного подходов, информационную культуру можно определить и как гармонию внутренней информационно-мировоззренческой компоненты с внешней информационно-креативной, информационно-энергетической средой.
Вторая глава «Человек в информационно-культурном пространстве» посвящена анализу информатизации современного общества и формированию информационной культуры.
В первом параграфе «Культурно-информационная среда: стратегия развития и становления» анализируются понятия «информация», «информационное поле», «информационные технологии», как основополагающие факторы, формирующие культурно-информационную среду информационного общества, исследуются проблемы связанные с информационными технологиями.
Понимание того, что информационные процессы являются важной составляющей любой культурной общности, существенно обогатило теоретико-методологический багаж социокультурных наук. Функциональный подход к информации получил широкое развитие в теории коммуникации. В рамках семиотики изучение информации осуществляется в основном в ее семантических аспектах (информация как пространство смыслов и значений). В этой связи Ю. Лотман отмечает: «Семиосфера культуры – это устройство, вырабатывающее информацию». А.С. Кармин рассматривал информацию как мера порядка. Сложные системы, к которым мы относим и культуру, характеризуются большим разнообразием и потому способны удерживать в себе большой объем информации.
Процесс информатизации, затрагивая практически все общественные институты и стороны повседневной жизни, не является однозначным по своей природе. Процессы модернизации, с одной стороны, проходят через призму культурных традиций, с другой - выступают в рамках данной культуры уже в опосредованном виде. Таким образом, информационные процессы не ведут к культурному обезличиванию общества, а лишь видоизменяют, «корректируют» традиционную культуру, адаптируют ее к реалиям информационной эпохи. Информатизация культуры и особенно таких культурообразующих процессов, как образование, обучение и воспитание приоритетнее, важнее и фундаментальнее, чем решение экономических проблем которые, в итоге, зависят от уровня и состояния культуры.
Становление информационного общества потребовало обеспечить адекватность образования динамичным изменениям, происходящим в природе и обществе, всей окружающей человека среде, возросшему объему информации, стремительному развитию новых информационных технологий, которые превращаются сегодня в мощнейший техногенный фактор, существенно изменяют культурную, образовательную среду человека.
Второй параграф «Информационная культура личности» раскрывает содержание понятия информационной культуры личности, особенности ее формирования.
Понятие «информационная культура» сформировалось в процессе активизации исследовательского внимания к механизмам информационного обмена в связи с усилением роли информации в социокультурных процессах. Понятие получило широкое распространение, используется в научной литературе, однако не имеет устоявшегося объема, поэтому нуждается в определенном анализе.
Основная сложность связана с многозначностью самого понятия «информационная культура», вызванного полисемией лежащих в его основе базовых понятий «информация» и «культура», а также из-за наличия множества близких, но не тождественных ему по смыслу понятий. И.Г. Хангельдиева, размышляя об информационной культуре подчеркивает, что информационная культура качественная характеристика жизнедеятельности человека, где приоритетными являются общечеловеческие духовные ценности. М. Г. Вохрышева, определяет информационную культуру как область культуры, связанную с функционированием информации в обществе и формированием информационных качеств личности. Важным представляется определение Н.Б.Зиновьевой, на базе личностно-ориентированной направленности информационной культуры, которая трактуется ею как гармонизация внутреннего мира личности в ходе освоения всего объема социально-необходимой информации. Исходя из культурологического и деятельностно-информационного подходов, информационную культуру можно определить и как гармонию внутренней информационно-мировоззренческой компоненты с внешней информационно-креативной, информационно-энергетической средой (ноосферой).
Ввиду осознания глобальной роли информации ее воздействие на сознание и эмоциональное состояние людей, многократно усиленное современными техническими средствами, информационная культура должна служить альтернативой неконтролируемому распространению информации. Содержание информационной культуры личности, ее сознательное и целенаправленное формирование включает в себя несколько уровней, лежащих в разных плоскостях: мировоззренческой, морально-этической, психологической, социальной.
Ведущая роль в формировании информационной культуры личности возлагается на образовательные учреждения, которые в ряду других социальных институтов, в соответствии с существующим законодательством в образовательной сфере, способны оказывать свое каждодневное влияние на учащегося, обеспечивая систематическую работу по его информационной подготовке. Основным инструментом в процессе формирования информационной культуры в рамках образовательного процесса, являются медиатеки учебных заведений.
Третий параграф «Медиальность экранной культуры как фактор формирования личности» посвящении анализу понятия «экранная культура», а также проблемам медиаобразования и описанию нового типа современной информационной структуры – медиатеки.
Распространение экранной культуры средствами кино, телевидения, компьютера привело к изменению картины мира, видения человека. Фактически в культуре произошла смена эпох: после тысячелетнего господства книга оказалась в ситуации конкурентной борьбы с экраном. На смену логоцентристскому пришел новый тип культурно-информационного пространства, где нейтральное место принадлежит визуальному образу.
Экран влияет на сознание людей, «подключая» многомиллионную аудиторию к определенному информационному полю. Человек стал управляемым, его сознанием легко манипулировать. Любая ценность культуры перед объективом телекамеры становится специфической «телевизионной» ценностью, получает новый культурный контекст. Манипулятивная мощь экранной культуры еще при ее зарождении была отмечена многими отечественными и зарубежными исследователями. Особенно следует выделить «виртуальную реальность» как искусственно реализуемую возможность.
Экранные виртуальные образы моделируют реальность и выступают в качестве инструмента формирования стереотипов поведения и социокультурной идентификации личности, а своеобразие культурного развития во многом определяется характером той коммуникации, которая доминирует в настоящий период. В качестве черты новой информационной культуры отмечается и ее симулятивность. Замена реального «знаками реального» свидетельствует об эволюции современной культуры, отказывающейся от парадигмы «отражения реальности» и принимающей ее симуляцию.
«Мы живем в мире медиа расширяющейся системы массовых коммуникаций, "информационного взрыва" (по определению канадского социолога Маршалла Маклюэна), основными характеристиками которого являются хаотичность, беспредельность и избыточность» - отмечает Н.Б.Кириллова, поэтому сегодня необходимо сформировать у человека стойкую мотивацию к самостоятельному поиску, обработке и восприятию информации. Важно понимать, что медиа не отражает реальность, а репрезентует, т.е. представляет ее, поэтому главная задача медиаобразования «денатурализация» медиа (Н.Б. Кириллова). В. Савчук говорит о медийности экранной культуры как об экзистенциальном проекте жаждущих пробиться и достучаться поверх и через газетную полосу, теле- и радиоэфир, поэтому рассматриваемое нами понятие далеко не однозначно. Медиа – это целая среда, сложная коммуникативная система и, человек, погруженный в эту систему, сам становится ее частью, «продуктом новых медиа» (С. Жижка).
Образование, взаимодействующее с медиасферой, расширяет свои возможности, используя для реализации собственных целей мировоззренческую составляющую медиакультуры. В этой связи медиатека как модель формирования информационной культуры личности ярко демонстрирует новые возможности медиакультуры и медиаобразования.
Медиаобразование необходимо рассматривать как фактор становления личности в контексте прошлого и настоящего опыта, как условие диалогического взаимодействия педагога и учащихся, результатом чего становится реально достигаемый в учебно-воспитательном процессе высокий уровень интеграции их совместной деятельности в виде атмосферы сотрудничества и высокой степени взаимопонимания. Культурологические возможности медиаобразования, способствуют свободному становлению мировоззренческой ориентации и формированию информационной культуры личности. Основной целью медиаобразования является подготовка нового поколения к реалиям информационного общества, к восприятию различной информации, обучение человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств и современных информационных технологий.
В заключении диссертации обобщены результаты исследования, достигнутые на базе культурологических, философских, семиотических, лингвистических разработок концепции информации, коммуникации, трансляции в культуре. Делаются выводы по исследуемой проблеме, намечаются перспективные направления дальнейшей работы над проблемой.
СПИСОК РАБОТ, ОПУБЛИКОВАННЫХ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ
Статьи, опубликованные в научных изданиях, входящих в
перечень для опубликования научных результатов диссертаций на
соискание ученой степени кандидата наук:
1. Горелова, Е.В. // Информационное общество: концепции и историческая практика /Е.В. Горелова // Вопросы культурологии. 2007. № 3. С. 70-72 [0,4п.л.].
2.Горелова, Е.В. // Философское осмысление проблем техногенной цивилизации /Е.В. Горелова //Философские науки. 2006. № 9. С.5-21 [0,4 п.л.].
3. Горелова, Е.В. // Медиатека в школе: возможности и перспективы использования /Е.В. Горелова //Педагогическая информатика. 2006. №З. С.28-31 [0,2п.л.].
Статьи, доклады, тезисы в других научных сборниках и журналах
4. Горелова, Е.В. // Формирование информационной культуры: технологический подход / Е.В. Горелова // Деятельностное понимание
культуры как вида человеческого бытия: Материалы II Международной научной конференции / отв. ред. В.И. Полищук, М.М. Новикова. -Нижневартовск: Изд-во ООО «ПолиграфИнвест-сервис», 2004. С.84-86 [0,1 пл.].
5. Горелова, Е.В. // Использование Интернета в дистанционномобучении Е.В. Горелова // Новые образовательные технологии в вузе: Сборник тезисов докладов 2-ой международной научно-методической конференции.- Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО УРГУ-УПИ, 2004. С.77-79 [0,1 п.л.].
6. Горелова, Е.В. // Формирование новых качеств знаний у работниковобразования / Е.В. Горелова // Успехи современного естествознания. 2005. №1. С. 100 [0,1 п. л.].
7. Горелова, Е.В. // Информационная культура: психологическийподход /Е.В. Горелова //Современные проблемы межкультурных коммуникаций: Материалы научно-практической межвузовской очно-заочной конференции / отв. ред. Борщенюк В.Н. - Нижневартовск: Изд-во филиал Южно-Уральского государственного университета, 2005. С.192-194 [0,1 п.л.].
8. Горелова, Е.В. // Информационное общество: традиции и новации
/ Е.В. Горелова // Кросс-культурные исследования: методология, опыт эмпирического анализа: Материалы 8-ой Международной конференции памяти Л.Н. Когана. Екатеринбург: Изд-во факультет политологии и социологии УрГУ, 2005. С.98-100 [0,1 п.л.].
9. Горелова, Е.В. // Формирование информационной культурымолодежи: проблемы и поиск решений /Е.В. Горелова // Информатизация сельской школы: труды III Всероссийского научно-методического симпозиума (Анапа, 20-22 сентября 2005 года). Анапа. М: Изд-во ФГУП «ПИК Винити» Московский государственный открытый педагогический университет им. М.А. Шолохова. Академия информатизации образования, 2005. С. 427-428 [0,1 п.л.].
10. Горелова, Е.В. // Медиатека в образовательном учреждении: возможности и перспективы / Е.В. Горелова // Деятельностное понимание культуры как вида человеческого бытия: Материалы III Международной научной конференции (Нижневартовск, 8-9 дек. 2005 года) / отв. ред. В.И. Полищук. - Нижневартовск: «ПолиграфИнвест-сервис», 2005. - С. 200-2001 [0,1 п.л.].
Горелова, Е.В. // Культура техногенной цивилизации /Е.В. Горелова //Проблемы истории культуры. Сб. науч. тр. Вып. 3 / отв. ред. В.И. Полищук, Я.Г. Солодкин. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2006. - С.36-43 [0, 5 п.л.].
Горелова, Е.В. // Проблемы формирования информационной культуры /Е.В.Горелова // Плехановские чтения: Материалы 5 Международной научно-практической конференции (Москва-Излучинск, 23-24 марта, 2006 год) / отв.ред. Е.И. Якшин.- Нижневартовск: ООО «ПолиграфИнвестсервис», 2006. - С.242-244 [0,1 п.л.].
Горелова, Е.В. // Информационно-образовательная среда: стратегиястановления /Е.В. Горелова // Качество жизни в социокультурном контексте России и Запада: методология, опыт эмпирического исследования». Памяти профессора Л.Н. Когана. - Екатеринбург: Изд-во факультет политологии и социологии УрГУ, 2006. С.49-51 [0,1 п.л.].
Горелова, Е.В. // Экранная культура: от прошлого к настоящему /Е.В.Горелова // Машины. Люди. Ценности: Материалы Международной междисциплинарной научной конференции, посвященной 85-летию со дня рождения проф. С. М. Шалютина. Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2006. - С.95-97[0,1 п.л.].
15. Горелова, Е.В. // Формирование информационной культуры личности в контексте образовательной парадигмы /Е.В. Горелова // Информатизация сельской школы: труды IV Всероссийского научно-методического симпозиума (Анапа 12-14 сентября 2006 года). Анапа. М.: Изд-во «Пресс-Атташе» Московский государственный открытый педагогический университет им. М.А. Шолохова. Академия информационного образования, 2006. С. 398-400[0,1 п.л.].
16. Горелова // Понятие информационной культуры личности винтерпретации современных ученых /Е.В. Горелова // Диалог культур: наука,философия, искусство, политика и образование. Сб. науч. тр. памятипрофессора В.Д. Жукоцкого / отв. ред. З.Р.Жукоцкая. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит.ун-та, 2006. - С. 123-130 [0, 4 п.л.].
17. Горелова, Е.В. // Культура как информационная система /Проблемыистории культуры. Сб. науч. тр. Вып. 4 / отв. ред. В.И. Полищук, Я.Г.Солодкин. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2007. -С.105-113 [0, 2п.л.].
18. Горелова, Е.В. // Организация школьной медиатеки: методические рекомендации. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2007. -70с. [4 п.л.]
19. Горелова Е.В. // Информационная культура личности: образовательный аспект: Монография. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та,
2007.-123с. [8 п.л.] (в соавторстве)
20. Горелова, Е.В. // Информационная культура. Краткий терминологический словарь. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2007.-251с. (в соавторстве) [10 п.л.]
21. Горелова, Е.В. // Современный гуманизм в контексте проблем информационного общества / Е.В.Горелова // Воля к диалогу: проблемы современного гуманизма: Материалы Международной научной конференции, посвященной памяти профессора В.Д. Жукоцкого / отв. ред. З.Р.Жукоцкая. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит.ун-та, 2007. - С. 150-154 [0,1 п. л.] (в соавторстве)
Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999. С.22.
Елисеева Е.В., Татаринцева Т.И., Трифанков Ю.Т. Формирование информационно-технологической культуры современного педагога как важное направление информатизации образования в России. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Об этом свидетельствуют материалы Международной научной конференции «Медиа как предмет философии» СПб. 2007. http://philos.nsu.ru.
Лободенко Л.К. Информационная культура библиографа: Специфика, структура и пути формирования. Автореф. дисс канд. пед. наук. Новосибирск, 1998; Казаков И.С. Формирование готовности к саморазвитию информационной культуры у студентов педагогического вуза. Автореф. дисс канд. пед. наук. Майкоп, 2006.
Червоний В.В Информационные технологии как фактор социальной трансформации общества (социально-философский анализ) Автореф. диссканд. философ. наук. М., 2003. Кирик Т.А. Виртуальная реальность: сущность, критерии, типологии Автореф. дисс канд. философ. наук. Омск, 2004. Гриценко С.В. Информационная культура личности в постиндустриальном общества. Автореф. дисс канд. философ. наук. Пермь, 2005.
Денисова Ж.А. Информационное неравенство и его воздействие на социальные процессы в российском обществе. Автореф. дисс канд. социологии. М., 2001.
Браславский П.И. Технология виртуальной реальности как феномен культуры конца ХХ – начала ХХI веков. Автореф. дисс док. культурологии. Екатеринбург, 2003.
Кастельс М. Информационная эпоха. М., 2000. С.63.
Сколимовски Х. /Новые информационные технологии и судьбы рациональности в современной культуре» //Вопросы философии. 2003. № 12. С.46.
«Новые информационные технологии и судьбы рациональности в современной культуре». Материалы круглого стола // Вопросы философии. № 12. 2003. С.4
Кириллова Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М., 2006 С.7
13PAGE 15
13PAGE 142515
15