Педагогическое сопровождение участников творческого процесса (фрагмент автореферата кандидатской диссертации)
Педагогическое сопровождение участников творческого процесса
(фрагмент автореферата кандидатской диссертации)
Сенина Ольга Ивановна,
учитель истории и обществознания
МАОУ «Экспериментальный лицей
«Научно-образовательный комплекс»,
г. Усть-Илимск
Современные исследователи рассматривают феномен творчества в контексте не только учебной, но и жизненной компетентности. В рамках данного подхода творчество выступает как естественный способ жизненной и будущей профессиональной самореализации человека, приносящей ему удовлетворение от ощущения собственной успешности, полезности и конкурентоспособности в современных социально-экономических условиях.
Включая творческую деятельность в учебный процесс, были проанализированы работы психологов Э. Ландау, Н. Лейтес и др., предупреждающих о возможных рисках в ходе творческого процесса, связанных с изменением эмоционального и психического состояния человека, проявляющиеся в стрессе- эустрессе, социальной депривации и т.д. С учетом обозначенных моментов был теоретически разработан алгоритм педагогического сопровождения подростка на всех этапах творческого процесса, действие которого нашло свое выражение в практике.
Таблица 1.
Алгоритм педагогического сопровождения
учащегося в творческом процессе
Этап
Характеристика этапа
Возможные действия учителя
1
Накопление знаний, постановка проблемы
наполнить знания ученика фактами и событиями, образно-эмоционально воздействовать на его чувства, обучить приемам воплощения идеи в творческий продукт. Важно научить ученика отойти от стереотипов мышления, подвергнуть сомнению привычные факты.
2
Сосредоточение усилий
необходимо предоставить ученику свободное время, творческую атмосферу, тишину в помещении. Необходимо помнить, что для одних важно быть в коллективе, обсуждать, для других – быть в одиночестве. Важно научиться слышать себя и других.
3
Инкубационный период
љ°этап с точки зрения эвристики может вызвать разочарование. Компенсирующие меры: переключение на другой вид деятельности (например, оформление текста, подбор иллюстраций по теме, подготовка инструмента, оборудования и пр.).
4
Период «инсайта»
важно обеспечить положительные эмоции, нельзя отрицательно относиться к ученическому изобретению, критиковать. Если что-то вышло не так, как задумано, то вместе с учеником следует вернуться на этап номер один, т.е., добавить новый материал (расширить содержание) или рассмотреть другие варианты воплощения творческого продукта.
5
Воплощение замысла в конкретный продукт, проверка своей гипотезы и презентации своего творения
обучение защите и презентации своего творения, рефлексии, анализу и сравнению других продуктов творческой деятельности
В процессе теоретического анализа и осмысления собственного практического опыта работы в педагогической сфере мы пришли к выводу о том, что обучение творческой деятельности поддается не только алгоритмизации, но и дидактически оформляется в отдельное направление. Анализ различных авторов и технологий позволил выделить особенности творческой деятельности от развивающего, эвристического и продуктивного обучения. В теоретической части нашего исследования эта особенность зафиксирована не только в механизме саморазвития личности учащегося и способности в выстраивании собственной образовательной траектории, но и собственного образовательного пространства, а также установки на способности к обучению творческой деятельности.
Творческая деятельность отражает комбинаторные способности, что выражается в синтезе информации и выступает, прежде всего, как деятельность коммуникативная.