ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Р.А. ШуматоваМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №94», г. Уфа.
Аннотация. В статье представлен анализ опыта формирования социальных компетенций младших школьников Уточнены сущность социальных компетенций и игровой деятельности, определены критерии и показатели результативности формирования социальных компетенций младших школьников.
Ключевые слова: социальные компетенции, игровая деятельность, социальная компетентность
Система российского образования перешла на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС), в основе построения которого лежит компетентностный подход, предполагающий формирование и развитие в ходе образовательного процесса качеств личности, отвечающих потребностям информационного общества, инновационной экономики, демократического строя и многонационального, поликультурного российского общества. Исходя из этого, в науке и в практике, говоря о качестве обучения и воспитания, все чаще стали связывать его с конечным результатом - компетенцией школьника.
Младший школьный возраст является сензитивным в формировании социальной компетентности, так как именно на этом этапе развития формируется произвольность психических процессов, а также соподчиняются мотивы и проявляется эмоциональный отклик на воспитательное воздействие Социальная компетентность – это совокупность умений, знаний и навыков, которые способствуют успешному сосуществованию личности в социуме. Выделим то, что в наше время до сих пор наблюдается смешение понятий «компетенция» и «компетентность»: от их синонимичного использования, до взаимозамещения. Раскроем различия между терминами компетентность и компетенция: «компетентность - авторитетность, осведомлённость; компетенция - это круг вопросов, где определенный человек имеет авторитетность, познание, опыт и кругом полномочий
Благодаря активной деятельности развиваются личностные качества младшего школьника. И главным образом она формируется в той самой ведущей деятельности, которая обусловливает интересы, отношение к реальности, требования взаимоотношений с окружающим обществом. В дошкольном возрасте, ведущей деятельностью является игра. Игра самая главная деятельность детей дошкольного возраста, но и не только, огромную роль она играет и в младшем школьном возрасте. Игра является важной деятельностью школьника и занимает центральное место в его жизни, при этом они и есть преобладающий вид самостоятельности младшего школьника и также средством познания окружающего социума. Игра – естественный для ребенка вид деятельности, мотив её лежит в самой сущности. В игровой деятельности учащиеся могут быть самостоятельными, развивать мышление, применять и углублять свои знания. Становясь старше учащиеся растут не только физически, но и в умственном плане, развитие не стоит на месте, вместе с ним становится выше и уровень воспитания, в этом им помогает игровая деятельность. Кроме того что сказано выше игра также формирует поведение детей, их взаимоотношение со сверстниками [2].
Проблему применения игровых технологий в учебном процессе изучали такие психологи и педагоги, как Гоноболин Ф.Н., Запорожец А.В., Коломенский Я.И., Крутецкий В.А., Лисина М.И., Шахнарович А.М., Жукова Н.С., Филичева Т.Б. и другие. Они считали, что использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка. В игре также формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание. Кроме того, в процессе игровой деятельности у ребенка младшего школьного возраста наблюдается увеличение социальных контактов, конструктивные взаимоотношения со сверстниками. Однако практика педагогической работы показывает о том, что педагоги начальных классов в полной мере владеют навыками и умениями формировать социальные компетенции у младших школьников. В настоящее время в педагогической науке пока еще недостаточно разработан вопрос комплексного подхода к формированию социальных компетенций учащихся посредством игровой деятельности, несмотря на его теоретическую и практическую значимость.
Как интегративная характеристика личности социальная компетенция имеет в определенной степени четкую структуру, в которой мы выделяем следующие компоненты: когнитивный компонент, который связан с представлениями о способах и правилах социального взаимодействия (в частности, нормы поведения в обществе, нормы общения); мотивационно-ценностный компонент, включающий отношение к себе и другому человеку как высшей ценности; проявления доброты, заботы, милосердия; наличие мотивации достижения в собственном поведении и в совместной групповой деятельности; деятельностный компонент, предполагающий сформированность навыков самоорганизации, самоконтроля, навыков конструктивного неконфликтного взаимодействия, а также выбор адекватных ситуации способов общения и поведения.
Вступление в младший школьный возраст предполагает изменение социальной ситуации развития ребенка. Происходит переход к учению как ведущей деятельности, которая в свою очередь приобщает младшего школьника к общественной жизни. Успешность в учебной деятельности, в социальном взаимодействии с окружающими обеспечивают возрастные новообразования, такие как: мотивация достижения, способность к произвольной регуляции поведения и саморегуляции, адекватная самооценка, которая является регулятором поведения и деятельности [4]. Эти личностные образования мы рассматриваем как показатели социальных компетенций учащихся начальных классов.
Конкретизируем выделенные показатели применительно к каждому компоненту социальных компетенций, рассмотренных нами выше. Так к когнитивному компоненту социальных компетенций у детей младшего школьного возраста могут быть отнесены:
- знание основных этических норм общения и поведения в обществе;
- знание о способах предотвращения и конструктивного разрешения конфликта.
Второй компонент - мотивационно-ценностный - включает в себя следующие показатели:
- умение адекватно оценивать себя, свои способности и судить о причинах успеха/неуспеха;
- способность выражать адекватную эмоциональную реакцию на происходящие события;
- умение сопереживать, чувствовать, понимать себя и другого человека;
- эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества.
Следующий компонент социальных компетенций учащихся начальных классов – деятельностный – предполагает:
- умение слушать и вступать в диалог с другими людьми;
- умение детей сотрудничать между собой, согласовывать свои действия и считаться с мнением партнера;
- умение работать в команде и следовать правилам, принятым в коллективе;
- умение договариваться, находить общее решение;
- умение находить правильный способ разрешения конфликта;
- умение вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, принятыми в обществе.
Важно отметить, что приведенный перечень показателей социальных компетенций является открытым и может быть продолжен.
С учетом данных показателей, выделяются следующие уровни развитости социальных компетенций:
- низкий, характеризующийся низкой степенью сформированности необходимых для продуктивного социального взаимодействия личностных новообразований;
- средний, когда отдельные показатели социальных компетенций сформированы на достаточном уровне и могут создать основу для достижения успеха в социально-значимой деятельности или взаимодействии, а другие находятся на низком уровне развития и затрудняют социальное взаимодействие;
- высокий, для которого характерно достижение устойчивого развития всех личностных новообразований возраста, обеспечивающих успех в социальной деятельности, то есть высокие показатели развития всех важнейших для возраста составляющих социальных компетенций.
В исследовании были использованы следующие методы исследования: анализ, синтез, обобщение психологической, педагогической и методической литературы по проблеме исследования; эмпирические (изучение и обобщение практического опыта, анализ документации, педагогическое наблюдение); диагностические (анкетирование, опрос, беседа); опытно-экспериментальная работа. Применялись такие методики как: «Пирог страхов» авторами которой являются А.И. Захаров и М.Панфилова; карта наблюдения Д. Стотта; шкала измерения социальной компетенции Э. Долла. С целью формирования социальных компетенций мы, во время учебного процесса и воспитательной деятельности, использовали различные задания которые представляли собой игровую форму.
После проведения эксперимента и изучения методической и психолого-педагогической литературы, а также практики работы можно сделать вывод о том, что игра занимает существенное место в жизнедеятельности и жизни младших школьников. Игра позволяет не только отвлечь ребёнка от учебной деятельности, но и помогает его умственному, психическому и физическому развитию, с помощью игры ребёнок учится общаться с другими людьми.
По результатам входной диагностики выяснилось, что имеются дети, с низким уровнем развития логического мышления, воображения и внимания. После проведения коррекционной работы с младшими школьниками по формированию социальных компетенций с помощью игровых технологий отмечаются изменения, в сторону улучшения: количество детей с высоким уровнем обладания социальными компетенциями увеличилось на 19 %, со средним уровнем – на 12 %, а количество детей с низким уровнем социальных компетенций снизился на 31 %.
Исходя из результатов исследования можно сделать следующие выводы:
С целью формирования социальных компетенций младших школьников в учебном процессе и во внеурочной деятельности необходимо использовать игровые технологии. Систематическая работа над формированием социальных компетенций младших школьников дала положительные результаты: увеличилось количество детей с высоким уровнем социальной компетенции, повысился интерес к изучаемым предметам. Систематическое использование игр на различных уроках действительно позволило выше поднять планку социальных компетенций
Систематическое целенаправленное включение дидактических игр в учебную деятельность способствует закреплению определённых знаний, умений и навыков, повышению интереса к учебным дисциплинам, развитию активности, внимания, логического мышления и воображения. Дидактическая игра является как средства развития творческих способностей учащихся на уроках в начальной школе. Ценность игровых технологий для учащихся заключается не только в том, чтобы дать им знания, но и научить их использовать эти знания в разнообразной деятельности. Обучение развивает ребёнка тогда, когда предоставляет возможность открывать, творить, рассуждать, спорить.
Подводя итог, необходимо отметить, что социально-педагогическая деятельность по формированию социальных компетенций предполагает такую организацию учебно-воспитательного процесса, которая направлена на всестороннее развитие и воспитание социально компетентной личности, готовой к конструктивному взаимодействию и социально-значимой деятельности. Педагогу очень важно осознать необходимость работы по формированию социальной компетентности учащихся с начальной ступени обучения. От того, насколько эффективно учащийся может проявлять сопряженность личных интересов с потребностями социума, формировать собственную систему ценностей, сотрудничать с людьми и окружающим миром, зависит его становление как гражданина. Таким образом, дальнейшее изучение социальных компетенций учащихся начальных классов является весьма актуальным и требует поиска новых форм, методов их формирования в воспитательной практике общеобразовательной школы.
Список литературы
Белицкая, Г.Э. Социальная компетенция личности [Текст] / Г.Э Белицкая // Сознание личности в кризисном обществе, 1995. № 3. — С.37-48.
Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст] / И. А. Зимняя. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 38 с.
Исакова, Т.В. Развитие социальной компетентности как фактор социального здоровья [Текст] / Т.В. Исакова. – СПб.: РГПУ, 2003. – С. 18 - 24.
Калинина Н. В. Формирование социальной компетентности как механизм укрепления психического здоровья подрастающего поколения [Текст] / Н. В. Калинина // Психологическая наука и образование. - 2001.- № 4. - С. 16 - 48.
Лепешев Д.В. Игровые технологии воспитания. Детская Академия роста Творческая педагогика. – 2011. - № 1. – С. 72-82; № 2. – С. 86-92.