Планирование занятий с детьми, имеющими нарушения устной и письменной речи
Перспективный план
коррекционно – логопедической работы
для группы детей с нарушениями звукопроизношения .Учитель-логопед МБОУ лицея № 15: Мазикина Е.Е.
Ставрополь
Этап Содержание Вид работы
Сонорная группа звуков Р-Рь-Л-ЛЬРазвитие общей моторики
Гимнастика.
Развитие мелких движений пальцев рук.
Развитие речевого слуха, зрительного, внимания и памяти.
Развитие подвижности артикуляционного аппарата Выполнение упражнений
Работа на логопедических занятиях
Самостоятельная работа дома
Игровые приемы и упражнения
Упражнения перед зеркалом
Постановка и коррекция звука Знакомство с артикуляцией звука
Специальные упражнения для звука [Р] 1. Работа над вспомогательными звуками: • многократные удары кончика языка у верхних десен (шепотное т - т - т); • присоединение голоса(.д - д - д.);. • выполнение сильного задували, вызывающего дрожание кончика языка (т - т - т - ттрррр) 2. Механическая помощь при постановке звука: • удерживание кончика языка у верхних десен шпателем; • вызывание дрожания кончика языка от звуков “зззз., •ЖжжЖ., чаще •дддд, (упражнение “Балалайка”).
Специальные упражнения для звука [Л]: - вызывание межзубного [Л]: • “Улыбка”; • прикусывание языка посередине и дутье на него (язык широкий); • так же, с последующей артикуляцией гласных без участия голоса - постановка звука [Л] от вспомогательных звуков [А] или [Ы]: • “Качели” (для губного [Л]); • “Качели” с одновременным произнесением А-А-ААА, или “ы ы ыыы”. - механическая помощь при постановке звука: прижатие шпателем широкого языка к верхним деснам.
Коррекция звука. 1)Показ артикуляции перед зеркалом. 2) Показ профиля данного звука.
З) Показ положения языка кистью руки. 4)Наглядная демонстрация вибрации языка. 5) Закрепление артикуляционных упражнений
Автоматизация поставленного звука в речи; развитие фонематического восприятия, фонематических представлений к аналитическо-синтетической деятельности Работа над звуком 1) Звук в слоге: • открытом; • закрытом; • в звукосочетаниях 2) Звук в слове: • в начале; • в середине; • в конце; • в сочетаниях с гласными 3) Звук в предложении. 4) Звук в тексте. 5) Пословицы, поговорки, стихи. 6) Скороговорки.
Развитие фонематического восприятия, аналитико-синтетической деятельности и фонематических представлений1) Узнавание звука на фоне слога, слова.
2) Формирование фонематического анализа
З) Развитие семантической деятельности
4) Развитие фонематических представлений
5) Дифференциация смешиваемых звуков (слуховая). 1) Произнесение слов, слогов и предложений. 2)Работа с таблицами. 3)Работа с игровым материалом, картинками. 4) Чтение текстов. 5)Работа с деформированным текстом. б) Заучивание и проговаривание пословиц, чистоговорок, поговорок, стихов и скороговорок.
1)Определить первый звук в слоге, слове. 2)Определить последний звук в слове. 3)Назвать все входящие в слово звуки. 4)Определить количество звуков.
1)Составь из названных звуков слог,слово. 2)Игра с мячом “Доскажи словечко”3)Составить из букв разрезной азбуки слово.
Автоматизация и дифференциация звука в самостоятельной речи. Закрепление звука в речи. Работа над следующим звуком 1)Продолжение работы над чистотой и легкостью произношения.
2)Введение звука в самостоятельную речь. Чтение слогов, слов, предложений, текстов.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашние тетради
Свистящая и шипящая группа звуков
Развитие общей моторики
Гимнастика.
Развитие мелких движений пальцев рук.
Развитие речевого слуха, зрительного, внимания и памяти.
Развитие подвижности артикуляционного аппарата Выполнение упражнений
Работа на логопедических занятиях
Самостоятельная работа дома
Игровые приемы и упражнения
Упражнения перед зеркалом
Постановка и коррекция звука
Знакомство с артикуляцией звука.
Специальные упражнения для звуков с,сь з, зь‚ц1. Работа над вспомогательными звуками: • многократные удары кончика языка у верхних десен (шепотное — с нижнего подъема “т-т-т”); • с присоединением голоса(“д -д – д”); • выполнение сильного задувания, вызывающего звуки “тс-с-с”. 2. Механическая помощь при постановке звука: • удерживание кончика языка у нижних резцов шпателем; образование холодной струи воздуха (упражнение “Ледяная горка”).
Специальные упражнения для звуков Ш, Ж от “Чашечка”, от Р.
Работа над звуком 1) Звук в слоге: открытом; закрытом; в звукосочетаниях. 2) Звук в слове: в начале; в середине; в конце; в сочетаниях с гласными. 3) Звук в предложении. 4) Звук в тексте. 5) Пословицы, поговорки, стихи. 6) СкороговоркиРазвитие фонематического восприятия, аналитико - синтетической деятельности и фонематических представлений 1)Показ артикуляции перед зеркалом. 2) Показ профиля данного звука.
З)Показ положения языка кистью руки. 4)Наглядная демонстрация вибрации языка. 5) Закрепление артикуляционных упражнений
Автоматизация поставленного звука в речи; развитие фонематического восприятия, фонематических представлений к аналитическо-синтетической деятельности Узнавание звука на фоне слога, слова.
Формирование фонематического анализа.
Развитие синтетической деятельности.
Развитие фонематических представлений.
Дифференциация смешиваемых звуков (слуховая). 1)Произнесение слов, слогов и предложений; 2) Работа с таблицами; З)Работа с игровым материалом, картинками; 4) Чтение текстов; 5)Заучивание и проговаривание пословиц, чистоговорок, поговорок, стихов и скороговорок.
Составить из названных звуков слог, слово.
Дать полный звуко-буквенный анализ слова.
1)Подобрать слово на заданный звук, слог. 2) Придумать слово по количеству звуков, слогов. 3) Подобрать картинки на звук.
1) Пересказ различных текстов. 2) Составление рассказов: - по опорным словам; - по сюжетным картинкам;
Автоматизация и дифференциация звука в самостоятельной речи. Закрепление звука в речи. Продолжение работы над чистотой и лёгкостью произношения.
Введение звука в самостоятельную речь. Чтение слогов, слов, предложений, текстов.
Перспективный план коррекционно –логопедической
работы для группы детей
с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
1-2 класс
Учитель –логопед МБОУ лицея № 15: Мазикина Е.Е.
Ставрополь
Тема занятия Задачи Развитие психологической базы речи
Звуки. Речевые и неречевые звуки. Гласные - согласные звуки Осознание детьми фонемной структуры слова на слух Развитие пространственных представлений (правая и левая части тела). Развитие логического мышления
Определение позиции звука Формирование понятия о том, что слово представляет линейную последовательность фонем. Представление о первом звуке в слове. Определение позиции звука в слове
Звуковой состав слова. Гласные звуки и буквы Характеристика гласных. Дать представление о словообразующей роли гласных, делении на слоги. Выделение гласных из слов в различных позициях. Выделение ударной гласной из начала слова Развитие временных представлений
Выделение гласного звука с конца слова. Выделение гласного звука из середины слова. Работа над ударением в словах с выделенными гласными Развитие внимания. Формирование зрительного гнозисаЗвуковой состав слова. Дифференциация гласных А - О Развитие внимания
Дифференциация гласных О - У Развитие зрительной памяти
Дифференциация гласных Ы - И Развитие слуховой памяти
Дифференциация гласных Е - ЮРазвитие пространственных представлений (ориентировки в окружающем пространстве)
Дифференциация гласных Е - Я Формирование операций сравнения
Звуковой состав слова.Согласные звуки и буквы Характеристика согласных. Выделение согласных из начала, конца, середины слова Развитие наблюдательности
Дифференциация твердых и мягких согласных. Работа с парами А - Я Развитие мышления
Дифференциация твердых и мягких согласных. Работа с парами О - Ё Развитие временных представлений
Звуковой состав слова.Согласные звуки и буквы Дифференциация твердых и мягких согласных. Работа с парами У - ЮРазвитие слухового внимания
Дифференциация твердых и мягких согласных. Работа с парами Ы - И Формирование зрительного гнозиса (восприятия и узнавания)
Дифференциация твердых и мягких согласных. Работа с парами Э - Е
Дифференциация согласных П - Б
Дифференциация согласных Т - Д Развитие зрительной памяти
Дифференциация согласных В - Ф
Дифференциация согласных К - Г Развитие пространственных представлений
Дифференциация согласных С - 3
Дифференциация согласных Ш - Ж Развитие пространственных представлений (ориентировка в окружающем пространстве)
Дифференциация согласных Ш - С
Дифференциация согласных Ч - Ш
Дифференциация согласных Ч - ТЬ
Дифференциация согласных Ч - Щ
Дифференциация согласных Щ - СЬ
Каникулы
Дифференциация согласных Ц - С Развитие временных представлений
Дифференциация согласных Ц - Т
Дифференциация согласных Ц - Ч
Дифференциация согласных Р - Л
Дифференциация согласных М - Н
Алфавит Опознавание графем родного алфавита и соотношение их с соответствующими звуками. Развитие сенсорно-образного восприятия звуков, букв Развитие пространственных представлений (пространственное расположение фигур и букв). Формирование зрительного гнозиса Анализ, конструирование и переконструирование печатных букв
Анализ, конструирование и переконструирование письменных букв
Запись слова Закрепление умения записывать слово моделями, графическими знаками Развитие внимания
Правила правописания Практическое усвоение узловых правил правописания. Употребление большой буквы в именах, фамилиях, названиях городов, кличках животных и т.дФормирование буквенного гнозиса Правописание сочетаний ЖИ - ЩИ
Правила правописания Правописание сочетаний ЧА - ЩА
Правописание сочетаний ЧН - ЧК
Правописание сочетаний ЧУ - ЩУ
Обозначение буквами парных звонких и глухих согласных звуков на конце слов
Предложение Формирование представления о том, что предложение является линейной последовательностью слов, о первом слове предложения Формирование буквенного гнозиса Формирование представления о законах предложения Развитие временных представлений
Формирование умений определять позицию слова в предложении по отношению к его началу, концу Формирование зрительного гнозиса Формирование умений определять количество слов в предложении
Предложение Развитие анализа структуры предложения Развитие пространственных представлений (ориентировка в окружающем пространстве)
Слоговой анализ и синтез Развитие слогового анализа и синтеза. Выделение гласного звука из слога. Выделение гласных звуков из слова
Фонематический анализ и синтез Развитие фонематического анализа и синтеза. Выделение (узнавание) звука на фоне слова. Выделение первого и последнего звука из слова
Развитие сложных форм фонематического анализа (определение последовательности, количества и места звуков в слове)
Формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем). Дифференциация смешиваемых детьми фонем
Закрепление
Дифференциация твердых и мягких согласных Формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем) Формирование буквенного гнозисаДва способа обозначения мягкости согласных Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака
Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв Е, Ё, Ю, Я, И Развитие временных представлений
Разделительный мягкий знак Дать детям представление о разделительном мягком знаке
Перспективный план коррекционно –логопедической
работы для группы детей
с общим недоразвитием речи
1-4 класс
МБОУ лицей № 15
учитель-логопед: Мазикина Е.Е
Ставрополь
Работа по преодолению речевого недоразвития Работа над грамматической темой Расширение понятий об окружающем мире, обогащение словарного запаса Развитие связной речи Оборудование, дидактический материал, методическая литература
1 3 4 5 6
Речь. Предложение. Предложение. Семья. Родственные отношения. Картинки с изображением семьи.
Слово Слово Н.С. Жукова «Учимся писать». Предметные картинки.
Слова обозначающие предметы Слова отвечающие на вопросы Кто? Что? Живое и неживое в природе. Скворцова И.В. «100 логопедических игр». Картинки изображающие одушевленные и неодушевленные предметы.
Слова обозначающие действие предмета. Слова отвечающие на вопрос Что делают? Что делает? Пространственные представления. Схемы предложений.
Дифференциация слова, обозначающих предметы и слова, обозначающие действие предметов. Согласование глагола с именем существительным в роде и падеже. Времена года. Предметные и сюжетные картинки.
Скворцова И.В. «100 логопедических игр»
Волина В.В.»Занимательное азбуковедение»
Слова обозначающие признак предмета. Слова отвечающие на вопрос Какой? Какая? Какое? Какие? Одежда. Обувь. Схемы предложения. Предметные и сюжетные картинки.
Слово обозначающие предмет, действие, признак предмета. Слова отвечающие на вопросы Кто? Что? Что делают? Какой? Какая? Какие? Предметные и сюжетные картинки.
Предложение Большая буква в начале слова. Посуда. Схемы предложения.
Звуки речи. Звуки и буквы. Овощи. Индивидуальные зеркала. Профили. Ефиминкова.
Гласные и согласные звуки и буквы. Гласные и согласные звуки и буквы. Фрукты. Алфавит. Индивидуальные зеркала, профили.
Гласные I ряда Гласные буквы а, о, у, Ы., э. Ягоды. Таблица. Индивидуальные зеркала.
Звук и буква А. Деление слов на слоги Грибы. Предметные картинки. Сигнальные карточки.
Звук и буква О. Деление слов на слоги Индивидуальные зеркала. Буква.
Звук и буква У. Перенос слов. Продукты питания. Сигнальные карточки, предметные картинки.
Звук и буква Ы. Ударение. Буква Ы.
Звук и буква Э. Ударение. Предметы гигиены. Сюжетные и предметные картинки.
Гласные II ряда Большая буква в именах, фамилиях людей Профессии. Таблица. Индивидуальные зеркала.
Буква Я. Звуки йаБольшая буква в названиях городов, улиц, озер, рек, морей и т.д. Сигнальные карточки, предметные картинки.
В. В. Волина
Буква Е. Звуки йэБольшая буква в кличках животных. Домашние животные и их детеныши. Скворцова И.В. «100 логопедических игр».
Буква Ё. Звуки йо. Дикие животные. «Лесные обитатели», предметные картинки.
Буква И. Сочетание Жи-Ши. Домашние птицы. Предметные и сюжетные картинки.
В.В. Волина.
Буква Ю. Звуки йу. Дикие птицы. Предметные картинки.
Дифференциация а-я. Сочетание Ча-Ща. Пересказ с опорой на вопросы. Мини рассказы.
Дифференциация у-ю. Сочетание Чу-Щу. Мебель. Текст «Лиса и рак» Сигнальные карточки.
Дифференциация ё-ю. Пересказ мини рассказов. Сигнальные карточки
Дифференциация ы-и. Мягкий знак в конце слова. Предметные картинки
Дифференциация о-е. Мягкий знак в середине слова. Пересказ текстов описательного характера с использованием картинок. Дифференциация э-еСигнальные картинки. Таблица
Согласные звуки и буквы. Твердость и мягкость звука. Картинки с изображением птиц, животных, деревьев, цветов и т.д.
Звонкие и глухие согласные Парные согласные. Сигнальные карточки.
Работа по преодолению речевого недоразвития Расширение понятий. Обогащение словаря Грамматическая тема Оборудование
Слово. Предложение. Осень. Осенние месяцы. Повествовательное, вопросительное, восклицательное предложение. Работа по картине «Золотая осень».
Гласные звуки. Слог Год. Месяцы. Роль гласных в образовании твердых и мягких согласных. Таблица.
Ударение. Деревья. Ударные и безударные согласные. Согласные звуки. Большая буква в именах, названиях городов, озер, рек, океанов и т.д. Таблица. Сюжетные картинки.
Звук и буква П, П. Перенос. Мягкий знак. Текст.
Звук и буква Б, Б. Дикие животные. И-А после шипящих. Развитие связной речи. И.В. Волина
Дифференциация Б-П. Домашние животные Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения Предметные картинки.
Таблица.
Звук и буква Т, Т. Животные и их детеныши. Главные члены предложения. Картинки. Текст.
Звук и буква Д, Д .Домашние птицы. Изложение. Дифференциация Д-Т. Дикие птицы. ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Индивидуальные карточки.
Звук и буква В, В. Овощи. Виды предложений. Индивидуальные карточки. Предметные картинки
Звук и буква Ф, Ф. Фрукты. Составить рассказ по опорным словам. Дифференциация В-Ф. Продукты. Имя существительное. Индивидуальные карточки.
Звук и буква Г. Грибы Деформированный текст.
Звук и буква Г. Ягоды. Дифференциация Г-К. Насекомые. Предложение. Схемы предложения.
Звук и буква С, С. Рыбы. Имя существительное (род). Предметные картинки
Звук и буква З, З. Транспорт. Слово. Предложение. Дифференциация З-С. Мебель. Корень Однокоренные слова. Грамматическое лото. Индивидуальные карточки.
Звук и буква Ш. Предлоги. Дифференциация С-Ш Инструменты. Предлоги. Индивидуальные карточки. Схема.
Звук и буква Ж. Глагол. Дифференциация Ж-Ш. Имя существительное. Глагол. Индивидуальные карточки.
Дифференциация Ш-Щ Развитие речи. Дифференциация Ж-З. Частица не у глагола Таблица.
Дифференциация С-Ц. Приставка и предлог. Дифференциация Ц-Ч. Безударные гласные. Индивидуальные карточки.
Дифференциация Ч-Щ. Парные согласные в конце слова. Дифференциация Р-Л. Дифференциация М-ЛТема. Развитие фонематического слуха. Коррекция учебной деятельности Грамматическая тема Оборудование
Речь. Предложение. Звук. Развитие фонематического слуха. Определение звука на слух. Развитие семантики слова. Развитие речи Устное сочинение по личным впечатлениям
Звук, буква, слог, слово, предложение. Виды предложений. Сочетания ча-ща, чу-щу, жи-ши, чк, чн, щн. Таблица. Индивидуальные карточки.
Предложение. Выделение из слова твердых и мягких звуков. Предложение. Безударные гласные. Таблицы гласных и согласных. Индивидуальные карточки.
Дифференциация звуков. Развитие фонематического слуха на звуках б-п. Развитие умения переключаться с одного вида деятельности на другой. Парные согласные. Сюжетные картинки, индивидуальные карточки.
Предложение Развитие воображения у детей Развитие речи. Сочинение «Золотая осень». Словарь.
Предложение. Согласование и управление. Дифференциация д-т. Согласование и управление. Состав слова. Текст. Индивидуальные карточки. Лото.
Предложение. Текст. Деление текста. План Дифференциация в-ф. Изложение. Расширение словаря. Слова с удвоенной согласной. Состав слова. Грамматическое лото. Индивидуальные карточки.
Предложение. Оглавление текста. Дифференциация г-к, з-с. Главные и второстепенные члены предложения. Текст.
Деформированный текст. Дифференциация ж-ш. Развитие зрительного восприятия Разделительный Ъ и Ь знак. Таблица, индивидуальные карточки.
Составление слов из группы слов или словосочетаний. Работа над развитием монологической речи. Гласные после шипящих. Развитие связной речи Развитие умения излагать мысли Устное сочинение «Зима». Серия картинок о зиме.
Устранение оптической дисграфииДифференциация б-д, ж-х. Активизация словаря. Имя существительное. Словообразование, словоизменение. Таблица. Картинка различий.
Дифференциация п-т, м-л. Развитие зрительного восприятия, мышления. Главные и второстепенные члены предложения. Текст. Сюжетные картинки, индивидуальные карточки.
Дифференциация ч-ци-уПересказ. Безударные гласные. Парные согласные. Словарь
Предложение. Дифференциация ч-ц. Работа над словарем. Ъ и Ь знак. Карточки.
Устранение оптической дисграфииДифференциация ш-щ. Активизация словаря. Имя числительное. Перенос. Дифференциация с-ц. Существительное, прилагательное, глагол, местоимение. Тексты.
Чтение, пересказ Звук и его место в слове. Составление предложений из групп слов. Предложение. Словосочетание. Индивидуальные карточки
Тема Развитие фонематического слуха Коррекция учебной деятельности Использование программного материала Оборудование
Речь. Предложение. Звуки речи. Развитие фонематического слуха на определенных звуках. Уточнение словарного запаса детей. Предложение. Устное сочинение по картинке. Сюжетные и предметные картинки, схемы предложения.
Звук, буква, слог, слово, предложение. Анализ слов со стечением согласных. Воспитание умения слушать, слышать. Состав слова. Предлог и приставка. Таблицы. Грамматическое лото.
Предложение. Развитие умения слышать и различать твердые и мягкие звуки. Виды предложений, знаки препинания. Безударные гласные. Нефедова Е.А., Узорова О.В.,
Т.Г. Рамазаева.
Дифференциация звуков. Предложение. Развитие фонематического слуха на звуках б-п. Развитие умения переключаться с одного вида деятельности на другую. Правописание гласных и согласных в корне слова. Индивидуальные карточки, предметные картинки.
Предложение. Звуко-буквенный анализ слов на заданные звуки. Активизация творческого воображения у детей, осмысление увиденного. Сочинение «Золотая осень». Словари. Картина.
Согласование и управление. Дифференциация звуков на примере
д-т. Устранение нарушений грамматического строя. Правописание приставок. Художественный текст, дидактический материал, индивидуальные карточки.
Предложение. Деление текста на части, составление плана. Дифференциация
в-ф. Развитие связной речи, активизация словаря. Части речи. Однородные члены предложения. Таблица «Имя существительное».
Предложение. Оглавление текста, деление на части, составление плана Дифференциация звуков г-к, з-с. Развитие умения активно пользоваться различными способами словообразования и словоизменения. Склонение существительных. Безударные гласные. Приставки и предлоги. Индивидуальные карточки, таблицы.
Деформированный текст. Звукобуквенный анализ слов на примере звуков з-с, ж-ш. Формирование зрительного восприятия. Узнавание формы, величины, цвета. Склонение существительных. Разделительный Ь и Ъ знак. Гласные после шипящих. Таблицы. Словари. Дидактический материал для 4 класса.
Развитие оптической дифференцировки. Редактирование текста. Дифференциация звуков з-ж. Восполнение пробелов в формировании связной и логически последовательной речи. Монологическая речь. Гласные после шипящих. Проверочная работа. Индивидуальные карточки, деформированный текст. Текст для чтения
Устранение оптической дисграфииДифференциация звуков п-т, м-л, Формирование зрительного восприятия, логического мышления. Глагол. Удвоенные согласные. Деформированный текст. Сюжетные картинки.
Дифференциация ч-ц. Составление плана. Ж-х, у-и, ю-е. Развитие связной речи. Развитие умения отбирать материал по теме, излагать по плану. Глагол. Безударные гласные, Сочинение «Весна». Таблица. Словари. Раздаточный материал.
Предложение. Дифференциация ч-ц. Активизация словаря. Глагол. Разделительный Ъ и Ь знак. Индивидуальные карточки.
Устранение оптической дисграфииДифференциация ш-щ. Формирование у учащихся наблюдательности, способности сравнивать слова высказывания. Удвоенные согласные.
Перенос слов. Отбор языковых средств для высказывания в целях общения. Дифференциация звуков с-ц. Непроизносимые согласные Дидактический материал.
Работа с текстом, деление текста на части, составление плана, пересказ по плану. Преодоление и предупреждение ошибочных словочетаний в речи. Работа над согласованием и управлением. Сочинение, Изложение, деформированный текст. Раздаточный материал, индивидуальные карточки.
Итоговый диктант. Проверка качества полученных знаний. Текст для диктанта