Рекомендации по коррекции речи в индивидуальной работе с детьми имеющими речевые нарушения.
Индивидуальная работа на лето:
Артюшкин Данил
Шевчугов Алексей
Хабаров Тимофей
Дабижа Стас
Артикуляционная гимнастика:
Все упражнения выполняются перед зеркалом под счет по 5-6 раз.
Окошко
Рот открыть, нижние и верхние зубы должны быть видны.
Маляр
Улыбнуться, показать зубы, открыть рот и "погладить" кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад.
Лошадка
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать языком (как лошадка цокает копытами). Подбородок неподвижен.
Кто дальше загонит мяч?
Улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу и, как бы произнося звук [Ф], сдуть ватку на противоположный край стола.
Парус
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и поднять широкий язык за верхние зубы к бугорочку. Удерживать язык под счет от 1 до 5.
Барабанщик
Рот широко открыт, подбородок неподвижен. Кончик языка ударяется в бугорок за верхними зубами, произносить звук [Д]: Д-Д-Д. Сначала медленно, потом ускоряя темп.
Постановка. Выполняем это упражнение, пока звук Р не будет закреплён.
Способ постановки звука [Р]: Следите за тем, чтобы язык был широким и сильно напряжен. В это время прямым (чисто вымытым, с коротко остриженным ногтем, чтобы не поцарапать язык) указательным пальцем самого ребенка или своим пальцем, обернутым в носовой платок, подложенным под кончик языка, производите частые колебательные движения из стороны в сторону, отчего слышится рокочущий звук, ребёнок произносит разные звуки: ЗЗЗ – ЖЖЖ- ДДДД. (Можно использовать пустышку, плотно набитую ватой или сделать пластмассовый шпатель из зубной щетки, удалив щетину, получится удобная пластмассовая палочка, углы должны быть обязательно закругленными.) Когда рука у ребенка привыкнет, и язык не будет соскальзывать с пальца (шпателя), малыш сможет самостоятельно вызывать колебания языка.
Работа над дыханием.
Необходимо выполнять следующие упражнения, следить за их правильностью, чтобы щёчки не надувались:
Задуй свечку
Дети держат полоски бумаги на расстоянии около 10 см от губ. Детям предлагается медленно и тихо подуть на «свечу» так, чтобы пламя «свечи» отклонилось.
Лопнула шина
Исходное положение: дети разводят руки перед собой, изображая круг — «шину». На выдохе дети произносят медленно звук «ш-ш-ш». Руки при этом медленно скрещиваются, так что правая рука ложится на левое плечо и наоборот. Грудная клетка в момент выдоха легко сжимается. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.
Как только звук Р вызывается автоматически, делаем упражнение моторчик: ТРР – ДРР и начинаем отрабатывать слоги:
Тра – тра дра - дря Тря - Тря
Тро – тро дро - дрё Трё - трё Тру – тру дру - дрю Трю - трю
Тры – тры дры - дри Три – три
Далее если получается отрабатываем слова на стечение согласных ТР, ДР, например, трава, дрова, утро, ведро итд.
Индивидуальная работа на лето:
Ердеков Артур
Тюкпеев Серёжа
Садаков Тимофей
Бутанаева Яна
Правильная артикуляция звуков «Ш», «Ж»:
- губы округлены и выдвинуты вперед - зубы сомкнуты, либо сближены - кончик языка поднят к передней части неба (у альвеол), но не прижат; боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам. - теплая воздушная струя выдыхается по середине языка
«Заборчик»
Улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удержать под счет от 1 до 10.
«Трубочка»
Сделав «Заборчик», вытянуть губы вперед, округлив как при звуке «О». Удержать под счет от 1 до 10.
Чередование «Заборчик» - «Трубочка»
«Открыть – закрыть заборчик»
Улыбнуться, открыть рот, язык лежит внизу «на полу», кончик языка упирается в нижние зубы. Закрыть рот. Повторить 5 – 10 раз.
«Блинчик»
Широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удержать под счет от 1 до 10.
«Вкусное варенье»
Положить широкий язык на нижнюю губу, а затем облизать сверху вниз верхнюю губу, убрав язык за верхние зубки. Челюсть не двигать.
«Чашечка»
Сделав «Блинчик», широкий язык поднять вверх, придавая ему форму «Чашечки» (не пролить водичку). Следить, чтобы боковые края и кончик языка не опускались. Удержать под счет от 1 до 10.Затем завести «Чашечку» в рот за верхние зубы и удержать под счет от 1до 5.
« Фокус»
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а по середине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
«Остудим чаек» или «Парус»
Сделать «Чашечку», завести за верхние зубы и подуть в нее, как бы на верхние зубки.
Дыхательное упражнение: Лопнула шина
Исходное положение: дети разводят руки перед собой, изображая круг — «шину». На выдохе дети произносят медленно звук «ш-ш-ш». Руки при этом медленно скрещиваются, так что правая рука ложится на левое плечо и наоборот. Грудная клетка в момент выдоха легко сжимается. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.
Отрабатывать шипящие звуки. СНАЧАЛА ИЗОЛИРОВАННО – СЛОГИ – СЛОВА и ТЕКСТЫ. Следим за воздушной струёй, щёки не надувать, зубы не смыкать.
Ш - всегда шипящий звук:
Ш - шипит в камнях змея
Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-шШа - ша - ша - как погода хороша!
Шу -шу - шу - никуда я не спешу.
Ши - ши - ши - свежим воздухом дыши!
Шо - шо - шо - солнце греет хорошо!
Шэ - шэ - ше - как приятно на душе!
Ша - ша - ша - есть игра у малыша.
Ши - ши - ши - любят строить малыши.
Шу - шу - шу - помогаем малышу.
Шо - шо - шо - дом построен хорошо.
Ж - конечно звук жужжащий:
Это - жук жужжит блестящий,
Ж - уселись у реки
Очень шумные жуки.
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж - Не боимся мы ужа!
Прожужжим ему мы - Жа - жа - жа - жа.
- Не достаться чтоб стрижу,
Пропоём ему мы - Жу - жу - жу - жу.
- Налетели вдруг чижи,
Испугаем мы их - Жи - жи - жи - жи.
Индивидуальная работа на лето:
Москалёв Артём
Арчимаева Лена
Анненко Дима
Фархутдинов Тимур
Араштаев АйратФалиц – Готлиб Марк и Родион
Артикуляционная гимнастика:
Все упражнения выполняются перед зеркалом под счет по 5-6 раз.
«Заборчик»
Улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удержать под счет от 1 до 10.
«Трубочка»
Сделав «Заборчик», вытянуть губы вперед, округлив как при звуке «О». Удержать под счет от 1 до 10.
Чередование «Заборчик» - «Трубочка»
«Открыть – закрыть заборчик»
Улыбнуться, открыть рот, язык лежит внизу «на полу», кончик языка упирается в нижние зубы. Закрыть рот. Повторить 5 – 10 раз.
«Блинчик»
Улыбнуться, широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удерживать под счет от 10 до 15 секунд.
«Остудим блинчик»
Улыбнуться, сделав блинчик, подуть, произнося длительно звук «Ф», щеки не надувать.
«Почистим нижние зубки»
Сделать улыбку, приоткрыть рот, двигать кончиком языка за нижними зубами влево - вправо, нижняя челюсть не двигается
«Горка»
Рот приоткрыть, кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка приподнять, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удержать 15 секунд. Покусать спинку языка, затем скатиться зубами по языку вниз (прокатиться с горки).
«Волшебная палочка»
Улыбнуться, открыть рот и напряженным кончиком языка упереться в нижние зубы. Вдоль, по середине языка, положить палочку (счетную или спичку) и, сомкнув зубы с силой равномерно выдувать воздух. Должен слышаться длительный звук «С». Повторять упражнение с палочкой и без нее.
ОТРАБАТЫВАТЬ СЛОВА – Тексты, следим за артикуляцией. Отрабатываем каждый раз в разном темпе ( медленно – быстрее)
ША – СА ОШ - АС СА – ША – СА СТА – ШТА - СТА
СА – ША ОС – ОШ СО – ШО – СО СТО – ШТО - СТО
ШО – СО УС – УШ СУ – ШУ – СУ СТУ – ШТУ - ШТУ
СО –ШО ИС – ИШ СЫ – ШИ – СЫ СТЫ – ШТЫ - СТЫ
ШУ – СУ ЕС – ЕШ СЕ – ШЕ – СЕ АСА – АША – АСА
СУ – СУ ЮШ – ЮС ША – СА – ША ОСО – ОШО - ОСО
ШИ – СЫ ЯС – ЯШ ШО – СО – ШО УСУ – УШУ - УСУ
Саша, суша, сушки, спешу, смешу, спишу, скошу, слышу, стишок, слишком, сынишка, солнышко, соловушка, сушеный, стеклышко, смешной, поспешно, успешно, насмешка, усмешка, душистый, пушистый, послушный, бесшумный, шанс, шелест, шесть, шествие, шесток, шоссе, пастушок, посошок, смешок, слушок, нашествие, путешествие.
Весёлый пастушок. Послушный малыш. Пушистая кошка. Смешные стишки. Опасное путешествие. Спасательная шлюпка. Солдатская шинель. Пушистая шапка. Стальной шлем. Толстые шпалы. Веселая шутка. Шумный класс. Сладкий шоколад. Пушистый снег. Большая собака. Скошенный луг. Шумное шоссе. Высокая башня. Соленые волнушки. Пенистый шампунь. Синяя шаль. Лисья шапка. Душистый ландыш. Шелестят камыши. Лесная глушь. Лесная опушка. Спелая вишня.
Осенью в лесу тишина. Слышно только, как ветер шумит в верхушках елок да как шуршат, падая на землю, сухие листья. Вот под елкой сидит масленок. У масленка на скользкой шапке полоски. Это пушистая белка покусала. Но видно кто-то спугнул белку. Поэтому она не взяла масленок.
В августе белки сушат маслята, подосиновики, белые на ветках. Готовят запасы. Зимой найдет белка душистый сушеный гриб, съест. А сытой и теплее, и веселее.
Индивидуальная работа на лето:
Смольников Егор
Вилисов Лёня
Проц Тимофей
Артикуляционная гимнастика:
Все упражнения выполняются перед зеркалом под счет по 5-6 раз.
Окошко
Рот открыть, нижние и верхние зубы должны быть видны.
Маляр
Улыбнуться, показать зубы, открыть рот и "погладить" кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад.
Лошадка
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать языком (как лошадка цокает копытами). Подбородок неподвижен.
Кто дальше загонит мяч?
Улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу и, как бы произнося звук [Ф], сдуть ватку на противоположный край стола.
Парус
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и поднять широкий язык за верхние зубы к бугорочку. Удерживать язык под счет от 1 до 5.
Барабанщик
Рот широко открыт, подбородок неподвижен. Кончик языка ударяется в бугорок за верхними зубами, произносить звук [Д]: Д-Д-Д. Сначала медленно, потом ускоряя темп.
Закрепляем звук Р в словосочетаниях итд ( Лёне индивидуально, звук только автоматизировался)
Румяный рулет. Рукав рубашки.
Рубец на руке. Русский рубеж.
Русая русалка. Рукавицы на руках.
Рундук для робы. Румынские руины.
Рома ловит рыбу. Рабочие рыли ров.
Роза читает рассказ. В саду розовые розы.
Розовые розы. Робкий Рома.
Ромб на робе. Ровный ров
По равнине тёк ручей.
У рубахи длинные рукава.
Мы идём на рыбный рынок.
В роще расцвели незабудки.
Ракушки рассыпались по песку.
В оконной раме разбили стекло.
Рома поехал к родным в Ростов.
Из ракетницы выпускают ракеты.
Над ручьём раскинула ветви ракита.
Дифференциация звуков Р – Л
Ра, ло, ор, лы, ала, кро, тры, апр, хру, рак, пила, лупа, рот, кора, мала.
2. «Запомни, повтори»Ра-лаал-арры-лы
Ло-роур-улор-олЛы-рыял-ярлу-ру3. Проговаривать слова, различая звуки Р и Л:рад – ладрамка – лавкаигра – иглаПров - плов
рак – лакМила – Киравраг - флагтрон - слон
лама – рамакраса – глазафлот – ротплошка – крошка
лодка, краб, дрова, Слава, бокал, ковёр, арка, трава, молоко, пила
2. «Запомни, повтори» Ра-ла-рапло-пло-проро-ло-роРу-ру-лукра-кла-клала-ра-ла 3. Проговаривать, различая звуки Р и Л:рубка – голубкавыручать – получатьигры - иглы
лучей – ручей столы – топорыуплыть - укрыть
прорубь – голубьсерый – белый поляк – моряк
Поля – Боряслякоть – крякатьпряжка – фляжка
Рослый зеркалоборолиськоролеварассол
горло брали прыгали рулет ларёк
кролик ныряли смотрели каравеллакрыло
рыхлыйиграли маляр рулон стрела