«Все работы хороши-выбирай на вкус!»

Тема: «Все работы хороши- выбирай на вкус!».

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе


Цель. Закрепление знаний детей о различных профессиях.
Задачи. 1. Образовательная: Закреплять умение детей образовывать слова – действия, сложные слова, зная название профессий;
2. Коррекционно-развивающая: Развивать связную речь, логическое мышление;
3. Воспитательная: Воспитывать интерес и уважительное отношение к людям разных профессий.
Предварительная работа. Чтение произведения В.В.Маяковского «Кем быть?»;
Оформление альбома «Все работы хороши»;
Рисование на тему «Профессии»;
Экскурсии в библиотеку, пожарное депо.
Материал. Сюжетные картинки с изображением различных профессий; предметы, необходимые для работы людям определенных профессий.
Возраст детей: 6-7 лет
Ход занятия.
В. Ребята, давайте поздороваемся с гостями. Они пришли к нам сегодня, чтобы посмотреть и послушать, какие вы внимательные и сообразительные.
В. Теперь послушайте внимательно стихотворение и скажите о ком оно?
Кто на пожары приезжает
Огонь залив, людей спасает?
Кто вылечит от всех болезней
И знает, что кому полезней?
Кто вам продаст творог, сосиски?
И рыбку для любимой киски?
На страже кто стоит закона
Гроза преступности района?
Кто выстроил высотный дом,
Где мя семьею всей живем?
В. О ком это стихотворение? (о пожарном, враче, продавце, милиционере, строителе).
В. Правильно, ребята. Все люди в мире занимаются каким-нибудь делом и получают за это деньги. А как назвать одним словом род деятельности людей, за который они получают деньги? (Профессия.)
В. Правильно. Как по-другому можно сказать, каким похожим словом? (ремесло, работа)
В. Сегодня на занятии мы с вами поговорим еще раз о профессиях, вспомним то, что вы уже знаете.
В. Ребята, мы с вами говорим, что профессии различаются в зависимости от того, с кем или с чем приходится работать людям данной профессии.
Например, летчик работает с техникой. Люди каких профессий еще чаще работают с техникой? (машинист, водитель, крановщик)
В. А есть профессии, представителям которых приходится работать с другими людьми. Какие это профессии? (врач, продавец, экскурсовод, воспитатель)
В. А есть еще профессии, представители которых работают в основном с бумагами, чертежами, документами, книгами. Назовите некоторые из них. (экономист, инженер, бухгалтер).
В. Назовите профессии, представители которых работают с животными (животновод, ветеринар, дрессировщик, зоолог). С растениями (садовник, овощевод, агроном)?
Правильно. Молодцы.
(воспитатель обращает внимание детей на мольберт с иллюстрациями строительных профессий)
В. Как вы думаете, какие профессии здесь изображены? Как можно назвать их одним словом? (строительные)
В. Используя эти профессии, можно что-либо построить. Сейчас ребята вам прочитают стихотворения о людях этих профессий, а вы мне скажете о каких строительных профессиях идет речь.
Чтение стихотворений детьми.
Каменщик.
На стройке жаркая пора,
Сигнал уже пробил.
Сегодня каменщик с утра
К работе приступил.
Ему идет двадцатый год,
А он уже герой:
Он лучше всех кирпич кладет
Строитель молодой.
Кладет кирпич за кирпичом
Растет этаж за этажом.
И с каждым годом, с каждым днем
Все выше, выше новый дом.

Маляр.
Красить комнаты пора – пригласили маляра,
Но не с кистью и ведром наш маляр приходит в дом.
Вместо кисти он принес механический насос.
Брызжет краска по стене, солнце светится в окне.
Стали стены голубые, словно небо в вышине.
Новый дом почти готов – примет к празднику жильцов.

Плотник.
Летят опилки белые, летят из-под пилы;
Это плотник делает рамы и полы.
Топором, рубанком выстругивает планки,
Сделал подоконники без сучка-задоринки,
Хорошему работнику и слава и почет –
Недаром орден плотнику вручил народ.
В. О каких строительных профессиях идет речь в этих стихотворениях? (о маляре, плотнике, каменщике). Правильно.
В. Теперь давайте поиграем в игру «Слова-действия». Вам нужно подобрать слова-действия к профессиям, о которых вы услышали. Но сначала вспомним на какой вопрос отвечают слова-действия (что делать)?
- Каменщик (что делает?) [кладет, стучит, трудится, размешивает, работает].
- Маляр (что делает?) [красит, белит, мажет, разводит, работает].
- Плотник (что делает?) [пилит, строгает, режет, рубит, забивает, выстругивает, закручивает].
В. Молодцы.
Строитель хочет строить дом
На радость новоселам,
Чтоб каждый становился в нем
Счастливым и веселым.
Представьте, что мы сейчас не зрители, мы сейчас строители.
Садитесь на пол перед стулом и приготовьте кулачки.
Ай, туки, туки, туки,
Застучали молотки,
Застучали молотки,
Заиграли в локотки.
Тук – ток, тук – ток
Скоро выстроим домок.
(сопровождают движениями).
В. Вот мы немного отдохнули. А теперь вспомните кем работают ваши мамы (ответы), а папы (ответы)?
Сейчас поиграем в игру «Назови мамину профессию».
(Дети встают в круг. Педагог напоминает детям, что есть мужские, женские и общие профессии.)
- Ребята, я буду бросать вам мяч, называть общую профессию, так, как если бы это были названия профессий ваших пап или дедушек. А вы возвращаете мне мяч и называете такую же мамину профессию.
Например: Он певец – она певица.
Ткач – ткачиха;
Повар – повариха;
Художник – художница;
Учитель – учительница;
Спортсмен – спортсменка;
Портной – портниха;
Продавец – продавщица;
Актер – актриса;
Артист – артистка;
Поэт – поэтесса;
Проводник – проводница.
- Молодцы, садитесь.
Людям различных профессий для выполнения их работы часто требуются специальные предметы. Как они называются (инструменты, атрибуты)?
(Воспитатель обращает внимание на стол, где разложены в беспорядке предметы, необходимые для людей определенных профессий: врача, повара, парикмахера, художника, предлагает нескольким детям найти нужные предметы.)
В. Пока вы выполняете задание, с остальными детьми мы выясним, кто из них самый внимательный. В стихотворении, которое я вам прочту, перечислены разные профессии, ремесла. Послушайте внимательно, и назовите их.
Возьми с собой.
Возьми меня с собой, шофер,
Возьми меня с собой шахтер,
Возьми меня с собой, рыбак,
Возьми меня с собой, моряк
Возьми меня с собой, почтарь,
Я всех прошу возьмете, да?
И лишь лентяя никогда:
Лентяй с лежанки не встает,
Куда же он меня возьмет?
Названия каких профессий вы услышали? (шофер, шахтер, рыбак, моряк, почтарь) А лентяй – это профессия? (Конечно же нет.) Почему? (ответы детей)
- теперь давайте проверим, как справились ребята с заданием. Пожалуйста, рассказывай, Лена, какие предметы ты отобрала. Ребята, людям какой профессии понадобятся эти атрибуты (для врача)? Лена покажи картинку.
(аналогично с остальными детьми)
- Сейчас немного отдохнем.
Физминутка.
Я – шофер помыл машину.
Сел за руль и выгнул спину.
Загудел мотор, и шины зашуршали у машины.
(Топающий шаг и имитация вождения машины)
Подметает дворник двор.
Убирает дворник сор.
(Наклоны вперед с одновременным движениями рук, имитирующими подметание)
Наш охранник на посту
Смело смотрит в темноту.
(Повороты вправо, влево, приставив ладони к глазам)
А сапожник сапоги
Для любой сошьет ноги
К сапогам прибьет подковки
И пляши без остановки
(Присесть, встать, выставляя поочередно ногу на пятку).
Наши летчики – пилоты
Приготовились к полету.
(Наклоны вправо, влево, прямые руки в стороны)
А портной сошьет для нас
Шорты – просто высший класс
(Имитировать шитье).
Я маляр шагаю к вам
С кистью и ведром
Свежей краской буду сам
Красить новый дом.
(Шаг, плавные взмахи руками вверх – вниз).
(Сели на свои места.)
- Ребята, вспомните, мы с вами говорили о сложных словах. Объясните, что это такое (это слова, в которых спрятались два слова)?
- Приведите примеры сложных слов (самосвал, огнетушитель, фотоаппарат, гололед, снегопад, водопад, листопад).
- Оказывается, есть профессии, названия которых сложены из двух слов, например: кто чистит трубы (трубочист), кто разводит пчел (пчеловод), кто рубит лес (лесоруб), кто ловит рыбу (рыболов).
- Как вы думаете, можно ли, не обучаясь, овладеть какой – либо профессией? (Нет, нельзя. Для этого нужно обязательно учиться.)
- Сегодня мы с вами говорили о разных профессиях и давайте проверим, как вы их запомнили.
Загадки.
Самолетом правит(летчик).
Трактор водит (тракторист).
Электричку - (машинист).
Стены выкрасил (маляр).
Доску выстругал (столяр).
В доме свет провел (электрик).
В шахте трудится (шахтер).
В жаркой кузнице (кузнец).
Кто все знает (молодец).
- О чем мы сегодня говорили? (О профессиях)
- А какая профессия самая важная? (Все профессии важные, нужные.)
- Я с вами согласна и хочу прочитать стихотворение.
Профессии бывают разные
Все они очень важные:
Повар, плотник и шофер,
Педагог, маляр, столяр.
Все профессии нужны,
Все профессии важны.
- Все ребята сегодня молодцы, всем спасибо, занятие окончено.