Урок внеклассного чтения «Хлеб-величайшее изобретение человечества»
Урок внеклассного чтения в 6 классе.
Форма урока: устный журнал
Тема: « Хлеб –величайшее изобретение человечества».
Эпиграф к уроку : «Ломоть хорошо испеченного пшеничного хлеба составляет одно из величайших изобретений человеческого ума» (К.А.Тимирязев).
Цели урока:
- расширить представление учащихся о значении хлеба в нашей жизни;
- дать знания учащимся об истории хлеба, о происхождении слова «хлеб»;
- воспитывать у учащихся бережное отношение к хлебу и уважение к труду;
- формировать нравственные ориентиры на примерах уважительного отношения наших предков к хлебу и его роли в жизни.
Оформление: презентация, плакаты ( о хлебе), хлебная продукция.
Опережающие задания: поиск материала по истории хлеба (2 корреспондента), альбом (загадки о хлебе), альбом (пословицы и поговорки), наизусть стихи, презентация.
Настрой на урок.
Стихотворение А. Коршуна читает ученик
Хлеб в России пекли с куполами,
Чтоб хватило, как небо на всех.
За широкими в доме столами
Крошку бросить считали за грех.
И хлеб-соль – это русский обычай,
Словно символ людской доброты.
И наш герб без колосьев пшеничных
Не имел бы такой красоты.
Задание гостям: сколько и какие названия хлеба услышали?
Страница первая
Величайшее изобретение. История хлеба.
Корр.1Хлеб появился в глубокой древности , свыше 15 тысяч лет назад. По мнению ученых, еще в доисторические времена человек впервые стал сеять хлебные злаки, которые предками наших теперешних пшеницы, овса, ячменя. В каменном веке люди ели зерна в сыром виде. Потом появилась прапрабабушка хлеба жидкая каша из зерен . Следующий этап- выпекание лепешек из густой зерновой каши. Затем люди научились растирать зерна между камнями-жерновами и смешивать полученную муку с водой. И наконец, появился хлеб, но он был пресный. Прошло еще несколько тысячелетий , пока люди научились готовит хлеб из кислого теста . О таком хлебе известный ученый К.А. Тимирязев сказал, что он – одно из величайших изобретений человеческого ума».
Корр.2 5-6 лет назад древние египтяне научились разрыхлять тесто путем его брожения, используя микроорганизмы (дрожжи и молочнокислые бактерии).Дрожжи вызывают брожение, в результате образуется углекислый газ и спирт. Газ разрыхляет тесто, делает хлеб мягким и пышным. Молочно кислые бактерии в момент выпечки придают хлебу ни с чем несравнимый аромат и вкуВставка. Стихотворение Платона Воронько (читает подготовленный ученик)
Пахнет хлеб…
Как сладко пахнет хлеб
Любовью тружеников,
Радостью земною
И солнышком, и щедрою весною,
И нашим счастьем!
Душисто пахнет хлеб!
Страница вторая.
Слово «хлеб» , его появление.
Корр 1 И еще немного из истории хлеба. В Древней Греции хлеб считали деликатесом, т.е. изысканной пищей. Писатель Гомер, описавший трапезы своих современников , оставил нам свидетельство того, что на обед аристократов подавали первым 2 блюда: кусок мяса и пшеничного хлеба. Каждое из этих блюд ели отдельно. Хлебу отводили самое почетное место.
Древние греки были твердо убеждены, что если человек не ест хлеба, то он совершает большой грех и будет непременно наказан богом.
Корр. 2. Это убеждение перекликается с индийским законом. В первых веках нашей эры преступников в этой стране наказывали тем, что запрещали им есть хлеб на определенное время.
При этом были уверены, что тот кто не ест хлеба, будет иметь плохое здоровье и несчастливую судьбу.
У спартанцев хлеб считали величайшей роскошью, его ставили на стол в особо торжественных случаях.
Хлебопекам в Др. Греции мы обязаны и самим происхождением слово «хлеб». Они применяли для выпечки хлеба горшки специальной формы и называли их «клибаносоми».
У древних готов на основе появилось слово «хлойфс», у древних германцев оно превратилось в «хлайб», теперь «хлеб».
Вставка: Стихи Евдокии Лось читает ученик.
Голос поля
Звонит метелками овес
Мне повезло,
Я в поле рос!
За пятерых бубнит горох
Стучит мой бубен
Вдоль дороги!
-Я че-че-вица,
Чечевица
Розовощекая
Девица!
-Ячмень я,
Поклонись мне гость,
Насыплю крупных зерен
Горсть!
И тихо шепчет
Рожь под небом:
Людей кормлю я
Сытным хлебом.
Страница третья.
Хлебороб- самая почетная профессия
Корр. 1 Чтобы посеянное зерно стало хлебом, над ним трудятся представители почти 120 специальностей: агроном, селекционер, летчик сельскохозяйственной авиации.
Корр.2Невозможно поле представить без трактора, а значит, без тракториста, машиниста, механика.
Корр.1 А сколько людей трудится на элеваторах, мельницах, в пекарнях, в кондитерских
Люди, которые создают хлеб- хлеборобы, хлебопеки.
Очень почетные профессии.
Вставка. Стихи Николая Сынгаевского
Он вечно будет.
-Хлеб как солнце!-
Сказал отец.
- Хлеб как солнце!-
Мать повторяет.
И сестренка вставляет слово:
« Хлеба и солнца у нас хватает!»
Страница четвёртая.
Разные названия хлеба.
Корр. 1.Мы привыкли хлеб называть хлебом, но есть еще одно название. Хлеб на Руси называли «жито». В этимологическом словаре указано, что оно образовано от слова «житии «(жить) с помощью «то»: жито.
Корр.2 У разных народов хлеб называется по- разному: нон, лаваш, дуона, пыня и др.
Но как бы ни называли хлеб, с этим словом всегда связывают представление о самом дорогом- о жизни, счастье, труде.
«Хлеб – всему голова», -учит русская пословица.
«Маленькое, а зернышко», - вторит марийская поговорка.
Вставка. Гульчехра Сулейманова.
Мама месит тесто
Мама тесто замесила
Тесто вкусно дышит,
Тесто для лепешек,
Для пышек- кульчишек.
Мы толчемся у дверей,
Не находим места:
Ах, скорей бы, скорей
Подходило тесто!
Мама жару поддала,
Засучила рукава,
Волосы откинула,
Тесто пододвинула.
Пламя разгорается,
Мама улыбается,
И румяная лепешка
Улыбается немножко.
Кушайте, девчонки,
Пробуйте мальчишки,
Душистые лепешки,
Горячие кульчшики!
Вставка Ученик представляет свой альбом (собранные пословицы и поговорки, фразеологизмы).
Хлеб- батюшка, вода матушка.
Худ обед, хлеба нет.
Хлеб да соль!( приятного аппетита)
Хлеб насущный ( самое главное) и др.
Страница пятая
Хлеб – мерило всех ценностей.
Корр. 1 Люди имеют свои вкусы: кому-то более всего нравится мясо, кому-то сливки, кто-то страдает без конфет.
Но всем люб и дорог хлеб. Можно жить только на воде и жлебе. Хлеб имеет множествонеобходимых для организма веществ. Это огромная ценность.
Корр. 2 Испокон веков хлеб не был простой едой. Он был человеческой совестью. Хлебом – солью встречали гостей, друзей. Хлебом, как именем любимого человека, клялись. Защищая хлеб, умирали.
Корр. 1 Хлеб достается тяжелым трудом, поэтому люди относятся к нему как к святыне. Кладут на рушник, на салфетки, подбирают для него удивительные хлебницы.
Корр. 2 Кто знает цену хлеба, тот не бросит куска, не стряхнет на землю крошки.
Корр. 1 Узбекская пословица гласит: «Наступивший на хлеб –ослепнет»
Вставка Стихи Лаймонис Вацземниек читает ученик.
Сладко пахнут и дымятся
Две буханки на столе
Мамы не могу дождаться-
Слишком вкусно пахнет хлеб!
Хлебушек, ты сладкий очень!
Не могу, не утерплю
И хоть корочки кусочек
До обеда отломлю
Вставка
. Ученик представляет альбом загадок.
И комкатово,
И ноздревато,
И мягко,
И ломко
И всех милей? (хлеб)
Сидит в ложке,
Свесив ножки. ( лапша)
Его я режу на куски
И вижу в нем пургу муки?
Страница шестая:
Стоит задуматься
Корр.1 Из сочинения учащихся.
Оля: Я никогда не забуду, как после 1-го класса я приехала к своей прабабушке в деревню под Ленинград. Она посадила меня на стол, щедро угощала. Я откусила хлеб, и крошки упали на стол. Как бабушка посмотрела на меня! А потом подошла, собрала крошки в ладонь и сказала:» Вот сколько хлеба мы ели в день, когда здесь проходило кольцо блокады».
Корр.2 Ира : бывает очень больно, когда в хлебном магазине или в столовой вдруг на полу окажется хлеб… Этого не должно быть.
Корр.1 Знаете ли вы, что статистика свидетельствует: в каждой школе нашей стране, где число учащихся = 500 человек, ежедневно выбрасывается до 10 кг хлеба и личных изделий.
Корр.2 Каждый должен твердо усвоить: взял кусок хлеба – съешь! Не хочешь есть – не бери кусок, пусть останется нетронутым в тарелке. Его съест тот , кто голоден по настоящему.
Вставка. Стихи Ануарбека Дусенбиева
По весенней улице
И конца в конец
С хлебною тележкою
Едет продавец.
А в тележке- плюшки,
Бублики , ватрушки,
Халы,
Пряники,
Лепешки
И… пирожные картошки.
Что хотите ,Выбирайте-
Порумяней,
ПовкуснейДля себя
И для детей!
Заключительная часть урока. Рефлексия.
Заключительное стихотворение читает учитель.
В Бондарчук «Хлеб»
Идешь ли ты с работы жарким летом,
Морозной ли и вьюжною зимой,
Заходишь обязательно за хлебом
И бережно несешь его домой.
Вдохни его. Он пахнет утром ранним.
В нем рук тепло, забота строгих глаз,
Он в дом пришел сквозь годы испытаний
Не зачерствев, как кое-кто из нас.
Священен хлеб, в себя вобравший солнце,
В себя вместивший хлебороба жизнь.
Ты сердцем чистым до него дотронься
И чистыми руками прикоснись!