Разработка технологических процессов изготовления деталей машин — рабочая программа
МИНИСТЕРСТВО образования Республики Мордовия
Государственное бюджетное образовательное учреждение РМ
среднего профессионального образования
(среднее специальное учебное заведение)
«Рузаевский политехнический техникум»
Утверждаю
Директор техникума
_________________/_М.К. Волков/
«_31 » 08 2015 г.
Номер регистрации __________________
ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.01 Разработка технологических процессов изготовления деталей машин
2015 г.
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 151901 «Технология машиностроения»
Организация - разработчик: Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Рузаевский политехнический техникум»
Разработчики:
Терехина К.Ф., Нестерова И.Е. - преподаватели
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
7
3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля
8
4 условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
15
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
18
1. паспорт ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Разработка технологических процессов изготовления деталей машин
1.1. Область применения программы
Программа профессионального модуля (далее примерная программа) – является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 151901 «Технология машиностроения» в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Разработка технологических процессов изготовления деталей машин и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
Использовать конструкторскую документацию при разработке технологических процессов изготовления деталей.
Выбирать метод получения заготовок и схемы их базирования.
Составлять маршруты изготовления деталей и проектировать технологические операции.
Разрабатывать и внедрять управляющие программы обработки деталей.
Использовать системы автоматизированного проектирования технологических процессов обработки деталей.
Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области машиностроения и металлообработки при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- использования конструкторской документации для проектирования технологических процессов изготовления деталей;
- выбора методов получения заготовок и схем их базирования;
- составления технологических маршрутов изготовления деталей и проектирования технологических операций;
- разработки и внедрения управляющих программ для обработки типовых деталей на металлорежущем оборудовании;
- разработки конструкторской документации и проектирования технологических процессов с использованием пакетов прикладных программ;
- участия в ведении основных этапов проектирования технологических процессов механической обработки;
- установления маршрута обработки отдельных поверхностей.
- проектирования технологического маршрута изготовления детали с выбором типа оборудования;
- оформления технологической документации;
- подготовки программ обработки деталей:
- на токарных станках с ЧПУ
- на сверлильных станках с ЧПУ;
- на фрезерных станках с ЧПУ;
- подготовки программ автоматического формирования траектории инструмента при фрезеровании;
- подготовки управляющих программ для токарных станков, оснащенных УЧПУ класса NC (SNC);
- подготовки управляющих программ для токарных станков, оснащенных УЧПУ класса CNC;
- составления различных видов инструкций;
- подготовки программ на языках управления цикловыми ПР;
- разработки УП для токарных станков;
- разработка УП для фрезерных станков;
- подготовка технологических процессов на базе CAD/CAM систем;
уметь:
- читать чертежи;
- анализировать конструктивно - технологические свойства детали, исходя из ее служебного назначения;
- определять тип производства;
- проводить технологический контроль конструкторской документации с выработкой рекомендаций по повышению технологичности детали;
- определять виды и способы получения заготовок;
- рассчитывать и проверять величину припусков и размеров заготовок;
- рассчитывать коэффициент использования материала;
- анализировать и выбирать схемы базирования;
- выбирать способы обработки поверхностей и назначать технологические базы;
- составлять технологический маршрут изготовления детали;
- проектировать технологические операции;
- разрабатывать технологический процесс изготовления детали;
- выбирать технологическое оборудование и технологическую оснастку: приспособления, режущий, мерительный и вспомогательный инструмент;
- рассчитывать режимы резания по нормативам;
- рассчитывать штучное время;
- оформлять технологическую документацию;
- составлять управляющие программы для обработки типовых деталей на металлообрабатывающем оборудовании;
- использовать пакеты прикладных программ для разработки конструкторской документации и проектирования технологических процессов;
знать:
- служебное назначение и конструктивно-технологические признаки детали;
- показатели качества деталей машин;
- правила отработки конструкции детали на технологичность;
- физико-механические свойства конструкционных и инструментальных материалов;
- методику проектирования технологического процесса изготовления детали;
- типовые технологические процессы изготовления деталей машин;
- виды деталей и их поверхности;
- классификацию баз;
- виды заготовок и схемы их базирования;
- условия выбора заготовок и способы их получения;
- способы и погрешности базирования заготовок;
- правила выбора технологических баз;
- виды обработки резания;
- виды режущих инструментов;
- элементы технологической операции;
- технологические возможности металлорежущих станков;
- назначение станочных приспособлений;
- методику расчета режимов резания;
- структуру штучного времени;
- назначение и виды технологических документов;
- требования ЕСКД и ЕСТД к оформлению технической документации;
- типы производств.
- методику разработки и внедрения управляющих программ для обработки простых деталей на автоматизированном оборудовании;
- состав, функции и возможности использования информационных технологий в машиностроении.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 773 часа, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 449 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 268 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 181 час;
учебной и производственной практики – 324 часа.
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) Разработка технологических процессов изготовления деталей машин, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
Наименование результата обучения
ПК 1.1
Использовать конструкторскую документацию при разработке технологических процессов изготовления деталей.
ПК 1.2
Выбирать метод получения заготовок и схемы их базирования.
ПК 1.3
Составлять маршруты изготовления деталей и проектировать
технологические операции.
ПК 1.4
Разрабатывать и внедрять управляющие программы обработки деталей.
ПК 1.5
Использовать системы автоматизированного проектирования технологических процессов обработки деталей
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3.
Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 8.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 9.
Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Тематический план профессионального модуля ПМ.01 «Разработка технологических процессов изготовления деталей машин»
Код
профессиональ-
ных компетенций
Наименования разделов профессионального модуля
Всего часов
(макс. учебная нагрузка и практи-
ки)
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)
Практика
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
Самостоятельная работа обучающегося
Учебная,
часов
Производственная
(по профилю специальности),
часов
Всего,
часов
в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,
часов
в т.ч., курсовая работа (проект),
часов
Всего,
часов
в т.ч., курсовая работа (проект),
часов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
ПК 1-3
Раздел 1. Ведение технологических процессов изготовления деталей машин
247
132
90
30
115
30
-
216
ПК 4-5
Раздел 2. Эксплуатация систем автоматизированного проектирования и программирования в машиностроении
202
136
48
66
-
108
Производственная практика, (по профилю специальности), часов
324
324
Всего:
773
268
30
181
30
-
324
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел ПМ 1. Ведение технологических процессов изготовления деталей машин
132
МДК 1. Технологические процессы изготовления деталей машин
132
Тема 1.1. Обработка деталей типа «вал»
Содержание
32
3
1.
Изучение служебного назначения детали. Анализ технических требований чертежа. Обоснование типа производства. Анализ технологичности детали. Выбор варианта получения заготовки. Технико – экономическое обоснование выбора. Расчет припусков статистическим путем. Выбор методов обработки детали. Выбор баз и их обоснование. Разработка технологического маршрута обработки детали. Выбор оборудования. Обоснование и выбор средств технологического оснащения. Назначение режимов обработки на операции техпроцесса. Нормирование технологических операций. Оформление технологической документации.
4
Практические занятия:
28
2.
Разработка технологического процесса изготовления детали типа «Вал»
Тема 1.2. Обработка деталей типа «втулка», «фланец»
Содержание
30
3
1.
Изучение служебного назначения детали. Анализ технических требований чертежа. Обоснование типа производства. Анализ технологичности детали. Выбор варианта получения заготовки. Технико – экономическое обоснование выбора. Расчет припусков статистическим путем. Выбор методов обработки детали. Выбор баз и их обоснование. Разработка технологического маршрута обработки детали. Выбор оборудования. Обоснование и выбор средств технологического оснащения. Назначение режимов обработки на операции техпроцесса. Нормирование технологических операций. Оформление технологической документации.
4
Практические занятия
26
2.
Разработка технологического процесса изготовления детали типа «Втулка», «Фланец»
Тема 1.3. Обработка деталей типа детали типа «Зубчатое колесо»
Содержание
32
1-3
1.
Изучение служебного назначения детали. Анализ технических требований чертежа. Обоснование типа производства. Анализ технологичности детали. Выбор варианта получения заготовки. Технико – экономическое обоснование выбора. Расчет припусков статистическим путем. Выбор методов обработки детали. Выбор баз и их обоснование. Разработка технологического маршрута обработки детали. Выбор оборудования. Обоснование и выбор средств технологического оснащения. Назначение режимов обработки на операции техпроцесса. Нормирование технологических операций. Оформление технологической документации.
4
Практические занятия
28
2.
Разработка технологического процесса изготовления детали типа «Зубчатое колесо»
Тема 1.4. Системы автоматизированного проектирования технологических процессов механической обработки деталей
Содержание
8
1-3
1.
Системы автоматизированного проектирования технологических процессов. Основные термины и определения. Классификация САПР. Методика проектирования техпроцессов с помощью САПР ТП «Вертикаль»
Практические занятия
8
2.
В САПР ТП «Вертикаль» разработать технологический процесс механической обработки детали по чертежу и годовой программе выпуска. Сформировать комплект технологической документации.
Курсовое проектирование
Содержание
30
1
В САПР ТП «Вертикаль» разработать технологический процесс изготовления детали
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ
Систематическая проработка учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических
работ, отчетов и подготовка к их защите.
Самостоятельное изучение правил выполнения чертежей и технологической документации по ЕСКД и ЕСТП.
Работа над курсовым проектом.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
1. Определение показателей технологичности конструкции изделия, детали (деталь указывается преподавателем)
2. Выбор баз для изготовления детали с использованием правила шести точек
3. Оформление фрагмента технологической документации технологического процесса механической обработки по образцу.
115
Производственная практика (по профилю специальности)
Виды работ:
- участие в ведении основных этапов проектирования технологических процессов механической обработки;
- установление маршрута обработки отдельных поверхностей;
- проектирование технологического маршрута изготовления детали с выбором типа оборудования;
- участие в организации работ по производственной эксплуатации и обслуживанию станков (в т.ч. с ЧПУ);
- оформление технологической документации.
216
Раздел ПМ 2 Эксплуатация систем автоматизированного проектирования и программирования в машиностроении
136
МДК 2. Системы автоматизированного проектирования и программирования в машиностроении
136
Тема 2.1. Программирование обработки деталей на сверлильных и фрезерных станках с ЧПУ
Содержание
28
1.-5
Программирование обработки деталей на сверлильных станках с ЧПУ
Технологическая классификация отверстий. Типовые переходы при обработке отверстий. Этапы проектирования операций обработки отверстий. Общая методика программирования сверлильных операций. Программирование расточных операций. Программирование обработки на фрезерных станках с ЧПУ.
3
6-7
Типовые схемы переходов при фрезерной обработке
Типовые схемы фрезерования. Выбор инструмента для фрезерования. Выбор параметров режима резания при фрезеровании.
3
8-11
Особенности обработки деталей на многоцелевых станках с ЧПУ
Схемы обработки контуров, плоских и объёмных поверхностей. Плоское контурное фрезерование.
3
12-14
Программирование обработки деталей на многоцелевых станках с ЧПУ
3
Лабораторные работы
10
1
Выбор параметров режима резания при сверлении, зенкеровании, развертывании, зенковании
2
Выбор параметров режима резания при фрезеровании
Практические занятия
8
1