Краткосрочная план по русскому языку Правописание непроизносимых согласных в корне слова
Тема урока Двойная роль букв е, ё, ю, я.
Общая цель
Ознакомить с двойной ролью букв Е, Ё, Ю, Я, с тем, что данные буквы могут обозначать один и два звука. Развить умение различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука. Развить речь учащихся.
Ожидаемые результаты
Различают позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука; называют звуки, обозначаемые этими буквами;
Тип урока Урок усвоения нового материала
Задания
Ф.О «Внутренний и внешний круг». Организация парной работы (выполнение заданий ) Работа по карточке. Работа с текстом.
Необходимые материалы Интерактивная доска
Ход урока:
Этапы урока Действия учителя Действия ученика
Вводная часть
1.Создаёт психологический настрой на урок.
- Доброе утро, солнце! (все поднимают руки, затем опускают).
- Доброе утро, небо! (аналогичное движение).
- Доброе утро, всем нам! (все разводят руки в стороны, затем опускают).
2.Проверка д.з. Фонетический разбор слова «алфавит» в паре.
Проверка в паре по критериям.
0-1ошибка. – «5», 2-3 ош. – «4», 4 ош. –«3», 5 ош. – «2»
3. Ф.О «Внутренний и внешний круг»
1.Что изучает фонетика?
2. Что такое чередование?
3. Назови только твердые согласные.
4. Назови непарные звонкие согласные.
5. Как узнать, сколько в слове слогов?
5. Подведение итогов работы.
7 мин. Приветствие учащихся, направление на процесс учения.
Проверяют д.з в паре по критериям
Отвечают на вопросы, подводят итоги работы.
Презентация
Деление на группы.
1гр. Е, ё, ю, я
2гр. Яма, яблоко, Яша
3гр. Собери стих
Йог в столовой нам найдёт
Йогурт, а в аптечке - йод.И подарит что-то сладкое,Если выучим букву « и краткое»
Объяснения учащихся.
-А почему гласных букв 10, а гласных звуков 6?
4. Определение темы урока.
5.Постановку целей.
6. Заслушивание ответов учащихся.
7. Презентация «Двойная роль букв е, ё, ю, я.»
8. Коллективное формулирование правила - HYPERLINK "http://infourok.ru/go.html?href=http%3A%2F%2Fedu.kpfu.ru%2Fmod%2Fglossary%2Fshowentry.php%3Fcourseid%3D78%26eid%3D678%26displayformat%3Ddictionary"алгоритма
10 мин. Группируются, отвечают на вопросы, определяют тему урока.
Ставят цели к уроку.
Слушают, выражают свои мысли по презентации.
Формулируют правило в виде алгоритма.
Основная часть
Организация парной работы по маршрутной карте.
задание: Подчеркните слова, где е,ё, ю, я обозначают 2 звука.
Мера, ем, боец, отъезд, полёт, ёлка, съёмка, клюв, юг, вьюга
сяду, яблоко, стоят.
При затруднении можешь спросить помощи у своей пары.
Оценивание в паре.
Критерии оценивания.
0-1ош. – «5», 2-3 ош. – «4», 4-5 ош. –«3», 6 ош. – «2»
2 задание: В левый столбик выпишите слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, в правый – слова, в которых эти буквы обозначают один звук.
Белый, вязать, въезд, ёрш, ель, ем, мёд, мять, нёс, мел, Люба, заехать, поют, объявления, яд, юла.При затруднении можешь прочитать ещё раз правило.
Критерии оценивания.
0-1ош. – «5», 2-3 ош. – «4», 4-5 ош. –«3», 6 ош. – «2»
задание: Упражнение – загадки.
Задание: отгадайте слово, запишите его, определите, сколько букв и звуков в словах.
А) Что больше всего на свете любит медведь? (мёд)
Б) В каких словах встречается буква-колючка Ё? Запишите 2 слова. (ёж, ёрш, ёлка)
В) Отгадайте имя девочки по первым звукам слов: ябеда, напёрсток, аквариум. (Яна)
Г) Куда осенью улетают птицы? (на юг)
Д) Что говорит мама, когда тебя кормит? (ешь)
Критерии оценивания.
0-1ош. – «5», 2-3 ош. – «4», 4-5 ош. –«3», 6 ош. – «2»
4 задание: Раздаются карточки с заданиями: выписать из стихотворения слова на правило «Двойная роль букв е, ё, ю, я», определить, сколько в них букв и звуков. Карточка с заданием
Все вокруг объяты страхом:
Разъяренный людоедОбъявил, что съест сегодня
Замечательный обед.
Критерии оценивания.
0-1ош. – «5», 2-3 ош. – «4», 4-5 ош. –«3», 6 ош. – «2»
5.Работа с текстом. (Прочитать текст. Найти предложение, выражающее главную мысль текста. Пересказать текст)Пройдись по тихим школьным этажам.Здесь прожито и пройдено немало,Был голос робок, мел в руке дрожал,Но ты домой с победою бежал.И если вдруг удача запропала,Пройдись по тихим школьным этажам.(В.В.Волина)
Задание для одар.-ого ученика: Эссе «Моя школа»
7.Словарная работа. Прожито, пройдено.
Итог работы.
Оценивание.
№ задания Количество баллов.
1 2 3 4 Оценка Оценивание: 20 - 17 – «5», 16 - 12 баллов – 4, 11 – 8- «3»
25 мин. Выполняют задания, проверяют в паре.
Проводят словарную работу.
Подсчитывают баллы
Итог
Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой.
? Узнал, что буквы е, ё, ю, я обозначают один и два звука, какие звуки они могут обозначать, но не до конца научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.
! Научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука. Я скажу себе: « Я работал хорошо!» ! ! ! Научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один и два звука, и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»
Домашнее задание. Упр. 30 стр. 17
3 мин. Принимают участие в рефлексии.
Записывают д.з.
Тема урока Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
Общая цель Научить писать слова с непроизносимыми согласными в корне, развить умение подбирать проверочное слово. Развивать орфографическую зоркость, память, логическое мышление.
Ожидаемые результаты
Умеют правильно писать слова с непроизносимыми согласными.
Правильно подбирают проверочное слово. Употребляют в речи слова с непроизносимыми согласными.
Тип урока Открытие новых знаний
Задания
Проверка д.з. работа по карточке. Парная работа (выполнение заданий по марш – карте.) Р.р. Беседа Мама – слово дорогое.
Инд. задание (одарен. уч.) Отгадайте загадки
Необходимые материалы Интерактивная доска, карточки.
Ход урока:
Этапы урока Действия учителя Действия ученика
Вводная часть
1.Создаёт психологический настрой на урок.
Улыбнитесь друг другу и начнём наш урок.
Если хочешь много знать,
Надо потрудиться.
Если хочешь умным стать,
Нужно не лениться.
2.Проверка д.з. работа по карточке. Вставь пропущенные орфограммы. Ножка, робкий, булавка, мягкий, жираф, крепкий, крышка, сказка, редкий, ловкий, кружка, гвоздь, масса, бассейн, хоккейВзаимопроверка в паре.
Критерии оценивания.
0-1ош. – «5», 2-3 ош. – «4», 4- ош. –«3», 5 ош. – «2»
3.Ответы на вопросы:
Как проверить правописание безударной гласной? Правописание звонких и глухих согласных?
Какие слова вы знаете с удвоенными согласными?
7 мин. Приветствие учащихся, направление на процесс учения. Проверка готовности к уроку.
Проверяют д.з в паре по критериям
Отвечают на вопросы
Презентация
На слайде даны слова:
Честный, грустно, здравствуй, сердце.
- Прочитайте слова. Что интересного вы заметили?
- Какой возникает вопрос?
2. Сформулируйте тему урока … 3. Постановка цели.
Заслушивание ответов учащихся.
- Наша цель: выяснить, когда пишутся непроизносимые согласные, а когда нет.
А также мы узнаем, ещё один способ проверки и будем учиться грамотно писать.
4. Презентация «Правописание непроизносимых согласных в корне слова»
Иногда согласные
Играют с нами в прятки.
Они не произносятся,
И что писать, неясно нам…
Что же делать, как нам быть?
Как проблему – то решить?
Способ проверки.
Чтобы знать, как написать,
Надо слово изменять,
И за звуком непонятным
Быстро гласную искать.
Непроизносимые согласные проверяй так:
грустный- грустить
Звездный- звезда
Но! Слова, не имеющие непроизносимых согласных, напр.: ужасный (ужасен), опасный, опасность (опасен), искусный (искусен), участвовать (участие), слать (посылать), напрасный (напрасен)Обратите внимание!
В некоторых случаях непроизносимый согласный не поддается проверке, напр.: в в слове чувство, т в слове лестница. Написание таких слов следует запоминать, как и слов, где можно заподозрить лишнюю согласную, напр.: шествовать (идти), яства (еда), ровесник.Словарная работа: непроизносимые согласные, искусный, напрасный
8 мин. Отвечают на вопросы, определяют тему урока.
Ставят цели к уроку.
Слушают, выражают свои мысли по презентации. Записывают.
Основная часть
Организация парной работы по маршрутной карте:
Найдите пары однокоренных слов и ответьте, какое из этих слов будет проверяемым, а какое проверочным. Укажи стрелками.
гигантский кость
костный счастье
здравствуй гиганты
радостный здравие
счастливый радость
Если трудно, попроси помощи у своего соседа по парте.
Оценивание в паре по критериям.
0 ош. – «5», 1 ош. – «4», 2 ош. –«3», 4 ош. – «2»
Как проверить написание слов с непроизносимыми согласными?
- Прочитайте правило ещё раз и расскажите правило соседу по парте.
2.Физминутка
Встаньте около своих парт, руки поставьте на пояс.- Я буду показывать карточки со словами на разные правила. Если я покажу слово, в котором есть непроизносимая согласная, вы делаете наклон вперёд. Если в слове нет непроизносимой согласной, то вы делаете 2 поворота туловища влево, вправо.
(Учитель показывает карточки со словами: шалаш, устный, сугроб, рукав, луг, счастливый, земля, тополь, завистливый, свёкла, грустный, сердце, овраг, совместный.)3. Работа по пословице.
Прочитайте про себя предложение, написанное на доске.
Сердце матери лучше солнца греет.
- Что это такое?
- Почему так говорят?
- Какую орфограмму видите в пословице?
- Запишите пословицу к себе в тетрадь, подберите и запишите проверочные слова. Прочитайте проверочные слова. Почему эти слова называются проверочными?
Сделайте вывод о проверке слов с непроизносимыми согласными.
Если трудно, прочитай правило в справочнике.
4. Р.р. Беседа: Мама – слово дорогое.
Почему так говорят? Какие пословицы о матери вы знаете?
При солнышке тепло, при матери добро. Нет лучшего дружка, чем родная матушка. Птица радуется весне, а младенец матери. Мать кормит детей, как земля людей. Отца с матерью почитать - горя не знать.
Инд. задание (одарен. уч.-це) Эссе «Моя мама»
5. Вставьте пропущенные орфограммы.
Поз…ним вечером мальчик смотрел на звез…ное небо. Ле…ко и радос…но играет в сер…це кровь. Я снова счас…лив.
Проверка в паре. Оценивание в паре по критериям.
0-1ошибка – «5», 2 ош. – «4», 3-4 ош. –«3», 5 ош. -«2»
- Какие орфограммы встретились при записи этого предложения?- Прочитайте проверочные слова.
6. Р.р. Отгадайте загадки. Запишите. Проверьте в паре.
1.Ну-ка, кто из вас ответит
Не огонь, а больно жжет
Летом светит очень ярко
Осенью - наоборот. (Солнце)
2.Когда я сосульку ел,
Было очень вкусно.
А когда я заболел
Стало очень … (грустно)
3.Мишка был большой проказник
У него сегодня … (праздник)
Подведение итога работы в паре.
27мин. Подбирают проверочные слова.
Отвечают на вопросы.
Выполняют физминутку.
Пишут предложения.
Подбирают проверочные слова.
Объясняют.
Участвуют в беседе.
Ученица пишет эссе.
Выполняют задания, проверяют в паре
Отгадывает загадки, объясняет правописание слов.
Подсчитывают баллы, оценивают свою работу.
Итог
Домашнее задание:
Вставь орфограммы, подбери проверочные слова. Составь с ними 3 предложения.
гиган…ский, грус…ный, извес…ный, мес…ный, наез…ник, радос…ный, ярос…ный, чес…ный.
Эссе: Мама – слово дорогое.
Рефлексия
Давайте вернемся к теме урока. Какая тема?
Какие цели мы ставили перед собой?
Как вы думаете, эти цели мы могли решить только на одном уроке?
А у кого сегодня знаний по этой теме стало хоть чуточку больше?
Оцените свою работу! Давайте подведем итог вашей работы.
Непроизносимые согласные. да нет
1. Я могу объяснить, какие согласные звуки называются непроизносимыми. 2. Использовал правило, чтобы не ошибиться в написании слов 3. В паре помогал подбирать проверочные слова 4. Внимательно слушал учителя, одноклассников5. Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы Будьте ребята красивыми!
Будьте прелестными, милыми!
Между собою честными!
Будьте всегда счастливыми!
3 мин. Записывают д.з.
Принимают участие в рефлексии.