Библиотечный урок на тему В библиотечном царстве, книжном государстве


Донецкая общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней №144
Министерства образования и науки
Донецкой Народной Республики


Урок – правила обращения с книгой, знакомство с библиотекой.




Зав. библиотекой
Панфилова Т.А.








г. Донецк

Библиотечный урок
«В библиотечном царстве , книжном государстве»

ЦЕЛЬ:
- знакомство с библиотекой, формирование интереса к книге, знакомство с правилами обращения с книгой.

ЗАДАЧИ:
- дать понятие «библиотека», познакомить учащихся с правилами пользования библиотекой, познакомить учащихся с правилами пользования книгой.


Библиотекарь: Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада встрече с вами. И встречу нашу хочу начать с загадки, послушайте внимательно :

- снаружи дом , как дом ,
но нет жильцов обычных в нем,
в нем книги интересные стоят рядами тесными. ( БИБЛИОТЕКА)

Что это такое? Молодцы! А я , ребята , библиотекарь , зовут меня Татьяна Александровна . Я хозяйка этого замечательного дома.
Посмотрите . сколько жильцов проживает в библиотеке! Это и книги . и журналы , и газеты. Но это теперь , а раньше все было по – другому.

В некотором царстве , в некотором государстве жили-были книги. Но не было у них дома . Представляете , как им жилось? Солнце обжигало их листы , дожди мочили их переплеты , ветра развевали страницы по всему свету, и вот однажды собрались все книги . на большой площади знаний . И сказала тогда самая умная книга – энциклопедия : « Книжный народ ! До каких пор нам еще странствовать ? Мы теряем своих лучших товарищей ! Давайте построим свой дом , соберем в нем все книги. Назовем его – библиотека».
Почему именно так? А вот почему. «БИБЛИО» - по-гречески . означает книга , «ТЕКА»-хранилище. Сказано – сделаноСловно из- под земли выросла Библиотека. В ее просторных залах стали жить книги. Так продолжается . и по сей день и книг тут читать , не перечитать.

Библиотека – волшебное место ,
Где книгам не скучно . Где книгам не тесно.
На полках рассказы . стихи и романы ,
Истории разные , дальние страны.
Драгунский , Бианки . Голявкин и Носов
Ответят на кучу ребячьих вопросов,
И все по душе здесь отыщут друзей.
Мы ждем вас, ребята,
Спешите скорей!

Итак , библиотека – это дом книг. Здесь живут и дружат между собой книги , наши верные друзья. В библиотеке очень много книг, журналов , и все это называется книжным фондом.
Какие книги живут в библиотеке? ( дети отвечают).

В библиотеке имеются следующие отделы : АБОНЕМЕНТСКИЙ И ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ.

Абонемент - это место , где книги выдают на дом. На некоторое время книга твоя.
Читальный зал- это место , где книги на дом не выдаются. Почему? Потому ,что есть такие книги . которые могут понадобится читателям в любое время. Это справочники , словари, энциклопедии и другие книги , которыми часто пользуются читатели. Этими книгами можно пользоваться только в помещении библиотеки , поэтому в читальном зале есть столы – для работы.

В читальном зале тишина нам особенно нужна .

Уходите разговоры в вестибюли , в коридоры !

Не мешайте нам читать , фантазировать , мечтать !

В тишине библиотечной каждый слышит голоса, речи птичьи, человечьи.

В каждой книге чудеса !

И , конечно , тишина здесь особенно нужна.

Есть у нас в библиотеке и книгохранилище , это помещение , где находятся учебники и малоспрашиваемая литература и книги . которых много имеется в библиотеке.

Библиотека - это книжный город. Книги здесь живут в своих домиках-стеллажах.
Здесь есть свои улицы ( пространство между стеллажами).

Книги в домике живут – каждая семья в своей квартире , но квартира имеет не цифровой , а буквенный знак : А,Б,В и т.д. Каждая квартира разделена полочными разделителями , за которым стоят книги, фамилии авторов которых начинается с данной буквы , так за буквой Б , находятся книги таких писателей , как Барто, Бианки , за буквой Ч , Чуковский и т.д. Понятно , ребята?

Библиотекарь: И так , ребята , вы внимательно прослушали правила , которые вы должны выполнять , если станните читателями библиотеки. Давайте попробуем их назвать?

1. В библиотеке надо вести себя тихо , т.к. шум мешает другим читателям.
2. Книги надо возвращать вовремя . ведь их ждут другие читатели. В нашей библиотеке книги можно взять на 10 дней.
3. С библиотечными книгами надо обращаться бережно , чтобы их смогли прочесть как можно больше ребят.
4. Библиотечные книги нельзя терять , иначе в библиотеке не останется ни одной книги.
5. Книги в библиотеке надо ставить точно на то место , где вы их взяли. Иначе библиотекарь не сможет быстро найти эту книгу для другого читателя.

Молодцы, все запомнили.

Ребята ! Давайте попробуем сейчас повторить» Что любит книга?»

Обложку - Да! Жить на книжной полке - Да!
Грязные руки Нет! Валятся на полу – Нет!
Закладку – Да! Дождик и снег –Нет!
Ласку – Да! Бережное отношение – Да!
Яичницу – Нет! Чистые руки – Да!

Молодцы!!!
А у вас , ребята есть любимые книги? ( ребята отвечают )
А вы запомнили из каких слов состоит слово библиотека и , что они обозначают ?
На сколько дней можно брать книги из библиотеки?

А сейчас , ребята , давайте встретимся с героями из сказки .

Бабусю знает целый свет
Ей от роду лишь триста лет.
Там на невиданных дорожках
Изба ее на курьих ножках.
Кто это ? ( Баба Яга )




БАБА ЯГА : ( поет)
Я летала на метле , пироги пекла в золе
Ох и было весело, даже интересно.
.
По избе кота гоняла , да загадки сочиняла
В гости к Лешему сходила, все загадки позабыла.
( говорит обращаясь к ребятам) Помогите мне , ребятки , отгадать мои загадки! Поможете ? (дети –Да)


БАБА ЯГА : Хорошо , тогда слушайте и отгадывайте.

По тропе , шагая бодро.
Сами воду , тащат ведра. ( По щучьему веленью )

Мышка дом себе нашла
Мышка добрая была.
В доме том в конце концов
Стало множество жильцов . ( Теремок)

Кто от бабушки ушел , а от лисы не сумел . ( Колобок)

Как звали курицу , которая снесла золотое яичко? ( Ряба )


Всех он любит неизменно ,
Кто б к нему не приходил.
Догадались ? Это Гена.
Это Гена- ( Крокодил)

Он всем казался нехорош.
И на утенка непохож. Но как все изменилось.
Когда малыш тот вырос. ( Гадкий Утенок)

Она на балу никогда не бывала,
Чистила , мыла , варила и пряла,
Когда же случилось попасть ей на бал,
То голову принц от любви потерял.( Золушка)
Всех на свете он добрей ,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен , знаменит –
Это ( Доктор Айболит)

Многим долго неизвестный ,
Стал он каждому дружком
Всем по сказке интересной
Мальчик- луковка знаком.
Очень просто и недлинно
Он зовется ( Чиполлино )

Ждали маму с молоком,
А впустили волка в дом
Кто же были эти
Маленькие дети? ( Семеро козлят)

Стрела у Ивана,
Как птица в полете
Жена у Ивана
Живет на болоте.( Лягушка Царевна)

Он дружок зверям и детям ,
Он живое существо.
Но таких на белом свете больше нет , ни одного.
Потому что он не птица , не котенок , не щенок,
Но заснята для кино и известна всем давно
Это милая мордашка , что зовется ( Чебурашка)

Что это за девочка ,
которая отправилась одна через лес к бабушке? ( Красная Шапочка)

Что за герой из русских народных сказок ,
что путешествовал на печи ( Иван)
БАБА ЯГА : Ох , какие умные ребятишки , все мои загадки отгадали , А у меня есть для вас еще потруднее загадки , Вот смотрите Летала я на своей ступе и вдруг увидела под елочкой вот эту корзинку , а в ней какие-то вещи лежат . Эти вещи надо вернуть в свои сказки.
( в корзине лежат : золотое яичко , веретено , мочалка , колобок , золотой ключик )

Библиотекарь : Спасибо тебе Баба Яга за интересные загадки .

А вы ребята , молодцы , хорошо знаете сказки.

Итак , ребята , сегодня на нашем занятии вы узнали много полезного и интересного о библиотеке . Но чтобы стать настоящим читателем вы должны дать обещание . что будете выполнять все библиотечные правила.

1. На книге не писать , не рисовать . ( Обещаем )
2. Брать книгу чистыми руками. ( Обещаем )
3. Не загибать углы страниц. ( Обещаем )
4. Пользоваться закладками . ( Обещаем )
5. Сдавать книги в библиотеку вовремя. ( Обещаем )

Ребята , я думаю , вам стоит вручить читательский билет , который даст вам право на посещение библиотеки, участие в мероприятиях , выполнение заданий в читальном зале , выбора книг на абонементе.
Обслужим всегда мы ребят любознательных
И аккуратных и очень внимательных ,
Бережливых , находчивых , умных ,
В меру веселых , но только не шумных.
До свидания , ребята ! До новых встреч.










Литература:
1. Русские народные сказки , загадки.
2. Книги К.Чуковского , Г.Андерсена ,Э.Успенского.






















Рисунок 1«В БИБЛИОТЕЧНОМ ЦАРСТВЕ,
КНИЖНОМ ГОСУДАРСТВЕ»
15