Рабочая программа, календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности В книжном царстве (2 класс)


УТВЕРЖДЕНО
Приказом МБОУ СОШ №3
№_________от_____________2016г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная
школа № 3 г.о. Пущино
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«В книжном царстве»
общекультурное направление
для 2 «А» класса
Учитель: Горбачева Ольга Юрьевна
2016
Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.
В результате освоения программы внеурочной деятельности «В книжном царстве» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
- осознавать значимость чтения для личного развития;
-формировать потребность в систематическом чтении;
-использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
-уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
-пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
- уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- уметь самостоятельно работать с новым произведением;
-уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
-уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
- участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
- высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
- соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
В результате освоения программы учащиеся будут знать и уметь:
- выражать свое мнение о прочитанной книге, аргументировать свою точку зрения;
- высказывать свои суждения об этических и нравственных ценностях книги, о ее оформлении и структуре;
- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков подготовленных произведений;
- пользоваться культурой общения и поведения в библиотеке, читальном зале;
- вести диалог о прочитанной книге.
Содержание курса.
Настоящая рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления для 2 класса составлена на основе авторской программы Л.А. Ефросининой «В мире книг»,
Курс «В книжном царстве» - это расширение читательского пространства, реализация дифференцированного обучения и индивидуальных возможностей каждого ребенка, воспитание ученика-читателя. Внеурочная деятельность поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, читательского развития ребенка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Главные задачи внеурочной деятельности:
- создание на практике условий для реализации читательских умений;
- расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;
- формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Преемственность внеурочной деятельности с основным курсом литературного чтения позволяет проводить в системе работу по обогащению читательского опыта младшего школьника и его интеллектуального развития. Программа направлена на овладение детьми универсальными читательскими умениями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными). Формы организации занятий носят практико-ориентированный характер: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, уроки-читальный зал, мини-спектакли и т.д.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, 34 урока в год.
Содержание занятий создает условия для применения и углубления полученных знаний на уроках литературного чтения. Занятия имеют практико-ориентированную направленность, для учащихся создаются условия для практической работы с разными типами и видами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.
Ценностные ориентиры содержания внеурочной деятельности.
Содержание программы внеурочной деятельности «В мире книг» создает возможность для воспитания грамотного читателя. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности, в процессе общения с книгой у него развиваются память, внимание, воображение и, что особенно важно, воспитывается человек, познающий литературу своей страны, овладевающий русской литературной речью, готовый к восприятию литературы народов других стран, овладевающий читательскими умениями.
Программа создает условия для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения, для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий внеурочной деятельности поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами, рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге из ее аппарата и других книг (справочных, энциклопедических).
Тематическое планирование.
№ занятия Тема занятия Дата проведения
1 четверть (9 часов)
1 Роль книги в жизни человека 07.09
2 История создания книги. Первая печатная книга на Руси. Структура книги (элементы книги). 14.09
3 Выставка книг о детях. Книги В. Осеевой. Книга-сборник. 21.09
4 Книги Е. Пермяка. Титульный лист. 28.09
5 Книги Н. Носова. 05.10
6 Книги В. Драгунского. 12.10
7 Герои детских книг. Библиотечный стенд (плакат). 19.10
8 Книги-сборники. Малые жанры фольклора. 26.10
9 Рукописная книга «Пословицы о книге и учении» 2 четверть (7 часов)
10 Загадки. Темы загадок. Конкурс «Отгадай загадку». 11 Скороговорки и чистоговорки. 12-13 Писатели-сказочники. По страницам сказок Г.Х.Андерсена. 14 Герои сказок. Викторина. 15-16 Книги С. Михалкова о детях и для детей (стихи, басни, рассказы). 3 четверть (10 часов)
17 Книги о братьях наших меньших. Художники-оформители. 18-20 Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Выставка. 21 Переводчики, пересказчики и обработчики сказок народов других стран. 22 Справочный аппарат книги-сборника. 23-24 Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная сказка «Снегурочка», японская народная сказка «Журушка» и др.). 25 Сказки на страницах детских журналов. 26 Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни. Литературная игра: «По страницам учебника». 4 четверть (8 часов)
27 Мини-проекты: «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная книга «Семья». 28-29 Книги детских писателей о защитниках Отечества (выставка книг). Былины и сказы о защитниках Отечества. 30-31 Работа с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о его твёрдом слове». 32-33 Презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев). 34 Оформление еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя». СОГЛАСОВАНО
Руководитель ШМО _________Хабибулина Р.Н.
Протокол от __________№_________
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР _________Лизякина И.А.
«_____»___________ 2016 г.