Планирование Факультатива по обществознанию

Рабочая программа факультатива
«Подготовка к ЕГЭ по обществознанию»
учителя обществознания Беловой Е.В. МБОУ «Школа №49» г.Рязани
Пояснительная записка
В условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форме аттестации – ЕГЭ.  ЕГЭ по обществознанию относится к числу тех предметов, которые являются наиболее востребованными. Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию» предназначена для теоретической и практической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию в рамках Единого государственного экзамена. Программа курса ориентирована на повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания средней школы, а также на подготовку учащихся 11-х классов к ЕГЭ.
Программа составлена на основе:
Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2016 года по обществознанию;
Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2017 году единого государственного экзамена по обществознанию;
Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 201 году единого государственного экзамена по обществознанию.
Проектов демонстрационных материалов ЕГЭ 2017 год
Типовых экзаменационных вариантов по обществознанию 2017 год
Цель программы – целенаправленная и качественная подготовка учащихся к новой форме аттестации – ЕГЭ.
Задачи программы:
повышение предметной компетентности учеников;
развитие у учащихся устойчивого интереса к предмету;
краткое изложение и повторение курса обществознания;
формирование умений и навыков решения типовых тестовых заданий;
формирование умений выполнять задания повышенной и высокой сложности.
воспитание положительного отношения к процедуре контроля в формате единого государственного экзамена;
знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету; распределением заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);
формирование умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом; эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов; правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;
психологическая подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации.
Место предмета в учебном плане:
Программа факультатива рассчитана на 1 год обучения, 34 учебных часа
Личностными результатами факультатива являются: мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения факультатива: умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность; умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей; владении различными видами публичных выступлений; умении выполнять познавательные и практические задания.
Предметные результаты: знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания; относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой проблемой, задачей; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения.
Программа курса состоит из четырёх разделов:
Лекции
Особенности ЕГЭ по обществознанию.
Методика решения заданий ЕГЭ разного уровня сложности.
Тестовый практикум.
Эссе.
Практические работы в рамках курса включают следующие формы:
работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;
работа с графиками диаграммами, статистическими таблицами.
решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности.

Содержание изучаемого курса
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Название темы
Содержание темы

Человек и общество
Системное строение общества; основные институты общества; понятие общественного прогресса; многовариантность общественного развития (типы
обществ); угрозы XXI в. (глобальные проблемы).
Природное и общественное в человеке (человек как
результат биологической и социокультурной эволюции); мировоззрение; мышление и деятельность; потребности и интересы; свобода и необходимость. Виды знаний; понятие истины, ее критерии; понятие
культуры, формы и разновидности культуры; наука; основные особенности научного мышления;
естественные и социально- гуманитарные науки;
образование, его значение для личности и общества; религия; искусство; мораль

Экономика
Экономика и экономическая наука; экономические
системы; рынок и рыночный механизм; спрос и
предложение; экономический рост и развитие; понятие ВВП; рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина. Факторы производства и факторные доходы; постоянные и переменные затраты; рынок труда; безработица; роль государства в экономике. Финансовые институты; банковская система; основные источники финансирования бизнеса; ценные бумаги; виды, причины и последствия инфляции; налоги; государственный бюджет; мировая экономика.

Социальные отношения
Социальная стратификация и мобильность; социальные
группы; молодежь как социальная группа; этнические
общности; социальный конфликт; межнациональные
отношения, этносоциальные конфликты, пути их
разрешения; конституционные принципы (основы)
национальной политики в России. Виды социальных
норм; социальный контроль; свобода и ответственность;
отклоняющееся поведение и его типы; социальная роль;
социализация индивида; семья и брак

Политика
Понятие власти; государство, его функции; политическая система; средства массовой
информации в политической системе; органы
государственной власти РФ; федеративное устройство РФ. Типология политических режимов; демократия, ее основные ценности и признаки; гражданское общество и государство; политическая элита; политические партии и движения; избирательная кампания в России;
политический процесс; политическое участие; политическое лидерство.

Право.
Право в системе социальных норм; система российского
права; понятие и виды юридической ответственности;
Конституция Российской Федерации; основы
конституционного строя РФ; законодательство РФ о
выборах; законотворческий процесс в России;
Международное право (международная защита прав
человека в условиях мирного и военного времени); право на благоприятную окружающую
среду и способы его защиты; гражданство РФ; воинская
обязанность, альтернативная гражданская служба; права и обязанности налогоплательщика. Субъекты гражданского права; организационно-правовые
формы и правовой режим предпринимательской
деятельности; имущественные и неимущественные права; порядок приема на работу; порядок заключения и
расторжения трудового договора; правовое регулирование отношений супругов; порядок и условия
заключения и расторжения брака; особенности
административной юрисдикции; споры, порядок
их рассмотрения; основные правила и принципы
гражданского процесса; особенности уголовного
процесса; правоохранительные органы; судебная система.





Основное содержание
Раздел 1. Лекции.
В этом разделе предоставлены для слушателей программы материал, который поможет сформулировать чёткое понимание в области изучения обществознания.
Раздел 2. Особенности ЕГЭ по обществознанию.
ЕГЭ как способ объективной оценки качества образования. Особенности ЕГЭ по обществознанию:  –кодификатор элементов содержания –спецификация КИМов ЕГЭ по обществознанию -правила заполнения бланков ЕГЭ -информационные ресурсы ЕГЭ.
Раздел 3. Методика решения заданий ЕГЭ разного уровня сложности. Задания, направленные на определение существенных признаков ключевых обществоведческих понятий; оценивание приведенных положений с точки зрения их соответствия современным научным представлениям; характеристику социальных объектов на основе смоделированных социальных ситуаций; осуществление поиска социальной информации, представленной в таких знаковых системах, как схемы, диаграммы, таблицы; сравнение социальных объектов, выявляя их общие черты и различия. Задания, направленные на установление соответствия между существенными чертами и признаками изученных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; работу с рядом однородной социальной информации, определяя лишнее звено, выделяя обобщающее понятие; выявление структурных элементов с помощью схем и таблиц; соотнесение видовых понятий с родовыми; дифференциацию в социальной информации фактов и мнений; определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту.  Задания, направленные на выявление умения находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде; на характеристику текста или его отдельных положений на основе изученного курса, с опорой на обществоведческие знания; на использование информации текста в другой познавательной ситуации, формулирование и аргументацию оценочных, а также прогностических суждений, связанных с проблематикой текста. Задания, проверяющие умение применять правильно раскрытое в смысловом отношении теоретическое положение в заданном контексте. Задания, требующие конкретизации приведенных положений, проверяющее умение иллюстрировать примерами изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук. Задание-задача, требующее анализа представленной информации, в том числе статистической и графической, объяснения связи социальных объектов, процессов, формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, а также прогностических суждений, объяснений, выводов. Задания, требующие составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. Задания, требующие написать мини-сочинение (эссе) по одной теме из шести, предлагаемых экзаменуемому в форме афористических высказываний.
Раздел 4. Тестовый практикум.
Решение заданий разного уровня сложности по темам:
–Человек и общество  – Экономика  – Социальные отношения  – Политика  – Право
Решение вариантов ЕГЭ.
Тесты
Итоговое повторение и обобщение.
Тематическое планирование факультатива «Подготовка к ЕГЭ по
обществознанию 11 класс»

1.Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы. Вводное тестирование.
2.Общество как целостная система. Общества и природа. Общественное развитие.
3.Человеческая личность. Потребности человека. Социализация личности. Общение
4. Тренировочные задания
5. Социальная структура общества.
6. Этносы. Межнациональные отношения.
7.Социальные конфликты. Семья.
8. Тренировочные задания
9. Культура. Культурные нормы. Виды культур
10. Религия. Наука.
11. Образование. Искусство.
12. Тренировочные задания
13. Государство в политической системе общества.
14. Форма государственного устройства и государственного правления. Политический режим.
15. Гражданское общество и правовое государство. Политические партии и системы.
16. Тренировочные задания
17. Сущность и структура экономики. Товар и его виды.
18. Рынок, цена, конкуренция. Спрос и предложение.
19. Роль государства в экономике. Бюджет государства и семьи
20. Труд, занятость, безработица.
21. Тренировочные задания.
22. Понятие права. Система и основные отрасли права. Нормы права. Источники права.
23. Правовые отношения.
24. Конституция РФ. Основы конституционного строя.
25. Права и обязанности человека и гражданина РФ. Правосознание.
26. Понятие и виды правонарушений и юридической ответственности
27. Тренировочные задания.
28. Познавательная деятельность человека. Истина и ее критерии.
29. Научное и ненаучное познание. Социальное познание.
30. Тренировочные задания
31. Репетиционный экзамен в формате ЕГЭ
32. Анализ результатов итогового репетиционного экзамена
33. Тренировочные задания
34. Репетиционный экзамен в формате ЕГЭ
Анализ результатов итогового репетиционного экзамена

Литература
Единый государственный экзамен 2016. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т. Е. Лискова, Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2015.
 ЕГЭ-2016: Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т.Е. Лискова, О.А. Котова – М.: Астрель, 2015.
ЕГЭ-2016. Федеральный банк экзаменационных материалов (открытый сегмент). Обществознание/ ФИПИ авторы-составители: Е.Л. Рутковская, О.А. Котова, Т.Е. Лискова, О.В. Кишенкова, Е.С. Королькова – М.: Эксмо, 2016.
Обществознание. Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена/ ФИПИ авторы: Е.Л. Рутковская, А.Ю. Лазебникова, Е.С. Королькова – М: Русское слово, 2015.
ЕГЭ. Обществознание. Тематическая рабочая тетрадь/ФИПИ авторы: Е.Л. Рутковская, А.Ю. Лазебникова, Е.С. Королькова – М.: Экзамен, 2016.
Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. 2013. Обществознание/ ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова – М.: Астрель, 2016.
Отличник ЕГЭ. Обществознание. Решение сложных задач / ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т. Е. Лискова, Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2015.
Единый государственный экзамен 2015. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ автор-составитель: Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2015.
 ЕГЭ-2013: Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т.Е. Лискова, О.А. Котова – М.: Астрель, 2016.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – портал федерального института педагогических измерений
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – российский общеобразовательный Портал
http://www.som.fio.ru – сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – государственные образовательные стандарты второго поколения
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Левада-Центр изучения общественного мнения
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – научная электронная библиотека