Рабочая программа факультатива по обществознанию 10-11 класс
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя школа№3
«Рекомендована к использованию»
РуководительУМК предметов общественно-ноучного цикла
«Согласовано»
Заместитель директора поУВР
«Утверждено»
Директор
МАОУСШ №3
/Е.Н. Гордеева/ /Е.Г. Бердникова/ /Е.И. Балашова /
Ф.И.О.
Ф.И.О.,дата
Ф.И.О.
Протокол№1,___2016 г. Протокол методсовета №1, ___2016 г. Приказ№__, 26.08.2016 г.
Рабочая программа
предметная область: общественно-научные предметы
факультатив: обществознание
классы: 10-11 классы
Разработчик программы:
Чунакова Елена Николаевна, учитель истории
первой квалификационной категории
р.п. Ильиногорск,2016
Пояснительная записка к рабочей программе
факультативного курса « Философия: теория и история»
для 10,11 классов
Программа по обществознанию составлена на основе программы Н.А.Чепурновой. Философия: теория и история. Сборник программ элективных курсов образовательной области «Обществознание». НИРО,2010.
Учебник : .И.Аверьянов. Введение в философию. М.»Экзамен» 2007.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
Данная программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Общая характеристика факультативного курса
Содержание факультативного курса Философия: теория и история представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: мировоззренческие концепции философов об обществе в целом, человеке в обществе, познании, экономической сфере, социальной сфере, политике, нравственности.. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.
Цели
Изучение основ философии в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
-развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
-овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
- применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
- формулирование полученных результатов;
- создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
- пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения обществознания ученик должен
Знать/понимать
основные этапы развития философской мысли
место и роль человека в системе общественных отношений;
· тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
· необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
· особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
· характеризовать
основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
· анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
· объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
· раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
· осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
· оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
· формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
· подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
·применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
· совершенствования собственной познавательной деятельности;
· критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
· решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
· ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
· предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
· оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
· реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
· осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Учебно-тематическое планирование факультативного курса
Философия: теория и история
10 класс
Планирование составлено на основании программы Н.А.Чепурновой. Философия: теория и история 10-11 класс. Сборник программ и элективных курсов образовательной области «Обществознание». НИРО
Дата
проведе
ния
Дата
коррек-
тировки
№ п/п
Название темы, раздела
Кол-во часов
Введение
1
Раздел 1.Общая теория философии
17
Тема 1.Онтология как учение о бытие
5
1
Онтология как философская дисциплина
1
2
Субстанция и её атрибуты
1
3,4
Движение как способ существования материи
2
5
Понятие материального и идеального
1
Тема 2. Гносеология как учение о познании
6
6
Проблема сознания в философии и науке
1
7
Сознание и познание
1
8,9
Субъект и объект познания
2
10,11
Проблемы истины. Истина и ложь
2
Тема 3.Человек и общество в философии
5
12
Философская антропология как учение о человеке
1
13
Социальное и биосоциальное в человеке
1
14
Социальная форма движения материи
1
15
Философия истории
1
16
Личность как субъект исторического процесса
1
17
Обобщение материала .Тестовый срез
1
Раздел 2.История развития мировой философии
17
Тема 4. Рождение философии: Древний восток и Древняя Греция
8
18
Ведийская предфилософия
1
19
Философия буддизма
1
20
Особенности древнекитайской философии
1
21
Учение Конфуция о человеке. Учение даосов о познании
1
22
Особенности древнегреческой мифологии
1
23
Предмет философия в трактовке Сократа
1
24
Социальный утопизм Платона.Философия Аристотеля
1
25
Культура эпохи эллинизма
1
Тема 5.Средневековая философия
3
26
Основные положения христианской философии
1
27
Возникновение монотеистической религии ислама и её распространение
1
28
Ибн –Руш – один из глубочайших философов Средневековья
1
Тема 6. Философия эпохи Возрождения
3
29
Понятие «возрождение» и «гуманизм»
1
30
Концепция человеческой природы и роль интереса и роль интереса в индивидуальной и общественной жизни
1
31
Критицизм.
1
32
Утопические взгляды эпохи Возрождения
1
33
Обобщение материала .Тестовый срез
1
Резерв времени
1
Всего за год
35 часов
Учебно-тематическое планирование факультативного курса
Философия: теория и история
11 класс
Планирование составлено на основании программы Н.А.Чепурновой. Философия: теория и история 10-11 класс. Сборник программ и элективных курсов образовательной области «Обществознание». НИРО
Дата
проведе
ния
Дата
коррек-
тировки
№ п/п
Название темы, раздела
Кол-во часов
Раздел 2.История развития мировой философии
16
Тема 7.Философия Нового времени
7
1
Деизм и пантеизм как главные направления философской мысли
1
2
Философия Френсиса Бэкона и Рене Декарта
1
3
Философия Томаса Гоббса, Бенедикта Спинозы, Джона Локка.
1
4
Просвещение как эпоха европейской культуры и его всемирно-историческое значение.
1
5
Французские просветители.
1
6
Место немецкой классической философии в истории мировой философской мысли. Иммануил Кант.
1
7
Георг Вильгельм Фридрих Гегель
1
Тема 8.Философская мысль XIX века
5
8
Взгляды А. Шопенгауэра
1
9
Карл Маркс и Фридрих Энгельс
1
10
Позитивизм как философия индустриального общества.
1
11
«Философия жизни». Фридрих Ницше
1
12
А.Бергман и О.Шпенглер
1
Тема 9.Развитие философии в XX веке
3
13
М. Хайдеггер
1
14
Экзистенциализм К.Ясперса, Ж.-П.Сартра, А.Камю.
1
15
Аналитическая философия
1
16
Урок повторения и обобщения
1
Раздел 3.История русской философии
17
Тема 10. Философские идеи Древней Руси
2
17
Принятие христианства как предпосылка становления древнерусский философской мысли. Воззрения митрополита Иллариона, Нестора, Владимира Мономаха
1
18
Социально-этическая мысль Московского княжества. «Москва- третий Рим». Домострой.
1
Тема 11. Философия России XVIII века
3
19
«Духовная дружина Петра 1»: В.Н.Татищев, Ф.Прокопович, А.Д.Кантемир.
1
20
Философские взгляды М.В.Ломоносова
1
21
Философская антропология А.Н.Радищева
1
22
Тема 12. Философия славянофилов
1
23
Тема 13. Философия П.Я.Чаадаева
1
24
Тема 14. Философия П.Я.Чаадаева
1
Тема 15. Философия народников и анархистов
2
25
П.Л.Лавров. М.А.Бакунин, П.А.Кропоткин
1
26
Н.Г.Чернышевский
1
Тема 16. Русская философия на рубеже XIX- XX веков
4
27
Работа Н.Я.Данилевского «Россия и Европа». Идейная эволюция К.Н.Леонтьева
1
28
Три периода творчества и три составные части учения Вл.Соловьева. Христианский экзистенциализм Н.А. Бердяева
1
29
Философия «Общего дела» Н.Ф.Федорова. К.Э.Циолковский и его «космическая философия»
1
30
Ноосфера В.И. Вернадского
1
31
Тема 17. Развитие советской философии
1
32
Тема 18. Современная российская философия: основные подходы и тенденции развития
1
33
Урок повторения и обобщения
1
34
Резервное время
1
35
Резервное время
1
15