Рабочая программа факультатива по обществознанию 10-11 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя школа№3


«Рекомендована к использованию»
РуководительУМК предметов общественно-ноучного цикла

«Согласовано»

Заместитель директора поУВР



«Утверждено»

Директор
МАОУСШ №3
/Е.Н. Гордеева/ /Е.Г. Бердникова/ /Е.И. Балашова /
Ф.И.О.
Ф.И.О.,дата
Ф.И.О.
Протокол№1,___2016 г. Протокол методсовета №1, ___2016 г. Приказ№__, 26.08.2016 г.











Рабочая программа
предметная область: общественно-научные предметы
факультатив: обществознание
классы: 10-11 классы


Разработчик программы:
Чунакова Елена Николаевна, учитель истории
первой квалификационной категории









р.п. Ильиногорск,2016
Пояснительная записка к рабочей программе
факультативного курса « Философия: теория и история»
для 10,11 классов
Программа по обществознанию составлена на основе программы Н.А.Чепурновой. Философия: теория и история. Сборник программ элективных курсов образовательной области «Обществознание». НИРО,2010.
Учебник : .И.Аверьянов. Введение в философию. М.»Экзамен» 2007.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
Данная программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Общая характеристика факультативного курса
Содержание факультативного курса Философия: теория и история представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: мировоззренческие концепции философов об обществе в целом, человеке в обществе, познании, экономической сфере, социальной сфере, политике, нравственности.. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.
Цели
Изучение основ философии в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
-развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
-овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
- применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
- формулирование полученных результатов;
- создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
- пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения обществознания ученик должен
Знать/понимать
основные этапы развития философской мысли
место и роль человека в системе общественных отношений;
· тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
· необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
· особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
· характеризовать
основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
· анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
· объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
· раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
· осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
· оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
· формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
· подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
·применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
· совершенствования собственной познавательной деятельности;
· критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
· решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
· ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
· предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
· оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
· реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
· осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.





Учебно-тематическое планирование факультативного курса
Философия: теория и история
10 класс

Планирование составлено на основании программы Н.А.Чепурновой. Философия: теория и история 10-11 класс. Сборник программ и элективных курсов образовательной области «Обществознание». НИРО

Дата
проведе
ния
Дата
коррек-
тировки
№ п/п
Название темы, раздела
Кол-во часов




Введение
1




Раздел 1.Общая теория философии
17




Тема 1.Онтология как учение о бытие
5



1
Онтология как философская дисциплина
1



2
Субстанция и её атрибуты
1



3,4
Движение как способ существования материи
2



5
Понятие материального и идеального
1




Тема 2. Гносеология как учение о познании
6



6
Проблема сознания в философии и науке
1



7
Сознание и познание
1



8,9
Субъект и объект познания
2



10,11
Проблемы истины. Истина и ложь
2




Тема 3.Человек и общество в философии
5



12
Философская антропология как учение о человеке
1



13
Социальное и биосоциальное в человеке
1



14
Социальная форма движения материи
1



15
Философия истории
1



16
Личность как субъект исторического процесса
1



17
Обобщение материала .Тестовый срез
1

Раздел 2.История развития мировой философии
17




Тема 4. Рождение философии: Древний восток и Древняя Греция
8



18
Ведийская предфилософия
1



19
Философия буддизма
1



20
Особенности древнекитайской философии
1



21
Учение Конфуция о человеке. Учение даосов о познании
1



22
Особенности древнегреческой мифологии
1



23
Предмет философия в трактовке Сократа
1



24
Социальный утопизм Платона.Философия Аристотеля
1



25
Культура эпохи эллинизма
1




Тема 5.Средневековая философия
3



26
Основные положения христианской философии
1



27
Возникновение монотеистической религии ислама и её распространение
1



28
Ибн –Руш – один из глубочайших философов Средневековья
1




Тема 6. Философия эпохи Возрождения
3



29
Понятие «возрождение» и «гуманизм»
1



30
Концепция человеческой природы и роль интереса и роль интереса в индивидуальной и общественной жизни
1



31
Критицизм.
1



32
Утопические взгляды эпохи Возрождения
1



33
Обобщение материала .Тестовый срез
1




Резерв времени
1

Всего за год
35 часов



Учебно-тематическое планирование факультативного курса
Философия: теория и история
11 класс

Планирование составлено на основании программы Н.А.Чепурновой. Философия: теория и история 10-11 класс. Сборник программ и элективных курсов образовательной области «Обществознание». НИРО

Дата
проведе
ния
Дата
коррек-
тировки
№ п/п
Название темы, раздела
Кол-во часов




Раздел 2.История развития мировой философии
16




Тема 7.Философия Нового времени
7



1
Деизм и пантеизм как главные направления философской мысли
1



2
Философия Френсиса Бэкона и Рене Декарта
1



3
Философия Томаса Гоббса, Бенедикта Спинозы, Джона Локка.
1



4
Просвещение как эпоха европейской культуры и его всемирно-историческое значение.
1



5
Французские просветители.
1



6
Место немецкой классической философии в истории мировой философской мысли. Иммануил Кант.
1



7
Георг Вильгельм Фридрих Гегель
1




Тема 8.Философская мысль XIX века
5



8
Взгляды А. Шопенгауэра
1



9
Карл Маркс и Фридрих Энгельс
1



10
Позитивизм как философия индустриального общества.
1



11
«Философия жизни». Фридрих Ницше
1



12
А.Бергман и О.Шпенглер
1




Тема 9.Развитие философии в XX веке
3



13
М. Хайдеггер
1



14
Экзистенциализм К.Ясперса, Ж.-П.Сартра, А.Камю.
1



15
Аналитическая философия
1



16
Урок повторения и обобщения
1




Раздел 3.История русской философии
17




Тема 10. Философские идеи Древней Руси
2



17
Принятие христианства как предпосылка становления древнерусский философской мысли. Воззрения митрополита Иллариона, Нестора, Владимира Мономаха
1



18
Социально-этическая мысль Московского княжества. «Москва- третий Рим». Домострой.
1




Тема 11. Философия России XVIII века
3



19
«Духовная дружина Петра 1»: В.Н.Татищев, Ф.Прокопович, А.Д.Кантемир.
1



20
Философские взгляды М.В.Ломоносова
1



21
Философская антропология А.Н.Радищева
1



22
Тема 12. Философия славянофилов
1



23
Тема 13. Философия П.Я.Чаадаева
1



24
Тема 14. Философия П.Я.Чаадаева
1




Тема 15. Философия народников и анархистов
2



25
П.Л.Лавров. М.А.Бакунин, П.А.Кропоткин
1



26
Н.Г.Чернышевский
1




Тема 16. Русская философия на рубеже XIX- XX веков
4



27
Работа Н.Я.Данилевского «Россия и Европа». Идейная эволюция К.Н.Леонтьева
1



28
Три периода творчества и три составные части учения Вл.Соловьева. Христианский экзистенциализм Н.А. Бердяева
1



29
Философия «Общего дела» Н.Ф.Федорова. К.Э.Циолковский и его «космическая философия»
1



30
Ноосфера В.И. Вернадского
1



31
Тема 17. Развитие советской философии
1



32
Тема 18. Современная российская философия: основные подходы и тенденции развития
1



33
Урок повторения и обобщения
1



34
Резервное время
1



35
Резервное время
1










15