Рабочая программа факультатива «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию 10–11 класс»


centerbottom10500090000centercenter0105000centercenter0105000centertop10500090000
Рабочая программа факультатива «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию 10–11 класс»
Учитель истории и права Куркина А.П.

Рабочая программа факультатива «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию 10–11 класс»
Учитель истории и права Куркина Александра Павловна
В целях обеспечения объективности итогов аттестации выпускников общеобразовательных учреждений используются контрольно-измерительные материалы, разрабатываемые с учетом единых концептуальных подходов: соответствия нормативной базе по предмету, достаточно полного охвата учебного материала, сбалансированности числа заданий разного типа, выравнивания вариантов по уровню сложности и пр. ЕГЭ обеспечивает разностороннюю проверку подготовки выпускников школы и их дифференциацию по уровню и качеству подготовки.
Успешная сдача ЕГЭ по обществознанию требует от экзаменуемого не только глубокого знания учебного материала и соответствующего уровня сформированности ведущих умений и понимания смысла заданий, включённых в экзаменационную работу, способности выстраивать свою мыслительную деятельность в нужном направлении. Поэтому нужна планомерная, систематическая деятельность по развитию сообразительности, творческих и аналитических способностей, что предполагает определённую тренировку в выполнении заданий различной степени сложности. Такая тренировка может быть эффективной в том случае, если экзаменуемому будет предложен значительный по своему объёму банк вариативных заданий, различающихся по проверяемому содержанию, степени сложности и форме представления результатов их выполнения. Это позволит преодолеть определённый психологический барьер перед экзаменом, связанный с незнанием большинства экзаменуемых, как им следует оформить результат выполненного задания. ЕГЭ по обществознанию относится к числу тех предметов, которые являются наиболее востребованными.
В тоже время экзамен по обществознанию – один из самых трудных по объему содержания, уровню сложности, видам экзаменационных заданий и требованиям к оцениванию ответов экзаменуемых. Это объясняется интегрированным характером содержания предмета, включающего в себя восемь содержательных линий: «Общество», «Человек», «Познание», «Социальные отношения», «Политика», «Право», «Духовная жизнь общества», «Экономическая сфера общества». Интегрированный предмет «Обществознание» отличается насыщенностью сложных философских, социологических, экономических, политологических, правовых понятий. Поэтому подготовка к ЕГЭ имеет свои особенности, и предполагает, прежде всего, знакомство с кодификатором проверяемых элементов содержания обществознания по всем восьми разделам курса.
Цель программы: качественная подготовка учащихся к новой форме аттестации ЕГЭ по обществознанию; актуализация системы знаний о видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования.Задачи программы:
- сформироватьположительное отношение к процедуре контроля в формате единого государственного экзамена;
- сформировать представление о структуре и содержании контрольных измерительных материалов по предмету; назначении заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);
- сформировать умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом; эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов; правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;
- формирование и закрепление системы научных (логических и образных) знаний и представлений по предмету обществознание.
Место предмета в учебном плане:
Программа факультатива рассчитана на 2 года обучения, 34 учебных часа, из них 1 час в неделю в 10 классе (17 часов) и 1 час в неделю в 11 классе(17 часов).
Цель программы: целенаправленная и качественная подготовка учащихся к ЕГЭ по обществознанию, расширение содержания образовательной области.
Личностными результатами факультатива являются: мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.Метапредметные результаты изучения факультатива: умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность; умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей; владении различными видами публичных выступлений; умении выполнять познавательные и практические задания.
Предметные результаты: знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания; относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой проблемой, задачей; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения.
Литература:
А.Ю. Лазебникова, Е.Л. Рутковская, Л.Н. Боголюбов и др..Единый государственный экзамен. Обществознание: Репетитор. М.: Просвещение, ЭксмоА. Клименко, В. Румынина. Экзамен по обществознанию., М.: Айрис-пресс,
И.И. Бабленкова, В.В.Акимов, Е.А. Сурова. Обществознание: весь курс для выпускников и абитуриентов, М.: ЭксмоОбществознание. Варианты ЕГЭ. (Федеральный институт педагогических измерений). М.: «Издательство Астрель»
П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко. Обществознание. Полный справочник. Под редакцией П.А. Баранова. Москва. АСТ. АстрельП.А. Баранов. Обществознание: 50 типовых вариантов экзаменационных работ /П.А. Баранов, С.В. Шевченко; под редакцией П.А. Баранова/. Москва. АСТ. АстрельЛ. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова. Человек и общество. Москва. «Русское слово»
А. И. Кравченко.Обществознание. Москва. «Русское слово»
Тематическое планирование факультатива «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию 10 класс»
№ тема дата
1 Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и
содержание экзаменационной работы. Вводное тестирование. 2 Особенности частей А, В, С 3 Общество как целостная система. Общества и природа. Общественное развитие. 4 Человеческая личность. Потребности человека. Социализация личности. Общение 5 Тренировочные задания 6 Социальная структура общества. 7 Этносы. Межнациональные отношения. 8 Социальные конфликты. Семья. 9 Тренировочные задания 10 Культура. Культурные нормы. Виды культур 11 Религия. Наука. 12 Образование. Искусство. 13 Тренировочные задания 14 Государство в политической системе общества. 15 Форма гос. устройства и гос. правления. Политический режим 16 Гражданское общество и правовое государство. Политические партии и системы. 17 Тренировочные задания Тематическое планирование факультатива «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию 11 класс»
№ тема дата
1 Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы. Вводное тестирование. 2 Особенности частей А, В, С 3 Сущность и структура экономики. Товар и его виды. 4 Рынок, цена, конкуренция. Спрос и предложение. 5 Роль государства в экономике. Бюджет государства и семьи 6 Труд, занятость, безработица. 7 Тренировочные задания. 8 Понятие права. Система и основные отрасли права. Нормы права. Источники права. Правовые отношения. 9 Конституция РФ. Основы конституционного строя. 10 Права и обязанности человека и гражданина РФ. Правосознание. 11 Понятие и виды правонарушений и юридической ответственности 12 Тренировочные задания. 13 Познавательная деятельность человека. Истина и ее критерии. 14 Научное и ненаучное познание. Социальное познание. 15 Тренировочные задания 16 Репетиционный экзамен в формате ЕГЭ 17 Анализ результатов итогового репетиционного экзамена № кон-цииТема
1 Общие требования, предъявляемые к ЕГЭ по обществознанию
2 Особенности частей А, В, С
3 Общество и общественные отношения
4 Человек. Индивид. Алчность.
5 Деятельность человека
6 Выполнение тестовых заданий и ЕГЭ прошлых лет
7 Познавательная деятельность и сознание
8 Истина и ее критерии
9 Типичные ошибки по теме «Познание»
10 Духовно-теоретическая и практическая деятельность
11 Мировоззрение и его место в духовной жизни
12 Тренировка выполнения заданий части В и С
13 Экономическая деятельность
14 Предпринимательская деятельность
15 Экономическая политика государства
16 Тренировка выполнения заданий частей В и С по экономике
17 Социальная структура и социальные отношения
18 Социальные статус, роли, институты
19 Нации и национальные отношения
20 Социальные конфликты
21 Разбор типичных ошибок по разделу «Социальная сфера»
22 Типология обществ
23 Исторический процесс в понимании философов, живших в
24 Различные исторические эпохи
25 Тренировочные задания по теме ЕГЭ прошлых лет
26 Политическая система и ее основные звенья
27 Происхождение государства и права: формы государства
28 Политические партии, движения, объединения
29 Избирательное право
30 Тренировочные задания ЕГЭ прошлых лет по теме «Политика»
31 Духовная культура
32 Проблемы глобализации
33 Итоговое тестирование
34 Разбор типичных ошибок итогового тестирования