Некоторые особенности работы над фортепианным ансамблем в младших и средних классах ДШИ
Березовское муниципальное казенное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская школа искусств» п. Монетного
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Некоторые особенности работы над фортепианным ансамблем в младших и средних классах ДШИ»
Исполнитель:
Прокопенко Е.В.
преподаватель
2013 г.
Содержание
Пояснительная записка
3
1. Работа с фортепианным ансамблем учащихся младших классов.
4
2. Работа с фортепианным ансамблем учащихся средних классов.
7
Заключение
10
Список литературы
11
Приложение
12
Пояснительная записка
Коллективное инструментальное исполнительство – это одна из самых доступных форм ознакомления учащихся с миром музыки. Творческая атмосфера этих занятий предполагает активное участие детей в учебном процессе. Радость и удовольствие от совместного исполнения с первых дней обучения – залог интереса к этому виду искусства – музыке. Каждый ученик становится активным участником ансамбля, независимо от уровня его способностей в данный момент, что способствует психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере в группе, повышению коммуникабельности учащихся.
Цель данной работы - раскрыть некоторые особенности и принципы работы над фортепианным ансамблем в младших и средних классах ДШИ.
Особенность данной разработки в том, что она построена целиком на моем опыте работы педагогом отделения «Музыкальное искусство» в детской школе искусств.
Свои наблюдения я дополняю практическими примерами работы (фрагментами уроков) с учащимися, проходящими обучение в ДШИ п. Монетного в 2010-2013 уч. г.
Данная разработка будет полезна начинающим преподавателям в классе «Фортепиано», работающими в детских школах искусств.
Работа с фортепианным ансамблем учащихся младших классов.
Подготовка к игре в полноценном фортепианном ансамбле начинается буквально с первых уроков обучения игре на фортепиано. Учащемуся предлагается играть простую попевку, строящуюся на одном звуке, при этом педагог подыгрывает несложный аккомпанемент, основанный на элементарных аккордовых функциях (Т-Д-T), (Т-S-Д-Т). Этот прием в работе способен значительно обогатить слух ребенка в гармоническом плане, и поддерживает его интерес к занятиям, это особенно важно на начальном этапе, когда исполнительские возможности учащегося пока еще очень малы. Такое тесное сотрудничество способствует наибольшему взаимопониманию педагога и ученика.
Однако, как показывает практика, далеко не все дети способны, точнее сказать, готовы к такому сотрудничеству. Слыша параллельно звучащую партию в исполнении педагога, ученик может забыть о своих «обязанностях» за инструментом; некоторые дети даже просят педагога «пока не играть, так как это им мешает». В таких случаях педагогу следует проявлять терпение и такт, постепенно готовя ученика к совместному исполнительству.
На мой взгляд, это можно сделать следующим образом.
- для начала предупредить ученика о своем намерении играть с ним вместе, уточнить у него готовность к этому;
- изначально педагогу следует исполнять только фрагменты аккомпанемента, например, линию баса, придерживаясь нюанса «пиано», постепенно добавляя оставшиеся элементы фактуры;
- специально познакомить ученика с партией сопровождения, выявлял в ней сходства и отличия с партией ученика.
Подобная практика позволяет подготовить сознание и слух ученика к тому, что в некоторых произведениях должны одновременно звучать мелодия, которую он играет и аккомпанемент, в исполнении педагога. В дальнейшем, когда ученик освоит ноты басового ключа, он может попробовать свои силы в игре «вторых» партий, в то время, как педагог будет играть первую.
Современные пособия для начинающих пианистов включают в себя разнообразный материал для игры в четыре руки. Для практических занятий можно рекомендовать следующие сборники: Геталова О., Визная И. «В музыку-с радостью»; Королькова И. «Крохе-музыканту», Артоболевская А. «Первая встреча с музыкой».
Таким образом, как уже было отмечено, игра с педагогом закладывает в учащегося базовые основы и навыки игры в ансамбле, помает получить представление о том, как должен звучать полноценный фортепианный ансамбль и готовит юного исполнителя к следующему этапу обучения –совместной игре с другим учеником.
При формировании фортепианного дуэта педагог, прежде всего, должен учесть индивидуальные особенности учащихся, чтобы подобрать соответствующий музыкальный материал.
Часто бывает так, что учащиеся I класса не могут играть друг с другом, в силу психологических и технических моментов. В таких случаях в партнеры к первокласснику можно рекомендовать второклассника, который уже имеет достаточный исполнительский опыт и поручить ему исполнение «второй» партии в ансамбле. Практика показывает, что объединение в дуэт таких исполнителей, с небольшой разницей в возрасте, чрезвычайно полезно для обоих партнеров: первоклассник начинает осознанно развивать свои игровые возможности, чтобы не «отстать» от своего старшего товарища, а второклассник в таком дуэте повышает свою самооценку и ощущает себя «опытным наставником» для младшего партнера. Он даже берет на себя некоторые организационные моменты в исполнении, например – показ вступления и т.п. Опираясь на личный опыт, могу сказать, что в таком дуэте участники заинтересованы друг в друге, поэтому результативность их работы – выше. На данном этапе продолжает формироваться навык слушания партнера, а также восприятие всей музыкальной ткани в целом.
От теории перейдем к практике.
Объединение учащихся Чечеткиной П. и Шабалиной В. в дуэт состоялось раньше, когда одна из участниц была ученицей I класса, а другая – посещала детский сад. Можно сказать, объединение было вынужденной мерой, так как сверстников в их классах по фортепиано не было. Разница в возрасте им не помешала формированию дуэта, наоборот, повысила интерес друг к другу, как к будущим партнерам в ансамбле. Учащиеся психологически были готовы к совместной работе, им хотелось играть вместе!
До это времени у учащихся уже был достаточный опыт игры в ансамбле с педагогом. Поэтому им уже были известны основные организационные моменты, такие как: посадка на уровне «своей» половины клавиатуры, «особое» положение локтей, позволяющее не мешать партнеру. Но –раньше за этим в основном следил педагог, а теперь они должны себя самостоятельно контролировать.
Первым, совместно сыгранным, произведением данного дуэта была французская народная песня в переложении В. Игнатьева «Большой олень». Работа строилась следующим образом. Пьеса была выбрана по обоюдному согласию будущих исполнителей, то есть эмоциональный отклик был сформирован еще до совместной игры, что немаловажно на начальном и последующих этапах обучения. Первый показ произведения педагогом (совмещенное исполнение обоих партий) также вызвал только самые положительные эмоции.
Состоялась беседа о произведении, о специфике его исполнения, были определены характер музыки, значение и функции каждой партии. Учащимся было объяснено, что это - песня, так как имеется прилагаемый текст, есть запев и припев. Шутливый характер мелодии возложен на первую партию, исполняемую преимущественно приемом staccato. Первая партия является солирующей, нотный материал второй партии в запеве напоминает сопровождение к танцу (к польке), в припеве становится более мелодичным. Басовые темы, проходящие в обеих руках по очереди, должны быть обязательно проинтонированы исполнителем. На протяжении всего произведения берется педаль для придания законченности, концертности звучания.
Учащиеся самостоятельно разбирали текст партий в ходе домашней работы. Проверка результатов проводилась в классе, на индивидуальных занятиях, целью которых было грамотное исполнение нотного текста, аппликатуры, штриховых обозначений, агогики. При этом педагог при каждом удобном случае подыгрывал партию будущего партнера, подготавливая тем самым ученика к слышанию всей партитуры произведения.
После этого началась работа над совместным исполнением. На первой же репетиции возникла проблема совместного начала и окончания. Поэтому одновременному вступлению пришлось учиться с помощью ауфтакта. Надо отметить, что «ответственность» за это с удовольствием приняла на себя ученица II класса. Ее младшая «коллега» быстро уяснила для себя, что ни в коем случае нельзя начинать и заканчивать играть, не дождавшись при этом своего партнера.
Развитие первоначальных ансамблевых навыков проходило следующим образом:
- солирование в данном примере целиком получено первой партии, т.к. в ее исполнении звучит мелодическая линия. Но «солисту» следует помнить, что любое форсирование звука – недопустимо, особенно при нюансе «форте», стоящем в припеве произведения;
- аккомпанирование полностью возложено на вторую партию. Сложность в данном примере состоит в том, что фактура второй партии гораздо плотней, чем у первой, поэтому велика вероятность нарочито громкого ее исполнения. Здесь важно воспитывать у ученицы умение отойти на «второй» план, не взирая на достаточную сложность своей партии, владеть ею настолько непринужденно и легко, чтобы у нее была возможность слышать прежде всего материал первой партии, исполняя при этом свою.
Работа над концертным исполнением включает в себя: умение контролировать учащимися решения всех художественных и технических задач. Добиться этого позволяет досконально проработанный и проученный текст каждой партии с учетом всех особенностей. Например, учащаяся, работающая во второй партии, отрабатывала легкость и непринужденность своей игры, пропевая голосом мелодию со словами, т.е. учила произведение, как песню под собственный аккомпанемент. Исполнительница первой партии непрестанно отрабатывала точность исполнения всех штрихов (стаккато, нон легато) и выразительность собственной игры.
Непрерывности исполнения можно добиться, вырабатывая умение исполнять произведение с разных мест (индивидуально и в ансамбле).
Очень важна также и исполнительская практика. Задача: играть как можно чаще и больше – перед любой аудиторией, участвовать, по возможности, во всех мероприятиях, проводимых ДШИ.
Таким образом, после первого года совместной игры в ансамбле учащиеся должны владеть развитыми навыками ансамблевого мышления:
- умение вместе вступать и заканчивать произведение;
- умение играть вместе;
- обладать ритмическим и темповым единством;
- понимать функции своей партии.
Отмечу, что первый опыт совместной игры моих учениц оказался очень удачным. Теперь они буквально не представляют свою учебу в школе без игры в ансамбле друг с другом. За полтора года они успели подготовить и успешно выступили с такими произведениями, как: чешская народная песня «Мой конек», «Марш» Л.в. Бетховена. В настоящее время идет работа над «Хором охотников» (из оперы «Вольный стрелок» К.М. Вебера). Исполнительское мастерство, чувство партнерства развивается и крепнет, сформировался стойкий интерес к совместному исполнительству.
Работа с фортепианным ансамблем учащихся средних классов.
На данном этапе немаловажную роль играет личная заинтересованность учащихся, возможность реализовать приобретенные ими навыки и умения на публичных выступлениях. Поэтому на первом занятии обсуждаются перспективы выступлений дуэта. Далее идет подбор репертуара, всестороннее изучение выбранной музыки, которое включает в себя знакомство с биографией композитора, поиск и прослушивание фонограмм исполняемого произведения, других сочинений этого автора, близких по стилистике.
Учащиеся IV класса Веньгина П. и Хусаинова А., на протяжении двух лет, играющие вместе, в свое время овладели всеми необходимыми первоначальными навыками, необходимыми для формирования крепкого, полноценного фортепианного ансамбля, что подтверждают их успешные выступления на конкурсах различных уровней. В то же время, ученицы понимают – как много нужно работать, каждому в отдельности и совместно, для достижения качественных результатов. При этом каждое новое исполняемое произведение – еще одна ступень к вершинам мастерства игры в ансамбле.
Именно таким образом строилась работа над «Музыкальным моментом» (f-moll) Ф. Шуберта (переложение для исполнения в 4 руки, тональность g-moll). После прослушивания фонограммы учащиеся признались в том, что им нравится это произведение и они хотели бы исполнять его. Это важно, так как положительный эмоциональный отклик на музыку будет являться хорошим стимулом в работе, особенно на начальном этапе, когда идет изучение нотного текста, штрихов, агогики, динамики.
Немаловажно и то, что исполнительская планка в данном случае поднимается, так как ученицы будут исполнять шедевр популярной классической музыки. Однако этот же факт может привести и к негативному эффекту. Трудности, с которыми ученицы могут столкнуться в работе над таким серьезным материалом, требования к его исполнению, могут охладить желание его играть. В данной ситуации выручало регулярное прослушивание фонограмм, особенно в различных интерпретациях, убеждая учащихся в необходимости работать и стремиться к поставленной цели.
Перед началом работы над каждой партией в отдельности, был проведен подробный разбор произведения, а именно: характер исполняемой музыки –легкий, воздушный, танцевальный и, вместе с тем, лиричный. Музыкальное содержание – яркая, запоминающаяся мелодия в сопровождении легко и остро звучащего аккомпанемента.
Первая партия является, безусловно, солирующей на протяжении всего произведения, так как исполняет мелодическую линию (правая рука) в сопровождении подголосков (левая рука). Сложность исполнения заключается в часто изменяющейся манере игры - с легкой и отрывистой на глубокую и протяжную, кроме того, должно быть проинтонированное, но не вязкое по звуку исполнение шестнадцатых длительностей. При этом важно еще и точное следование за динамикой, в соответствии с характером исполняемой музыки.
Все вышеперечисленное требует от исполнителя большого терпения, огромной работоспособности, а также внимания, так как любое его ослабление ведет к ошибкам в трактовке произведения, что совершенно недопустимо.
Вторая партия является аккомпанирующей, но ее исполнение не менее ответственно. Прежде всего, следует овладеть приемом staccato, сохраняющимся на протяжении всего произведения. Необходимо найти нужную окраску звучания, руководствуясь характером исполняемой музыки. Невзирая на однообразие фактуры, материал второй партии следует исполнять также выразительно, как и первой.
Педаль следует брать по принципу полупедали. При нюансе «пианиссимо» возможно нажатие и левой педали.
В функции исполнителя второй партии входит пристальное слежение за постановкой темпа прежде всего в своей партии, так как любые его изменения могут сказаться пагубно на звучании всего произведения в целом.
С учетом вышеперечисленных особенностей произведения и строилась работа над его совместным исполнением. Требования были следующие. Учащийся должен:
- иметь возможность играть вместе: от начала и до конца. Во время индивидуальных занятий педагог, по мере возможности, подыгрывает другую партию, готовя слух ученика к совместному исполнению;
- уметь быстро реагировать на любые изменения в игре партнера. Умение вести себя в любых ситуациях также формируется на индивидуальных занятиях, когда в роли партнера по ансамблю выступает педагог. Во время совместного исполнения с учеником, педагог намеренно прекращает исполнение своей партии, добиваясь того, чтобы ученик продолжал играть, не взирая ни на что. Таким образом, ученики со временем начинают правильно реагировать на ошибки со стороны партнера и овладевают умением подхватить свою партию в любой момент;
- уметь слышать и выстраивать фактуру, уметь согласовывать свою партию с партией партнера (ритмически, фактурно, динамически, по темпу), а также уметь целостно воспринимать исполняемое произведение.
Рекомендации педагога могут не всегда выполняться из-за неумения на данный момент справиться с поставленной задачей, ее ошибочного понимания или просто нежелания ее выполнять.
Помочь педагогу могут видеозаписи совместного исполнения. Этот метод достаточно эффективен, он позволяет учащимся увидеть и услышать себя со стороны, осознать свои ошибки, а также найти пути их совместного устранения осознанно, а главное - охотно.
Таким образом, на данном этапе обучения игры в ансамбле учащимся необходимо:
Постоянно совершенствовать ранее приобретенные навыки ансамблевой игры, таких как:
- умение слушать мелодическую линию, играть ее выразительно;
- умение грамотно и чутко аккомпанировать партнеру;
- умение совместно работать над динамикой, ритмом, темпом, фразировкой.
2. Уметь анализировать музыкальное произведение, его содержание, стилевые особенности.
3. Иметь ясное представление о звуковом балансе, т.е. распределении звука между партиями.
4. Развивать навыки тонного прочтения авторского текста.
5. Развивать музыкальное мышление.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью работы детской школы искусств является общее и эстетическое развитие учащихся, воспитание любви к музыке, подготовку к активной музыкальной деятельности в самых ее различных формах.
Обучаясь игре на фортепиано, учащиеся, наряду с целым комплексом сольных пианистических навыков, овладевают приемами и способами работы над разными видами совместного исполнительства: фортепианные дуэты, аккомпанементы, концерты.
Игра в ансамбле играет важную роль в развитии творческих способностей детей. Приобретенные за годы учебы навыки и умения совместной игры совершенствуют слуховые, ритмические, образные представления учащихся; формируют их музыкально-эстетический вкус на высокохудожественных произведениях; воспитывают чувство партнерства; обогащают кругозор; учат воспринимать музыку осознанно.
Ансамблевая игра является неотъемлемой частью учебного процесса в ДШИ, делает его более интересным и увлекательным, помогая учащимся приобрести важные, разнообразные и полезные умения и навыки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музыка, 1978.
2. Вопросы музыкальной педагогики – сборник статей под ред. В.Натансона. М.: Музыка, 1971.
3. Коган Г. Работа пианиста. М., 1979.
4. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1982.
5. Сорокина Е. Фортепианный дуэт. М.: Музыка, 1988.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Французская народная песня «Большой олень» (переложение В. Игнатьева».
Ф. Шуберт «Музыкальный момент» (фа-минор).
13PAGE 15
13PAGE 141215